Наслаждайтесь тем, что вы делаете - раздел Философия, Индийский мудрец Свами Праджнянпад (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе Для Того Чтобы Наслаждаться И Получать Удовлетворение От Наслаждения, Необхо...
Для того чтобы наслаждаться и получать удовлетворение от наслаждения, необходимо воспитание, так как невозможно достичь удовлетворения или свободы (от объекта наслаждения) на расстоянии... Нельзя научиться плавать, не входя в воду. Один раз истинно испытанное наслаждение может принести удовлетворение, которое могут не дать и тысячи раз.
Любить и получать наслаждение можно только от того, что ваше. Вы не любите то, что не ваше... то, что вы делаете по приказу, по принуждению.
Никогда ничего не делайте, не любя или не получая удовольствия! Действуйте только чувствуя, что ваша деятельность что-то вам приносит.
2. Подлинное наслаждение (bboga) и поверхностное наслаждение (upabboga)
(Bboga) означает подлинное наслаждение или опыт прохождения через него. Оно отличается от поверхностного наслаждения (upabboga).
При поверхностном наслаждении есть контакт с объектом и с удовольствием, связанным с ним, но без осознавания получаемого удовольствия.
«Различие между уносимым течением и плывущим по течению?» (Когда человека уносит течение, он беспомощен. А когда он плывёт по течению, то пользуется им для достижения своей цели подобно моряку, который ставит парус таким образом, чтобы плыть куда он захочет и не быть унесённым ветром и волнами). Плывущий по течению — действует. Аналогична разница между подлинным и поверхностным наслаждением. При поверхностном наслаждении вас уносят желания. Неизвестны ни причина действия, ни в чём оно заключается, ни его цель, ни последствия.
Если нет полного наслаждения от исполненного действия, то желание остаётся неудовлетворённым. Тогда на самом деле это не подлинное наслаждение, а поверхностное — тень истинного наслаждения.
Подлинное наслаждение, или сознательный продуманный эксперимент, необходимо не только в области приятного, но и в том, что вы считаете неприятным.
3. Станьте сначала действующим лицом (karta), чтобы стать наслаждающимся (bhokta)
Подлинное наслаждение — такое действие, когда действующий знает, что он делает, почему он это делает, и что он от этого получает. В то же самое время он постоянно спрашивает себя, получает ли он действительно то, что хочет. Он действует и видит то, что делает. Испытывающий bboga (bborta) находится в полном единстве с действием.
Только тот, кто действующее лицо (rarta), может стать наслаждающимся лицом (bborta). Станьте сначала действующим лицом (rarta), затем действуйте.
Когда вы узнаёте, что желание никогда не может быть удовлетворено? Только тогда, когда, предприняв все возможные усилия для его удовлетворения, вы поймёте, что сделали всё, что могли. Только тогда! Это всё!
Желание исчезает или уничтожается, когда достигается желаемое, и одновременно с этим становится ясно, что желание никогда не может быть удовлетворено до конца. Если эти условия не выполнены, то желание не уничтожается.
НЕОБХОДИМОСТЬ(Чувство крайней необходимости)
Лень — это продукт или результат довольства тем положением, в котором вы находитесь. Если вам оно в тягость, то можете ли вы себе позволить лениться?
Человек начинает искать неизменяющееся тогда, когда он попробовал и испытал то, что меняется.
НОРМАЛЬНОСТЬ Н СВЕРХНОРМАЛЬНОСТЬ
Нормальному человеку свойственно желать. У каждого нормального человека иногда возникает ощущение отчуждённости, и он хочет этот пробел заполнить. Это нормальное желание.
Нормальный человек — тот, кто способен быть в прямом контакте с окружающим миром. Он может с ним экспериментировать, получать от него наслаждение и видеть его природу. И тогда он может стать свободным от этого мира.
Вы удовлетворены только тогда, когда вы действуете в соответствии с тем, что чувствуете, а не сравнивая себя с другими. Это первый признак нормального человека.
Как только вы спрашиваете: «Почему?», как только вы задаёте себе вопрос о ситуации, в которой вы эмоционально встревожены, вы можете стать нормальным.
Чтобы стать нормальным, осознайте ваши реакции и посмотрите: «Что это такое? Где здесь истина? И где отрицание?» (см.«Отрицание»).
Нормальный человек — тот, кто может реагировать нормально, принимая вещи такими, как они есть. Он может быть терпимым, восприимчивым, расположенным к другим и может приспособляться. Это качества нормального человека.
Сверхнормальное — это нормальное в своей полноте или совершенстве.
О
Все темы данного раздела:
Необходимость видеть
Тот, кто не наблюдает за собой, беспрестанно говорит о других. Нужно постоянно помнить об одном: вы всегда подмечаете и презираете в других именно те недостатки и ошибки, которые скрыты и подавлен
Видеть то, что есть
Каждый раз, когда вы видите то, чего не замечали раньше, ваше знание растёт. В свою очередь, это знание даёт возможность видеть ещё больше.
Умение видеть вещи такими, как они есть, приме
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ МИР
Всё, что вовне, находится во мне.
Всё, что вовне, даёт мне возможность постоянно видеть и наблюдать себя. Внешний мир даёт мне эту возможность. Он всего лишь зеркало.
Каждый действует только в своих интересах.
Каждый действует только в своих интересах. Исключений из этого правила нет.
Придерживайтесь этой абсолютной, незыблемой истины: никто никому ничего не может дать. Индивид — это тот, кто б
Невозможно что-нибудь дать без личного интереса.
Если «вы» хотите получить что-нибудь от «него», «вы» должны действовать для «него» в соответствии с «его» просьбой или желанием. Как только вы что-нибудь делаете для «него», «вы» становитесь «им».
Давать, чтобы, в свою очередь, получать.
Когда вы даёте, вы приобретаете право получать... «Я не вымаливаю, я не прошу милостыню, я просто плачу за это».
До тех пор пока у вас есть желание получить, вы не можете его удовлетворит
Готовность получать.
Давать всегда правильно, когда есть тот, кто принимает.
Когда вы что-то даёте другому, то сначала обратите внимание на положение его руки: готова ли она принять? И это ещё не всё, нужно,
Готовность давать.
Неспособность давать — только реакция. На что? На то, что вы не получили. «Мне хотелось получить, но не удалось» или «У меня взяли то, что у меня было, поэтому я цепляюсь за своё».
Слепой
Давать — дарственная дорога к единству.
Самая большая привилегия человека — давать. Когда вы даёте, к вам приходит радость; таким образом, сливая с ней ваше маленькое «я», вы расширяете его.
Чем больше отдаётся получающему, те
Единство и двойственность.
Весь мир в целом не может прийти к единству. Думать так — значит предполагать, что весь мир — всего лишь игра природных сил.
Если весь мир придёт к единству, то игра природы прекратится,
Единство всегда здесь.
Единство не может быть создано. Оно — здесь. Только ваше чувство двойственности стремится его скрыть. Вы не создаёте единство. Если бы вы его создавали, то оно бы также исчезало. Всё, что возникает
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
Вы то, что вы есть здесь и сейчас, в настоящей ситуации. Это единственное «я», известное вам. Начинайте с него, так как это единственная реальность, осознаваемая вами. И продолжайте идти вперёд,
Знать — это быть.
Если вы что-то по-настоящему знаете, то вы это и есть. До тех пор пока вы не слились с предметом вашего знания, ваше знание не полно, а лишь частично.
Знать одно, а жить по-другому — ложь
ИДЕАЛИЗМ
Идеализм — это отрицание жизни.
Правильный идеализм: вы испытываете непосредственную радость; ощущаете силу и способность достижения идеала, даже если приходится бороться
ИЗМЕНЕНИЕ
1. Всё приходящее уходит.
Природа — это изменение: ничто не постоянно, ничто не останавливается даже на мгновение.
Незыблемый закон природы: всё, что возникает, —
Праздник нового.
Всё ново просто потому, что всё постоянно возникает, а старое исчезает. Всё ново! Это вечно длящийся праздник новизны. Свежесть, свежесть, свежесть...
Любой опыт, любой с
Истина, или то, что есть.
Истина — это то, что есть. А что есть? Различие и изменение в пространстве и времени.
Что значит истина? То, что есть. Но это неполное определение. Это только одна половина. Вторая полови
Истина проста и легка.
Истина так проста и так легка. Она заключена в одном слове: «да».
Истина проста, непосредственна, и её источник — в ней самой. Поэтому природа истины — это вызов, который должен быть пров
Истина на практике.
Истина не может быть частичной. Она не может быть ограничена какими-то условиями. Она должна присутствовать везде, всегда, во всех обстоятельствах. Между этим миром и миром духа не может быть ник
Любовь — выражение единства через чувства
Единство — понятие интеллектуальное. На уровне чувств единство — это безмятежность и равновесие.
Любить — значит понять, что другой отличается от вас (см. «Различие»).
Люб
Пассивная медитация
Пассивная медитация: вы ничего не делаете. Вы будто пассивно в единстве с тишиной. Расслабьтесь физически и ментально — вот и всё. Вы видите тишину и ничего для этого не делаете. Она здесь... Вы
Толкователь фактов
Мышление — не что иное, как склонность видеть вещи не такими, как они есть, а в соответствии с прошлым опытом.
Мышление — это непереваренные эмоции прошлого.
Мышление — это дум
Мышление — фокусник
Мышление не может видеть и принять то, что есть. Оно всегда отрицает то, что есть, и старается подставить на его место что-то иное. На этом основано отрицание.
Мышление фиксирует и делает
Мышление — создатель
Мышление движется в порочном кругу. Создаёт свои собственные проблемы и старается их разрешить.
Пока вы не видите определённую ситуацию, как она есть на самом деле, на её месте возникает
Загнать мышление в угол и познать его полностью
Мышление получает удары и чувствует боль, потому что ожидает, что внешний мир будет соответствовать его желаниям. До тех пор пока оно твёрдо не убедится, что всё во внешнем мире различно, оно буд
ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ
Будьте верны самому себе. Другими словами, будьте верны тому состоянию, в котором вы находитесь. Смотрите, чувствуйте, действуйте в этих обстоятельствах и постарайтесь найти выход из сложившейся с
Быть свободным — значит знать
Только знание освобождает.
Надо знать, что такое эмоция, и тогда вы сможете стать свободным. Нельзя освободиться от того, чего вы не знаете.
Быть свободным — это знать... Зная чт
Освобождение от мышления и эго
Освободиться от чего? От моего собственного мыслительного создания, то есть от того образа, который я создал вместо того человека, который существует на самом деле. Освободиться от того отношения к
Правила поведения в отношениях
Покуда вы не почувствуете: «Он различен, он уникален, он существует по-своему», не может быть никаких отношений.
Он или она просто такие, как он или она есть. Смотрите только на то, что е
Расширение эго до единства
Сознание, которое чувствует единство во всех отношениях, которое никогда не вступает в противоречие ни в каких отношениях, — это Совершенство.
Чувство, что «я есть он», придёт само собой
ОШИБАТЬСЯ
Не бойтесь совершать ошибки. Ошибаться естественно. Только на ошибках можно учиться и расти.
Ошибаться естественно; найдя причину ошибки, вы её исправите. Нечего огорчаться или беспокои
Принимать то, что есть
Принимать то, что есть в данный момент, — основа опыта.
Понимание включает два этапа. Во-первых, увидеть то, что есть, и принять это.
Во-вторых, если вы хотите узнать, почему это
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Первое в жизни — экономическая стабильность. На этом фундаменте вы можете строить все другие стороны вашей жизни.
Экономическая независимость — база всего остального: быть независимым, з
Инстинкты и сексуальные желания
Половой инстинкт естествен и, следовательно, безупречен и не может вас связывать. Сексуальное желание всегда сопровождается окраской мышления, поэтому его развитие замедляется, оно остаётся неудо
Сексуальность — энергия и удовольствие от контакта двоих
Каждый раз, когда есть соединение двух, — есть сексуальность. Когда вы что-то видите своими глазами и от этого испытываете удовольствие — это сексуальность. Если вы что-то слышите и от этого испыт
Опыт и удовлетворение сексуальности
Раз сексуальность проявляется — это нормально. Если она неправильна, то неправильна природа. Сексуальность не возникает сама по себе, она часть природы... Итак, она здесь. Это явление природы. Е
Невозможность удовлетворения
Почему вы постоянно стремитесь заниматься любовью? Один раз, два, сто, но всё равно хотите ещё? Потому что вы никогда не удовлетворены. Удовлетворения, которое вы ищете, в этом нет.
Если б
Удовлетворение желаний
Когда желание возникает, оно не может умереть само собой, не получив должного удовлетворения. Природа желания такова, что оно должно быть удовлетворено, иначе оно возьмёт реванш и вас разрушит. Вы
Желание не может быть удовлетворено
Можно освободиться от желания, только удовлетворив его и в то же время зная, что никакое желание не может быть удовлетворено.
Желание выражает фундаментальную тенденцию человека быть бес
ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
Что такое человек? Хотя это явление природы, но странное и уникальное явление. Он стремится отделиться от природы, понять её законы и использовать их в своих интересах.
Всё в человеке — н
Чуткость сознания на практике
Даже незначительные вещи должны выполняться обдуманно и сознательно.
Прежде чем быть выполненным, каждое действие должно заплатить дань Его Величеству Чуткости Сознания.
Следует
Расширение эго до бесконечности
Когда вы говорите: «Я не удовлетворён самим собою», «я» — представитель «самого себя» (myself). То, что обозначается этим «самим собой», говорить не может. Когда вы говорите: «Я это делаю с
В действительности эго не существует
На самом деле эго не существует само по себе, но обладает лишь видимостью существования. До тех пор пока это не станет совершенно ясно, останется страх перед смертью.
Как доказать, что у
Источник эмоций — отрицание
Все эмоции, не только страх, основаны на отрицании.
Каждый раз, когда вы чем-то встревожены, за этим следует цепь действий и противодействий. Тогда можете быть уверены, что где-то обязате
Освобождение от эмоций
«Как сделать, чтобы жить без эмоций?» — спрашиваете вы. Кто вам сказал, что вы должны жить без эмоций?
Ваши действия обусловлены эмоциями. Не перепрыгивайте сразу к заключениям, сначала
Книги, написанные индийскими учениками
- R. Srinivasan: Talks with Swami Prajnanpad Indian Edition: 1977, Pub. Bharatiya Vidya Bhavan (Bombay)
Edition francaise: Entretiens avec Svami Prajnanpad, 1984, Ed. Accar
Книги, написанные французскими учениками
- Arnaud Desjardins: Les Chemins de la Sagesse, 1972, Ed. La Table Ronde (Paris)
Смотрите также все книги этого автора у того же самого издателя.
- Denise Desjardi
Новости и инфо для студентов