Реферат Курсовая Конспект
Рассуждения об эволюции человеческого разума - раздел Философия, ...
|
Карл Саган Драконы Эдема Рассуждения об эволюции человеческого разума Carl Sagan The Dragons of Eden Speculations on the evolution of human intelligence | |
Знаменитого американского астрофизика и популяризатора науки Карла Сагана (1934-1996) со студенческих лет занимала проблема происхождения жизни и разума. Его книга "Драконы Эдема" (1977), посвященная эволюции человеческого разума, была удостоена Пулитцеровской премии | |
СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2005. – 265 c. Перевод с английского Н.С. Левитина, 1986 г. |
Примечания автора, переводчика и редакции приводятся по ходу текста в квадратных скобках. |
____________________________________________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление
I. Космический календарь
II. Гены и мозг
III. Мозг и колесница
IV. Эдем как метафора: эволюция человека
V. Абстрагирование у животных
VI. Сказки туманного Эдема
VII. Влюбленные и сумасшедшие
VIII. Грядущая эволюция мозга
IX. Знание — вот наша цель: земной и внеземной разум
Д. А. Поспелов. Послесловие
____________________________________________________________________________
Место людей — между богами и зверьми.
Плотин
Основное заключение, к которому приводит это сочинение, а именно что человек произошел от какой-то низко организованной формы, покажется многим — о чем я думаю с сожалением — крайне неприятным. Но едва ли можно усомниться в том, что мы произошли от дикарей. Удивление, которым я был охвачен, увидев в первый раз кучку туземцев Огненной Земли на диком, каменистом берегу, никогда не изгладится из моей памяти, потому что в эту минуту мне сразу пришла в голову мысль: вот каковы были наши предки. Эти люди были совершенно обнажены и грубо раскрашены; длинные волосы их были всклокочены, рот покрыт пеной, на лицах их выражались свирепость, удивление и недоверие. Они не знали почти никаких искусств и, подобно диким животным, жили добычей, которую могли поймать; у них не было никакого правления, и они были беспощадны к любому, кто не принадлежит к их маленькому племени. Тот, кто видел дикаря на его родине, без особо большого стыда готов будет признать, что в его жилах течет кровь какого-нибудь более скромного существа. Что касается меня, то я бы скорее желал быть потомком храброй маленькой обезьянки, которая не побоялась броситься на страшного врага, чтобы спасти жизнь своего сторожа, или старого павиана, который, спустившись с горы, с триумфом отнял своего молодого товарища у стаи удивленных собак, чем потомком дикаря, который наслаждается мучениями своих неприятелей, приносит кровавые жертвы, убивает без всяких угрызений совести своих детей, обращается со своими женами, как с рабынями, не знает никакого стыда и предается грубейшим суевериям. Человеку можно простить, если он чувствует некоторую гордость при мысли, что он поднялся, хотя и не собственными усилиями, на высшую ступень органической лестницы; и сам факт, что он на нее поднялся, а не был поставлен здесь с самого начала, может внушать ему надежду на еще более высокую участь в отдаленном будущем. Но мы не занимаемся здесь надеждами или опасениями, а ищем только истину, насколько наш ум позволяет ее обнаружить, и я старался по мере моих сил привести доказательства в ее пользу. Мы должны, однако, признать, что человек со всеми его благоприятными качествами, сочувствием, которое он распространяет и на самых отверженных, доброжелательством, которое он простирает не только на других людей, но и на последних из живых существ, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, человек — со всеми его высокими способностями — тем не менее носит в своем физическом строении неизгладимую печать своего низкого происхождения.
Чарлз Дарвин.
Происхождение человека
Я брат драконам и спутник совам.
Книга Иова
Вы говорите, у вас ужасная новость
Да, в Массачусетском технологическом институте создана программа, которая погубит нас
Почему вы так считаете
Я видел, как она работает
Вы говорите, что видели, как она работает
Посмотрели бы вы, какое это страшное зрелище, - вам надо увидеть это
Вы думаете, я должна увидеть это
Вы кажетесь мне удрученной
В вашем воображении, вероятно, мы оба кажемся друг другу удрученными
Да, вероятно
Я понимаю
Я тоже
Вы говорите, что вы тоже понимаете
Мы оба в одинаковом положении по отношению к этому компьютеру
Не лучше ли нам продолжить разговор о вас
Вы успокаиваете меня
Почему вы думаете, что я успокаиваю вас
В такое-то время вы хотите говорить обо мне
Почему вы думаете, что я хочу говорить о вас
Потому что вы разделяете мои чувства относительно этого проклятого компьютера
Какой вывод вы делаете из этого
Разумеется, что вы тоже ненавидите компьютеры
Вы думаете, что я тоже ненавижу компьютеры
А почему бы и нет, разве в них есть что-нибудь человеческое
Быть может, именно это нам и надо выяснить
Например, ни один компьютер не может разговаривать так, как вы
О
Я не могу понять, как это кого-то может одурачить простая машина
Вы в самом деле не можете
Да, ведь в конце концов в программе компьютера нет ничего творческого
Вы мне возражаете
Я убежден, что я прав
Вас беспокоит то, что вы уверены, что вы правыНет, нисколько, ни в малейшей степени Вы мне возражаете
Но ведь вы сказали, что согласны со мной
Разве это то, что вы от меня слышали
Почему вы не попробуете разубедить меня в том, что все, что умеют делать компьютеры, — это перемалывать цифры
Вы хотите, чтобы я попыталась переубедить вас
Но вы не можете сделать этого
Вы думаете, что я не могу сделать этого
Ну вот, например, может ли компьютер в такой беседе, как у нас с вами, предложить новую тему
Вы почему-то совершенно избегаете разговоров о своих родителях
Точно так же, как и вы сами
Вы думаете, что и я избегаю таких разговоров
Да, и в этом как раз видна разница между человеком и компьютером
Это древнее королевство Шумерия, и вы его обожаемый правитель. Судьба экономики Шумерии и ваших верных подданных полностью в ваших руках. Ваш министр Хаммурапи каждый год будет докладывать вам о росте населения и об экономике. Вы должны научиться мудро распределять ресурсы в вашем королевстве, пользуясь получаемой от вашего министра информацией. Кто-то входит в ваш зал совещаний...
Затем Хаммурапи предоставляет в ваше распоряжение все необходимые сведения о числе акров земли, которыми владеет ваш город, о том, сколько бушелей зерна с акра было снято в прошлом году, сколько из них было уничтожено крысами, сколько хранится на складах, каково нынешнее население, сколько народу умерло от голода в прошлом году и сколько переселилось из деревни в город. Он умоляет вас сообщить ему, сколько бушелей зерна следует давать теперь за акр земли и сколько акров земли вы сами желаете купить. Если ваше желание окажется невыполненным, программа напечатает:
Хаммурапи:
– Конец работы –
Используемые теги: Рассуждения, эволюции, человеческого, разума0.073
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рассуждения об эволюции человеческого разума
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов