Процесс саморазрушение мировой воли проецируется философом и на жизнь человека. Человек должен подавить в себе любое проявление воли.

Жизнь человека, по Шопенгауэру, проходит между страданием и праздностью. Из семи дней, отмечал философ, шесть человек «страдает» и «вожделеет», а на седьмой «помирает со скуки». Отсюда и рождается стремление провести свою жизнь как можно «приятнее и счастливее». Человек под влиянием воли все время чего-то желает: комфорта, здоровья, продления жизни и т. д.

Эти стремления связывается философом с низкой интеллектуальной активностью человека. «Человек, с богатым внутренним миром, -отмечает философ, - находясь в совершенном одиночестве, получает превосходное развлечение в своих собственных мыслях-фантазиях, тогда как тупицу не оградит от убийственной скуки даже постоянная смена компании, зрелищ, прогулок и увеселений».

Но почему даже в случае достижения целей «веселого времяпре-

провождения» наступает скука? Потому, что не наделенному природой каким-либо талантом досуг в тягость, так как он вообще не соответствует его природе.

«Глупцы», полагает Шопенгауэр, также могут «успокоить» волю по­средством бездействия разума, когда он становится лишь посредником между мотивами с волевыми устремлениями человека. В результате -страшный застой всех сил в организме, скука. Борясь с ней, люди снова актуализируют волю. Для этого они предлагают ей «ничтожные, временные и по произволу взятые мотивы». Например, такие как карточные игры. «В самом деле, - пишет Шопенгауэр, - так как у людей нет мыслей, которыми бы они могли обмениваться, они обмениваются картами».

Игра, вовлекая «глупца» в мир развлечений и забав, по мысли Шо­пенгауэра, тем самым привязывает его к иллюзорной действительности, скрывает от него настоящую правду, что «жизнь есть страдание», превращая, таким образом, жизнь в игру. А жизнь есть нечто такое, что нужно «отстрадать».

Есть только две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли, победили в себе желания и стремления - это гении в искусстве и святые в земной жизни. Гений созерцает окружающий мир, растворяется, забывая свою индивидуальность, свою волю, остается только в качестве чистого зеркала мира. Гениальность, по Шопенгауэру, есть не что иное, как полная объективность.

Другой путь освобождения лишит через аскезу: человек может подавить в себе волю к жизни. На этом пути необходимо пройти три ступени. Первая -справедливость, т. е. мы обязаны признать других равными себе, чужую волю равной своей воле. Вторая - сострадание, т. е. уничтожение различий между собой и другими, когда чужая боль, желание, воля воспринимается как своя. Третья - отказ от собственных желаний, подавление своей воли. И третий путь - это самоубийство.

В первой половине XIX века, когда общество прогрессировало в экономике, культуре, образовании, философский пессимизм Шопенгауэра звучал очевидным диссонансом.

Целую эпоху в философии составил немецкий мыслитель Фридрих Ницше(1844 -1990). Его влияние на современность, причем не только в философии, но и в политике, искусстве, культуре в целом, сравнимо с влиянием таких фигур как Маркс и Фрейд: «Я знаю свою4 судьбу. Мое имя будут вспоминать в связи с кризисом, какого никогда не было на земле, глубочайшим конфликтом сознания, разрывом со всем, во что раньше свято верили». Он провозгласил верность земному и переоценку ценностей. Относительно первого он говорил: «Ни зарывайте голову в песок небесных истин, несите ее гордо». Второе же лучше всего выражено в его самоопределении? «Я не человек, я динамит».

Вслед за Шопенгауэром он воспринимает мир как иррациональный и жестокий. Но выход он видит не в подавлении воли, а, наоборот, в ее культивировании, особенно - той разновидности, которая свойственна человеку - «воли к власти», т. е. самоутверждения в природном и духовном мире.

Пожалуй, самая знаменитая часть философии Ницше связана с его учением о сверхчеловеке. Человека он не считал последним звеном эволюции. Человек -натянутая струна между животным и чем-то высшим - сверхчеловеком. Дело в том, что в человеке слиты «тварь» (пассивное начало, благодаря которому человек выступает как объект внешнего воздействия: воспитания, окружающей природной и социальной среды) и «творец» (активное, самостоятельное, творческое начало). Сверхчеловек же - это существо, в котором «творец» побеждает «тварь». Формированию сверхчеловека, по мнению Ницше, препятствует вся современная культура, но особая вина лежит на трех ее важнейших составляющих: на науке (поскольку в ней теряется неповторимое в угоду общему), на христианстве и на морали.

Христианство он вообще рассматривает как порок, ведь безнадежно испорчены любое животное, вид, индивид, когда они теряют свои инстинкты, когда предпочитают нечто вредящее им. Христианство как раз и защищает все то, что вредно для человека. Это религия сострадания, но сострадание берет под охрану все отжившее, обреченное. Развития нет, ибо закон роста - это селекция. Несмотря на это, Христа Ницше называет «самым возвышенным человеком».

Он проводит различие между Христом и христианством, считая, что христианство разительно отличается от того, чего хотел его основатель. Свою жизнь - вот что Иисус оставил в наследство людям: активную жизненную позицию, несгибаемость перед судьями, клеветниками, крестными муками. Настоящее Евангелие забыто на кресте. Оно переродилось в церковь, христианство, в ненависть ко всему одаренному, в борьбу за «равноправие». Церковь выпила всю кровь, любовь, веру в жизнь.

Ницше объявляет войну не только христианству, но и морали. Мораль - это механизм господства над себе подобными. Скрывая досаду против силы, здоровья, жизнерадостности, слабые начинают говорить о добродетели, долге, самопожертвовании, бескорыстии. Если мораль сильных - отвага, щедрость и индивидуализм, то мораль неудачников -демократия и социализм.