Философия истории.

Фихте полагал, что жизнь человеческого рода делится на 2 периода.

1. человеческий род живет и существует, не устроив своих отношений, он живет свободно и сообразно разуму. Царит невежество.

2. это период гармоничного разумного устройства общества, свобода просвещения и интеллектуальной деятельности.

При этом человечество проходит пять стадий в своем развитии, первые три относятся к первому периоду, а оставшиеся две ко второму периоду.

1. Эпоха древней дикости человечества. Человек зависит от природы, и природа – это источник опасности для человека.

2. Создаются первые положительные системы миропонимания и жизни понимания. Под этими системами Фихте понимал религиозно- теологические учения.

3. Новое время. Человечество преодолевает религиозную отсталость средних веков, восстает против диктата церкви. Но здесь же проявляется и отрицательная сторона – индивидуализм.

4. В эту стадию происходит преодоление неполноценность предыдущей эпохи.

5. Это эпоха философии истории, воцарения гармонии.

 

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа.

Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г .) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать "Я-концепцию". Несмотря на то, что "Я-концепция" осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.