рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Патристика.

Патристика. - раздел Философия, СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Прежде Всего Необходимо Отметить, Что Невозможно Провести Чёткую Границу Межд...

Прежде всего необходимо отметить, что невозможно провести чёткую границу между христианской философией и христианским богословием. Христианская философия началась с патристики. Патристика (лат. patres — отцы) — направление философско-теологической мысли 2—8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов — Отцов Церкви. В эволюции патристики могут быть выделены три содержательных этапа:

(1) — ранняя патристика, или апологетика (2—3 вв.), связанная с деятельностью таких авторов, как Юстин (ум. ок. 165, осн. соч.: ‘Апология’ к Антонину Пию и ‘Апология’ к Марку Аврелию, ‘Беседы с Трифоном-иудеем’ и др.); Татиан (ок. 120 — ок. 17); Тертуллиан; Климент Александрийский’; Ориген. Центральная проблема патристики — проблема соотношения христианства с античным наследием, в рамках решения которой оформились как направление, ориентированное на гармонический синтез христианской идеи откровения с философской традицией античного рационализма (Юстин, Климент Александрийский и др.), так и направление, прокламировавшее их несовместимость и резко дистанцирующее христианство как ‘мудрость варваров’ (Татиан) эллинской книжной учености (Татиан, Тертуллиан и др.).

Климент Александрийский впервые поставил проблему соотношения философии и религии, веры и разума. Он считает философию и религию не противоречащими друг другу, а дополняющими друг друга. Христианство, по его мнению, объединило в себе древнегреческую философию и Ветхий Завет. Татиан был ярым врагом античной культуры и философии в астности. В своей «Речи против эллинов» он упрекает античную мифологию в безнравственности, а философов в том, что их споры похожи на споры слепых с глухими. Татиан бросает роковой для античного искусства призыв «Уничтожайте памятники нечестия». Тертуллиан был воинствующим фидеистом (Фидеизм (от лат. fidēs — вера) — философское учение, утверждающее примат веры над разумом). Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс) полагал, что вся философия еретична, так как философы ищут истину, а истина уже дана в библии. По его мнению нет ничего общего между Афинами и Иерусалимом (т. е. Между философией и христианством). В работе «О плоти Христовой» Тертуллиан принимает религиозную нерациональную веру как высшую мудрость, которая должна посрамить всякую земную мудрость. Тертуллиан опирается на слова апостола Павла, который сказал, что «мудрость мира сего есть безумие перед Богом», что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрое». Приводя эти слова Тертуллиан пишет: «Я согласен, что это безрассудно, если мы станем судить о Боге по нашему только смыслу» ведь «в очах мира нет ничего безрассуднее, как веровать в Бога вочеловечившегося, рождённого от Девы, принявшего плотское тело...», но «не можешь быть истинно мудрым, если не покажешься безумным в глазах мира». В трактате «О плоти Христовой» находится знаменитое высказывание Тертуллиана, которое как бы итожит приведённые цитаты: «Верую, потому что абсурдно». Для Тертуллиана абсурдность христианства есть высшая мера его истинности, высшее свидетельство его божественности (если бы его придумали люди, то они не стали бы писать нелепые рассказы, а постарались бы, что бы всё выглядело достоверно). Тертуллиан пишет: «После погребения Христос воскрес, и это несомненно, ибо невозможно». Однако Тертуллиан отрицает не весь разум, а чрезмерный интеллектуализм. Истину он призывает видеть в глубинах души. Для этого надо упростить душу, снять налёт мудрствования (философствования) и добраться до чистой, Богом сотворённой души. Душа, говорит Тертуллиан, по природе своеё христианка.

Второй период патристики — зрелая патристика (3—5 вв.), реализующая себя на греческом Востоке — в деятельности Иоанна Златоуста и каппадокийского кружка: Василий Великий Кесарийский (ок. 330—379, осн. соч.: ‘О святом Духе’, ‘Шестоднев’), его брат Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394), Григорий Богослов Назианзин (ок. 330 — ок. 390, осн. соч.: ‘О моей жизни’, ‘О моей судьбе’, ‘О страданиях моей души’) и др., синтезировавшие христианское вероучение и философские методы античности; а на латинском Западе — в деятельности Августина. Центральное направление в развитии патристики этого периода — борьба с ересями (арианство, монтанизм, докетизм, монофизитство, гностицизм и др.), что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Символа веры на Никейском вселенском Соборе (325), конституировавшем основные догматы вероучения. В рамках зрелой патристики оформляются тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита (‘Ареопагитики’), заложившие основы апофатической теологии и христианской мистики в целом.

 

Апогеем латинской (написанной на латыни) патристики считается творчество Августина Аврелия (Августина Блаженного 354-430). Его самые известные произведения «Исповедь» и «О граде Божьем». Согласно Августину Бог не только сотворил природу, но и постоянно поддерживает её существование: Бог непрерывно воспроизводит мир посредством непрерывного творения природы. Без этого перманентного творения природа сразу же провалилась бы в небытие. Бог не сотворил ничего плохого и поэтому зла нет ни в природе, ни в материи, ни во времени и пространстве. Зло в свободной воле человека. Люди знают, что такое добро, но не способны без божественной благодати избегать зла. Зло имеет место тогда, когда нарушается Богом установленный порядок вещей: когда высшее занимает место низшего (например, тогда, когда тело ценят более, чем душу или когда государство становится выше церкви. Августин совершил своего рода открытие «внутреннего человека». В «Исповеди» он ничего откровенно рассказывает о своих глубоких переживаниях, обнаруживает свою душу во всех её тончайших изгибах, волнениях. Более того, именно в таких натяжениях и случающихся разрывах, влекущих к противостоянию воле Божьей, Августин обнаруживает подлинное «я», личностное в человеке. «...когда я стал высвобождаться из-под безусловного подчинения Господу моему, как если бы я обрёл свою часть и участь, то понял, что то был Я, который хотел. Я, который не хотел: то был Я, который хотел этого безраздельно, и отвергал это также безраздельно. И стал я тогда бороться с самим собой, раздирая самого себя...» Греческая философия не ведала противоречивости религиозного чувства такого накала. Для неё воля — совсем не та сила, которая автономным образом определяет жизнь, но функция, тесно связанная с интеллектом, указывающим воле цель движения. Вспомним Сократа у которого знание (разум) показывает дорогу к добродетели и воля человеческая осознав разумность наставления безропотно ведет человека к добродетели. У Августина воля человеческая строптива. Апостол Павел точно ее охарактеризовал: "Бедный я человек, делаю не то доброе, что хочу, а то злое, что ненавижу".

 

Особая новизна заключена во взгляде Августина на человека внутреннего как образ и подобие Бога и Троицы. Августин находит целую серию триад в человеческой натуре. Так он пишет, что в вечной душе человека есть три основные способности: воля, разум, память. Воля выше, чем разум. Вера — это одно из действий воли, поэтому вера выше, чем разум. Однако Августин не противопоставляет веру и разум. Его знаменитая формула гласит: «Верую, для того, чтобы знать; знаю, для того, чтобы верить». В любом познании прежде всего имеет место вера: ученик верит своему учителю, ребёнок верит родителям, учёный верит своим предшественникам, книгам — если каждый будет подвергать сомнению всё и начинать всё сначала, то никакого познания вообще не будет. Поэтому вера идёт прежде понимания. Но вера только крепнет и восходит на новую ступень когда она наполняется пониманием. Августин выступал за разумную веру.

Благодаря творческому синтезу философии Плотина и христианского богословия Августином была создана величественная философская система, которая господствовала над умами и сердцами богословов Западной Европы до 13 века (в тринадцатом веке Фома Аквинский создал систему, которая заняла ведущее положение в западном богословии).

 

Третий период патристики — поздняя патристика (5—8 вв.), центрирующаяся на проблеме систематизации христианского вероучения. Ключевая фигура — Иоанн Дамаскин (ок. 675—753) — византийский богослов и поэт, завершивший систематическое оформление основ христианской теологии; также Леонтий (ок. 475—543) на Востоке и Боэций (Анций Манилий Торкват Северин, ок. 480—525, осн. соч.: ‘Утешение философией’) на Западе. Систематизаторская деятельность Иоанна Дамаскина и ориентация Боэция на античную философскую традицию (прежде всего, комментарии к Аристотелю и Порфирию) заложили основы средневековой схоластики.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Особенности средневековой христианской философии Более правильным было... Схоластика... Слово схоластик происходит от слова школьный этой философии обучали в школах при монастырях и в средневековых...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Патристика.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности средневековой христианской философии.
Прежде чем перейти к рассмотрению проблем средневеко-вой философии, необходимо определить само понятие «средневековой философии». Напрашивающийся очевидный вывод, что средневековая философия – это

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги