рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Процесс саморазрушение мировой воли проецируется философом и на жизнь человека. Человек должен подавить в себе любое проявление воли.

Процесс саморазрушение мировой воли проецируется философом и на жизнь человека. Человек должен подавить в себе любое проявление воли. - раздел Философия, Лекция_7 . Философия иррационализма XIX -начало XX века Жизнь Человека, По Шопенгауэру, Проходит Между Страданием И Праздностью. Из С...

Жизнь человека, по Шопенгауэру, проходит между страданием и праздностью. Из семи дней, отмечал философ, шесть человек «страдает» и «вожделеет», а на седьмой «помирает со скуки». Отсюда и рождается стремление провести свою жизнь как можно «приятнее и счастливее». Человек под влиянием воли все время чего-то желает: комфорта, здоровья, продления жизни и т. д.

Эти стремления связывается философом с низкой интеллектуальной активностью человека. «Человек, с богатым внутренним миром, -отмечает философ, - находясь в совершенном одиночестве, получает превосходное развлечение в своих собственных мыслях-фантазиях, тогда как тупицу не оградит от убийственной скуки даже постоянная смена компании, зрелищ, прогулок и увеселений».

Но почему даже в случае достижения целей «веселого времяпре-

провождения» наступает скука? Потому, что не наделенному природой каким-либо талантом досуг в тягость, так как он вообще не соответствует его природе.

«Глупцы», полагает Шопенгауэр, также могут «успокоить» волю по­средством бездействия разума, когда он становится лишь посредником между мотивами с волевыми устремлениями человека. В результате -страшный застой всех сил в организме, скука. Борясь с ней, люди снова актуализируют волю. Для этого они предлагают ей «ничтожные, временные и по произволу взятые мотивы». Например, такие как карточные игры. «В самом деле, - пишет Шопенгауэр, - так как у людей нет мыслей, которыми бы они могли обмениваться, они обмениваются картами».

Игра, вовлекая «глупца» в мир развлечений и забав, по мысли Шо­пенгауэра, тем самым привязывает его к иллюзорной действительности, скрывает от него настоящую правду, что «жизнь есть страдание», превращая, таким образом, жизнь в игру. А жизнь есть нечто такое, что нужно «отстрадать».

Есть только две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли, победили в себе желания и стремления - это гении в искусстве и святые в земной жизни. Гений созерцает окружающий мир, растворяется, забывая свою индивидуальность, свою волю, остается только в качестве чистого зеркала мира. Гениальность, по Шопенгауэру, есть не что иное, как полная объективность.

Другой путь освобождения лишит через аскезу: человек может подавить в себе волю к жизни. На этом пути необходимо пройти три ступени. Первая -справедливость, т. е. мы обязаны признать других равными себе, чужую волю равной своей воле. Вторая - сострадание, т. е. уничтожение различий между собой и другими, когда чужая боль, желание, воля воспринимается как своя. Третья - отказ от собственных желаний, подавление своей воли. И третий путь - это самоубийство.

В первой половине XIX века, когда общество прогрессировало в экономике, культуре, образовании, философский пессимизм Шопенгауэра звучал очевидным диссонансом.

Целую эпоху в философии составил немецкий мыслитель Фридрих Ницше(1844 -1990). Его влияние на современность, причем не только в философии, но и в политике, искусстве, культуре в целом, сравнимо с влиянием таких фигур как Маркс и Фрейд: «Я знаю свою4 судьбу. Мое имя будут вспоминать в связи с кризисом, какого никогда не было на земле, глубочайшим конфликтом сознания, разрывом со всем, во что раньше свято верили». Он провозгласил верность земному и переоценку ценностей. Относительно первого он говорил: «Ни зарывайте голову в песок небесных истин, несите ее гордо». Второе же лучше всего выражено в его самоопределении? «Я не человек, я динамит».

Вслед за Шопенгауэром он воспринимает мир как иррациональный и жестокий. Но выход он видит не в подавлении воли, а, наоборот, в ее культивировании, особенно - той разновидности, которая свойственна человеку - «воли к власти», т. е. самоутверждения в природном и духовном мире.

Пожалуй, самая знаменитая часть философии Ницше связана с его учением о сверхчеловеке. Человека он не считал последним звеном эволюции. Человек -натянутая струна между животным и чем-то высшим - сверхчеловеком. Дело в том, что в человеке слиты «тварь» (пассивное начало, благодаря которому человек выступает как объект внешнего воздействия: воспитания, окружающей природной и социальной среды) и «творец» (активное, самостоятельное, творческое начало). Сверхчеловек же - это существо, в котором «творец» побеждает «тварь». Формированию сверхчеловека, по мнению Ницше, препятствует вся современная культура, но особая вина лежит на трех ее важнейших составляющих: на науке (поскольку в ней теряется неповторимое в угоду общему), на христианстве и на морали.

Христианство он вообще рассматривает как порок, ведь безнадежно испорчены любое животное, вид, индивид, когда они теряют свои инстинкты, когда предпочитают нечто вредящее им. Христианство как раз и защищает все то, что вредно для человека. Это религия сострадания, но сострадание берет под охрану все отжившее, обреченное. Развития нет, ибо закон роста - это селекция. Несмотря на это, Христа Ницше называет «самым возвышенным человеком».

Он проводит различие между Христом и христианством, считая, что христианство разительно отличается от того, чего хотел его основатель. Свою жизнь - вот что Иисус оставил в наследство людям: активную жизненную позицию, несгибаемость перед судьями, клеветниками, крестными муками. Настоящее Евангелие забыто на кресте. Оно переродилось в церковь, христианство, в ненависть ко всему одаренному, в борьбу за «равноправие». Церковь выпила всю кровь, любовь, веру в жизнь.

Ницше объявляет войну не только христианству, но и морали. Мораль - это механизм господства над себе подобными. Скрывая досаду против силы, здоровья, жизнерадостности, слабые начинают говорить о добродетели, долге, самопожертвовании, бескорыстии. Если мораль сильных - отвага, щедрость и индивидуализм, то мораль неудачников -демократия и социализм.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция_7 . Философия иррационализма XIX -начало XX века

ВXVIII и первой половине XIX веков благодаря бурному развитию науки в... Однако к середине XIX века рационализм и рациональные методы объяснения окружающего мира начинают давать сбой и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Процесс саморазрушение мировой воли проецируется философом и на жизнь человека. Человек должен подавить в себе любое проявление воли.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мир - это воля».
То, что есть на самом деле, абсолютное начало всего бытия - воля: слепая, свободная, бесцельная и иррациональная жизненная сила, которая имеет всеобщий, космический характер. Эта вечно ненасытная н

Фрейдизм и неофрейдизм.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге. Он свято верил во всемогущество человеческого разума и конечную победу научного мировоззрения. Религия, напротив, в его представлении была главным

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги