Бытие человека сводится к всеобщему; к жизнеспособности как производительной единице

...То, что сделало человека человеком,находится за преде­лами переданной нам истории. Орудия в постоянном владении, со­здание и употребление огня, язык, преодоление половой ревности и мужское товарищество при создании постоянного общества под­няли человека над миром животных.

...В водовороте современного существования часто становит­ся непостижимым, что собственно происходит. Неспособные спас­тись на берегу, что позволило бы обозреть целое, мы носимся в сво­ем существовании, как по морю. Водоворот создает то, что мы ви­дим только тогда, когда он нас увлекает за собой.

Однако это существование рассматривается в настоящее время как само собой разумеющееся, как массовое обеспечение по­средством рационального производства на основе технических от­крытий. Когда это знание постигаемого процесса в целом превра­щается в осознание бытия современности, неизбежным становится уже не непостижимый в своих возможностях водоворот, а действу­ющий в ходе необходимого экономического развития аппарат.

...Индивид распадается на функции. Быть означает быть в седле; там, где ощущалась бы личность, деловитость была бы нару­шена. Отдельный человек живет как сознание социального бытия.В пограничном случае он ощущает радость труда без ощущения своей самости; живет коллектив, и то, что отдельному человеку ка­залось бы скучным, более того невыносимым, в коллективе он спо­койно принимает, и как бы под властью иного импульса. Он мыслит свое бытие только как “мы”.

Бытие человека сводится к всеобщему; к жизнеспособности как производительной единице...

Ясперс К. Духовная ситуация времени. Человек и его ценности.— Ч. 1. — М., 1988. —С. 61—83.


тема 16

Общество и культура

  16.1. Философия истории Г. Ф. В. ГЕГЕЛЬ

Л. Я. ГУМИЛЕВ

Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 31. Пассионарность — это характерологическая доминанта, непре­оборимое внутреннее… Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — Л.,1990.— С. 33.

П. А. СОРОКИН

номической и политической организации, большей части ее нра­вов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) — все они по-своему выражают ее… Возьмем, например, культуру Запада средних веков. Ее главным принципом или… Сорокин П. А. Система социологии, социальная мобильность. —М., 1992. —С. 429.

П. Я. ЧААДАЕВ

Эта дивная связь человеческих идей на протяжении веков, эта история человеческого духа, вознесшая его до той высоты, на которой он стоит теперь во… У каждого народа бывает период бурного волнения, страстно­го беспокойства,… вам о прошлом, который воссоздавал бы его пред вами живо и кар­тинно. Мы живем одним настоящим в самых тесных его…

Опустошение жизненного пространства

Экологическая Среда человека меняется во много раз быс­трее, чем у всех других существ. Темп этого изменения обуслов­лен развитием техники,… орехами и дарами моря. Такие культуры влияют на свой биотоп не более, чем… Крестьянин знает то, о чем все остальное человечество, оче­видно, забыло: он знает, что жизненные ресурсы всей нашей…