рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные ценности и социализация личности

Социальные ценности и социализация личности - раздел Философия, Философия   Каждый Человек Живет В Определенной Системе Ценностей, Предме...

 

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно‑исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по‑разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок‑музыка) может вызвать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом, в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий и поступков. Важнейшим моментом социализации личности является ее самоактуализация.

В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности‑цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности‑средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т. д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность‑цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности‑средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек – это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности. По этому поводу видный русский философ П. И., Новгородцев писал следующее: «Личность есть начало безусловное, но не самодовлеющее: общество, которое ей противопоставляется, ведь это другие лица, которые могут быть не средствами, а только целями для данной личности. Являясь лицом и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность. Я не могу видеть в обществе, т. е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, т. е. все общество, должны признать за мною. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей».[402]

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т. д. Именно к таким ценностям относятся слова одного из крупнейших философов XX в. А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах»[403]. Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким‑то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. Известно, например, сколько жизней было отдано за одну лишь свободу.

По поводу роли высших ценностей в социализации и самоактуализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем‑то очень ценным. Это – призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд‑радость». «Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто‑то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему‑то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б‑ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других»[404]Эти ценности бытия выступают как важнейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом жизни для большинства людей.

С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема «экзистенциального вакуума». В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию неврозов.

Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума является скука. В наше время она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по ее преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению. Как верно то, что потеря ценностей ведет к бегству от действительности, так же верно и обратное утверждение: «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности».[405]

Но не только высшие ценности воздействуют на социализацию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности‑средства, которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Например, если человек стремится к утверждению справедливости, он никогда не будет использовать для этого несправедливые средства, а стремление к добру несовместимо с недобрыми средствами. Другими словами, без ценностей‑средств не достижимы никакие ценности‑цели, но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают дурных средств.

Ценности‑средства в большей степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей‑средств. Последние могут быть при этом самого разного плана и иерархии: материальные и духовные, более общие и менее общие, экологические, экономические, социально‑политические и т. д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по‑разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

Следующий аспект рассматриваемой проблемы касается того, что различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности, а также способы ее социализации. Возьмем, например, две наиболее значительные в истории человечества ценностные парадигмы: восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая семья. Главная установка в воспитании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование.

Для западной же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В соответствии с этим социализация личности связывается здесь прежде всего с изменением социальной среды и мира.

В контексте этих двух традиций генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятности, должна быть связана с усвоением как тех, так и других ценностей. И дело тут не только в евразийском характере нашей страны, хотя этот факт тоже не следует игнорировать. Думается, нам нечего «стесняться» принципа коллективизма (общности, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в народном менталитете, сущностью которого, по словам Ф. М. Достоевского, являются «братские связи» людей. Но вместе с тем не следует и абсолютизировать этот принцип и отождествлять его с ценностями «казарменного коллективизма». В этой связи нам необходимо реабилитировать ценности индивидуализма, но не в смысле голого эгоизма, а в значении утверждения индивидуальности, активности и самостоятельности личности. И только в случае утверждения диалектического единства ценностей коллективизма и индивидуализма можно говорить о наиболее благоприятных условиях развития личности.

В соответствии со сказанным следует подходить и к вопросу о том, какому способу социализации личности отдать предпочтение, что необходимо менять в первую очередь – личность или социальную среду. Для нормального развития личности следует изменять и себя и социальную среду, мир. Личность, ценностные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением к социальной среде, обречена на конформистское поведение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества.

Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что в первом типе культуры в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. Во втором типе культуры на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм[406]. Сказанное свидетельствует о том, что в каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состоит в том, чтобы на основе своей собственной культуры, традиций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и в восточном типах культуры. Не следует при этом пытаться ни вестернизировать, ни остернизировать нашу культуру и искусственно навязывать ей западные или восточные ценности. Другая сторона этого вопроса заключается в том, что в межкультурном общении необходимо учитывать эту специфику ценностей различных культур.

Еще одна актуальная и важнейшая для нас сегодня проблема – влияние рыночных ценностей на социализацию личности. Наше общество переживает ответственный исторический этап – становление рыночных отношений. Он связан с изменением не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентаций, мотивации поведения и всего процесса социализации личности.

Суть рыночных отношений – экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они, бесспорно, пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития способностей и творчества личности. Но нельзя забывать или не обращать внимания и на вторую сторону влияния ценностей рынка на формирование личности. Она состоит в том, что развитие экономического либерализма и конкуренции, как это хорошо показали известные западные ученые К. Хорни. Э. Фромм, Дж. Хоманс и др., приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы и т. д. Ценности личности как бы пропускаются через призму рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и личности строятся по законам рыночных отношений и экономического обмена.

В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл ее жизни. А это ведет к образованию экзистенциального вакуума. При этом следует иметь в виду, что в нашей стране проблема, видимо, будет усугубляться. Дело в том, что автоматизация домашнего хозяйства, с одной стороны, и рост безработицы – с другой приведут к увеличению свободного времени, а следовательно, и к росту числа людей, испытывающих экзистенциальный вакуум, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому службе социальной защиты населения следует быть готовой к тому, что у людей будет расти потребность не только в социальной и психической помощи, но и в логотерапевтичес‑кой помощи, помощи в обретении смысла жизни, в формировании высших, бытийных ценностей, без которых человек, как мы уже говорили, очень часто не может жить. Сейчас эту логотерапевтическую функцию выполняют главным образом психотерапевты и представители церкви. Однако тут нужна отдельная служба в системе социальной защиты населения, специалисты которой должны будут уметь лечить не только психику, но и душу людей.

Сами по себе рыночные отношения и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т. е. выступать как высшие ценности. Это всегда лишь ценности‑средства для собственного развития человека. Преследующие цели материального обогащения рыночные ценности, конечно, необходимы. Но за ними всегда стоят (и не должны забываться) более основополагающие ценности духовного развития личности. Немаловажная роль по их утверждению в жизнь принадлежит и философии. Сегодня для нашего общества и для нашей философии особо актуально звучат слова Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей».[407]

К сказанному следует добавить, что хотя рынок и имеет внутреннюю логику своего развития, но государственные структуры не должны отстраняться от регулирования рыночных отношений. Экономика должна быть социально ориентированной. Ценности экономического либерализма и социальной справедливости должны быть интегрированы в едином синтезе.

Только при этом условии мы можем социально защитить бедных и дать свободу действий социально активной и способной части населения.

Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и социальных ценностей связан с тем, что последние могут быть реальными, имеющими объективный аналог в действительности, а могут носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на «естественные» и «искусственные». В первом случае они имеют историческое основание и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают доминировать, но не исчезают полностью из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, принимают форму мифологем – искусственно создаваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в действительности и поддерживаемых идеологическими средствами и институтами.

Нельзя не затронуть и такой аспект проблемы, как все шире распространяющиеся в нашем обществе иррациональные и псевдонаучные ценности. На личность сегодня систематически обрушивается лавина информации, содержание которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т. д.). В этих условиях непроизвольно, на бессознательном уровне формируется некритическое мышление и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается рациональным. Формируется тип сознания, в котором реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип объективности подменяется субъективизмом, логика разума заменяется верой и внушением. Налицо, таким образом, основные признаки мифологического мышления. И если Леви‑Брюль назвал первобытное мышление «дологическим», то формирующийся тип мышления можно назвать «постлогическим», содержательной основой которого является иррационализм и субъективизм.

В заключение хотелось бы отметить, что одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. И это, очевидно, не случайно, потому что, в конце концов, общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь рационально‑практическим способом соединить человека с миром, сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действительно человечным.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее общие и основные вопросы современной философской антропологии. Вместе с тем это и заключительный раздел настоящего учебника по философии. Однако философское учение о человеке можно превратить в исходный пункт ее более глубокого изучения и, более того, собственного философского творчества читателя. И даже если это творчество не будет носить профессионального характера, необходимо, чтобы оно постоянно присутствовало в сознании каждого, а особенно молодого человека. Ибо философия всегда была, есть и будет сферой формирования творческих способностей, духа и мудрости.

 


[1]Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. С. 5.

 

[2]Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 309.

 

[3]Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 69.

 

[4]Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 403.

 

[5]Шлегель Ф. Эстетика Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 104–105

 

[6]Зотов А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений//Вопросы философии. 1991. № 12 С. 21.

 

[7]Соколов В. В. Основной вопрос философии в его историческо‑философской конкретике и развитии//Философские науки. 1990. № 8. С. 83.

 

[8]Понятие «метафизика» имеет и другое, не затрагиваемое здесь значение, а именно – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.

 

[9]Такой методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть сведены к низшим и объяснены на основе их закономерностей, называется редукционизмом (от лат. reductio – отодвигание назад, возвращение к прошлому состоянию). Редукционизм бывает самых различных видов: механистический – сведение высших форм материи к механической; биологический – сведение социальной формы материи к биологической: психологический – объяснение законов развития общества только психологическими факторами и т. д.

 

[10]Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости.

 

[11]Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 160.

 

[12]Гете И. В. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 369.

 

[13]Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 163.

 

[14]Конфуций. Лунь Юй. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 139–151.

 

[15]Гераклит. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. С. 41–52.

 

[16]Зенон Элейский. Свидетельства о жизни и учении // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 307–314.

 

[17]Платон. Диалоги. М., 1986. См. приложение с. 438, 439, 445, 446, 487, 491.

 

[18]Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4 т. Т. 1. С. 70, 146–148, 151–155.

 

[19]Упанишады. Древнеиндийская философия. М., 1972. С. 82–131.

 

[20]Лао‑цзы. Хань Фей‑цзы. Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 2. С. 224–257; Т. 1. С 277–280.

 

[21]Ксенофан. Свидетельства о жизни и учении // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 160–161.

 

[22]Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. С. 97–98

 

[23]Конфуций. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 194.

 

[24]Демокрит. Политика. Фрагменты и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. С. 167–172.

 

[25]Платон. Государство. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 3. Ч. 1. С. 270–276.

 

[26]Аристотель. Политика. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 409, 462–466, 469, 471–474, 491–492, 506–508, 571–575. 604.

 

[27]Августин. Мир философии. М., 1991. Ч. 1. С. 14, 612.

 

[28]Августин. Исповедь. М., 1991.

 

[29]Там же.

 

[30]См.: Католицизм. Словарь. М., 1991. С. 221.

 

[31]Алъ‑Фараби. Философские трактаты. Алма‑Ата. 1970.

 

[32]Аль‑Фараби. Логические трактаты. Алма‑Ата, 1975.

 

[33]Ибн Сина, Избранные философские произведения. М., 1980.

 

[34]Сагадаев А. В. Ибн‑Рошд (Аверроэс). М., 1973.

 

[35]Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 253.

 

[36]Лоренир Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

 

[37]Там же. С. 58.

 

[38]Монтень М. Опыты М., 1991. С. 12.

 

[39]Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 69.

 

[40]Там же. С. 49, 54. 55, 69, 70.

 

[41]Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. М., 1979–1980.

 

[42]Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 247.

 

[43]Там же. С. 229–230, 235–240.

 

[44]Кузнецов Б. Г. Галилей. М., 1964.

 

[45]Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2‑е изд. Т. 2. С. 142–143.

 

[46]Бэкон Ф. Новый органон: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 183.

 

[47]См.: Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

 

[48]Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М‑, 1964. Т. 2. С. 49–60.

 

[49]См.: Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

 

[50]См.: Асмус В. Ф. Декарт. М., 1956.

 

[51]Соколов В. В. Философия Спинозы и современность. М., 1964.

 

[52]Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Ч. 1. С. 440.

 

[53]Спиноза Б. Этика. М., 1983. С. 385–386.

 

[54]Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 95–97.

 

[55]Беркли Дж. Сочинения. М., 1979. С. 199, 240–241, 259, 303, 308.

 

[56]Юм Д. Сочинения: В 2 т. М., 1965. Т. 1. С. 104–106.

 

[57]Бэкон Ф. Новый органон. Л., 1935. С. 116–118.

 

[58]Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1964. Т. 2. С. 75–76, 77–83.

 

[59]Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 411–426.

 

[60]Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 395–400.

 

[61]Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. С. 196–197.

 

[62]Спиноза Б. Этика. М., 1983. С. 205, 258–262.

 

[63]Ламетри Ж. О. Сочинения. М‑. 1983. С. 59–61.

 

[64]Голъбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 66–67.

 

[65]Гольбах П Избранные произведения В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 84.

 

[66]Там же. С. 237.

 

[67]Дидро Д. Избранные философские произведения. М., 1941. С. 143–147.

 

[68]Кондильяк Э. В. Сочинения: В 3 т. М., 1980. Т. 1. С. 72–73, 108.

 

[69]Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С. 90.

 

[70]Момджян Х. Н. Философия Гельвеция. М., 1956.

 

[71]Там же. С. 217–218.

 

[72]Гердер И. Г. Избранные сочинения. М., 1959; Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

 

[73]Лессинг Г. Э. Избранные произведения. М., 1953.

 

[74]Мотпрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 313–329.

 

[75]Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963–1966. Т. 2. С. 117.

 

[76]Там же. С. 126.

 

[77]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 326.

 

[78]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 107–112.

 

[79]Там же. С. 142–143.

 

[80]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 167, 195, 201, 214, 176.

 

[81]Там же. С. 423–484.

 

[82]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 399.

 

[83]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 499.

 

[84]Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. С. 302.

 

[85]Фихте Г. И. Избранные сочинения. М., 1916. Т. 1. С. 259.

 

[86]Фихте Г. И. Избранные сочинения. Т. 1. С. 119.

 

[87]Шеллинг Ф. В.И Система трансцендентального идеализма. М., 1936. С. 162.

 

[88]Шеллинг Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма. С. 85–86.

 

[89]Гегель Г. В. Ф. Соч.: М., Л., 1929. С. 185–186.

 

[90]Там же. С. 205.

 

[91]Гегель Г. В. Ф. Соч.: М., Л., 1929, С. 344.

 

[92]Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990 С 220–378.

 

[93]Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т. 3. С. 394.

 

[94]Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. С. 422.

 

[95]Там же. С. 228, 315–322, 257, 258, 269.

 

[96]Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. С. 228–237.

 

[97]Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 233.

 

[98]Гегель. Философия права. С. 279–285, 308–311.

 

[99]Там же. С. 284, 310, 311.

 

[100]Там же. С. 316, 326, 333. 470.

 

[101]Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 243.

 

[102]Там же. С. 243–244.

 

[103]Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. С. 32, 42, 56,57,61.

 

[104]Там же. Т. 1. С. 128; Т. 2. С. 436, 441, 437.

 

[105]Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. С. 85.

 

[106]Там же. С. 572.

 

[107]Там же. С. 272.

 

[108]Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. С. 192.

 

[109]Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. С. 30–69.

 

[110]Конт О. Курс позитивной философии. СПб., 1906. С. 36. 85.

 

[111]Конт О. Курс позитивной философии. С. 5.

 

[112]Антология мировой философии: В 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 609.

 

[113]Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. С. 54.

 

[114]Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. С. 77.

 

[115]Там же. С. 220.

 

[116]Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Свобода воли и нравственность М., 1992. С. 260, 277, 284.

 

[117]Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. С. 263.

 

[118]Там же. С. 268.

 

[119]См. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. С. 311–316, 352–354.

 

[120]Там же. С. 378–383, 417 и др.

 

[121]Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 25–28; 47–51 и др.

 

[122]См. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 8–9, 27, 94, 136–137 и др.

 

[123]Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 18–19.

 

[124]Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 29–31. 43–44.

 

[125]Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 28. 45. 66, 78. 98.

 

[126]Там же. С. 334.

 

[127]Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2‑е изд. Т. 3. С. 36–37.

 

[128]Там же. Т. 21. С. 370–371.

 

[129]Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений С. 625.

 

[130]Там же. С 635.

 

[131]Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.

 

[132]Громов М. Н. О своеобразии русской средневековой философии//Философские науки 1990. № 11. С. 49.

 

[133]Мономах В. Поучение//Златоструй. Древняя Русь. X–XII вв. М., 1990. С. 165.

 

[134]Памятники литературы Древней Руси. М., 1984. С. 441.

 

[135]Ильин И. А. О русской идее // Русская идея. М., 1992. С 443

 

[136]См.: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1 С. 52–53.

 

[137]Крижанич Ю. Политика. М., 1965. С. 381.

 

[138]Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950. С. 98.

 

[139]Там же. С. 92.

 

[140]Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. С. 93.

 

[141]Радищев А. Н. Избранные философские и общественно‑политические произведения. М., 1952. С. 315.

 

[142]Там же. С. 331.

 

[143]Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т. 1. С. 536.

 

[144]Там же С. 538.

 

[145]Там же. С. 537.

 

[146]Хомяков А. С. Сочинения. М., 1900. Т. 1. С. 174.

 

[147]Герцен A. И. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 1. С. 97.

 

[148]Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М., 1949. Т. 2. С. 154.

 

[149]Михайловский Н. К. Полн. собр. соч. СПб., 1906. Т. 1. С. 87.

 

[150]Там же. С. 222.

 

[151]Там же. С. 609.

 

[152]Михайловский Н. К. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 701.

 

[153]Он сам познал «опыт конца», пограничную ситуацию, когда за участие в кружке петрашевцев был арестован и присужден к смертной казни, впоследствии замененной каторгой.

 

[154]Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1976. Т. 4. С. 215.

 

[155]Там же. С. 231.

 

[156]Там же. С. 232.

 

[157]Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 4. С. 214.

 

[158]Достоевский Ф. М. Из «Дневника писателя»//Возвращение человека. М., 1989. С. 196.

 

[159]Там же. С. 196–197.

 

[160]Толстой Л. Н. Сочинения. М., 1911. Часть 20. С. 64.

 

[161]Федоров Н. Ф. Философия общего дела. СПб., 1913. Т. 2. С. 237.

 

[162]Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Т. 2. С. 203.

 

[163]Федоров утверждал культ предков как основу подлинной религии и выступал за всеобщее спасение, а христианскую идею личного спасения считал безнравственной. На этой почве он разошелся с ортодоксальным христианством.

 

[164]Соловьев B. C. Собр. соч. СПб., 1913. Т. 9. С. 97.

 

[165]Соловьев B. C. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 124.

 

[166]Там же. С. 498.

 

[167]Там же. С. 505.

 

[168]Соловьев B. C. Сочинения: В 2 т. Т. 2. С. 533.

 

[169]Там же. С. 542.

 

[170]Соловьев B. C. Сочинения: В 2 т. Т. 2. С. 534.

 

[171]Там же. С. 535.

 

[172]Соловьев B. C. Русская идея//Русская идея. М., 1992 С. 204.

 

[173]Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 19.

 

[174]Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии: В 2 ч. Ч. 1. С. 21.

 

[175]Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 239.

 

[176]Бердяев Н. А. Судьба России. С. 290.

 

[177]Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. Бердяев о русской философии. Ч. 1. С. 23.

 

[178]Там же. С. 24.

 

[179]Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

 

[180]См.: Бергсон А Творческая эволюция. СПб., 1914.

 

[181]Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 29–31, 61–68.

 

[182]См.: Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

 

[183]См. Фрейд З. Анализ человеческого «Я». «Я» и «Оно». М., 1990. С. 68–108.

 

[184]См.: Юнг К. Г. Дух Меркурия. М., 1996. С. 319–340.

 

[185]См.: Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996. С. 89.

 

[186]См.: Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

 

[187]См.: Хабермас Ю. Демократия, разум и нравственность. М., 1995. С. 129, 163, 185–187.

 

[188]Lyotard G. Le Differend condition postmodeme. P.. 1979.

 

[189]Rorty R Contingency, Erony and Solidarity. Cambridge. 1989.

 

[190]Витгенштейн Л. Логико‑философский трактат. М., 1958.

 

[191]Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971. С. 39–58. 84–93, 301–309.

 

[192]Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957; Рузавин Г. И. О природе математического знания. М., 1968 (о парадоксах Рассела).

 

[193]Бердяев Н. А. Самопознание М., 1991. С. 118.

 

[194]Там же. С. 118.

 

[195]См.: Добренькое В. И. Неофрейдизм в поисках «истины» (Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). М., 1974.

 

[196]Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 242–243.

 

[197]Хайдеггер М. Письмо о гуманизме// Проблема человека в западной философии М., 1988.

 

[198]Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

[199]Камю А. Избранное. М., 1990. С. 345–425.

 

[200]Камю А. Указ. соч. С. 345–425.

 

[201]Социальная философия франкфуртской школы. М., 1975. С. 104.

 

[202]Marcuse H. One‑demensional Man. Boston, 1964; Essay on Liberatipn. Boston, 1964; Psychoanalyse und Politik, Fr./M. 1980.

 

[203]Шелер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 31–96.

 

[204]Там же. С. 90.

 

[205]Плеснер Г. Ступени органического и человека// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 99.

 

[206]Там же. С. 101–102.

 

[207]Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 24–25, 439–466.

 

[208]Там же. С. 342.

 

[209]Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 119–120.

 

[210]Кун С. Структура научных революций. М., 1975. С. 28.

 

[211]Там же. С. 41.

 

[212]Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции (Структура развития науки). М., 1978.

 

[213]Зиневич Ю., Федотов В. Проблемы теории развития науки и методологический анархизм П. Фейерабенда // Вопросы истории естествознания и техники. 1980. № 3. С. 53–60.

 

[214]Бунге М. Философия физики. М., 1975.

 

[215]Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1991.

 

[216]Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 50.

 

[217]Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995. С. 130.

 

[218]См.: Рикер Я. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995; Его же. Герменевтика, этика, политика. М., 1995.

 

[219]Моуди Р. Жизнь после жизни. М., 1990.

 

[220]Антология мировой философии. Т. 1. 4. I. C. 295–296.

 

[221]Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. С. 295–296.

 

[222]Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С 275–276.

 

[223]Там же. С. 322.

 

[224]Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С. 552–553.

 

[225]Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 185–186.

 

[226]Лооский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 264.

 

[227]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6–7.

 

[228]Там же. Т. 42. С. 265.

 

[229]Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.

 

[230]Ньютон И. Математические начала натуральной философии// Известия Николаевской морской академии. Вып. IV. Пг.. 1915. С 30.

 

[231]Энгельс Ф. Анти‑Дюринг. Отдел 1, Гл V. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51.

 

[232]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 391.

 

[233]Мы приводим ее с сокращениями.

 

[234]Вопросы философии 1976. № 9.

 

[235]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.

 

[236]Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. С. 30–34.

 

[237]

[238]Системные исследования. Ежегодник 1971. М, 1972 С 5–17

 

[239]Урманирв Ю. A. Начала общей теории систем//Системный анализ и научное знание. М., 1978. С. 7–41.

 

[240]Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1, 3.

 

[241]Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 284.

 

[242]Винер И. Творец и робот. М., 1966. С– 82–83.

 

[243]Глинский Б. А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990; Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

 

[244]Медиатизация – внедрение новых средств связи с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации.

 

[245]Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 19.

 

[246]Социология Конта в изложении Риголажа СПб., 1898. С. 55.

 

[247]Конт О. Дух позитивной философии. С. 19.

 

[248]Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты. СПб., 1866. С. 444–454, 459.

 

[249]Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1898. С. 237.

 

[250]Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч.: В 2 т. СПб., 1899. Т. 1. С. 229.

 

[251]Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 235.

 

[252]Там же. С. 314.

 

[253]Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев, 1899. С. 4.

 

[254]Дюркгейм Э. Указ. соч. С. 55.

 

[255]Там же. С. 111.

 

[256]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2‑е изд. Т. 21. С. 306.

 

[257]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2‑е изд. Т. 21. С. 307.

 

[258]Уорд Л. Очерки социологии. М., 1901. С. 135.

 

[259]Там же. С. 90.

 

[260]Уорд Л. Психические факторы цивилизации. Гл. IX. «Философия желаний.. СПб., 1897.

 

[261]Уорд Л. Очерки социологии. С. 90.

 

[262]Уорд Л. Психические факторы цивилизации. С. 86.

 

[263]Там же. С. 86.

 

[264]Уорд Л. Очерки социологии. С. 13.

 

[265]Тард Г. Социальная логика СПб., 1901. С. 103

 

[266]Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. С 149.

 

[267]Тард Г. Законы подражания. С. 20.

 

[268]Там же. С. 89.

 

[269]Тард Г. Законы подражания. С. 72.

 

[270]Там же. С. 143.

 

[271]Там же. С. 347.

 

[272]Парето В. Чистая экономия. Воронеж, 1912. С. 1.

 

[273]Там же. С. 3.

 

[274]Там же. С. 4.

 

[275]Лавров П. Л. Исторические письма. Избр. пр.: В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 43.

 

[276]Там же. С. 45.

 

[277]Памяти П. Л. Лаврова. Пг.. 1922. С. 250.

 

[278]Михайловский Н. К. Соч. СПб., 1898. Т. 1. С. 3.

 

[279]Лавров П. Л. Избр. соч. М., 1934. Т. 1. С. 417–418.

 

[280]Бердяев Н. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901 С. 141.

 

[281]Виндельбанд В. Что такое философия?// Прелюдии. СПб., 1904. С. 2.

 

[282]Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. С. 91.

 

[283]Виндельбанд В. История и естествознание// Прелюдии. С. 320.

 

[284]Там же. С. 324.

 

[285]Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 111–112.

 

[286]Там же. С. 91.

 

[287]Риккерт Г. Границы естественно‑научного образования понятий. СПб., 1904. С. 508.

 

[288]Риккерт Г. Философия истории. СПб., 1908. С. 140–142.

 

[289]Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 195.

 

[290]Риккерт Г. Философия истории. С 104

 

[291]Цит. по: Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность М., 1991. С. 75.

 

[292]Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 346.

 

[293]Там же. С. 352.

 

[294]Там же. С. 365.

 

[295]Шпенглер О. Закат Европы. М., 1923. С. 111.

 

[296]Шпенглер О. Закат Европы. С. 113.

 

[297]Там же. С. 31.

 

[298]Шпенглер О. Пруссачество и социализм. Пг., 1922. С. 6.

 

[299]Там же. С. 22.

 

[300]Бердяев Н. А., Букшпан Я. М., Степун Ф. А. и др. Освальд Шпенглер и закат Европы. М., 1922. С. 5–6.

 

[301]Там же. С. 33, 34.

 

[302]Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 80.

 

[303]Там же. С. 80.

 

[304]Там же. С. 224.

 

[305]Тойнби А. Постижение истории. С. 251–259.

 

[306]Там же. С. 469.

 

[307]Там же. С. 518.

 

[308]Сорокин П. A. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1. С. 9–12.

 

[309]Там же С. 38–40.

 

[310]Там же. С. 81.

 

[311]Сорокин П. А. Проблема социального равенства. Пг., 1917. С. 23.

 

[312]Там же. С. 42, 43.

 

[313]Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 269–280, 294

 

[314]Там же. С. 433.

 

[315]Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 429.

 

[316]Сорокин П. Социокультурная динамика// Человек Цивилизация. Общество. С. 427.

 

[317]Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. С. 16.

 

[318]Морено Дж. Социометрия/ Пер. с англ. М., 1958. С. 38.

 

[319]См.: Тернер Дж. Структура социологической теории/ Пер. с англ. М., 1985. С. 103.

 

[320]Там же. С. 58–60.

 

[321]Социология сегодня. Проблемы и перспективы/ Под ред. Р. Мертона, Л Брума, Л. Котрелла; Пер. с англ. М., 1965. С. 30.

 

[322]Там же. С. 43, 53–56.

 

[323]Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. С. 102.

 

[324]Там же. С. 167.

 

[325]Там же. С. 196.

 

[326]Фрейд 3. Избранное. М., 1969. Т. 1. С. 277.

 

[327]Цит. по: Браун К.‑Х. Критика фрейдо‑марксизма/ Пер. с нем. М., 1982. С. 139. 140.

 

[328]Там же. С. 143.

 

[329]Цит. по: Кельнер М. С., Тарасов К. Е. Фрейдо‑марксизм о человеке. М., 1989. С. 78.

 

[330]Кельнер М. С., Тарасов К. Е. Фрейдо‑марксизм о человеке. С. 79.

 

[331]Там же. С. 120.

 

[332]Там же. С. 75.

 

[333]Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социоэконо‑мические последствия: Реферат. ИНИОН АН СССР. М., 1990. С 3–4.

 

[334]Там же. С. 7.

 

[335]Там же. С. 8.

 

[336]Гегель. Философия права. Ч. 3. Раздел 2: Гражданское общество М., 1990.

 

[337]Там же. С. 256, 257.2

 

[338]Вятр Ежи. Социология политических отношений/ Пер. с польск. М., 1979. С. 350.

 

[339]Там же. С. 352.

 

[340]См.: Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

 

[341]Уледов А. К. Структура общественного сознания М., 1968. С. 180.

 

[342]Монтескье Ш. Л. О духе законов. Избр произв. М., 1966. С. 350.

 

[343]Там же. С. 350–352.

 

[344]Дорст Ж. До того, как умрет планета. М., 1968. С. 13.

 

[345]Литературная газета. 1987. 19 авг.

 

[346]Там же.

 

[347]Экологическая ситуация как объект исследований (Материалы общего собрания Академии наук СССР) // Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5. С. 62.

 

[348]Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5 С. 13.

 

[349]Там же. С. 15.

 

[350]См.: Меморандум в защиту природы // Экологическая альтернатива. М.: Прогресс, 1990.

 

[351]Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера, экология, охрана природы. Киев, 1987. С. 239.

 

[352]Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

 

[353]Кант И. Сочинения– В 6 Т. М., 1963–1966. Т. 2. С. 192, 204.

 

[354]Тайлор Э. Первобытная культура. С. 18. 22.

 

[355]Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное М., 1989. С. 559–560.

 

[356]Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. С. 574.

 

[357]Это замечание необходимо сделать, поскольку в современной философии существует особое направление, которое также носит название «философская антропология». В этом случае данный термин употребляется в узком смысле. Он означает преимущественно немецкое философское течение в философии XX в.. берущее свое начало у М. Шелера и получившее развитие у Г. Плеснера. А. Гелена, Э. Ротхакера и др. Основная задача философской антропологии в этом узком смысле сводится к изучению и обоснованию сущности собственно человеческого бытия и человеческой индивидуальности, попытке объяснить из человека не только его собственную природу, но и смысл окружающего мира. В этой связи Шелер полагал, что все центральные проблемы философии можно, по существу, свести к проблеме человека (См.: Шелер М. «Положение человека в космосе/ /Проблема человека в западной философии. М., 1988).

 

[358]Анимизм (от лат. anima, animas – дух, душа) – совокупность фантастических представлений о наличии души как независимого начала у человека, животных, растений и других предметов.

 

[359]Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 238.

 

[360]Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63, 259, 378.

 

[361]Там же. С. 379.

 

[362]Там же. С. 283.

 

[363]Там же. С. 67.

 

[364]Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. С. 379.

 

[365]Валла Л. О наслаждении//Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т. 2. С.81.

 

[366]Гоббс Т. Избранные сочинения. М., 1926. С. 257.

 

[367]Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. М., 1924. С. 9.

 

[368]Кант И. Сочинения. М., 1966. Т. 6. С. 351.

 

[369]Кант И. Сочинения. Т. 6. С. 351.

 

[370]Кант И. Сочинения. Т. 6. С. 366.

 

[371]Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 85.

 

[372]Гегель. Философия права. М., 1990. С. 97.

 

[373]Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 12. С. 22.

 

[374]Герцен. А. И. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 2. С. 314.

 

[375]Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. М., 1951. Т. 3. С. 251.

 

[376]Соловьев B. C. Собрание сочинений: В 10 т. СПб., 1911. Т. 3. С. 121.

 

[377]Бердяев Н. А. О русской философии. М., 1991. Ч. 1. С. 20–21.

 

[378]Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 328–329.

 

[379]Антропогенез (от греч. anthropos – человек и греч. genesis – происхождение) – учение о происхождении человека.

 

[380]Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 221.

 

[381]Урысон М. И. Дарвин, Энгельс и некоторые проблемы антропогенеза // Советская этнография. 1978. № 3. С. 12.

 

[382]Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 151.

 

[383]Там же.

 

[384]Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. С. 193.

 

[385]Там же. С. 193.

 

[386]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 265.

 

[387]Wilson E. O. Introduction: What is sociobiology?//Sociobiology and human nature. Ed. by M. S. Gregory. S‑Fr., 1978. P. 2.

 

[388]Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 188.

 

[389]Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. 1988. № 1.

 

[390]Adler A. Superiority and social interest. N.Y., 1979. P. 215.

 

[391]Fromm E. The sane society. L., 1963. P. 14.

 

[392]Фромм Э. Адольф Гитлер – клинический случай некрофилии. М., 1992. С. 27.

 

[393]Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 176.

 

[394]Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание//Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 21.

 

[395]Толстой Л. Н. Сочинения. М., 1911. Ч. 20. С. 69.

 

[396]Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

 

[397]Кант И. Сочинения; В 6 г. М., 1966. Т. 5. С. 469.

 

[398]Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 179.

 

[399]Гегель. Философия права. М., 1990. С. 404.

 

[400]Он же. Политические произведения. М., 1978. С. 372.

 

[401]Shibutani Т. Society and personality. N.Y., 1961. P. 105.

 

[402]Новгородцев П. И. Об общественном идеале М., 1991 С. 198.

 

[403]Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии М., 1990 С. 306.

 

[404]Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности Тексты М., 1982 С. 110.

 

[405]Камю А. Бунтующий человек//Философские науки. 1989. № 7. С. 123.

 

[406]Ситарм К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. №4. С. 116.

 

[407]Уайтхед А. И. Избранные работы по философии. М., 1990. С 560.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

На сайте allrefs.net читайте: Философия. Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные ценности и социализация личности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Под ред. проф. В. Н. Лавриненко
    Рецензенты:   А. К. Уледов – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; А. В. Федотов – докто

От авторов
  Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, приш

Вместо введения
  Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного л

Философия и мировоззрение
  Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является

Вопросы философии
  Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись – это вопрос «что такое фи

Философия как методология
  Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч.

Функции философии
  Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего – это мирово

Философия и наука
  При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и част

Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
  Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей. Философская мысль, во‑первых, и на Востоке, и на Западе зарожд

Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике
  В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфил

Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке
  Средневековая философия Запада и Востока – это прежде всего философия доиндустриального, или феодального, общества, для которого характерно господство теологии и религии. При феодал

Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития
  Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия находилась под меньшим воздействием рел

Средневековая арабоязычная философия
  Арабская философия в средние века развивается не только в лоне мифологии и религии, но и в лоне науки. Известны успехи арабских ученых в математике, астрономии, географии, медицине,

Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм
  С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие з

Натурфилософия эпохи Возрождения
  На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на ра

Естественно‑научные предпосылки философии Нового времени
  Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математик

Основные проблемы (онтология и гносеология)
  В философии Нового времени, прежде всего в философии XVII в., проблемам онтологии, т. е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении

Социально‑философские концепции
  Философия Нового времени содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям «естественного права» и «общественного договора». Так, Дж. Локк

Просветительский характер философии XVIII в.
  Философия XVIII в. в Европе продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшее обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. Философски

Онтологические и гносеологические проблемы
  Онтологические проблемы рассматриваются представителями французского Просвещения XVIII в. чаще всего в материалистическом и атеистическом аспектах. Это одна из отличительных черт фи

Социально‑философские воззрения
  Гносеологические проблемы во многом определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Решение ими проблемы роли опыта в формировании ощущений, суждений, р

Общая характеристика
  Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724–1804)

Философия Канта
  «Докритический» период. Это период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 г. Данное наз

Философия Фихте
  Фихте выступал в основном с работами социально‑исторического и этического характера. В них, говоря его словами, излагалась «практическая философия», в которой он пытался опред

Философия Шеллинга
  Натурфилософия.Философское развитие Шеллинга характеризуется, с одной стороны, четко выраженными этапами, смена которых означала отказ от одних идей и замещение

Философия Гегеля
  Система гегелевской философии.Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произве

Философия Фейербаха
  Оценка Фейербахом философии Гегеля.Л. Фейербах был первым философом, который подверг критике философскую систему объективного идеализма Гегеля. У Фейербаха был

Позитивизм
  В 30–40 гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798–1857). Она получила название философии позитивизма. Возникнув во Франции,

Неоидеализм
  Неоидеализм (новый идеализм) представляет собой философскую реакцию на классическую немецкую философию, с одной стороны, и позитивизм – с другой. Он формируется, начиная с 40‑

Марксистская философия
  Формирование философии марксизма происходило с конца 30‑х до конца 40‑х гг. XIX в. Развитие общественно‑исторической практики, науки и философии к середин

Развитие русской философии в XI–XVII вв.
  Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв. Этот этап называют по‑разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского п

Русская философия XVIII в.
  Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. Исторически и логически он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. Два важных взаимосвязан

Русская философия конца XIX – первой половины XX вв.
  Следующий этап русской философии связан с возникновением философских систем. К мыслителям этого времени следует отнести Н. Ф. Федорова, Вл. C. Соловьева, Б. Н. Чичерина, Н. О. Лосск

Главные направления современной философии
  Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой

Основные современные модели философского мышления
  Человечество стоит на пороге 2000 г.; с новым веком люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое будет обеспечиваться невиданными возможностями информационных технологий,

Ведущие философские течения 60–70‑х гг. XX в.
  Структурализм.В 60‑е гг. нашего века бурно развивается научно‑техническая революция, происходят значительные структурные изменения в развитых капита

Философские школы 70–90‑х гг. XX в.
  В 70–90 гг. широкое распространение получают «критический рационализм», методология науки, герменевтика, интуитивизм и другие философские школы. Постпозитивизм.

Материя
  Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя». Ясно, что проблемы материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались прежде всего философами

Сознание
  В предыдущей главе, говоря о материи, мы отмечали, что материя может быть определена через отношение к сознанию, как все то, что существует вне сознания и независимо от него. Сознан

Диалектика
  Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой философии. Его впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора (

Познание
  Проблема познания является одной из важнейших, которыми занимается философия, наряду с такими проблемами, как сущность бытия, человека и общества. Ее решение находится в тесной связ

Философские проблемы информатики
  В ряду обобщенных характеристик развития человечества в XX столетии следует назвать прежде всего такой феномен, как появление компьютеров и начало формирования информационных общест

Социальная философия
  Изложенные в предыдущих разделах теоретические и методологические положения имеют немаловажное значение для понимания проблем общественного развития. Вместе с тем изучение непосредс

Предмет социальной философии
  Прежде чем определить предмет социальной философии, укажем на основные значения понятия «социальное». В современной философско‑социологической литературе данное понятие употре

Материализм и идеализм в социальной философии
  В зависимости от того, как, в частности, объясняется природа побудительных сил деятельности людей, истолковывается сущность и социальная направленность их деятельности и общественны

Социальная философия как методология общественных наук
  Выше отмечалось, что социальная философия воссоздает целостную картину развития общества. В связи с этим она решает многие «общие вопросы», касающиеся природы и сущности того или ин

Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики
  Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20–40‑х гг. прошлого столетия. В то вре

Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики
  Параллельно с позитивистским развивалось марксистское направление социальной философии, представленное в трудах К. Маркса (1818–1883), Ф. Энгельса (1820–1895) и их последователей. Г

Психологическое направление
  Большое влияние на развитие социальной философии оказало ее психологическое направление, представленное прежде всего в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых других мыслит

Социально‑философские воззрения П. Лаврова и Н. Михайловского
  Видные русские мыслители Петр Лавров (1823–1900) и Николай Михайловский (1842–1904) получили широкую известность как теоретики «субъективного метода» в социологии, который всесторон

Неокантианство
  Одним из влиятельных направлений философской мысли конца XIX – начала XX в. было неокантианство. Оно основывалось на философии Иммануила Канта и в то же время развивало ее в новых у

Социальная философия М. Вебера
  Заметный вклад в развитие социальной философии внес немецкий мыслитель Макс Вебер (1864–1920). В своих трудах он развил многие идеи неокантианства, однако его воззрения не сводились

Теория круговорота локальных цивилизаций
  В XX в. получила распространение теория круговорота локальных цивилизаций. Она восходит к учению итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668–1744), который считал, что каждая наци

Теоретическая социология П. Сорокина
  Фундаментальные методологические и теоретические проблемы социальной философии решались в теоретической социологии выдающегося русского мыслителя Питирима Сорокина (1889–1968). Его

Эмпирическая социология и структурно‑функциональный анализ
  В первой половине XX столетия на Западе, прежде всего в Европе и Америке, быстро развивалась эмпирическая социология. Она представляет собой современное проявление социологического

Современная социобиология
  Во второй половине нынешнего столетия широкое распространение получила так называемая социобиология. Она заявила о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирова

Технологический детерминизм
  Большое распространение в XX в. получили теории, обосновывающие значение науки и техники в развитии общества. Они в той или иной мере отражают реальные тенденции и социальную роль н

Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества
  Как следует из содержания предыдущей главы, представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы («социального орг

Основные сферы жизни общества
  Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему ха

Социальная структура общества
  В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, с

Политическая система общества
  Большую роль в жизни общества играет формирующаяся внутри него политическая система. Она направлена на регулирование существующих в нем политических отношений и происходящих политич

Духовная жизнь общества
  Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни лю

Диалектика исторического процесса
  В предыдущей главе давался анализ общества как социальной системы, рассматривались ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно развивается. В этом нетруд

Философское осмысление проблемы
  Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические

Экологическая проблема
  Все большее значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин «экология» образован от греческих okos – дом, жилище и logos – наука; употребляется чаще всего

Народонаселение
  К основополагающим факторам развития общества относится и народонаселение, олицетворяющее естественный процесс воспроизводства и развития человеческого рода. Данный процесс осуществ

Понятие культуры и цивилизации
  Следует отметить, что термин «культура» происходит от латинского слова cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культ

Человеческое измерение культуры
  Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также развития общества, его взаимодействия с природой. Проблема чело

Культура и цивилизация
  Проблема цивилизации сегодня выдвинулась на передний план. Причин интереса к этой проблеме несколько. Во‑первых, развитие научно‑технической революции в современном мире

Технические цивилизации
  Существуют цивилизации, которые характеризуются прежде всего уровнем развития техники. Западные исследователи (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, Р. Арон и др.) характеризуют их как «д

Философия Древнего Востока о человеке
  Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказани

Проблема человека в философии Древней Греции
  Античная Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности. В древнегреческой философии первоначально человек не существуе

Средневековая христианская концепция человека
  В средние века человек рассматривается прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому,

Человек Нового времени в европейской философии
  Философская антропология Нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм. Если рели

Антропологическая проблема в русской философии
  В истории русской философии можно выделить два основных направления в подходе к проблеме человека: материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевс

Проблема антропогенеза
  Человек – сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек является существ

Сущность и существование
  Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообщ

Биологическое и социальное в человеке
  С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное.

Бессознательное и сознательное
  С вопросом биологического и социального тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая психическую и биологическую стороны существо

Индивид и личность
  Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких‑либо специфических характеристиках.

Смысл и цель жизни
  Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по‑разному. Представители материализма обращаются к рассмотре

Личность и социальные ценности
  Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время

Понятие и природа ценностей
  Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла ист

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги