Реферат Курсовая Конспект
Этика античности - раздел Философия, Лекция 4. ...
|
Лекция 4.
Мыслители европейской античности.
Киники.
Самым ярким представителем школы киников или циников (в латинской транскрипции) был философ Диоген из Синопа (умер около 330—320 до н. э.). Современники называли его «взбесившимся Сократом».
Диоген начал свою сознательную жизнь с того, что пошел к Дельфийскому оракулу и спросил, как ему нужно жить. Тот ответил, что нужно произвести переоценку ценностей. Диоген понял это по-своему и начал чеканить фальшивые монеты, попался и был продан в рабство. Когда его как раба вывели для продажи на рынок, он кричал:
— Кто хочет купить себе господина!
И когда один человек купил его, Диоген сказал покупателю, что теперь тот должен его во всем слушаться. Тот рассмеялся, но потом действительно его во всем слушался и даже доверил Диогену воспитание своих сыновей, потому что Диоген оказался мудрым и знающим человеком. И циником в современном понимании этого слова. Киники («циники») — по-гречески «собаки». "Диоген и учил, что надо жить подобно собаке — просто и неприхотливо, бросая вызов богатству, обжорству, пьянству. Идеал мудреца — полное опрощение. Сам он жил в бочке, питался одной капустой, существовал на то, что ему подавали. Но при этом был очень гордым человеком. Когда он потребовал денег у одного богача, тот сказал — ты уговори меня, может, я тебе и дам. На что Диоген ответил: если бы я мог тебя уговорить, я бы уговорил тебя удавиться!
Он днем ходил с зажженным фонарем и объяснял всем: ищу человека. Он всегда говорил, что людей полно, а человека найти трудно. Большинство людей живет не по-человечески — соревнуется в богатстве, в жадности, в том, кто кого скорей столкнет в канаву, кто кого скорей одурачит. Никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. Диоген удивлялся тому, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не видят своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной и не видят того, что у них под ногами; учителя учат правильно говорить и писать, но не учат правильно поступать; скряги ругают деньги, а сами их любят больше всего.
Однажды один вельможа привел Диогена к себе в дом и сказал:
— Смотри, как здесь чисто, не плюнь куда-нибудь, с тебя станется.
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, говоря:
— Извини, но это единственное место, куда я решился плюнуть. Народ смеялся над ним и спрашивал, зачем он просит подаяния у статуи.
— Приучаю себя к отказам, — отвечал Диоген.
Однажды он пришел на лекцию к известному философу, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала один слушатель обернулся и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Взбешенный философ ругался:
- Ты сорвал мне лекцию!
- Но что стоит твоя лекция, если какая-то жалкая рыба всех отвлекла.
Как-то проходя по улице, он закричал: «Эй, люди!» — но когда сбежался народ, напустился на них с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Человеку, спросившему его, в какое время следует завтракать, он ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».
Торговец снадобьями Лисий спросил его, верит ли он в богов. «Как же мне не верить, — сказал Диоген, — когда тебя я иначе назвать не могу как богом обиженным ?»
На вопрос: какое вино ему вкуснее пить, он ответил: «Чужое». Ему сказали: «Тебя многие поднимают на смех»; он ответил: «А я все никак не поднимусь».
На вопрос, почему люди подают нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, быть может, и станут, а вот мудрецами никогда».
Идеалом мудрой жизни была для Диогена «автаркия» — внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему. Когда он грелся на солнце, Александр Македонский, остановившись над ним, сказал: «Проси у меня чего хочешь»; Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца». Несмотря на насмешки и издевательства, большинство людей любило Диогена, и, когда какой-то хулиган разбил его глиняную бочку, граждане города собрали деньги и купили ему новую. Никому в голову не пришло купить ему дом, да Диоген и не стал бы, наверное, жить в доме, ибо считал это роскошным и не нужным для себя. Когда Диоген умер, современники поставили ему мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, вовеки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни».
Цинизм в такой мягкой диогеновской форме, пренебрежительное отношение ко всем внешним благам — одежде, комфорту, богатству, славе, — до сих пор имеет последователей. Например, хиппи — мощное молодежное движение в Европе и Америке.
Все добродетели у Аристотеля делятся на этические и дианоэтические (интеллектуальные). Этические добродетели — это середина между двумя пороками: мужество — между отчаянием и трусостью, самообладание — между распущенностью и бесчувственной тупостью, кротость — между гневливостью и невозмутимостью и т. д. То есть Аристотель выдвинул учение о «золотой середине» и «умеренности» как формуле счастья. У его последователей, критиковавших стоический идеал апатии, оно получило название «метриопатия» (умеренно-страстие).
Суть дианоэтических добродетелей — в правильной деятельности теоретического разума, цель которого — в отыскании истины ради нее самой, а цель практического разума — в установлении нормы поведения.
«Итак, мы рассмотрели, — писал Аристотель в «Большой этике», — в чем состоит добродетель. Она, по-видимому, есть некая середина между противоположными страстями. Недаром человек, желающий быть уважаемым за свой нрав (ethos), должен соблюдать середину во всяком движении чувств. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины. Например, круг начертить может всякий, но установить его середину непросто; подобно этому, и рассердиться легко, и легко впасть в противоположную крайность, но удержаться посредине — трудно. Вообще можно наблюдать на любом движении чувств, что удаленное от середины легко, а середина, за которую нас хвалят, трудна. Из-за этого добродетель редка» (Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 308).
Эпикур жил в смутное и тяжелое время, поэтому старался избегать политики, ибо это было весьма опасным и неблагодарным занятием. Его важнейший принцип гражданской жизни: «Живи незаметно».
– Конец работы –
Используемые теги: этика, античности0.054
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этика античности
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов