Социально-политические учения эпохи возрождения.

Николо Макиавелли, Томас Мор, Томазо Кампанелла.

Макиавелли (1469-1527)– историк, госдеятель, поэт, друг Леонардо, Микелянжело…

«Государь». Главная движущая сила истории – интерес, а самый могущественный интерес – приобретение и охрана частной собственности. Готовность поступиться всем ради собственности. Интересы имущих и неимущих постоянно сталкиваются, классовая борьба. Построению справедливого общества препятствуют 2 фактора. Наличие класса дворян (праздно живущие доходами со своих владений, они заклятые враги всякой гражданственности) и церковь. Именно она (церковь) продолжает держать в несогласии, мешает созданию целостной Италии. Претензии к церкви (католической) как к социальному институту и к особенностям самой христианской религии (для попадания в рай не надо сопотивляться, бороться). Альтернативой могли бы служить языческие религии с их культом силы. За абсолютную монархию, тиранию, «цель оправдывает средства».

Томас Мор (?-1535), богатая семья, влиятельный. За сохранение власти папы и католиков. В 1935 – канонизирован. «…Утопия», 1516. Утопия = «нигде». Общество должно строится на антииндивидуалистических принципах и реализовывать библейские идеалы. Власть должна принадлежать 1 правителю – самому мудрому и нравственному. Не может быть частной собственности, из золота надо делать ночные горшки, денег тоже нет. Занятия физическим трудом. Рабство сохраняется как средство наказания преступников и средство выполнение непрестижных работ. Принцип всеобщего права на образования, свобода совести (даже атеизм, но не пропагандировать его). Должны стремиться не к аскетизму, а к полноценной жизни. Корень всякого зла – частная собственность. Жители Утопии миролюбивы, но упражняюися в военном искусстве, дабы помочь сосебям да себя защитить. Принцип комунны – всё что производится всё поступает в общие склады откуда берётся по мере надобности.

Томазо Компанелла (1568-1639). Бедняк, монах, просидел в тюрьме 30 лет. Там же написал в 1602 г. «Город солнце», там же через 20 лет увидел свой труд изданным. Похож на Мора. Категорически отрицал политику Макиавелли. Во главе общества должен стоять метафизик. Он должен иметь 3 помощника – мощь (военное дело), мудрость (наука и образование) и любовь (воспитиние, питание, деторождение). Правление демократическое. Семьи нет. Всё едины даже в одежде. Обязательный физический труд – 4 часа. Не люди служат вещам, а вещи людям.

 

 

(50-28)