рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К. С. АКСАКОВ

К. С. АКСАКОВ - раздел Философия, ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ О Внутреннем Состоянии России Первый, Явственный До Очевиднос...

О внутреннем состоянии России

Первый, явственный до очевидности вывод из истории и свойства русского народа есть тот, что это народ негосударственный, не ищущий участия в правлении, не желающий условиями ограничи­вать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного.

Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины, народ наш образовал в себе жизнь общины, ос­вященную потом принятием христианства. Отделив от себя прав­ление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнию. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется, не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри себя.

Итак, русский народ, отделив от себя государственный эле­мент, предоставив полную государственную власть правительст­ву, предоставил себе жизнь, свободу нравственно-общественную, высокая цель которой есть общество христианское.

Хотя слова эти не требуют доказательств, — ибо здесь до­статочно одного пристального взгляда на русскую историю и на со­временный русский народ, — однако можно указать на некоторые особенно ярко выдающиеся черты. Такою чертою может служить


древнее разделение всей России, в понимании русского человека, на государство и землю(правительство и народ), и оттуда явивше­еся выражение: государево и земское дело.Под государевым де­ломразумелось все дело управления государственного, и внешне­го и внутреннего, и по преимуществу дело военное, как самое яркое выражение государственной силы...

Вне народа, вне общественной жизни может быть только ли­цо(individo). Одно только лицо может быть неограниченным прави­тельством, только лицо освобождает народ от всякого вмешатель­ства в правительство. Поэтому здесь необходим государь, монарх. Только власть монарха есть власть неограниченная. Только при не­ограниченной власти монархический народ может отделить от себя государство и избавить себя от всякого участия в правительстве, от всякого политического значения, предоставив себе жизнь нрав­ственно-общественную и стремление к духовной свободе. Такое монархическое правительство и поставил себе народ русский.

Сей взгляд русского человека есть взгляд человека сво­бодного.Признавая государственную неограниченную власть, он удерживает за собою свою совершенную независимость духа, совести, мысли.

Итак, первое отношение между правительством и народом есть отношение взаимного невмешательства.Но такое отноше­ние (отрицательное) еще не полно; оно должно быть дополнено от­ношением положительным между государством и землею. Поло­жительная обязанность государства относительно народа есть защита и охранение жизни народа, есть внешнее его обеспечение, доставление ему всех способов и средств, да процветает его благо­состояние, да выразит оно все свое значение и исполнит свое нравственное призвание на земле... Общественное мнение — вот чем самостоятельно может и должен служить народ своему пра­вительству, и вот та живая, нравственная и нисколько не полити­ческая связь, которая может и должна быть между народом и правительством.

Петр, скажут, возвеличил Россию. Точно, он много придал ей внешнего величия, но внутреннюю ее целость он поразил растле­нием; он внес в ее жизнь семена разрушения, вражды. Да и все внешние славные дела совершил он и преемники его силами той России, которая возрастала и окрепла на древней почве, на других началах. Доселе солдаты наши берутся из народа, доселе еще не вовсе исчезли русские начала и в преобразованных русских лю­дях, подверженных иностранному влиянию. Итак, петровское го­сударство побеждает с силами еще допетровской России; но силы эти слабеют, ибо петровское влияние растет в народе, несмотря на то, что правительство стало говорить о русской национальности и даже требовать ее. Но для того чтобы благое слово обратилось в благое дело, нужно понять дух России и стать на русские начала,


отвергнутые со времен Петра. Внешнее величие России при импе­раторах точно блестяще, но внешнее величие тогда прочно, когда истекает из внутреннего. Нужно, чтоб источник был не засорен и не оскудевал. — Да и какой внешний блеск может вознаградить за внутреннее благо, за внутреннюю стройность? Какое внешнее не­прочное величие и внешняя ненадежная сила могут сравниться с внутренним прочным величием, с внутреннею надежною силою? Внешняя сила может существовать, пока еще внутренняя, хотя и подрываемая, не исчезла. Если внутренность дерева вся истлела, то наружная кора, как бы не была крепка и толста, не устоит, и при первом ветре дерево рухнет, ко всеобщему изумлению. Россия дер­жится долго потому, что еще не исчезла ее внутренняя долговеч­ная сила, постоянно ослабляемая и уничтожаемая; потому, что еще не исчезла в ней допетровская Россия. Итак, внутреннее величие — вот что должно быть первою главною целью народа и, конечно, правительства.

Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестною ложью. Правительство, а с ним и верхние классы, отдалилось от народа и стало ему чужим. И на­роды и правительство стоят теперь на разных путях, на разных на­чалах. Не только не спрашивается мнение народа, но всякий чест­ный человек опасается говорить свое мнение. Народ не имеет дове­ренности к правительству; правительство не имеет доверенности к народу. Народ в каждом действии правительства готов видеть но­вое угнетение; правительство постоянно опасается революции и в каждом самостоятельном выражении мнения готово видеть бунт. Правительство и народ не понимают друг друга, и отношения их не дружественны. И на этом-то внутреннем разладе как дурная трава выросла непомерная, бессовестная лесть, уверяющая во всеобщем благоденствии, обращающая почтение к царю в идолопоклонство, воздающая ему, как идолу, божескую честь.

Но доведение людей до животного состояния не может быть сознательною целью правительства. Да и дойти до состоя­ния животных люди не могут; но в них может быть уничтожено человеческое достоинство, может отупеть ум, огрубеть чувство, и, следовательно, человек приблизится к скоту. К тому ведет по крайней мере система угнетения в человеке самобытности жизни общественной, мысли, слова. Такая система, пагубно действуя на ум, на дарования, на все нравственные силы, на нравственное достоинство человека, порождает внутреннее неудовольствие и уныние. Та же угнетательная правительственная система из государя делает идола, которому приносятся в жертву все нравст­венные убеждения и силы.

Давая свободу жизни и свободу духа стране, правительство дает свободу общественному мнению. Как же может выразиться об­щественная мысль? Словом устным и письменным. Следовательно,


необходимо снять гнет с устного и письменного слова. Пусть госу­дарство возвратит земле ей принадлежащее: мысль и слово, — и тогда земля возвратит правительству то, что ему принадлежит: свою доверенность и силу.

Человек создан от бога существом разумным и говорящим. Деятельность разумной мысли, духовная свобода есть призвание человека. Свобода духа более всего и достойнее всего выражается в свободе слова. Поэтому свобода слова — вот неотъемлемое право человека.

Есть в России отдельные внутренние язвы, требующие осо­бых усилий для исцеления. Таковы раскол, крепостное состояние, взяточничество. Я не предлагаю здесь о том своих мыслей, ибо это не было моею целью при сочинении этой записки. Я указываю здесь на самые основы внутреннего состояния России, на то, что состав­ляет главный вопрос и имеет важнейшее общее действие на всю Россию. Скажу только, что истинные отношения, в которые станет государство к земле, что общественное мнение, которому дается ход, оживя весь организм России, подействует целительно и на эти язвы, в особенности же на взяточничество, для которого так страш­на гласность общественного мнения. Сверх того, общественное мне­ние может указать на средства против зол народных и государст­венных, как и против всяких зол.

Аксаков К. С. Полное собрание сочинений.

Т.1.-- М., 1861. -- С. 72--91.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

На сайте allrefs.net читайте: ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К. С. АКСАКОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философии
учебное пособие Согласно Федеральному компоненту Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию “Мудрое и глупое — это как пища,

Философия: ее смысл и предназначение
1.1. Что такое философия и каков основной круг ее проблем 15 Пифагор 15 Аристотель 15 Н. Кузанский 17 М. Монтень 18

Античная философия
3.1. Раннегреческая натурфилософия 66 Фалес 66 Анаксимандр 66 Анаксимен 67 Гераклит Эфесский 67 Пифагор 67

Средневековая христианская философия
4.1. Раннехристианская апологетика: Афиногор, Ипполит, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан 90 4.2. Основные принципы христ

Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза
Ф. Бэкон 115 Р. Декарт 120 Б. Спиноза 124 тема 7 Рационализм эпохи Просвещения и метафизический м

Глобальные проблемы человечества
К. Лоренц 376 А. Печчеи 379 А. Швейцер 384 Я. Ф. Федоров 387 К. Э. Циолковский 389 Перечень имен (Крат

Обычные представления об истории философии
Здесь раньше всего приходят на ум обычные поверхност­ные представления об истории философии, которые мы здесь должны изложить, подвергнуть критике и исправить. Об этих очень широко распространенных

Менон. Да.
Сократ.Если оно всегда у него было, значит, он всегда был знающим, а если он его когда-либо приобрел, то уж никак не в ны­нешней жизни. Не приобщил же его кто-нибудь к геометрии? В

ФОМА АКВИНСКИЙ
Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх фило­софских дисциплин, которые основываются на человеческом разу­ме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; эт

ДЖ. БРУНО
О причине, начале и едином Диалог пятый Теофил. Итак, Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность, еди­на фор

Ф. М. А. ВОЛЬТЕР
...Какие бы усилия я не производил в пользу моих сомнений, я скорее убежден в существовании тел, нежели в большинстве геометричес­ких истин. Это может показаться странным, но я ничего не могу здесь

Ж.-Ж. РУССО
...Великий переворот... произвело изобретение двух искусств: обра­ботки металлов и земледелия. В глазах поэта — золото и серебро, а в глазах философа — железо и хлеб цивилизовали людей и погу­били

П. А. ГОЛЬБАХ
Люди всегда будут заблуждаться, если станут пренебрегать опы­том ради порожденных воображением систем. Человек — произве­дение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освобо

К. А. ГЕЛЬВЕЦИЙ
Постоянно спорят о том, что следует называть умом;каждый дает гное определение; с этим словом связывают различный смысл, и все говорят, не понимая друг друга. Чтобы иметь

Шаги, которыми разум доходит до различных истин.
Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пус­тое место, и по мере того, как разум постепенно осваивается с неко­торыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, подви

Русская философия
XIX—XX веков   В. Г. БЕЛИНСКИЙ Есть два способа исследования истины: priori и posteriori, то есть из чистого разума и из опыта. Много было сп

А. С. ХОМЯКОВ
Прежняя ошибка уже невозможна, человек не может уже пони­мать вечную Истину первобытного христианства иначе как в ее полноте, то есть в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной л

В.С. СОЛОВЬЕВ
  Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную истину знания: вне его и наука, и философия, и

С. Н. БУЛГАКОВ
Человеческая душа нераздельна, и запросы мыслящего духа оста­ются одни и те же и у ученого, и у философа, и у художника: и тот, и другой, и третий, если они действительно стоят на высоте своих зада

С.Н.ТРУБЕЦКОЙ
Человеческое сознание предполагает чувственную, телесную организацию, и вместе оно имеет самобытное, идеальное начало. Оно предполагает бессознательную природу, которая организуется и постепенно во

Ф. ШЕЛЛИНГ
Трансцендентной философии надлежит объяснить, как вообще возможно знание при условии, что субъективное принимается в нем в качестве господствующего или первичного. Следовательно, она делае

Следовательно, в нашем знании в качестве единственной его основы должно быть нечто всеобщее опосредующее.
2. Мы принимаем в качестве гипотезы, что в нашем знании присутствует система, т. е. что оно являет собой самодовлеющее и внутренне согласованное целое. Скептик отвергнет эту предпо­сылку так же, ка

Факт, вера, истина и познание
А. Факт “Факт” в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я называю “фак­том”. Солнце — факт; переход Цезаря через Рубикон

Э. МУНЬЕ
Было бы упрощением представлять процесс познания как только рациональное упорядочивание фактов. Познание — это всеохватывающее движение, которое соеди­няет субъекты со своим окружением. Он

Б. РАССЕЛ
...Различение духа и материи едва ли бы возникло, если бы не име­ло под собой какого-то основания. Мы должны поэтому поискать каких-то различий, более или менее аналогичных различию меж­ду духом и

М. ШЛИК
Само собой понятно, что слово проверяемость должно подразуме­ваться только принципиально, так как смысл предложения, есте­ственно, зависит не от того, способствуют или мешают обстоятель­ства, при к

К. ПОППЕР
“Что есть истина?” — В этом вопросе, произносимом тоном убеж­денного скептика, который заранее уверен в несуществовании от­вета, кроется один из источников аргументов, приводимых в защи­ту релятиви

Антихрист. Проклятие христианству
2 Что хорошо? — Все то, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? — Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? —

А. КАМЮ
...Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать созерцанием и действием. Это и называется стать человеком... ...В этой вселенной единственным шансом укрепиться в со­знании, зафикс

М. ХАЙДЕГГЕР
...Философия — ни наука, ни мировоззренческая проповедь. Наш курс объявлен под названием “Основные понятия метафизики”... Дело идет теперь о том, чтобы в рамках одного семестра предста­вить — опуск

К. ЯСПЕРС
В течение более чем полувека все настойчивее ставится вопрос о ситуации времени; каждое поколение отвечало на этот вопрос для своего мгновения. Однако если раньше угроза нашему духовному миру ощуща

Общество и культура
как предмет философского анализа   16.1. Философия истории Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬ Подобно тому, как зародыш содержит в себе свою природу дерев

Л. Я. ГУМИЛЕВ
Очевидно, самая живая личность создает вокруг себя какое-то напряжение, обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей, подобно электромагнитному, состоящему из каких-то силов

П. А. СОРОКИН
Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнооб­разных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не свя­занных, а есть их единство, или индивидуальность, все составные части которо

П. Я. ЧААДАЕВ
Одна из наиболее печальных черт нашей свободной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие известными в других местах и даже среди народов во многом далеко

Опустошение жизненного пространства
Широко распространено заблуждение, будто природа неисчерпа­ема. Каждый вид животных, растений, грибов — поскольку вели­кий механизм природы состоит из всех трех категорий живых ор­ганизмов — приспо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги