рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ - раздел Философия, А.н.суворова ...

А.Н.Суворова

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ

Учебное пособие

Учебное пособие посвящено проблемному рассмотрению основных философских идей ХIX-XX веков и имеет цель расширить границы обзорных (предгосэкзаменационных) лекций. Анализируются наиболее влиятельные концепции.

Предназначена для студентов-психологов, а также всех студентов, изучающих курс истории философии.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. ФИЛОСОФИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ, СПЕЦИФИКА ЗНАНИЯ

1.Становление проблемы бытия

2.Варианты решения проблемы бытия

3.О содержании понятия "бытие"

4.О содержании понятия "сущее"

Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний

ФИЛОСОФИЯ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА

1.Что есть истина

2.Гносеология А.Шопенгауэра: мир как представление

3.Онтология и антропология А.Шопенгауэра:мир как воля

4.Природа и человек как формы объективации бессознательной воли

5.Эстетика А.Шопенгауэра

6.Этика А.Шопенгауэра

Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний

ФИЛОСОФИЯ СЕРЕНА КЬЕРКЕГОРА

1.Иррационалистический характер философии

2.Учение о линейном бытии Единичного

3.Учение о вере как основании экзистенции

4.Интерпретация веры в современной психологии

Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний

ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ

1.Общая характеристика проблем и идей

2.Проблема бытия в лейтмотиве борьбы Диониса с Аполлоном

3.Разумность как разрушение жизни

4.Место науки в жизни человека

5.Идея возвращения человека к жизни и критика христианства

6.ZARATHUSTRA и идея сверхчеловека

Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний

ФИЛОСОФИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ

1.Проблемное поле исследований и методология "описательной психологии"

2.Учение о сознании

3.Место психического в теории познания

4.Понятие жизненной единицы

5.Учение о целесообразности

6.Учение о душе человека как структурной связи элементов психического

Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний

ФИЛОСОФИЯ АНРИ БЕРГСОНА

2.Онтология сознания: учение о длительности 3.Размышления о цвете: цвет как физическое (пространственное) явление 4.Учение о природе цвета: цвет как восприятие (психическое)

ФИЛОСОФИЯ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА

1.Общая характеристика

2.Учение о природе человеке

3.Дом и искусство как противоположности

4.Исторические псевдоморфозы

5.Проблема культуры в историологии

6.Символ культуры как ее предпосылка

7.Культура как модель описания и объяснения мира

8.Об источнике становления новых культур

Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний

ФИЛОСОФИЯ ЭДМУНДА ГУССЕРЛЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

2.Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции 3.Лозунг "Назад, к предметам!" 4.Сознание как ноэзис: смыслоформирование

ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Общая характеристика экзистенциализма

2.Учение о сущности человека и понятие экзистенции

3."Фундаментальная онтология": учение о бытии

4.Учение о смысле бытия человека

5.Учение о языке как истине бытия

6.Учение о герменевтичности бытия

Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний

ФИЛОСОФИЯ ХАНСА ГЕОРГА ГАДАМЕРА И ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

2.Становление философской герменевтики 3.Учение о понимании 4.Понятие герменевтического опыта как горизонта понимания

ПРЕДИСЛОВИЕ

ФИЛОСОФИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ, СПЕЦИФИКА ЗНАНИЯ

Особенность философии яснее всего проявляется на материале сугубо философской проблемы - проблемы бытия. Сложность проблемы бытия состоит в том, что… Древнегреческая философия прославилась постановкой таких вопросов, на которые… Уже в древности сложились два варианта ответа на этот вопрос: а) бытие возникает из небытия, б) бытие возникает из…

Литература для самостоятельной работы

1. Библия. Современный перевод библейских текстов.- М.: Всемирный библейский переводческий центр, 1993.

2. Фрагменты ранних греческих философов.- Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики.- М.: Наука, 1989.

3. Древнеиндийская философия. Начальный период.- М.: Мысль, 1972.

4. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990.- № 10.-С. 158-165.

5. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии, 1992.- № 6.-С. 91-105.

6. Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов (и ученых?) // Вопросы философии, 1992.- № 6.-С. 106-114.

7. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии, 1992.- № 7.-С. 34-44.

8. Лосева Н.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии, 1992.- № 7.-С. 64-76.

9. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии, 1997.- № 9.- С. 36-45.

10. Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки, 1991.- №10.- С. 3-20.

Вопросы для самопроверки знаний

2. Воспроизведите аргументацию Парменида, что небытия нет. В чем проявляются слабые стороны данной аргументации? 3. Воспроизведите аргументацию мыслителей, что небытие существует в… 4. Каковы физиологические и психологические механизмы становления сущего? В чем проявляются слабые стороны данной…

ФИЛОСОФИЯ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА

Что есть истина? Цель сочинения "Мир как воля и представление" (работа написана в… Шопенгауэр, обращаясь ко всему человечеству, с одной стороны, и к истине, которую открывает сердце, с другой,…

Литература для самостоятельной работы

1. Шопенгауэр А. Собр.соч. в 5-ти томах. Т.1. Мир как воля и представление. Перевод с нем. Ю.И.Айхенвальда.-М.:Московский клуб, 1992.

2.Чанышев А.А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Собр.соч. в 5-ти томах. Т.1. С.5-36.

3. Гуревич П.С. Шопенгауэр А. Энциклопедия // Философские науки. 1997, № 1. С.109-111.

4. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983.- С.783.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней.- СПб.:Петрополис, 1997.- С.143-152.

Вопросы для самопроверки знаний

2. В чем состоит сходство философии А.Шопенгауэра с философией Г.В.Ф.Гегеля? 3. В чем состоит сходство философии А.Шопенгауэра с философией И.Канта? 4. Какие основные положения философии А.Шопенгауэра были развиты последующими философами?

Литература для самостоятельной работы

1. Кьеркегор С. Наслаждение и долг.- СПб.,1894.

2. Кьеркегор С. Страх и трепет.- Л.: Грифон,1991.

3. Смирнов В.И. Рыцарь веры // Кьеркегор С. Страх и трепет.- Ленинград: Грифон,1991.- С.4-8.

4. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия.- М.:1993.

5. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983.- С.297.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней.- СПб.:Петрополис, 1997.- С. 152-163.

7. Сандлер Дж.,Дэр К.,Холдер А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса.- Воронеж: НПО "МОДЭК", 1993.

8. Долгов К.М. От Киркегора до Камю.- М.:Искусство, 1990.

Вопросы для самопроверки знаний

2. В чем состоят сходство и различия философии С.Кьеркегора и философии А.Шопенгауэра? 3. В чем состоит сходство философии С.Кьеркегора с философией Аврелия… 4. Какие положения философии С.Кьеркегора будут восприняты философами-экзистенциалистами?

ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ

Общая характеристика проблем и идей Философия Ф.Ницше несет на себе печать, с одной стороны, западно-европейской… * Уже в 12 лет Ницше был освобожден от летних занятий в гимназии из-за головных болей и болезни глаз, с 27 лет…

Литература для самостоятельной работы

1. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. -М.: Мысль,1990.

2. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.:"Художественная литература", 1993.

3. Ницше Ф. Утренняя заря. Мысли о моральных предрассудках.- Свердловск: Изд-во "Воля", 1991.

4. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки богов.-М.:Мысль, 1989.

5. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983.- С.437.

6. Современная западная философия. Словарь.- М.: ИПЛ, 1991.- С.211-214.

7. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Нитше // Вопросы философии, 1990.- № 7. С.59-

8. Шестов Л.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней.- СПб.:Петрополис, 1997.- С.265-277.

Вопросы для самопроверки знаний

2. В чем состоит влияние философии А.Шопенгауэра на философию Ф.Ницше? 3. В чем состоит различие философии Ф.Ницше и философии А.Шопенгауэра? 4. Какие положения философии Ф.Ницше актуальны для современной философии?

ФИЛОСОФИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ

Проблемное поле исследований и методология "описательной психологии" В.Дильтей вошел в историю философии не только как последователь направления… Развитие душевной жизни каждого человека, по Дильтею, имеет универсальный - общечеловеческий - характер и испытывает…

Литература для самостоятельной работы

1. Дильтей В. Описательная психология.-СПб.:Алетейя, 1996.

2. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, 1988.- № 4. С.135.

3. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983.- С.167.

4. Современная западная философия. Словарь.- М.: ИПЛ, 1991.- С.211-214.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней.- СПб.:Петрополис, 1997.- С.288-291.

Вопросы для самопроверки знаний

2. В чем состоит различие объяснительной и описательной психологии? 3. Каковы основания для выделения в психологической науке "описательной… 4. Какова, по В.Дильтею, структура душевной жизни?

ФИЛОСОФИЯ АНРИ БЕРГСОНА

Теоретические источники философии "жизненного порыва" Философия А.Бергсона предельно кратко может представлена как философия… В "Предисловии" к "Опыту о непосредственных данных сознания" Бергсон следующим образом определяет…

Литература для самостоятельной работы

1. Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1.-М.:Московский клуб, 1992.

2. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии, 1990.- № 1.-С. 163-167.

3. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983.- С.49.

4. Современная западная философия. Словарь.- М.: ИПЛ, 1991.- С.211-214.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней.- СПб.:Петрополис, 1997.- С.489-501.

Вопросы для самопроверки знаний

2. В чем состоят сходство и различия философии А.Бергсона и философии А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше? 3. В каких положениях А.Бергсона проявляются сильные стороны его философской… 4. Можно ли отождествить длительность Бергсона с чувственностью? С содержанием бессознательного?

ФИЛОСОФИЯ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА

Общая характеристика О.Шпенглер - последний классик "философии жизни" и один из… Такая нетрадиционность вполне естественно вытекала, во-первых, из мировоззренческих установок Шпенглера, который в то…

Литература для самостоятельной работы

1. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1.- М.-Пг. 1923.

2. Шпенглер О. Закат Европы. Т.2. // Самосознание европейской культуры ХХ века.- М.:ИПЛ, 1991.

3. Шпенглер О. Пессимизм ли это? // Ежегодник философского общества СССР: Новые идеи в философии.- М.: Наука, 1991.- С.166-182.

4. Аверинцев А. "Морфология культуры" Освальда Шпенглера // Ежегодник философского общества СССР: Новые идеи в философии.- М.: Наука, 1991.- С.183-203.

5. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983.- С.784.

6. Современная западная философия. Словарь.- М.: ИПЛ, 1991.- С.379-381.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней.- СПб.:Петрополис, 1997.- С. 295-296.

8. Суворова А.Н. Место и функции картины мира в структуре бытия: методологический аспект // Вестник университета Российской Академии образования, 1996.- № 1. С.119-140.

Вопросы для самопроверки знаний

2. В чем выражается заимствование О.Шпенглером идей Г.В.Лейбница? идей Ф.Ницше? 3. Какие положения О.Шпенглера могут служить основанием для интерпретации его… 4. В чем состоит принципиальное различие "философии жизни" О.Шпенглера и "философии жизни"…

ФИЛОСОФИЯ ЭДМУНДА ГУССЕРЛЯ

(1859-1938)

И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Феноменология - это философия сознания. Совсем недавно, в 1997 году, отмечалось двадцатилетие со времени созыва Первой Международной конференции… Сразу следует отметить, что та предметная область, которую исследует… Феноменологический анализ "предполагает ... полное исключение каких бы то ни было допущений, установлений и…

Феноменологическая редукция помогла выявить два аспекта сознания: сознание как ноэму (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис (смыслоформирование предмета).

Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи, обладающей свойствами в процесс смыслопорождения вещи. Выдвижение на первый план смысловой (смыслоформирующей) связи субъекта и предмета - вот итог многолетних философских размышлений Гуссерля. В этом - смысл феноменологии, различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование, ноэзис).

Феноменологическая редукция смыслоформирования: сознание как переживание

Стремление сознания к смыслопорождению интенционально в своем основании: сознание есть всегда направленность на предмет, но не сам предмет. Следующим шагом является анализ, т.е. феноменологическая редукция, чистого сознания (смыслопорождения).

В первом томе "Логических исследований" Гуссерль разбирает традиционное понимание сознания ("явления сознания", по Гуссерлю) и выявляет чистое сознание - смыслоформирование. Во втором томе "Логических исследований" Гуссерль исследует само чистое сознание и выявляет феноменологический аспект смыслоформирования, в результате которого появляется феноменологическое "Я".

Мысль Гуссерля, таким образом, движется по модели, предложенной И.Кантом: понятие о предмете расщепляется на aposteriopi и apriori. Гуссерль называет это расщепление феноменологическим очищением. Аposteriopi сознания - это ноэма (предметное содержание мысли), apriori сознания - это ноэзис (смыслоформирование).

Далее расщеплению на aposteriopi и apriori подвергается "сознание как смыслоформирование". Гуссерль использует метод собственного изобретения - феноменологическую редукцию и различает феномен смыслопорождения(феноменологическое содержание) и явление смыслопорождения(нефеноменологическое содержание).

Аposteriopi, т.е. de facto, чистое сознание является интенциональным потоком переживания. Чистое сознание, не пропущенное через феноменологическую редукцию, т.е. не очищенное от собственной предметности, есть конкретное переживание, которое порождает смысл.

Лозунг "Назад, к предметам" требовал пропускать сквозь горнило феноменологической редукции все обнаруженные феномены, поскольку феномен (aposteriopi) вызван "к жизни" какими-то причинами, какими-то apriori. Гуссерль истолковывает причины формирования смыслов наличием "переживающего Я". Поэтому, заключает Гуссерль, есть нефеноменологическое переживание, и это - интенциональный поток переживаний, который конституирует сознание. Если переживание "пропустить" через феноменологическую редукцию, мы получим феноменологическое переживание - переживание "Я" собственных переживаний к миру. Другими словами, "Я", переживая мир, переживает по поводу собственных переживаний. "Я", формируя смыслы относительно мира не останавливается на этом этапе. "Я" продолжает формировать смыслы самой смыслопорождающей деятельности сознания. Появляется иерархия переживаний. Можно добавить, что феноменологическое переживание Гуссерля является рефлективным.

Феноменологическое переживание, по Гуссерлю, есть переживание субъектом собственных переживаний. Над сознанием как потоком переживаний "вторым ярусом" надстраивается переживание этого потока с выявление субъекта переживаний. "Второй ярус" переживаний - это сам акт переживания в отличии от сознания как содержания переживаний.

Подведем некоторый итог. Гуссерль считает необходимым выделить из явления сознания феномен сознания, т.е. сознание подвергается феноменологической редукции и появляется чистое сознание, которое интерпретируется как смыслообразование. Таким образом понимаемое сознание и конституирует предмет науки.

Нефеноменологическое определение сознания:

ноэма - содержание мысли, т.е. ее предметность,

совокупность признаков о предмете

Феноменологическое определение сознания:

ноэзис - акт мышления,

интенция, смыслообразование

Смыслообразование это содержание феноменологического сознания, но само смыслообразование не интенционально, следовательно, не-феноменологично (до-феноменологично). Чтобы смыслообразование из "потока смыслов" стало интенциональным, необходимо феноменологическое очищение смыслов от предметного содержания. Появляется чистое переживание. Чистое переживание возможно даже тогда, когда предмет не существует, а мысль является ложной, например, переживание небытия, переживание придуманной ситуации. Человек моделирует ситуацию, предполагает возможные варианты ее осуществления и переживает как реальность. В фильме "Блондинка за углом" Т.Догилева, игравшая главную героиню, смоделировала будущее своего сына, которого еще не существовало. Выходя замуж и предполагая когда-нибудь рождение ребенка, она вообразила и пролила море слез, как он (сын) героически погибнет, грудью закрывая своих товарищей во время несения военной службы на границе.

На описанных Гуссерлем механизмах основывается не только воспитание и образование, но все формы социального и индивидуального бытия.

Нефеноменологическое определение переживания:

смысловая данность переживания - содержание переживания т.е. пережитое содержание

Феноменологическое определение переживания:

переживание как интенциональный акт

Переживание становится у Гуссерля "вторым понятием сознания".

Учение о достоверности

Для Гуссерля весьма характерно постоянное развитие собственных идей, а потому часто появляются старые идеи в новой редакции. В Пятом исследовании о феноменологии и теории познания второго тома "Логических исследований" Гуссерль пишет: Несомненно, что второе понятие сознания есть более "первичное", и притом "само по себе более раннее". При научной систематизации от этого более узкого понятия можно перейти к первому, более широкому понятию. Под первым понятием сознания Гуссерль подразумевает смыслоформирование как интенциональное схватывание предмета.

Первое определение сознания - смыслоформирование, интерпретируется как "пережитое содержание", второе - собственно переживание, как "переживающее сознание"; первое морфологически восходит к страдательному залогу и формирует пассивную конструкцию, второе - к действительному залогу с формированием активной конструкции. Второе,- переживающее сознание, т.е. сознание, находящееся в состоянии (процессе) переживания является ядром "Я".

Ядро "Я" - понятийно не схватываемо и невыразимо, зато очевидно достоверно. Поэтому, возражает Гуссерль Декарту, очевидно достоверно не то, что "я есть мыслящее" ("cogito, ergo sum"), но то, что "Я" переживаю собственное смыслообразование, свои мысли, наконец.

Для более глубокого понимания Гуссерля и в дополнение к нему можно совершить экскурс в этимологию слова "переживание".

Исходный смысл слова "переживание" есть "приведенное в движение", т.е. движимое: восходящее к XII веку,- смятение и волнение от своры собак. Необходимо отметить особо: "переживание" этимологически означает не действие, не приведение в движение, а "приведенное в движение".

Если обратиться к анализу естественного языка, то определение сознания как переживания означает, что сознание является следствием и результатом какого-то действия. Слово "переживание" образовано от переходного глагола несовершенного вида. В чем состоит специфика глагольной "переходности"? В том, что переходные глаголы, в силу своей словообразовательной структуры, сильно управляют падежами и в предложении коррелируют с субъектом действия.Именно этот субъект, схваченный интуитивной мудростью Гуссерля и не давал ему покоя. Этот субъект имплицитно существует в "переживании", он, невидимый, заложен в самом термине "переживание" словообразовательной структурой естественного языка. Именно этот субъект был обнаружен Гуссерлем с помощью феноменологической редукции понятия "смыслоформирование".

Человек принимает то или иное положение в качестве истинного потому, что он не просто предполагает, но с очевидностью удостоверен, что воспринятое дано именно так. Он убежден потому, что переживание дает человеку информацию как адекватное восприятие предмета.Адекватно воспринятое,-независимо от того, выражено ли оно в недостигающих ясности высказываниях или остается невыраженным,- составляет гносеологически первую и абсолютно достоверную область (информацию) того, что в данный момент получается в результате феноменологической редукции сознания. Появляется знаменитый гуссерлев анализ времени, в котором протекает поток сознания и к которому впоследствии будут обращаться многие философы. (Можно провести параллель с осознанием нуля).

Как человек осознает время? И что он осознает, когда осознает время? Речь идет не о времени существования вещей, но о времени, в котором возможно феноменологически чистое сознание. Каждая фаза восприятия времени обладает формой, охватывающей все содержание времени, заключенного в данной фазе. От фазы к фазе содержание времени меняется, но форма восприятия времени остается тождественной. Это и свидетельствует о том, что сознание есть не что иное, как поток переживаний.

Сознание как поток переживаний не только дает адекватное, очевидно достоверное восприятие предмета, но является конституентом эмпирического "Я", со ссылкой на П.Наторпа резюмирует Гуссерль.

Поток переживаний и есть та первичная, исходная, не подлежащая сомнению очевидная достоверность, которую Декарт искал в cogito.

Гуссерль не уточняет: то ли адекватное восприятие делает переживание "ядром", очевидной достоверностью; то ли непосредственность самого переживания придает "первому акту" характер адекватности. Если принять первую точку зрения (что характерно для позднего Гуссерля), то его можно назвать эпистемологом-трансценденталистом. Если принять вторую точку зрения (что характерно для раннего Гуссерля), то его можно назвать онтологом. Вернее всего, этот вопрос так и не был решен Гуссерлем однозначно, а его колебания на этот счет приводят к формированию двух равно процветающих феноменологических школ. Но об этом чуть позже.

Учение о жизненном мире

Раньше было отмечено, что слово "переживание" образовано от переходного глагола несовершенного вида. Посмотрим, что дает анализ вида глагола. Глагол и глагольная форма несовершенного вида, каким является причастие ("приведенное" в движение), не содержат указания на границы распространяемого действия, такие, как качественный, временной и количественный пределы действия и его интенсивность. Несовершенный вид, как правило, указывает на дополнительное значение многократности и прерывистости действия.

А теперь снова вернемся к Гуссерлю.

Первое определение сознания как смыслоформирования сигнализирует движение от субъекта к предмету, от знака предмета к его значению, к наделению предмета смыслом. Но такое движение явно бессмысленно, если не было изначального движения от предмета к субъекту. Как возможно образование смысла предмета, если нет предмета? Другими словами, если нет предмета, то становится невозможным сам процесс смыслообразования. Это, во-первых.

Может движение от предмета к субъекту, от мира к сознанию появится во втором определении сознания? Но второе определение сознания как переживания сигнализирует движение внутри "Я",- от "Я"-феномена к "Я"-явлению, от "Я"-ядра к "Я"-эмпирическому. Это, во-вторых.

Не случайно, что со временем Гуссерль вводит третье определение сознания, сознания как жизненного мира.

Появление сознания как жизненного мира - это вторая интуитивная мудрость, схваченная Гуссерлем из словообразовательной структуры естественного языка: сознание становится принципиально открытым, нетематическим, допредметным, герменевтичным. Сознание теперь предстает как жизнепереживание, а в феноменологию вводится понятие "жизненный мир". Очередной раз Гуссерль критикует философский натурализм и науку за попытку познать и понять мир сам по себе, исключительно как объективный, независимый от сознания.

В науке и натурализме объективный мир противоположен субъекту. Наука гипертрофировала объективные характеристики мира, превратила мир в объект, тем самым забыла свои истоки. Гуссерль считает, что настало время вернуть объективный мир в исходное положение, перевернуть мир с головы на ноги, сделать из объективного мира жизненныймир, который не противоположен сознанию, а, наоборот, составляет вместе с сознанием единый горизонт как интерсубъективное условие существования мира и сознания.Жизненный мир как сознание-в-мире, как бытие-в-мире,- но это появится после Гуссерля, например, у М.Хайдеггера.

Горизонт является фоном, на котором сознание встречается с предметным миром. Горизонт не имеет определенностей, горизонт до-предметен. Но горизонт Гуссерля принципиально отличается от априорных форм И.Канта.

У Канта априорные формы чувств и рассудка не имели содержания, все содержание субъект получал из опыта, в процессе деятельности; априорные формы лишь упорядочивали опыт; отсюда понятно воспевание деятельности, преклонение перед нею всеми представителями немецкой классической философии.

У Гуссерля своего рода априорной, до-предметной формой является горизонт. Мир, по Гуссерлю, не является предметным образованием. Поскольку сознание интенционально в принципе, постольку сознание ужепредметно, а желания, представления, мышление в целом,- ужесодержательны. Именно поэтому сознанию нет необходимости в привлечении дополнительного эмпирического материала, без которого не могло состояться мышление Канта. Можно добавить: привлечение эмпирического материала необходимо для установления адекватности содержания сознания, для проверки правильности,- то, что было названо "критерием истины".

Сознание интенционально и как "горизонт" уже наполнено, имеет предварительное знание о предмете, поскольку изначально направлено на предмет,- в этом - суть предметности сознания. Именно этот пункт станет узловым для философской герменевтики. "Горизонт" как нетематический (до-предметный) план сознания будет находится в основании "пред-понимания" М.Хайдеггера и, далее, в положении о герменевтичности Бытия.

Предложив два понятия - "жизненный мир"и"горизонт", Гуссерль не внес ясности в их различение, но центральный показатель для горизонта - временной.

Горизонт означает точку, из которой временит будущее, следовательно, горизонт - это уже не точка, а основание будущего. Жизненный мир и горизонт - формы актуальностей, в которых сконцентрированы формы будущности. Очень упрощенно можно различить жизненный мир и горизонт как актуально-пространственный и актуально-временной аспекты жизнепереживания, как интерсубъективные (пространственные и временные, соответственно), условия встречи сознания с предметом.

Учение об очевидности. Развитие идей Гуссерля

С понятием времени, или длительности, Гуссерль связывает такой характер восприятия окружающего мира как очевидность. "Очевидность... не может означать безусловной уверенности в точечном временном бытии..." [1; 89], таким образом понимаемую очевидность Гуссерль трактует как "фикцию", не имеющую ничего общего с объективным характером восприятия. Суть очевидности состоит в том, что очевидность есть "временная протяженность", не имеющая в своем содержании "эмпирической вещественности". Очевидность имеет в себе различия, но не являет собой отдельности, очевидность - это "неразрывное единство" восприятия предмета, это - "Перво-данное"; элементы очевидности отличаются друг от друга (verschieden), но не разделены (geschieden). Содержание очевидности есть "сознание единства", которое должно лежать в основе,- считает Гуссерль.

С помощью понятия "горизонт" Гуссерль надстраивает над феноменологической онтологией феноменологическую гносеологию и придает своей философии некоторые системные качества.

Несмотря на сказанное, феноменологическая философия и сегодня требует серьезных интеллектуальных "вложений". Противоречивыми, прежде всего, являются две установки - раннего Гуссерля и позднего Гуссерля. Два положения: обращенность к самим вещам (ориентация на онтологию),- с одной стороны, и ноэтическое прочтение вещи (ориентация на гносеологию),- с другой,- знаменуют два этапа в творчестве Гуссерля и свидетельствуют, в целом, о противоречивости основания его философии, об отсутствии однозначного решения вопроса: чем является феноменология, онтологией или методом? Это проявилось в разделении учеников Гуссерля, соответственно, на онтологов и трансценденталистов, хотя и те, и другие оставались феноменологами.

Онтологи - феноменологи старшего поколения, к которым ушел любимый ученик Гуссерля М.Хайдеггер, за основное положение взяли раннюю идею Мастера,- самое дорогое, что у них было,- "радикальную обращенность к вещности". Что вообще суть реальность? Что вообще естьсущность природы?Какреально наличествуют свойства природы? В чем мы не сомневаемся,когда не сомневаемся в объективности и реальности мира? Какое содержание реальности стоит за ноэмой? И не является ли эта реальность именно той, которую Гуссерль вынес за скобки своей феноменологической редукцией? Не ускользает ли реальность, пока мы ловим смысловой поток сознания? Именно это сознание дает нам бытие: бытие есть ни что иное, как бытие, полагаемое сознанием. Что остается, если из ноэмы (мысли) вычесть ноэзис (мышление)? Легче ответить на противоположный вопрос: "что остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?"

Трансценденталисты центральным понятием оставили "трансцендентальную субъективность", к которым примкнул непосредственный ученик Гуссерля М.Шелер.

В ключе трансценденталистов работал Ж.-П.Сартр. Разбирая гуссерлево понятие "интенциональность", Сартр писал: сознание (субъект) и мир (объект) сосуществуют друг с другом, являясь внешними по отношению друг к другу. Сознание как интенция осуществляет "прорыв к...". Вы, например, видите дерево - на обочине дороги, в облаке пыли, одинокое и скрюченное на жаре. Сознание (дерева) вырывается из себя для того, чтобы убежать от себя; убежать к тому, что не есть ты сам. Не узнаете ли вы в этом описании, спрашивает Сартр, ваши стремления и ваши предчувствия? Если бы вы проникли "в" сознание, вы бы были подхвачены стремительным вихрем и снова выброшены наружу, к дереву, в самую пыль, ибо сознание не имеет "внутренности", оно существует только вне самого себя, и именно это абсолютное убегание, этот отказ быть субстанцией определяют его в качестве сознания.

Сартр цитирует слова Гуссерля: "Любое сознание есть сознание о чем-то" и продолжает словами М.Хайдеггера: бытие (бытие сознания) - это бытие-в-мире. Это - "бытие-в..."в смысле движения. Быть - это прорываться в мир, это исходить из небытия мира и сознания, чтобы внезапно прийти к сознанию-прорывающемуся-в-мир. И пусть сознание пытается восстановить себя, совпасть в конце концов с самим собой - взаперти, в тепле и уюте оно исчезает. Эту необходимость для сознания существовать как сознание о какой-либо отличной от него самой вещи Гуссерль и называет "интенциональностью".

Можно подытожить: дерево, о котором писал Сартр, может быть представлено, как минимум, двумя способами. Во-первых, и по-обыденному просто, о дереве можно иметь представление и наделить его некоторыми характеристиками. Это будет дерево - ноэма. Во-вторых, можно преобразовать дерево-ноэму в дерево-ноэзис, в интенциональность-к-дереву. И тогда можно увидеть как Я открываю для себя эту вещь - дерево. В конечном счете, все находится вне нас,- сказал бы Сартр, даже мы сами.

Литература для самостоятельной работы

1. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1.- М.:Гнозис, 1994.

2. Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос,1991.- № 2. С.6-30.

3. Гуссерль Э. Логические исследования. // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии.-Рига:Зинатне,1988.

4. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии, 1992.- № 7. С.136.

5. Гуссерль Э. Метод прояснения // Современная философия науки.- М.: Логос, 1996.- С. 365-375.

6. Зотов А.Ф. "Ранний" Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии // Логос,1991.- № 2. С.41-52.

7. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983.- С.132-133.

8. Современная западная философия. Словарь.- М.: ИПЛ, 1991.- С.82-85, 318-323.

9. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии, 1992.- № 7. С.116-

10. Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки // Современная философия науки.- М.: Логос, 1996.- С. 376-392.

11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней.- СПб.:Петрополис, 1997.- С.371-377.

12. Долгов К.М. От Киркегора до Камю.- М.:Искусство, 1990.

Вопросы для самопроверки знаний

2. Что означает выражение Э.Гуссерля "действительнаядействительность" и почему именно она должна была стать предметом науки? 3. Как предполагал Гуссерль вернуться к самим вещам? 4. Каким, по Гуссерлю, должно быть чистое сознание?

ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА

(1889-1976)

И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философия М.Хайдеггера занимает особое место в философии ХХ века. "Хайдеггер никого не оставляет равнодушным. Знакомство с его текстами… Идеи Хайдеггера самым серьезным образом повлияли на развитие философии II… Эпиграфом к философии Хайдеггера, как ни к кому другому, могут служить слова Фауста относительно первой фразы…

Литература для самостоятельной работы

1. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления.- М.:Республика,1993

2. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества.- М.:Высшая школа,1991

3. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе.- М.:ИПЛ,1991

4. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов.- М.:Прогресс,1988

5. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов.- М.:Прогресс,1988

6. Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки, 1989.- № 4. С.88-

7. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии, 1990.- № 7.- С. 143-176.

8. Гадамер Х.-Г. Хайдеггер и греки // Логос,1991.- № 2. С.56-68.

9. Круглый стол: философия М.Хайдеггера // Логос,1991.- № 2. С.69-108.

10. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983.- С.753.

11. Современная западная философия. Словарь.- М.: ИПЛ, 1991.- С.365-367.

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней.- СПб.:Петрополис, 1997.- С.387-396.

13. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии, 1992.- № 8.-С. 145-157.

Вопросы для самопроверки знаний

2. Чем истинное бытие человека отличается от человека как сущего? 3. Какие проблемы высвечивает М.Хайдеггер, говоря о языковости бытия? О…  

ФИЛОСОФИЯ ХАНСА ГЕОРГА ГАДАМЕРА

(Р.1900)

И ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

Х.-Г.Гадамер является основоположником философской герменевтики. Герменевтика сложилась как теория о предпосылках, возможностях и особенностях… Традиции герменевтики были заложены еще в средние века при истолковании… Основы герменевтики как общей теории понимания были заложены Ф.Шлейермахером (1768-1834), который выделил в тексте…

Литература для самостоятельной работы

1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод.- М.:Прогресс,1977.

2. Гадамер Х.-Г.Актуальность прекрасного.- М.:Прогресс, 1991.

3. Гадамер Х.-Г. Философия и литература // Философские науки, 1989.- №2.

4. 8. Гадамер Х.-Г. Хайдеггер и греки // Логос,1991.- № 2. С.56-68.

5. Ортега-и-Гассет Х. О спортивно-праздничном чувстве жизни // Философские науки. 1991.- № 12.- С.137-152.

6. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983.- С.99.

7. Современная западная философия. Словарь.- М.: ИПЛ, 1991.- С.67-69.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней.- СПб.:Петрополис, 1997.- С.423-431.

Вопросы для самопроверки знаний

1. В чем суть онтологической интерпретации понимания? Чем она отличается от традиционной гносеологической?

2. Что принимает Х.-Г.Гадамер за очевидность?

3. В чем суть герменевтического опыта? Что нового он привносит в философскую гносеологию?

4. Как доказать правильность умозаключения и истинность тезиса Х.-Г.Гадамера о том, что мышление небеспредпосылочно?

5. Каковы психологические предпосылки учения Х.-Г.Гадамера о пред-рассудке?

 

– Конец работы –

Используемые теги: Введение, современную, философию0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ЛЕКЦИЯ–ВВЕДЕНИЕ Тема лекции: Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности . Взаимодействие человека и окружающей среды
Тема лекции Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности... Цель лекции изучить источники возникновения развитие науки Безопасность жизнедеятельности е исторические основы...

Введение в философию
Введение в философию... Фролов И Т...

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ...

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
EINF Uuml HRUNG IN DIE PHILOSOPHIE... КАРЛ ЯСПЕРС... ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ...

Введение в философию
Введение в философию... Мамардашвили Мераб Введение в философию...

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
На сайте allrefs.net читайте: ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ...

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ
ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ... Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для...

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИУДАИЗМА
На сайте allrefs.net читайте: "ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИУДАИЗМА"

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
На сайте allrefs.net читайте: "ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ"

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИУДАИЗМА
На сайте allrefs.net читайте: "ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ИУДАИЗМА"

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ EINF Uuml HRUNG IN DIE PHILOSOPHIE... КАРЛ ЯСПЕРС... ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ...
  • Введение в философию Дух и материя как философские проблемы Идеалистический монизм... ТЕОРИЯ... Мышление Левополушарное и правополушарное мышление...
  • Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ЛЕКЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЕ... План... Понятие структура функции мировоззрения Типы мировоззрения мифология религия философия...
  • Введение в философию Введение в философию... Глубокою покрыто тьмой что в жизни нашей будет Лишь то сознанием дано что... СОДЕРЖАНИЕ...
  • Введение в философию Введение в философию... Мамардашвили Мераб Введение в философию...