рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

А. С. ХОМЯКОВ

А. С. ХОМЯКОВ - раздел Философия, ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ Прежняя Ошибка Уже Невозможна, Человек Не Может Уже Пони­мать Вечную Истину П...

Прежняя ошибка уже невозможна, человек не может уже пони­мать вечную Истину первобытного христианства иначе как в ее полноте, то есть в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной любви. Таково православие. Всякое другое поня­тие о христианстве отныне сделалось невозможным. Представите­лем же этого понятия является Восток, по преимуществу же земли славянские и во главе их наша Русь, принявшая чистое христиан­ство издревле по благословению божьему и сделавшаяся его креп­ким сосудом, может быть в силу того общинного начала, которым она жила, живет и без которого она жить не может. Она прошла че­рез великие испытания, она отстояла свое общественное и бытовое начало в долгих и кровавах борьбах, по преимуществу же в борьбе, возведшей на престол Михаила.., и, сперва спасшая эти начала для самой себя, она теперь должна явиться их представительницею для целого мира. Таково ее признание, ее удел в будущем. Нам поз­волено глядеть вперед смело и безбоязненно.

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 2-е. изд.Т.1. -- 1878. — С.151, 152.

1 83


Частное мышление может быть сильно и плодотворно только при сильном развитии мышления общего; мышление общее возможно только тогда, когда высшее знание и люди, выражающие его, свя­заны со всем остальным организмом общества узами свободной и разумной любви и когда умственные силы каждого отдельного лица оживляются круговращением умственных и нравственных соков в его народе. История призывает Россию стать впереди всемирного просвещения; она дает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал, а право, данное историей народу, есть обязанность, нала­гаемая на каждого из его членов.

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 2-е. изд. Т. 1. — 1878. — С. 174.

Ей, [Византии], не было суждено представить истории и миру образец христианского общества; но ей было дано великое дело уяснить вполне христианское учение, и она, для всего человечества, для всех будущих веков. Сама империя падала все ниже и ниже, истощая свои нравственные силы в разладе общественных учреждений с нравст­венным законом, признаваемым всеми; но в душе лучших ее деяте­лей и мыслителей, в учении школ духовных, и особенно в святилище пустынь и монастырей, хранилась до конца чистота и цельность про­светительного начала. В них спаслась наша будущая Русь.

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 2-е. изд. Т. 1. -- 1878. -- С. 219.

[Просвещение народов Запада развивалось быстрее оттого, что оно выросло] на почве древнеримской, неприметно пропитывавшей их началами просвещения, или в прямой от нее зависимости, и оттого, что просвещение их по односторонности своих начал могло, как я уже сказал, развиваться при многих недостатках в жизни общест­венной и частной; древняя же Русь имела только один источник просвещения — веру, а вера разумная далеко не обнимала земли, которой большая часть была христианскою более по наружному обряду, чем по разумному сознанию, между тем как всесовершенное начало просвещения требовало жизненной цельности для про­явления своей животворящей силы.

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 2-е. изд. Т. 1. -- 1878. — С. 233, 234.

...Связь веры с наукою восходит до первого озарения русской земли верою христовою.

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 2-е. изд. Т.1. -- 1878. -- С.247.

Я назвал вероюту способность разума, которая воспринимает дей­ствительные (реальные) данные, передаваемые ею на разбор и со­знание рассудка. В этой только области данные еще носят в себе



полноту своего характера и признаки своего начала. В этой области, предшествующей логическому сознанию и наполненной сознанием жизненным, не нуждающимся в доказательствах и доводах, сознает человек, что принадлежит его умственному миру и что миру внешнему. Тут, на оселке воли, сказывается ему, что в его предметном (объективном) мире создано его творческою (субъективною) деятельностью и что независимо от нее…

Наука должна расширять область человеческого знания, обогащать его данными и выводами, но она должна помнить, самой приходится многому и многому учиться у жизни. Без она также скудна, как жизнь без нее, может быть, еще скуднее.

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 2-е изд. Т. 1. -- 1878. --С. 22.

…Разум жив восприятием явления в вере и, отрешаясь, самовоздействует на себя в рассудке; разум отражает жизнь познаваемого в жизни веры, а логику его законов -- в диалектике рассудка.

Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 2-е изд. Т. 1 -- 1878. --С. 279.

 

Философское мышление строгими выводами возвращается к незыблемым истинам веры, а разумность церкви является вывшею возможностью разумности человеческой, не стесняя ее самобытного развития… Науки философские, понятые во всем их живом объеме, по необходимости отправляясь от веры и возвращаясь к ней, в то же время дают рассудку свободу, внутреннему знанию -- силу и жизни -- полноту.

Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. 2-е изд. Т. 1 -- 1878. --С. 283, 284.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

На сайте allrefs.net читайте: ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А. С. ХОМЯКОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философии
учебное пособие Согласно Федеральному компоненту Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию “Мудрое и глупое — это как пища,

Философия: ее смысл и предназначение
1.1. Что такое философия и каков основной круг ее проблем 15 Пифагор 15 Аристотель 15 Н. Кузанский 17 М. Монтень 18

Античная философия
3.1. Раннегреческая натурфилософия 66 Фалес 66 Анаксимандр 66 Анаксимен 67 Гераклит Эфесский 67 Пифагор 67

Средневековая христианская философия
4.1. Раннехристианская апологетика: Афиногор, Ипполит, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан 90 4.2. Основные принципы христ

Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза
Ф. Бэкон 115 Р. Декарт 120 Б. Спиноза 124 тема 7 Рационализм эпохи Просвещения и метафизический м

Глобальные проблемы человечества
К. Лоренц 376 А. Печчеи 379 А. Швейцер 384 Я. Ф. Федоров 387 К. Э. Циолковский 389 Перечень имен (Крат

Обычные представления об истории философии
Здесь раньше всего приходят на ум обычные поверхност­ные представления об истории философии, которые мы здесь должны изложить, подвергнуть критике и исправить. Об этих очень широко распространенных

Менон. Да.
Сократ.Если оно всегда у него было, значит, он всегда был знающим, а если он его когда-либо приобрел, то уж никак не в ны­нешней жизни. Не приобщил же его кто-нибудь к геометрии? В

ФОМА АКВИНСКИЙ
Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх фило­софских дисциплин, которые основываются на человеческом разу­ме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; эт

ДЖ. БРУНО
О причине, начале и едином Диалог пятый Теофил. Итак, Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность, еди­на фор

Ф. М. А. ВОЛЬТЕР
...Какие бы усилия я не производил в пользу моих сомнений, я скорее убежден в существовании тел, нежели в большинстве геометричес­ких истин. Это может показаться странным, но я ничего не могу здесь

Ж.-Ж. РУССО
...Великий переворот... произвело изобретение двух искусств: обра­ботки металлов и земледелия. В глазах поэта — золото и серебро, а в глазах философа — железо и хлеб цивилизовали людей и погу­били

П. А. ГОЛЬБАХ
Люди всегда будут заблуждаться, если станут пренебрегать опы­том ради порожденных воображением систем. Человек — произве­дение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освобо

К. А. ГЕЛЬВЕЦИЙ
Постоянно спорят о том, что следует называть умом;каждый дает гное определение; с этим словом связывают различный смысл, и все говорят, не понимая друг друга. Чтобы иметь

Шаги, которыми разум доходит до различных истин.
Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пус­тое место, и по мере того, как разум постепенно осваивается с неко­торыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, подви

Русская философия
XIX—XX веков   В. Г. БЕЛИНСКИЙ Есть два способа исследования истины: priori и posteriori, то есть из чистого разума и из опыта. Много было сп

К. С. АКСАКОВ
О внутреннем состоянии России Первый, явственный до очевидности вывод из истории и свойства русского народа есть тот, что это народ негосударственный, не ищущий участия в правлении,

В.С. СОЛОВЬЕВ
  Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную истину знания: вне его и наука, и философия, и

С. Н. БУЛГАКОВ
Человеческая душа нераздельна, и запросы мыслящего духа оста­ются одни и те же и у ученого, и у философа, и у художника: и тот, и другой, и третий, если они действительно стоят на высоте своих зада

С.Н.ТРУБЕЦКОЙ
Человеческое сознание предполагает чувственную, телесную организацию, и вместе оно имеет самобытное, идеальное начало. Оно предполагает бессознательную природу, которая организуется и постепенно во

Ф. ШЕЛЛИНГ
Трансцендентной философии надлежит объяснить, как вообще возможно знание при условии, что субъективное принимается в нем в качестве господствующего или первичного. Следовательно, она делае

Следовательно, в нашем знании в качестве единственной его основы должно быть нечто всеобщее опосредующее.
2. Мы принимаем в качестве гипотезы, что в нашем знании присутствует система, т. е. что оно являет собой самодовлеющее и внутренне согласованное целое. Скептик отвергнет эту предпо­сылку так же, ка

Факт, вера, истина и познание
А. Факт “Факт” в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я называю “фак­том”. Солнце — факт; переход Цезаря через Рубикон

Э. МУНЬЕ
Было бы упрощением представлять процесс познания как только рациональное упорядочивание фактов. Познание — это всеохватывающее движение, которое соеди­няет субъекты со своим окружением. Он

Б. РАССЕЛ
...Различение духа и материи едва ли бы возникло, если бы не име­ло под собой какого-то основания. Мы должны поэтому поискать каких-то различий, более или менее аналогичных различию меж­ду духом и

М. ШЛИК
Само собой понятно, что слово проверяемость должно подразуме­ваться только принципиально, так как смысл предложения, есте­ственно, зависит не от того, способствуют или мешают обстоятель­ства, при к

К. ПОППЕР
“Что есть истина?” — В этом вопросе, произносимом тоном убеж­денного скептика, который заранее уверен в несуществовании от­вета, кроется один из источников аргументов, приводимых в защи­ту релятиви

Антихрист. Проклятие христианству
2 Что хорошо? — Все то, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? — Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? —

А. КАМЮ
...Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать созерцанием и действием. Это и называется стать человеком... ...В этой вселенной единственным шансом укрепиться в со­знании, зафикс

М. ХАЙДЕГГЕР
...Философия — ни наука, ни мировоззренческая проповедь. Наш курс объявлен под названием “Основные понятия метафизики”... Дело идет теперь о том, чтобы в рамках одного семестра предста­вить — опуск

К. ЯСПЕРС
В течение более чем полувека все настойчивее ставится вопрос о ситуации времени; каждое поколение отвечало на этот вопрос для своего мгновения. Однако если раньше угроза нашему духовному миру ощуща

Общество и культура
как предмет философского анализа   16.1. Философия истории Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬ Подобно тому, как зародыш содержит в себе свою природу дерев

Л. Я. ГУМИЛЕВ
Очевидно, самая живая личность создает вокруг себя какое-то напряжение, обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей, подобно электромагнитному, состоящему из каких-то силов

П. А. СОРОКИН
Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнооб­разных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не свя­занных, а есть их единство, или индивидуальность, все составные части которо

П. Я. ЧААДАЕВ
Одна из наиболее печальных черт нашей свободной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие известными в других местах и даже среди народов во многом далеко

Опустошение жизненного пространства
Широко распространено заблуждение, будто природа неисчерпа­ема. Каждый вид животных, растений, грибов — поскольку вели­кий механизм природы состоит из всех трех категорий живых ор­ганизмов — приспо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги