I принцип: «Я полагает само себя»
Утверждение об абсолютной самодеятельности и самоопределяемости мыслящего «я». Тождество Я=Я.
По Фихте «я»= «я» ( оно тождественно самому себе, и такой результат возможен, когда «я» само себя созидает. Самополагание «Я» неотделимо от его самосознания, для «я» характерна созидательная деятельность и познавательная.
«Я» должно быть не как чистый субъект, а как субъект – объект. Существует «Я» абсолютное и относительно. Я абсолютное – это Бог, он полагает природу и человека.
Абс. Я «оно» (ограничено в познании)
Абсолютное «Я» - Бог, полагает природу, которая у Фихте является антитезисом к «Я»– «не - я». и полагает «я - эмпирическое», т.е человека. Между «Я» и «не-я» и «Я абсолютным происходит взаимодействие. Взаимодействие от «Я» к «не-я» называется практическим, а взаимодействие от «не-я» к «я» называется теоретическое.
Таким образом, познавая природу, мы познаем Бога. Задача науки через познание природы преодолеть свою ограниченность. Таким образом, философия Фихте предполагает создание философской базы, как основы любой науки.