ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

Под редакцией А. А. Радугина

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ


Gaudeamus igitur

Juvenes dum sumus!

Post jucundam juventutem,

Post molestam senectutem

Nos habebit humus

Ubi sunt qui ante nos

inmundofuere?

Transeans ad superos

Transeans ad inferos

Hos si vis videre!

Vita njstra brevis est,

Brevi finietur;

Venit mors velositer,

Rapit nos atrociter

Neminu parcetur!

Vivat academia!

Vivant professores!

Vivat memorum quodlibet?

Semper sint in f lore!


 

Под редакцией А. А. Радугина

Хрестоматия

По

Философии

Согласно Федеральному компоненту Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию

Содержание

Предисловие

тема 1

Философия: ее смысл и предназначение

Пифагор 15 Аристотель 15 Н. Кузанский 17

Античная философия

Фалес 66 Анаксимандр 66 Анаксимен 67

Средневековая христианская философия

Афиногор, Ипполит, Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан 90

Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза

Ф. Бэкон 115 Р. Декарт 120 Б. Спиноза 124

Немецкая классическая философия

И. Кант 141

И. Г. Фихте 145

Ф.В. Шеллинг 147

Г. В. Ф. Гегель 152

Л. Фейербах 156

К. Маркс и Ф. Энгельс 161

тема 10

Русская философия XIX-XX веков

В. Г. Белинский 173

Н. Г. Чернышевский 175

Н. А. Добролюбов 176

К. С. Аксаков 180

А.С. Хомяков 183

В.С. Соловьев 185

Л. И. Шестов 189

С. Н. Булгаков 189

П. А. Флоренский 191

С. Н. Трубецкой 193

С. Л. Франк 194

Н.А. Бердяев 194

 

тема 11

Человек во Вселенной.

Философская, религиозная

и научная картина мира

11.1. Концепция бытия — фундамент философской

картины мира 200

11.2. Понятие материи. Диалектико-материалистическая картина мироздания 205

11.3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм

П. Тейяра де Шардена 222


тема 12

Природа человека и смысл

его существования

12.1. Решение проблем специфики человеческого бытия в философской антропологии 229

Ф. Шлегелъ 229

Ф. Шеллинг 231

Л. Фейербах 232

Н. А. Бердяев 234

Ф. Ницше 235

М. Шелер 236

Э.Фромм 242

М.Хайдеггер247

12.2. Марксистское учение

о соотношении природного и социального в человеке.

Индивид и личность 24 9

К. Маркс и Ф. Энгельс 249

Н. А. Бердяев 255

12.3. Смысл и назначение человеческого бытия 259

М.Монтенъ259

Л. Фейербах 260

Л. Толстой 265

 

тема 13

Познание,

его возможности и средства

13.1. Постановка проблемы познания в классической немецкой философии 268

И. Кант 268

Ф. Шеллинг 271

М.Хайдеггер275

13.2. Диалектико-материалистическая теория познания 276

13.3. Позитивистская и персоналистская

концепции познания.

Знание и вера 292

Б. Рассел 292

Э. Мунье ЗОО

Ж. Лакруа 300


тема 14

Проблемы

научной рациональности в современной “философии науки”

14.1. Неокантианская интерпретация научного познания 302

П.Наторп302

Э. Кассирер 303

В.Виндельбанд305

Г. Риккерт 306

14.2. Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме 307

О. Конт 307

Р. Карнап 308

Б. Рассел 310

М. Шлик 311

Н.З. Концепция науки в критическом рационализме 311

К. Поппер ЗП

Т. Кун 313

И. Лакатос 315

П. К. Фейерабенд 316

 

тема 15

Современный философский иррационализм:

решение проблем бытия,

познания,

человека и личности в различных школах и течениях

15.1. “Философия жизни” 318

А. Шопенгауэр 318

Ф. Ницше 320

В. Дильтей 324

Г.3иммель 325

А. Бергсон 326


15.2. Психоаналитическая

философия 327

З. Фрейд 327

К. Г. Юнг 335

Э. Фромм 337

15.3. Экзистенциализм 340

Э.Мунъе340

С. Кьеркегор 342

Ж.-П. Сартр 344

А. Камю 346

М.Хайдеггер 347

К. Ясперс 353

 

тема 16

Общество и культура

как предмет философского

анализа

16.1. Философия истории 355

Г. Ф. В. Гегель 355

К. Маркс 355

Л.Н. Гу милев 358

А. Дж. Тойнби 358

К. Ясперс З61

16.2. Культура и цивилизация 363

О. Шпенглер З6З

П. А. Сорокин 365

Д. С. Лихачев 366

Н.А. Бердяев 366

Н.С. Трубецкой 367

16.3. Запад и Восток в диалоге культур 369

П. Я. Чаадаев 369

Н.Я. Данилевский 372

Н. А. Бердяев 374


тема 17

Глобальные проблемы человечества

А. Печчеи 379 А. Швейцер 384 Я. Ф. Федоров 387

Обычные представления об истории философии

а. История философии как перечень мнений На первый взгляд по самому своему смыслу как будто озна­чает сообщение… Таким образом, мы тотчас же наталкиваемся на весьма обычное воззрение на историю философии, согласно которому она…

Менон. Да.

Менон.Да я отлично знаю, что никто его ничему не учил. Сократ.А все-таки есть у него эти мнения или нет? Менон.Само собой, есть, Сократ, ведь это очевидно.