рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская религиозная философия XIX — XX вв 181

Русская религиозная философия XIX — XX вв 181 - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Венные Силы Называет Богоотступничеством. Чем Больше Хлопочет Челове...


венные силы называет богоотступничеством. Чем больше
хлопочет человек, чем больше напрягается, чтобы отли-
читься, не в пример другим, своими делами, своим подви-
гом проложить себе путь в царство небесное, тем больше
он уходит от Бога, утверждает Шестов. Следуя этой логи-
ке, русский религиозный мыслитель замахивается даже
на один из самых сильнейших элементов в христианской
~гстеме религиозной жизни —- культ святых. Святые для
него—это люди, которых обуяла гордыня, т. е. уверенность
в себе, уверенность в том, что они знают, куда идти и как
идти, что рассчитывают на свой разум и свое искусство вы-
рваться из тех тесных пределов, в которые заключено
смертное существо — человек. «Святые надеются строгим
воздержанием и самобичеванием, и иными подвигами за-
служить спасение. У них нет веры в Бога, у них вера в свои
силы» (Шестов Л. 5о1а/гс1ег — Только верою. — С. 169). Но
если человек не может своими усилиями достичь спасе-
ния, заключает Л. Шестов, то у него остается единственное
средство — уповать на милость Бога. И когда человек окон-
чательно отчается в себе, когда у него опускаются руки,
когда он ничего не видит перед собой, кроме тьмы и ужаса,
тогда ему приходит на помощь Бог. «Верить — значит по-
кинуть надежды на свои силы, свой разум, свое искусство,
броситься с закрытыми глазами туда, где, по нашему ра-
зумению, быть ничего не может, ибо там весь порядок, весь
строй не имеет ничего общего и с тем порядком, который
мы привыкли ценить в своей жизни как высшее благо»
(Шестов Л. 5о1а /шег — Только верою. — С. 238).

Антиинтеллектуалистские установки нацелены на
то, чтобы ликвидировать такого неудобного посредника,
каким является для религии человеческий разум и свя-
занные с ним рациональные основания принятия религи-
озных убеждений: последовательную аргументацию, ло-
гическую непротиворечивость и т. д. Поэтому одна из
ведущих тем в работах религиозных антиинтеллектуа-
лизмов — это тема ограниченности, ущербности разума,
его неспособности отразить многообразие бытия, сокро-
венную часть человеческой жизни. Дискурсивное мышле-
ние, утверждает Л. Шестов, существует только для того,
чтобы человек имел иллюзию совершенного знания. На са-
мом же деле отвлеченные понятия разума не только не да-

ют знания о действительности, но, наоборот, от действи-
тельности уводят. Действительность иррациональна, аб-
солютуо непознаваема. И метод, и логика, и разум, по его
мнению, все это — средства, скрывающие от нас действи-
тельность. Чтобы познать истину, нужна способность из-
бавиться от метода, от всякого контроля, налагаемого на
нас логикой, нужен порыв, восхищение. Та истина, кото-
рая постигается через причастность к божественному, ни-
каким образом, по самому своему существу, не может под-
даться логической обработке, т. е. принять форму обще-
обязательных, исключающих себя, противоположных
суждений. Проще говоря, — мистическая интуиция.

С мнением Л. Шестова о коренной ущербности раци-
онального познания и существовании особой, внелогичес-
кой способности постижения человеческого бытия солида-
ризируется видный православный философ С. Н. Булгаков
(1871—1944). Логическое мышление, по его словам, соот-
ветствует лишь теперешнему, греховному человеку, оно
есть болезнь, порождение несовершенства. Безгрешному
человеку свойственно металогическое мышление, своего
рода ясновидение, и поэтому высшая религиозная задача
для человечества — подуяться над умом, стать выше ума.
Этим двум противоположным типам освоения реальности
соответствует, с точки зрения антиинтеллектуалистов, и
две противоположные теоретические формы выражения

— рационализм и христианская философия. «Рациона-
лизм, т. е. философия понятия и рассудка, философия ве-
щей и безжизненной неподвижности, — по характеристи-
ке православного богослова П. Флоренского (1882—1943),

— всецело связан с законом тождества — это философия
плотская. Напротив, христианская философия, т. е. фило-
софия идеи и разума, философия личности и творческого
подвига, опирается, следовательно, на возможность пре-
одоления закона тождества — это философия духовнос-
ти» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. —
М., 1914. —С. 80).

Такая оценка двух типов постижения бытия и предо-
пределила основное направление критики рационализма.
Преимущественным объектом атак антиинтеллектуалис-
тов стал закон тождества, на который опирается рацио-
нальное мышление человека, вся классическая логика. Ан-

Русская религиозная философия XIX — XX вв. 183


тиинтеллектуалисты утверждают, что закон тождества
не только бесполезен для проникновения в тайны бытия,
но и является на этом пути непреодолимым препятствием.
Под углом зрения закона тождества, все бытие, желая ут-
верждать себя, на деле только уничтожает себя, превра-
щаясь в совокупность таких элементов, из которых каж-
дый есть центр отрицаний, и притом, только отрицаний.
Таким образом, все бытие является согласным отрицани-
ем, одним великим «НЕ». Закон тождества, по мнению
П. Флоренского, действует не просто как разрушительная
сила, убивает творческое начало в человеке, превращает
личность в вещь. А потому победа над этим законом — од-
но из главнейших условий возрождения духовного изме-
рения человека, становления личности.

Одна из главных претензий,выдвинутых П. Флорен-
ским к закону тождества, заключается в том, что этот за-
кон, по его мнению, утверждает самотождественность «Я»
и, следовательно, самодостаточность «Я». А это, в свою оче-
редь, считает православный богослов, порождает эгоизм и
атеизм. Поставив в тесную, однозначную зависимость ра-
циональное познание, основанное на законе тождества,
нравственную и мировоззренческую позицию, П. Флорен-
ский делает вывод, что отказ от эгоизма и атеизма предпо-
лагает отказ от закона тождества. Осуществить этот от-
каз, значит принять иную, более высокую логику отноше-
ния к действительности — «логику» вручения своей
судьбы в руки Бога. «Трояким подвигом веры, надежды и
любви, — пишет он, — преодолевается конечность закона
тождества Яперестаюбыть«Я»,моямысльперестаетбыть
моей мыслью, непостижимым актом, отказываясь от само-
утверждения «Я» = «Я». Как раньше греховная самосуть
ставила себя на место Бога, так теперь с помощью Божией
я ставлю на место себя Бога» (Флоренский П. А. Столп и
утверждение истины. — С. 68). Заметную роль в обосно-
вании методологии религиозного антиинтеллектуализма
православными богословами С. Булгаковым и П. Флорен-
ским играет принцип антиномизма.С помощью этого
принципа они пытаются оправдать, сделать состоятель-
ным неприемлемое, с точки зрения здравого человеческо-
го рассудка, содержание христианского вероучения и,
прежде всего, догмат о Божественной Троице. П. Флорен-

ский объявляет этот догмат исходным принципом всей
христианской философии. Именно благодаря этому догма-
ту христианство дало новое видение мира, новый масштаб
оцекки всего бытия, в том числе и норм человеческого мы-
шления. Догмат о триединстве Бога, согласно Флоренско-
му, отменяет головной закон логики — закон тождества и
утверждает противоречие в качестве главного принципа
мышления. Бог, единый в трех лицах, по его убеждению,
это воплощенное противоречие. Единосущность лиц Бо-
жественной Троицы указывает как на реальное их единст-
во, так и на не менее реальное их различие.

Как известно, антиномии — это противоречия между
двумя суждениями, умозаключениями, законами, одина-
ково обоснованными и логически доказываемыми. Наибо-
лее полно принцип антиномизма разработал И. Кант в сво-
ей знаменитой «Критике чистого разума». Антиномии, с
точки зрения Канта, обнаруживаются тогда, когда разум
пытается выйти за пределы чувственного опыта и познать
в принципе непознаваемую «вещь в себе». Православные
богословы С. Булгаков и П. Флоренский приспособили кан-
товскую методологию для обоскования положения о не-
способности человека рациональным путем постичь транс-
цендентное начало, конечные тайны бытия. Человек, по их
мнению, осужден на постоянную ситуацию антиномизма.
Антиномизм «обнаруживает недостаточно сил человечес-
кого разума, который на известной точке принуждения ос-
танавливается, ибо переходит к обрыву и пропасти, а вме-
сте с тем, не может не идти до этой точки» (Булгаков С. Н.
Свет невечерний. — С. 39).

Невозможность познать природу Бога, существова-
ние божественной тайны — это один из главных принци-
пов всего христианского иррационализма. Специфика под-
хода к решению этой проблемы православными богослова-
ми, с позиций антиномизма, состоит не в том, что этот
принцип лишь внешне связан с утверждением для челове-
ческого ума трансцендентной реальности. Главная же цель
всех этих рассуждений доказать, что эта неспособность не
просто выражение слабости и ограниченности человечес-
кого ума, но его принципиальной ущербности, греховнос-
ти. «Эта противоборственность конечности и бесконечнос-
ти в греховном разуме или рассудке, есть выражение глу-

Русская религиозная философия XIX — XX вв 185


бочайшего противоречия коренных норм самого разума в
его современном падшем состоянии». (Булгаков С. Н. Свет
невечерний. — С. 98). Однако православные антиинтеллек-
туалисты не могут остановиться на констатации этой мыс-
ли. Греховному, ограниченному логическому мышлению
противопоставляется особая духовная способность виде-
ния мира. Эта способность имеет различные обозначения
— вера, любовь, религиозный опыт и т. д.

Религиозный опыт, вера, с точки зрения антиинтел-
лектуалистов, — это не познание в строгом значении этого
слова, а непосредственно связь человека с Богом, внутрен-
нее чувство, возникающее из потребности в трансцендент-
ном. Такой взгляд на веру, по их мнению, не позволяет спу-
ститься до трактовки ее как системы идей или институци-
ональных форм выражения, а напротив, дает возможность
рассматривать как живую, постоянно обновляющуюся
связь с Иисусом Христом. При помощи религиозного опы-
та, как единственной формы проникновения человека к
конечным тайнам бытия, религиозные антиинтеллектуа-
листы стремятся оградить вероучение от критической
мысли с позиций данных научного познания. «Религиоз-
ный опыт, — по утверждению С. Франка (1877—1950), —
содержит сознание абсолютного могущества божествен-
ной святыни, несмотря на ее эмпирически ограниченную
силу. Опыт о верховенстве, всемогуществе святыни явля-
ется настолько непосредственным, настолько самоочевид-
ным нашему сердцу, что — поскольку мы его вообще име-
ем — он не может быть поколеблен никакими «фактами»,
никакими истинами эмпирического порядка» (Франк С.
Свет во тьме. — С. 86). В конечном счете, религиозный
антиинтеллектуализм приходит к откровенному мисти-
цизму. Религиозный опыт получает истолкование как не-
посредственное слияние человеческой души с Богом, пе-
реход человеческих переживаний, чувств в запредель-
ное,трансцендентное измерение.

тема 11

.еловек во Вселенной.
Философская, научная
и религиозная
картина мира

1/ Концепция бытия — фундамент философской картины мира

2/ Диалектика-материалистическая картина мироздания

3/ Религиозно-идеалистическая картина мира:

эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена

л.

Концепция бытия — фундамент философской картины мира
«Вселенная» — этим емким термином обозначают весь
необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кон-
чая метагалактиками. На философском языке слово «Все-
ленная» может означать бытие или Мироздание. При из-
ложении основных этапов историко-философского про-
цесса, конкретных исторических типов философии мы
непременно выясняли взгляды тех или иных мыслителей,
философских школ, течений и направлений на устройст-
во мироздания. Однако, принимая во внимание важность
этой проблемы для решения мировоззренческих вопро-
сов, мы посчитали необходимым уделить ей особое вни-
мание.

Исходным понятием, на базе которого строится фи-
лософская картина мира, является категория бытия.Бы-
тие — это самое широкое, а значит, и самое абстрактное
понятие. Разберемся, какой смысл вкладывают филосо-
фия в понятие бытия.

Прежде всего термин «быть» означает наличество-
вать, существовать. Признание факта существования
многообразных вещей окружающего мира, природы и об-
щества, самого человека является первой предпосылкой
формирования картины мироздания. Из этого вытекает
второй аспект проблемы бытия, который оказывает су-
щественное влияние на формирование мировоззрения


человека. Бытие есть, то есть нечто существует как ре-
альность
и с этой реальностью необходимо постоянно счи-
таться человеку.

Третий аспект проблемы бытия связан с признанием
единства мироздания. Человек в своей повседневной жиз-
ни, практической деятельности приходит к выводу о своей
общности с другими людьми, существовании природы и т.
д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия,
которые существуютмеждулюдьмиивещами, между при-
родой и обществом и т. д. И, естественно, возникает вопрос
о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений
окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естест-
венно связан с признанием бытия. Все многообразие вещ-
ных и духовных явлений, природы и культуры объединя-
ет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря
на различие форм своего существования. И именно благо-
даря факту своего существования они образуют целостное
единство мироздания.

На основе категории бытия в философии дается са-
мая общая характеристика мироздания: все существую-
щее — это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта
характеристика в данной форме еще не содержит никаких
мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться пред-
ставители различных школ, течений и направлений. Про-
тиворечия между ними возникают при конкретном осмыс-
лении категории бытия и, прежде всего, при решении во-
проса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит
объединяющим началом мироздания.

Для обозначения такой общей основы всего сущест-
вующего в философии выработаны две категории: субст-
рата и субстанции. Субстрат(от лат. 8иЪ51та1;ит — бук-
вально, подстилка) — это то, из чего все сделано. Понятие
«субстрат», по сути дела, тождественно понятию «мате-
рия», в том смысле, как это понятие употреблялось в пла-
тоновско-аристотелевской традиции. Более высокую сте-
пень общности отражает понятие субстанции. «Субстан-
ция»
(от лат. зиЬз^аНа — сущность, то, что лежит в основе)
означает первооснову всего существующего, внутреннего
единства многообразия конкретных вещей, событий, яв-
ления и процессов, посредством которых и через которые
они существуют. Таким образом, если через понятие суб-

страт философы разъясняли, из чего состоит бытие, то по-
нятием субстанции фиксируется всеобщее основание бы-
тия. Как правило, философы стремятся создавать картину
мироздания, исходя из какого-то одного начала (воды, ог-
ня, атомов, материи, идей, духа и т. д.). Учение, принимаю-
щее за основу всего существующего одно начало, называ-
ется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисую-
щий картину мироздания, опираясь на какие-либо
равноценные два начала.

В истории философии, как показано ранее, преобла-
дает монистический подход. Наиболее ярко дуалистичес-
кая тенденция обнаруживалась лишь в философских сис-
темах Р. Декарта и И. Канта. В соответствии с решением
основного мировоззренческого вопроса в истории филосо-
фии существовали две основные формы монизма: идеали-
стический монизм в виде религиозной и светской разно-
видности и материалистический монизм — также в разно-
образных видах. Идеалистический монизм ведет свое
начало от Пифагора, Платона и Аристотеля. Числа, идеи,
формы и другие идеальные начала выступают в нем в ка-
честве субстратов мироздания. Свое наивысшее развитие
идеалистический монизм получает в системе Гегеля. У Ге-
геля первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена
на уровень субстанции. Идеалистический монизм в форме
объективного идеализма Гегеля довольно подробно рас-
смотрен при изложении соответствующего раздела немец-
кой классической философии. В данной лекции нам хоте-
лось бы уделить основное внимание анализу диалектико-
материалистического и религиозно-идеалистического
монизма.

Диалектика-материалистическая картина мироздания
Диалектико-материалистическая концепция мироздания
получила свое наиболее яркое и всестороннее развитие в
марксистско-ленинской философии. Марксистско-ленин-
ская философия продолжает традицию материалистиче-
ского монизма.
Это значит, что она признает в качестве ос-
новы бытия материю. В домарксовском материализме гос-
подствовал субстратный подход к понятию материи.

Человек во Вселенной Философская, научная и религиозная картина мира 189


Материя отождествлялась либо с какими-либо конкрет-
ными «первокирпичниками», из которых построено все
здание мироздания (корпускулами, атомами, веществом,
энергией и т. д.), либо делалась попытка отыскать некую
единообразную материю, которое существует наряду с
конкретными вещами. Оба эти подхода были отвергнуты
диалектическим материализмом.

Первый подход был отвергнут потому, что он связы-
вал философскую концепцию мироздания, решения ос-
новного мировоззренческого вопроса с существующей на
данный исторический момент естественно-научной кар-
тиной мира. По мнению основоположников диалектичес-
кого материализма, философия не должна быть связана
ни с какими конкретными естественно-научными пред-
ставлениями о материи. Эти представления, как и вся ес-
тественно-научная картина мира, могут постоянно ме-
няться в связи с развитием научного познания. Для фило-
софии же важно выработать такое понимание материи,
которое характеризовало бы ее любые формы, независимо
от того, познаны они сейчас или будут познаны в будущем.
Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» подчеркивал,
что материя — это философская абстракция, понятие, по-
средством которого обозначается многообразие природ-
ных явлений и процессов.
Недостаток второго подхода со-
стоит в возможности оторвать материю от ее конкретных
форм выражения. Критикуя эти представления, Ф. Эн-
гельс указал, что философы и естествоиспытатели, ставя
перед собой цель отыскать материю как таковую, поступа-
ли точно таким же образом, как если бы они вместо груш,
вишен, яблок желали видеть плод как таковой. Материя
как таковая не существует. Она существует в конкретных
бесконечно многообразных видах и формах вещей, про-
цессов, явлений, состояний и т. д. Ни один из этих многооб-
разных видов, форм, процессов, явлений, состояний не мо-
жет быть отождествлен с материей, но все их многообра-
зие, включая из связи и взаимодействия, составляют
материальную действительность.

Классическое для диалектического материализма
определение материи сформулировал В. И. Ленин. В книге
«Материализм и эмпириокритицизм» он писал: «Мате-
рия есть философская категория для обозначения объек-

тивной реальности, которая дана человеку в ощущениях
его, которая копируется, фотографируется, отображает-
ся нашими ощущениями, существуя независимо от них»

(Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. — С. 131). Таким обра-
зом, В. И. Ленин отделил понятие материи от всех конкрет-
но-научных представлений о ней. Единственное свойство
материи, с которым связана философия — это свойство
объективной реальности,
т. е. существование реального
мира вне и независимо от сознания каждого конкретного
человека и человечества в целом. А это значит, что ленин-
ское определение материи содержите себе материалисти-
ческое решение основного мировоззренческого вопроса о
первичности материального или идеального бытия. Оно
ориентирует людей на признание существования вне и не-
зависимо от сознания материального мира. А, следователь-
но, ученые, исследующие этот мир, должны знать, что они
имеют дело не с фантомами сознания, а с объективной ре-
альностью.

Вместе с тем, в этом определении содержится указа-
ние на производный, вторичный характер человеческого
познания, а, следовательно, и сознания. Познание опреде-
ляется в данном определении как отражение материи. Ма-
терия, по словам В. И. Ленина, «копируется, фотографиру-
ется, отображается ощущениями». На основе ощущений
формируются восприятия, представления и понятия, кото-
рые составляют рациональную сторону сознания. Наряду с
рациональной стороной под воздействием окружающего
мира формируется эмоционально-волевая компонента со-
знания. Сознание же в целом трактуется в диалектическом
материализме как особое свойство материи, присущее ей на
высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в
процессе развития материи сформировалось человечество.
Таким образом категория материи в диалектическом мате-
риализме возведена на уровень субстанции.
Все многооб-
разие бытия диалектический материализм рассматривает
как производные от материи виды и формы ее проявления.

Неотъемлемые свойства субстанции в философии
называются атрибутами.Диалектический материализм в
качестве атрибутов материи рассматривает движение,
пространство и время. Диалектический материализм рас-
сматривает движение как способ существования мате-

Человек во Вселенной Философская, научная и религиозная картина мира 191


рии. В мире нет и не может быть движения без материи,
как и материи без движения. Покой же рассматривается
как относительно устойчивое состояние материального
мира, момент (сторона) движения. Характеристика покоя
всегда связана с конкретными предметами, которые фик-
сируются нами как находящиеся в состоянии неизменнос-
ти. Это состояние может быть зарегистрировано только в
определенной системе координат. Например, камень, ле-
жащий на земле, находится в состоянии покоя по
отношению к Земле, но он находится в состоянии движе-
ния вместе с Землей. Поэтому покой относителен, ибо его
проявление зависит от системы отсчета, в то время как
движение абсолютно.

Движение как абсолютный способ существования
материи существует в бесконечно многообразных видах и
формах. Эти виды и формы являются объектом изучения
конкретных естественных и гуманитарных наук. Филосо-
фия же рассматривает движение как изменение вообще.
Сказать, что материя находится в постоянном движении,
значит признать, что материя находится в процессе не-
прерывного изменения. Следовательно, рассматривая
движение как способ существования материи, диалекти-
ческий материализм утверждает, что источник движения
следует искать не вне материи, а в ней самой. Мир, Вселен-
ная при таком подходе представляет как самоизменяюща-
яся, саморазвивающаяся целостность.

Другими не менее важными атрибутами материи, как
отмечалось выше, диалектический материализм признает
пространство и время.Если движение материи выступает
в качестве способа, то пространство и время рассматрива-
ются в диалектическом материализме как формы сущест-
вования материи.
В период, когда в науке и философии
господствовала механистическая картина мира, простран-
ство и время трактовались как относительно самостоя-
тельные характеристики материального мира. Диалекти-
ческий материализм рассматривает пространство и время
как объективные формы существования материи. «В мире
нет ничего, кроме движущейся материи и эта материя дви-
жется не иначе как в формах пространства и времени», —
писал В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритициз-
ме» (С. 181). Понятие «Пространство» отражает порядок

сосуществования материальных образований. Время —
отражает изменения происходящие в материальных об-
разованиях.

Таким образом на основе субстанционального истол-
кования материи диалектический материализм рассмат-
ривает все многообразие бытия во всех его проявлениях
под углом зрения его материального единства. Бытие, Все-
ленная предстает в этой концепции как бесконечно разви-
вающееся многообразие единого материального мира. Вы-
работка конкретного представления о материальном един-
стве мира не является функцией философии. Это входит в
компетенцию естественных и гуманитарных наук и осу-
ществляется в рамках создания научной картины мира.
Диалектический материализм, как в период своего фор-
мирования, так и в настоящее время, опирается на опреде-
ленную научную картину мира. Естественно-научной
предпосылкой формирования диалектического материа-
лизма, как отмечали его создатели, послужили три вели-
ких открытия:

1) закона сохранения энергии, утверждающего не-
уничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в дру-
гой;

2) установление клеточного строения живых тел, ког-
да было доказано, что клетка является элементарной
структурной единицей всего живого: растений, животных,
микроорганизмов;

3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль
о естественном происхождении и эволюции жизни на Зем-
ле, а также положение о естественном происхождении в
процессе этой эволюции человека.

Эти открытия способствовали утверждению идеи о
материальном единстве мира. Эта идея вскоре получила
дополнительное естественнонаучное обоснование, когда
химики синтезировали мочевину, находимую ранее толь-
ко в животных организмах, показали, то при всей глубине
различий живого и неживого между ними нет непроходи-
мой пропасти. Живое может возникать из неживого. Дру-
гим, не менее важным выводом из этих открытий следова-
ло признание принципа всеобщности эволюции и разви-
тия и, следовательно, истолкования единства мира как
саморазвивающейся системы.

Человек во Вг пленной Философская, научная и религиозная картина мира 193

Философия


Энгельс в «Диалектике природы», обобщив дости-
жения естественных наук, создает свою классификацию
форм движения материи. Он выделяет пять форм движе-
ния материи:
механическую, физическую, химическую,
биологическую и социальную. Классификация этих форм
Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:

1) Каждая форма движения связана с определенным
материальным носителем: механическое — движение тел,
физическое атомов, химическое — молекул, биологичес-
кое — белков, социальное — индивидов и социальных общ-
ностей.

2) Все формы движения материи связаны друг с дру-
гом, но отличаются по степени сложности. Более сложные
формы возникают на базе менее сложных, но не являются
их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, ко-
торые придают специфику данным формам движения.

3) При определенных условиях формы движения ма-
терии переходят друг в друга.

Дальнейшее развитие естествознания заставляло
вносить изменения в классификацию форм движения ма-
терии. Советские ученые-науковеды, сохраняя принципы
классификации Ф. Энгельса, предпринимали попытки
привести диалектико-материалистическую картину ми-
ровоззрения в соответствие с достижениями науки. Наи-
более серьезную попытку предпринял директор институ-
та естествознания и техники АН СССР академик Б. М. Ке-
дров. Ориентируясь на его идеи, мы здесь в сокращенном
виде рассмотрим схему вариант классификации.

Как видно из приведенной схемы, Б. М. Кедров ис-
ключил из ряда форм движения простейшую, механичес-
кую. Ранее она понималась как перемещение тел в прост-
ранстве и описывалась законами классической механики.

Виды Микро-
движения механическое
движение

Макро-

механическое

движение

субатомный уровень супратомный уровень

физическое поля, ядра, атомы

химическое реакции

макротела, галактики
молекулы

биологическое популяция, биоценоз

Теперь стало ясно, что в микромире действуют иные зако-
ны — квантово-механические. Кроме того, механическое
движение выражает лишь количественные характерис-
тики всех форм движения материи. Поэтому микро- и ма-
кромеханические виды движения стали лишь «фоном»
других форм. Распалась физическая форма движения на
субатомную и супратомную, указывающие, соответствен-
но, на микроуровень и макроуровень физических процес-
сов. Субатомная характеризуется электронными, внутри-
ядерными и внутриатомными процессами. Химическая
включает различные типы реакций. Биологическая пред-
стает как иерархия процессов жизни: доклеточный уро-
вень, клетка, многоклеточные организмы, популяции, био-
ценозы. Супратомная может быть построена также как ие-
рархия материальных систем: молекулы, макротела,
плане 1ы, планетные системы, галактики, системы галак-
тик, мегагалактика. Особый уровень организации материи
представляет собой человеческое общество. В связи с раз-
витием науки конкретные картины мироздания могут ме-
няться. Но для диалектического материализма остается
неизменным лишь признание принципа материального
единства мира.

Религиозно-идеалистическая картина мира:
эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена
Диалектико-материалистической картине мира в опреде-
ленной степени противостоит религиозно-идеалистичес-
кая интерпретация мироздания.
Основные принципы этой
интерпретации были изложены нами при рассмотрении
христианского мировоззрения. Однако реализация этих
принципов в конкретных философско-теологических сис-
темах существенно разнится. И это различие находится в
определенной зависимости от личных установок того или
иного мыслителя, а также от той картины мира, на кото-
рую он опирается в своих философско-теологических ис-
следованиях.

В средневековой картине мироздания Бог рассмат-
ривается как стоящая над миром абсолютная субстанция.
Так, например, в томистской философско-теологической

Человек во Вселенной Философская, научная и религиозная картина мира 195


системе Бог противопоставляется природе и человеку как
бытие абсолютное бытию обусловленному, как вневремен-
ное — приходящему и изменчивому. Между Богом и при-
родой, Богом и человеком устанавливалось непреодоли-
мое расстояние. И хотя в томизме существует учение «об
аналогии бытии», которое призвано перекинуть «мост»
между Богом и миром, Богом и человеком, все нее интер-
претация этой «аналогии» в томистской философии ис-
ключает полное их сближение.

Утверждение в Новое время в европейской культуре
механической ка ртины мира не приводило к существенно-
му пересмотру взглядов религиозных мыслителей на эту
проблему. Бог по-прежнему рассматривался как «творец»
и «перводвигатель» видимого и невидимого мира, стоящий
вне его и над ним. Изменения же, связанные с переходом от
геоцентрической на гелиоцентрическую картину мира, ка-
сались лишь конкретного наполнения мировоззренческой
системы. Наиболее серьезные изменения в религиозно-
философском мышлении произошли в конце XIX — сере-
дине XX века, когда в европейской культуре утвердилась
диалектическая картина мироздания, в которой господст-
вующими принципами являются идея единства мира и его
саморазвитие. Влияние этой новой картины мира мы мо-
жем обнаружить во всех конфессиональных направлени-
ях фило-богословской мысли. В русской православной фи-
лософии и богословии они нашли свое наиболее яркое вы-
ражение в работах Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, в
протестантской теологии—в концепции «дипо л яркого Бо-
га» А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна, в католической философ-
ско-теологической мысли в концепции «эволюционно-кос-
мического христианства» П. Тейяра де Шардена. Идеи рус-
ского космизма будут рассмотрены в заключительном
разделе, посвященном решению глобальных проблем со-
временности. Для уяснения современной религиозно-иде-
алистической картины мироздания, по нашему мнению,
наиболее показательной является концепция «эволюци-
онно-космического христианства»
П. Тейяра де Шардена.

П. Тейяр де Шарден (1881—1953) — француз по про-
исхождению, католический священник, член ордена иезу-
итов, закончил Оксфордский университет, где прослушал
циклы естественнонаучных и теологических дисциплин,

является видным ученым палеонтологом, археологом, би-
ологом. Хорошее знание естественных наук, в особенности
наук биологического цикла, оказало существенное влия-
ние на его философско-теологическое мышление и способ-
ствовало формированию концепции «эволюционно-кос-
мического христианства».

Концепция «эволюционно-космического христи-
анства» Тейяра де Шардена базируется на принципах ре-
лигиозно-идеологического монизма, эволюционизма и
универсализма.
Субстанцией всего мироздания, по мне-
нию французского мыслителя, является Бог. Бог — это
средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от
которой начинаются и к которой сходятся все реальности
бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается vi
пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, рас-
творен в нем, что весь мир представляет собой Божест-
венную среду.

Преодоление традиционного для христианства рас-
кола бытия на две субстанции — духовную и материаль-
ную, божественную и земную Тейяр осуществляет на ос-
нове признания всеобщей одушевленности материи. Со-
гласно взглядам Тейяра, для объяснения возможности
происхождения всего существующего из единой субстан-
ции, необходимо допустить, что атомы, электроны и дру-
гие элементарные частицы должны иметь какую-то об-
щую основу, «искру духа». Таким образом, по Тейяру, все
материальные образования имеют духовную компоненту.
Эту духовную компоненту он называет «радиальной энер-
гией». По его мнению, радиальная энергия обусловливает
развитие материи.

В ходе создания эволюционно-космической картины
мироздания Тейяр заимствует ряд принципов диалекти-
ческой методологии, и, прежде всего, главный принцип
этой методологии — принцип развития.Принцип разви-
тия конкретизируется в системе Тейяра положениями ди-
алектической методологии о качественном многообразии
образующих мир объектов, их подвижности, изменчивос-
ти, взаимопереходах, взаимосвязи и развитии. В своей ар-
гументации он часто обращается к естественнонаучным
данным: черпает материал из астрономии, физики, геоло-
гии, биологии и других пограничных наук.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Л тема Нтичная философия Поворот к человеку философские учения софистов и Сократа... Онтология Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в... Античная философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская религиозная философия XIX — XX вв 181

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
курс лекции Второе издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебно

Радугин А. А.
Р15 Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с. 15ВЫ 5-88860-050-4 Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными т

Нтичная философия
1/ Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит 2/ Онтологизм древнегреческой философии- элеаты и Демокрит 3/ Поворот к человеку — философские учения софистов и Сократа

Античная философия 37
меняющимся и закономерно потухающим. На основе пре- вращений Огня строится космология Гераклита. Все пред- меты и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в о

Античная философия 67
отношению к этому целому я должен подчиняться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Ка- кое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне неизвестно, чт

Эволюция британсксн о эмпиризма конца XVII — середины XVIII века 133
приводят к образованию в нашем уме устойчивой привычки ожидания того, что за появлением А обязательно последует В В результате люди впадают в логическую ошибку, кото- рая формулиру

Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира 197
  Мир, согласно концепции Тейяра де Шардена, посто- янно находится в процессе изменения, развития от про- стого к сложному, от низшего к высшему. Он отмечает так- же

Природа человека и смысл его существования 217
зренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть не неизбежны? Может быть существует иной пласт суще- ствования? Может быть существует возможность воскре- шения из мертвых? Во

Познание, его возможности и средства 233
положения формируются на основе познания и практиче- ской деятельности человека. Но содержание веры нельзя непосредственно вывести из этих предпосылок. Между ло- гическими и эмпири

Лософской веры, открывающей смысл и предназначение истории, призвана объединять человечество на общих духовных основаниях.
Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека Философия истории изображает исторический процесс как процесс развития культуры. Для того, чтобы понять со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги