рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История развития биоэтики как дисциплины

История развития биоэтики как дисциплины - раздел Философия, Биомедицинская этика биоэтика как философская отрасль медицины Исторически Первой Формой Врачебной Этики Были Моральные Принципы Врачевания ...

Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в “Клятве”, а также в книгах “О законе”, “О врачах” и др. Гиппократа называют “отцом медицины”. Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики.

В древних культурах — вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой — способность врачевать свидетельствовала о “божественной” избранности человека и определяла его элитное, как правило, жреческое положение в обществе. Например, первые вавилонские врачи были жрецами, и основными средствами лечения были обряды и магия. Первый египетский целитель Имхотеп — жрец, который в последствии был обожествлен (около 2850 г. до н.э.) и храм в его честь в Мемфисе был одновременно и госпиталем и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов Древней Индии. Исследователи предполагают, что отец Гиппократа был одним из жрецов Асклепия — бога врачевания у древних греков.

Становление греческой светской медицины было связано не только с влиянием рационального знания и накоплением опыта врачевания, но и с принципами демократической жизни городов-государств Древней Греции. Освященные и необсуждаемые права врачующих жрецов постепенно, но неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед пациентами. Так, в Клятве Гиппократа были впервые сформулированы и выписаны именно обязанности врача перед больными и своими коллегами по ремеслу. Гиппократ писал: “Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной”.

Первое развернутое обсуждение проблем биоэтики состоялось в г. Нюрнберге в 1946 г. Это было связано с медицинскими исследованиями на людях, проводимыми немцами в годы Второй мировой войны. На Нюрнбергском процессе было предъявлено обвинение 23 немецким ученым-медикам. В их числе - личный врач Гитлера и глава Комиссариата здравоохранения и санитарии - К. Брандт, личный врач Гиммлера, президент немецкого Красного Креста К. Гебхард и др. Согласно приговору Трибунала, семи немецким медикам был вынесен приговор о высшей мере наказания. Именно тогда в Нюрнберге был создан 1 Международный документ по биоэтике, так называемый "Нюрнбергский кодекс", который регламентировал проведение научных исследований и экспериментов на людях. Принципы, изложенные в Кодексе, являлись не требованиями закона, а нормами морали и не носили обязательного характера. В Кодексе указывалось на необходимость при проведении экспериментов на людях придерживаться ряда этических критериев, таких как, добровольное согласие испытуемого, его дееспособность, информирование испытуемого о целях, методах и возможных последствиях предполагаемого эксперимента. Проводимый эксперимент должен приносить пользу обществу, которая не может быть достигнута другими методами исследования. Испытуемый должен быть избавлен от всех излишних физических и психических страданий и повреждений, а оборудование должно обеспечивать защиту испытуемых от отдаленной возможности ранения, инвалидности, смерти. Налагался запрет на проведение экспериментов, предполагающих смертельный исход для испытуемых. Оговаривалась возможность прекращения проведения эксперимента по желанию испытуемого.

Положения Кодекса содержали в себе перечень основных, базовых этических принципов проведения медицинских исследований на людях. Однако при всей важности первого в истории человечества международного кодекса такого рода, он не оказал существенного влияния на практику проведения медицинских экспериментов на людях в мирное время. Казалось, что принципы Кодекса носят скорее назидательный, а не прикладной характер и не имеют прямого отношения к повседневной практике медицинских исследований.

В 1966 году Генри Бичер, профессор анестезиологии Гарвардской медицинской школы, опубликовал сенсационную по своему содержанию статью "Этика и клинические исследования", где описал 22 случая нарушений прав испытуемых, имевших место в США. Особую известность получили два примера. В одном случае речь шла об исследовании, проводившемся в интернате для отстающих в развитии детей в Уиллоубруке (штат Нью-Йорк). Для изучения этиологии болезни и разработки защитной вакцины детей заражали гепатитом. В другом случае врачи вводили живые раковые клетки пожилым пациентам одной из нью-йоркских больниц. Исследования проводились без информирования и согласия испытуемых с большим риском для их жизни и здоровья.

Во второй половине ХХ столетия происходят события, которые способствуют началу развернутой дискуссии по этическим проблемам, как в области биологии, так и медицины. Благодаря новейшим технологиям жизнеобеспечения становится возможным длительное поддержание автономной работы каждого органа человека, в том числе, легких и сердца. Как только такая техника получает широкое распространение, появляется большое количество больных, дыхание и кровообращение которых длительное время поддерживается искусственно, но при этом они не приходят в сознание. Вместе с тем, актуальной становится проблема критериев смерти человека, так как развитие трансплантологии требует новых доноров и органов. В 1968 г. на заседании ВОЗ и ЮНЕСКО в качестве критерия смерти человека принимается критерий "смерти мозга".

В 60-х годах снова приобретает силу общественное движение в защиту эвтаназии - "легкой смерти неизлечимых больных". Публикуется меморандум в защиту добровольной эвтаназии, который находит много сторонников. Эвтаназия легализируется в Нидерландах (1992), ряде штатов Америки и северных территориях Австралии (1997). Происходят поистине революционные изменения в области репродуктивных технологий. В 1978 г. в клинике Борн-Холл (Кембридж, Англия) медикам удается в пробирке соединить яйцеклетку со сперматозоидом. Появляется на свет первый ребенок "из пробирки" - Луиза Браун.

Основателем биоэтики является американский биолог-биохимик и ученый-гуманист Ван Ранселер Поттер (1911-2001), который в начале 70-х годов ХХ века вводит в научный обиход термин "биоэтика" и определяет ее основные направления. Многие годы он работал в Висконсинском университете (г. Мадисон, США) сначала профессором онкологии, а затем - заместителем директора лаборатории МакАрдла. В 50-е годы он одним из первых показал положительный терапевтический эффект комбинации ингибиторов клеточного роста и химиотерапии при лечении рака. В.Р. Поттер становится достойным учеником и продолжателем идей американской экологической школы О. Леопольда (1887-1948) - известного американского природоохранника, писателя и общественного деятеля.

В свое время О. Леопольд создал особую этику - этику земли и распространил ее действие не только на отдельные особи, но и на все виды и экологические сообщества. Он полагал, что этика земли призвана утвердить право на существование в естественных условиях всего того, что составляет экосистему, а также изменить роль человека в биосфере, превратив его из завоевателя природы в полноправного представителя биологического сообщества. Вопреки традиционной точке зрения, новая этика провозглашает право каждого вида на существование, вне зависимости от его экономической ценности или полезности. По мнению О. Леопольда, для становления новой этики "… достаточно одного: просто перестаньте считать бережное обращение с землей чисто экономической проблемой. Рассматривая каждый вопрос, ищите не только то, что экономически выгодно, но и то, что хорошо этически и эстетически. А хороша любая мера, способствующая сохранению целостности, стабильности и красоты биотического сообщества. Все же, что этому препятствует, дурно". В.Р. Поттер также как и Леопольд считал, что применение этики не должно ограничиваться исключительно сферой человеческих отношений - ее следует распространить на всю биосферу как целое с целью регуляции вмешательства человека в область разнообразных проявлений жизни. В своей фундаментальной работе "Биоэтика: мост в будущее", опубликованной в 1971 году, этот тезис он обосновывает следующим образом: "Цель данной книги - внести вклад в будущее человеческого рода путем формирования новой дисциплины под названием Биоэтика. Если существуют "две культуры", которые, по-видимому, не способны к диалогу - наука и гуманитарное знание - и если это является одной из причин того, что будущее представляется скорее сомнительным, чем возможным, то все же мы можем построить "мост в будущее" при помощи этой новой дисциплины как моста между двумя культурами.

Исключительная роль в формировании философско-аналитической базы биоэтики принадлежит выдающейся личности, одному из величайших людей XX столетия А. Швейцеру (1875–1965). В его этике «благоговения перед жизнью» нет разделения на более ценную и менее ценную жизнь, на высшее и низшее. Считая каждую форму жизни священной и неприкосновенной, А. Швейцер критиковал антропоцентричность и расширил библейскую заповедь «не убий» за узкие пределы межчеловеческих отношений. Он имел полное право сказать: «Моим аргументом является моя жизнь». А. Швейцер — человек разносторонних интересов. Он известен не только как талантливый врач, но и как мыслитель, гуманист, философ, теолог, священник, музыкант, музыковед, писатель, журналист, социальный работник и филантроп, лауреат Нобелевской премии. Его вклад в развитие медицинской этики огромен и состоит в создании нового мышления, которое включает концепцию защиты окружающей среды. Новое мышление означало признание ответственности жителей нашей планеты за сохранение и продолжение жизни на Земле. Выживание возможно, если изменение менталитета будет опережать темпы технического прогресса; если уменьшится пропасть между бедными и богатыми; если снизятся расходы на вооружение, а экономический прогресс не будет сопровождаться разрушением и деградацией окружающей среды. А. Швейцера можно по праву считать основоположником экологической науки, осознавшим проблему, которая возникла перед человечеством в середине XX столетия: экспотенциальный рост знания не сопровождается ростом мудрости, необходимой для управления этим знанием.

Этика А. Швейцера, которая характеризуется универсализмом и глобальностью, была направлена на преодоление этого разрыва и поиск выхода из духовного кризиса XX века. Ученый видел причину идейного кризиса современности в противостоянии этики личности и этики общества. Согласно А. Швейцеру, все разнообразие этических систем и этических мировоззрений можно свести к двум основным типам: этика самоотречения и этика совершенствования.

Этика самоотречения носит социально-утилитаристский характер и подразумевает, что каждый индивид должен жертвовать собой ради других и общества в целом. Другой тип этики — этика самосовершенствования нравственной личности. Нравственная личность из-за различий в оценке понятия гуманности постоянно полемизирует с этикой общества и не может беспрекословно ей подчиняться. А. Швейцер считает, что на первом месте должна стоять этика нравственной личности, а этика общества может быть нравственной только через признание индивидуальных этических ценностей. Величайшее заблуждение состоит в утверждении, что этику нравственной личности и этику общества нельзя объединить в единой системе этических ценностей.

В 1997 г. в Шотландии путем метода клонирования получают овечку Долли. В то же время, в 1980 г. французским ученым Э. Болье были изобретены особые абортивные таблетки RU-486, способные прерывать беременность на ранних сроках (40 дней после зачатия) без инвазивных процедур.

В бывшем Советском Союзе синонимом "медицинской этики" стало понятие "деонтологии" (от гр. deon - долг, logos - учение). Сближение этих двух понятий происходит в книге "Вопросы хирургической деонтологии" (1946) с легкой руки ее автора академика Н. Н. Петрова. В то время разработка проблем этики профессиональной деятельности советского врача в основном подменялась идеологизированной риторикой, ярким примером которой может служить брошюра Е. Барнштейна "Что должен знать врач-стахановец" (1938), где в качестве главной рекомендации предлагалось "выбросить на помойку пресловутую врачебную этику", а в основу деятельности советского врача поставить критику и самокритику. Заменяя термин "медицинская этика" незнакомым термином "деонтология", Н.Н. Петров освобождает его от негативных идеологических коннотаций и тем самым привлекает внимание общественности к актуальным этическим проблемам медицины.

В послевоенный период и вплоть до настоящего времени активно обсуждаются и доказываются преимущества и отличия медицинской деонтологии от традиционной медицинской этики. Мы не можем согласиться с подменой этики деонтологией, которая, в лучшем случае может рассматриваться лишь как ее часть. Деонтология содержательно значительно уже этики как таковой. Например, Кодекс медицинской деонтологии строится на таких выражениях как "врач должен", "обязан", "не может", "ему запрещено". Деонтология включает определенные нормы, предписания, запреты, которым должен следовать медицинский работник или врач. Профессор А.П. Зильбер в своей книге "Этика и закон в медицине критических состояний" метафорически сравнивает этику со звучанием симфонического оркестра и полифонией его отдельных инструментов, а деонтологию - с духовым оркестром, исполняющим марши, которые заставляют слушателей жить в едином ритме, порыве, чувстве, тогда как симфонию каждый воспринимает индивидуально.

Медицинская этика, в отличие от деонтологии не только отвечает на вопрос "Как", но и "Почему?": "Почему нужно поступать определенным образом?", "Какой смысл и какие ценности утверждаются тем или иным поступком?" и т.п. Большинство ученых, исследующих проблемы медицинской этики, придерживаются крайних, полярных точек зрения. Одни считают, что для регуляции и оценки деятельности врача и его отношений с пациентами достаточно только тех принципов и ценностей, которые воплощены в общечеловеческой морали или в христианской этике. Другие же, абсолютизируя специфику медицинской деятельности, сводят медицинскую этику к медицинской деонтологии, представляющей собой "Прокрустово ложе" - достаточно жесткий свод этических правил и установок врачебной деятельности.

Многие ученые (Р. Витч, Т. Бошам и Дж. Чайлдресс, А.Я. Иванюшкин, Б.Г. Юдин и др.) отмечают, что медицинская этика, основанная на традициях этики Гиппократа, сегодня не отвечает духовно-интеллектуальным, политическим и экономическим особенностям и запросам развития современного общества. Английский ученый-биоэтик Р. Витч причины такого несоответствия усматривает в том, что:

• традиционная медицинская этика - это корпоративная этика, действие которой ограничивается преимущественно рамками соответствующего профессионального общества;

• этика Гиппократа построена на идее патернализма (от лат. pater - отец), который предписывает и позволяет врачу выступать в качестве "отца", наставника, непререкаемого авторитета по отношению к пациенту (либо медицинской корпорации по отношению к обществу);

• принцип "не навреди" не является достаточным для регуляции отношений врача и пациента (медицинского сообщества и общества в целом), так как не отвечает потребностям этического нормирования в связи с разработкой и применением глобальных биомедицинских технологий;

• гиппократова этика не содержит достаточных оснований для утверждения принципа уважения автономии пациента, интересы врача превалируют над интересами пациента.

В западной литературе, начиная с 70-х годов, приводится множество аргументов в пользу ограниченности этики Гиппократа. Среди них такие, как узкое понимание здоровья человека только как психофизической целостности, патернализм, авторитаризм, профессиональный корпоративный характер, отсутствие признания права пациента на информированное согласие. В советской медицинской деонтологии также предпринимаются попытки критики, но с другой стороны - с точки зрения интересов общества, которые в гиппократовой этике не были отражены достаточно последовательно.

Развитие биоэтики в Украине базируется на со­временных мировых традициях, в основе ко­торых лежит многолетний опыт медицинской этики и врачебной деонтологии, которые препода­вались в университетах как этическая философия. В Киево-Могилянской академии существовали свои этические курсы. Это направление развивали из­вестные отечественные ученые-медики, такие как Н.Пирогов, В.Образцов, М.Стражеско, Ф.Яновский, О.Богомолец, Д.Заболотный и др. Еще в 19 столетии Н.И.Пироговым был разработан моральный кодекс ме­дицинской сестры и впервые поднят вопрос о взаимо­действии врача с медицинской администрацией.

С 90-х годов Украина все больше принимает участие в международных на­учных проектах и клинических исследованиях, и это стимулирует внедрение этического контроля в соответ­ствии с требованиями международных организаций, членом которых стала Украина, а именно: Всемирной организации здравоохранения, Всемирной ассоциации врачей, Всемирной ассоциации психиатров, Организа­ции объединенных наций, Совета Европы.

После создания Международного комитета по биоэтике (ЮНЕСКО, 1997 г.) во многих странах мира начали формироваться национальные комитеты. В Украине при Президиуме НАН Украины был создан Комитет по вопросам биоэтики (1998 г.), задачами которого стали анализ с позиций биоэтики научных исследований и использования их результатов, а так­же разработка основных принципов и положений для принятия соответствующих законодательных актов о проведении биомедицинских исследований в Украи­не [9].

В Фонде «Відродження» весной 2001 г. состоялась презентация всеукраинской общественной органи­зации «Украинская ассоциация по биоэтике» (УАБ), целью которой являлось распространение идей биоэтики в Украине, формирование демократических этико-правовых отношений в сферах охраны здоровья и экологии. Осенью того же 2001 г. был проведен Первый Национальный конгресс по биоэтике, и при Каби­нете Министров Украины была организована как консультативно-совещательный орган Комиссия по вопросам биоэтики (2001–2005 гг.), перед которой были поставлены более широкие задачи: 1) способствовать формированию основных этических принципов регу­лирования отношений, которые возникают в процессе разработки, внедрения и использования результатов научной, клинической, практической деятельности и которые могут негативно влиять на биологическую без­опасность; 2) подготовить рекомендации относительно механизма гарантирования гражданам Украины лич­ных прав и свобод, уважения к человеческому достоин­ству, телесной, психической и духовной целостности; 3) способствовать участию Украины в международном сотрудничестве по биоэтическим вопросам.

Одновременно начали работать Центральная комис­сия по вопросам биоэтики МЗ Украины, Комитет по биоэтике при Президиуме АМН Украины, стали соз­даваться локальные комитеты и комиссии по биоэтике при учреждениях. С 2007 г. функцию национального органа берет на себя Комитет по вопросам биоэтики при Президиуме НАН Украины.

В 2004–2006 гг. Украина участвовала в разработке и внедрении стандартов на основе доказательной медицины (в рамках европейского проекта о помощи развития системы медицинских стандартов). Постепенно увеличивается список медицинских и научных учреждений, которым разрешены клини­ческие испытания лекарственных средств и другие биомедицинские научные исследования. Это диктует необходимость большей требовательности со сто­роны биоэтических комитетов и высокого уровня знаний ее членов.

Регулирование биомедицинских исследований и этической экспертизы их проведения в Украине ба­зируется на следующих основных международных документах: Хельсинская декларация (1964); Евро­пейская конвенция о защите позвоночных животных, которые используются для экспериментальных и дру­гих научных целей (1986); Надлежащая лабораторная практика, GLP (1987); Конвенция Совета Европы о правах человека и биомедицине (1997); Надлежащая клиническая практика, GCP (1997); Всеобщая декла­рация о геноме человека и правах человека (1997); Рекомендации комитетам по биоэтике, которые прово­дят экспертизу биомедицинских исследований (2002); Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (2005) и др.

Зарубежный опыт свидетельствует: чтобы обеспе­чить внедрение биоэтических принципов в практику, необходимо иметь надлежащую правовую базу, которая не только декларирует принципы, но и предусматривает механизмы контроля их осуществления. В Украине правовая регламентация клинических исследований и работы с экспериментальными животными введена от­носительно недавно и, хотя проводится большая работа в этом направлении, вопрос остается открытым и на практике фактически зависит от знаний и нравственной позиции самих исследователей. Нерешенным остается и вопрос адекватной оплаты труда врачей, который вполне можно считать этическим вопросом с учетом защиты всей совокупности прав человека (индивиду­альных, социальных и специфических), необходимых для обеспечения человеческого достоинства.

Современная Национальная нормативно-правовая база относительно проведения клинических испытаний лекарственных средств и изделий меди­цинского назначения, а также проведения опытов на животных представлена следующими основными документами: Конституция Украины (1996); Закон Украины «Про лікарські засоби» (1996); Закон Украины «Про трансплантацію органів та інших анатомічних матеріалів людини» (1999); Закон Украины «Про за­борону репродуктивного клонування людини» (2004); Закон Украины «Про захист тварин від жорстокого по­водження» (2006); приказ МЗ Украины № 314 «Прави­ла проведення клінічних випробувань медичної техніки та виробів медичного призначення» (2006); приказ МЗ Украины № 690 «Порядок проведення клінічних ви­пробувань лікарських засобів та експертизи матеріалів клінічних випробувань» (2009) и др.

Новый уровень технологических возможностей человека поставил перед учеными новые этические проблемы, которые нужно было решать ежедневно на практике. Прежние этические системы оказались не в состоянии осмыслить возникшие проблемы с нравственной точки зрения. Возникла необходимость новой действенной элементарной этики, которая была бы действенной и могла использоваться на практике. Современная медицина является сложной социокультурной системой, которая имеет дело с трансисторическими и транскультурными явлениями человеческой жизни (здоровье, жизнь, рождение и смерть, болезнь, выживание и сохранение человека). Все, без исключения, люди являются участниками процесса воспроизводства этих феноменов (как особого рода ценностей) и таким образом вступают в постоянные, но каждый раз специфические отношения с медициной. Именно это и позволяет говорить, о том, что медицинская этика, как форма оценки человеческих отношений, не может быть только сводом профессиональных правил и запретов. Она регулирует и оценивает отношения людей в более широком - религиозном, классовом, этнонациональном, политическом и др. контекстах - поэтому ограничение нравственной проблематики медицины специфическими клиническими отношениями либо отношениями "врач-пациент"

Различные области применения новых биомедицинских технологий дают множество примеров, когда решение нравственных дилемм в рамках традиционной медицинской этики невозможно. Так, сегодня широко применяются репродуктивные технологии, позволяющие бездетным супружеским парам иметь собственного ребенка при помощи суррогатной матери. Как рассматривать действие принципа "не навреди" по отношению к младенцу, которого забирают (на вполне законных основаниях) у его негенетической, но физиологической матери? Имеем ли мы моральное право лишать такую мать естественных материнских чувств и потребности заботиться о выношенном и рожденном ею ребенке? Достаточно ли у нас оснований утверждать, что мы не вредим, забирая органы у умершего человека-донора для спасения еще живых? Является ли вредом разрешение безнадежно больному человеку окончить свою жизнь так, как он этого хочет (эвтаназия)?

В современной медицине трудно обнаружить такие области, которых не коснулся бы научный и технологический прогресс. Именно под его воздействием традиционные проблемы медицинской этики трансформируются в проблемы биоэтики. Биоэтика пытается осмыслить этические проблемы с различных точек зрения, позиций и мировоззренческих оснований. Ее синкретический и многоуровневый характер дает возможность "маневра" в выработке нравственных позиций и принятия моральных решений не только в непростых ситуациях применения биомедицинских технологий, но и в определенном - философском, социокультурном, медицинском контексте. Биоэтика предлагает ряд новых этических принципов и правил для регуляции деятельности ученого и клинициста-практика. Принципы биоэтики возникают из необходимости соединения ценностей объективного знания и универсальных духовных ценностей человеческой культуры, при этом человек выступает целью, а не средством развития науки и общества.

Сегодня биоэтика, является достойной альтернативой "научной" парадигме, той концепции образования, которой присущи стремление к структурно-функциональному анализу, бинарности, технизации мышления. В течение последних 20 лет в развитых странах мира биоэтика является одной из важных составляющих высшего образования медиков, биологов, философов, социологов. "Этика жизни" рассматривается как попытка расширения пред- и постдипломного образования до горизонта осмысления глобальных проблем человечества, своеобразная подготовка новой генерации к комплексному восприятию возникающих этических проблем в эру технологий и стихийных рыночных отношений, глобализации и интернационализации экономики, политики, образования и пр. Биоэтика становится мировоззренческим основанием, идеей и духом нового образования - она призывает творить новые этические смыслы и принципы, исходя из главной ценности - ценности Жизни и всего живого на земле. Следуя этой цели, биоэтика воспитывает уважение к плюрализму мнений, взглядов, установок, признает важным отсутствие догматичности в изложении материала, учит преодолевать собственные предубеждения и предрассудки. Она выступает как основание нового образования: "уважение к жизни" призывает к живым дискуссиям, обсуждению конкретных этических ситуаций и дилемм, апеллирует к нравственной позиции самого студента, его собственному отношению к проблеме.

Представление о моральном превосходстве философии над естественными или точными науками сегодня дань истории; с другой стороны, медик, не знающий, что такое эвтаназия, хосписы, социальная помощь, выглядит архаично. Передозировка "узкой специализацией" и "профессиональная" нечувствительность к иным способам познания мира - издержки прежней парадигмы образования, опасные как для самого специалиста, неспособного в нынешних условиях быстро переквалифицироваться, получить необходимые обществу навыки, адаптироваться к вновь возникшим социальным условиям, изменениям на рынке труда; и с другой стороны - узкая специализация - нежелательна и для самого общества, которое внезапно осознало, что ему больше не нужны ни чистые физики, ни искренние лирики, ни исключительные теоретики, ни стопроцентные практики, не способные понять академических ученых. Доказательство тому - взрыв новых биомедицинских технологий в последней трети ХХ века, возрастание роли социологии, психологии, культурологи в обществе, возникновение междисциплинарных социальных институтов, таких, например, как этические комитеты, глобальной биоэтики, валеологии, синергетики.

Биоэтика вооружает медиков знанием, как специфических вопросов медицинской этики, так и способностью к системному анализу, вырабатывает привычку рассматривать проблемы в междисциплинарном и социокультурном контексте, при этом развивает воображение, практические навыки и моральную ответственность за принимаемые этические решения, а также чувства эмпатии и сострадания к людям, животным, природе.

Конец ХХ — начало ХХI столетия создали объективные и субъективные предпосылки для совершенствования биоэтики и ее дальнейшего развития в направлении новой отрасли этических знаний — нооэтики. Нооэтика предназначена стать одним из многочисленных контрольных механизмов Ноосферы, которые должны обеспечить ее стабильное существование и развитие. Создание нооэтики может рассматриваться как стратегия развития этики и обеспечения выживания человечества на современном этапе его существования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Биомедицинская этика биоэтика как философская отрасль медицины

Методы принципы содержание и теория биомедицинской этики... Методологическим основанием биомедицинской этики является... общечеловеческие моральные ценности которые выработаны обществом Они составляют базис всей жизнедеятельности и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История развития биоэтики как дисциплины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биомедицинская этика (биоэтика) как философская отрасль медицины.
Биоэтика является подразделом общей науки — этики, что изучает вопрос морали, объектом исследование которой является моральными аспектами деятельности человека. Под термином «биоэтика» нужно понима

Предмет и задачи.
Предметом изучения биоэтики является рассмотрение и разрешение спорных этических проблем, которые могут возникнуть в процессе медицинской практики, во время выполнения биомедицинских исследований и

Основные принципы и нормы биомедицинской этики
Требования практической медицины и биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические ожидания общества, с другой, привели к необходимости разработки универсальных этических принципов

Высшие моральные ценности в биомедицинской этике
Добро и Зло являются критериями разграничения нравственного и безнравственного в любой поведенческой деятельности человека. Особое значение приобрета

Предмет и теоретические основы нооэтики.
В конце ХІХ века академик В. И. Вернадский заявил о наступлении новой эпохи в эволюции живого вещества, собственно жизни на Земле — эпохи регулирования ее человеческим разумом: «Мы подходим к велик

Здоровье, философское, биологическое и этическое определение. Определение здоровья согласно ВОЗ
Существует множество определений понятия «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а н

I. Принцип «не навреди» (модель Гиппократа).
Этот принцип был провозглашен Гиппократом и зафиксирован в его «Клятве». Обязательство «воздерживаться от причинения всякого вреда» стало со времен Гиппократа не только главным моральным принципом

II. Принцип «делай благо» (модель Парацельса).
Принцип «делай благо» («твори добро») провозглашает нравственной нормой совершение действий для блага пациента. Этот принцип впервые был сформулирован Парацельсом. Основу этого этического принципа

III. Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель).
Вошел в медицинскую этику вместе с учением о профессиональном долге медицинских работников. Согласно этому принципу, медработник должен строго выполнять предписанные медицинской этикой нормы и прав

IV. Принцип уважения прав и достоинств человека.
Является в биоэтике ведущим, так как позволяет в наибольшей степени реализовать права пациента в отношении своей жизни и здоровья. Уважение прав и достоинств личности пациента проявляется

Модель технического типа.
Одно из следствий биологической революции – возникновение врача-ученого. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник. Врач, который полагает, что его задача в том, чтобы предоставить все данные б

Модель сакрального типа.
Моральное отвращение к модели, в которой врач превращается в водопроводчика, полностью лишенного собственных моральных установок, приводит к ому, что впадают в другую крайность, превращая врача в н

Модель коллегиального типа.
Некоторые этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Врач – это друг больного. Именно в м

Модель контрактного типа.
Модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, - это модель, основанная на контракте или соглашении. В нем два индивида или две группы людей действуют на основе взаимных обяз

Существуют две основные модели информированного согласия — событийная и процессуальная.
В событийной модели принятие решения означает событие в определенный момент времени. На практике это выглядит следующим образом. После оценки состояния пациента врач ставит диагноз и составл

Этические проблемы отношений «по вертикали» в системе врач– больной
Отношения в системе врач–больной – одна из основных проблем медицинской деонтологии. «Вертикальность» этих отношений определяется, прежде всего, изначальным неравенством врача и больного, проявляющ

Биоэтические и правовые вопросы в акушерстве-гинекологии
Особенности биоэтики в акушерско-гинекологической клинике заключаются в следующем. При лечении больных с гинекологическими заболеваниями возникает множество проблем интимно-сек

Биоэтические вопросы в неонатологии - педиатрии
При организации и оказании медицинской помощи детям выделяют следующие этико-правовые проблемы: · патерналистский (paternus — отцовский) принцип действий врача, который всю ответств

Биомедицинская этика семейной медицины
Семейную медицину как специальность отличает ряд чрезвычайно важных биомедицинских принципов. Основные из них: · длительность и непрерывность наблюдения; · многопрофильность перви

Медико-этические вопросы в психиатрии
Дилемма патерналистского и непатерналистского подходов в современной медицине, в т.ч. психиатрии является «сквозной» для всей биоэтики. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента основ

Правовые вопросы оказания психиатрической помощи
В процессе оказания гражданам психиатрической помощи возникают правовые отношения, нуждающиеся в законодательном регулировании. Определяющим в этих отношениях является то обстоятельство, что психич

Стаття 1. Визначення термінів
У цьому Законі наведені нижче терміни вживаються в такому значенні: - психічні розлади — розлади психічної діяльності, визнані такими згідно з чинною в Україні Міжнародною статистичною кла

Стаття 2. Законодавство України про психіатричну допомогу
Законодавство України про психіатричну допомогу базується на Конституції України і складається з Основ законодавства України про охорону здоров’я, цього Закону та інших нормативно-правових актів, п

Стаття 5. Державні гарантії щодо забезпечення психіатричною допомогою та соціального захисту осіб, які страждають на психічні розлади
Держава гарантує: - фінансування надання психіатричної допомоги в обсязі, необхідному для забезпечення гарантованого рівня та належної якості психіатричної допомоги; - безоплатне

Стаття 6. Конфіденційність відомостей про стан психічного здоров’я особи та надання психіатричної допомоги
Медичні працівники, інші фахівці, які беруть участь у наданні психіатричної допомоги, та особи, яким у зв’язку з навчанням або виконанням професійних, службових, громадських чи інших обов’язків ста

Стаття 7. Діагностика психічного розладу та лікування особи, яка страждає на психічний розлад
Діагноз психічного розладу встановлюється відповідно до загальновизнаних міжнародних стандартів діагностики та Міжнародної статистичної класифікації хвороб, травм і причин смерті, прийнятих Міністе

Стаття 8. Забезпечення безпеки надання психіатричної допомоги та запобігання небезпечним діянням з боку осіб, які страждають на психічні розлади
Психіатрична допомога надається в найменш обмежених умовах, що забезпечують безпеку особи та інших осіб, при додержанні прав і законних інтересів особи, якій надається психіатрична допомога.

Стаття 9. Обмеження, пов’язані з виконанням окремих видів діяльності
Особа може бути визнана тимчасово (на строк до п’яти років) або постійно непридатною внаслідок психічного розладу до виконання окремих видів діяльності (робіт, професій, служби), що можуть

Стаття 10. Психіатричні заклади, медичні працівники та інші фахівці, які надають психіатричну допомогу
Психіатрична допомога надається психіатричними закладами всіх форм власності, а також лікарями-психіатрами за наявності ліцензії, отриманої відповідно до законодавства. Медичні працівники, інші фах

Стаття 11. Психіатричний огляд
Психіатричний огляд проводиться з метою з’ясування: наявності чи відсутності в особи психічного розладу, потреби в наданні їй психіатричної допомоги, а також для вирішення питання про вид такої доп

Стаття 12. Амбулаторна психіатрична допомога
Амбулаторна психіатрична допомога надається лікарем-психіатром на прохання або за усвідомленою згодою особи; щодо особи віком до 14 років (малолітньої особи) — на прохання або за згодою її батьків

Стаття 13. Госпіталізація особи до психіатричного закладу
Особа госпіталізується до психіатричного закладу добровільно — на її прохання або за її усвідомленою згодою. Особа віком до 14 років (малолітня особа) госпіталізується до психіатричного закладу на

Стаття 14. Підстави для госпіталізації особи до психіатричного закладу в примусовому порядку
Особа, яка страждає на психічний розлад, може бути госпіталізована до психіатричного закладу без її усвідомленої згоди або без згоди її законного представника, якщо її обстеження або лікування можл

Стаття 16. Огляд осіб, госпіталізованих до психіатричного закладу в примусовому порядку
Особа, яку було госпіталізовано до психіатричного закладу за рішенням лікаря-психіатра на підставах, передбачених статтею 14 цього Закону, підлягає обов’язковому протягом 24 годин з часу госпіталіз

Стаття 17. Продовження госпіталізації особи в примусовому порядку
Перебування особи в психіатричному закладі в примусовому порядку може здійснюватися лише протягом часу наявності підстав, за якими було проведено госпіталізацію. Особа, яку було госпіталіз

Стаття 18. Виписка особи з психіатричного закладу
Виписка з психіатричного закладу здійснюється у разі завершення обстеження чи експертизи психічного стану особи або видужання особи чи такої зміни стану її психічного здоров’я, що не потребує подал

Стаття 19. Примусові заходи медичного характеру
Примусові заходи медичного характеру застосовуються за рішенням суду у випадках та в порядку, встановлених Кримінальним (2001-05, 2002-05), Кримінально-процесуальним кодексами України (1001-05, 100

Стаття 22. Порядок судового розгляду заяв про надання психіатричної допомоги в примусовому порядку
Заява лікаря-психіатра про проведення психіатричного огляду особи в примусовому порядку розглядається судом за місцем проживання цієї особи у триденний строк з дня її надходження. Заява пр

Стаття 23. Поміщення особи до психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
Підставою для поміщення особи, яка страждає на психічний розлад, до психоневрологічного закладу для соціального захисту є особиста заява особи та висновок лікарської комісії за участю лікаря-психіа

Стаття 24. Переведення і виписка з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
Переведення особи з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання до будинку-інтернату (пансіонату) для громадян похилого віку та інвалідів або до навчального заклад

Стаття 25. Права осіб, яким надається психіатрична допомога
Особи, яким надається психіатрична допомога, мають права і свободи громадян, передбачені Конституцією України та законами України. Обмеження їх прав і свобод допускається лише у випадках, передбаче

Стаття 26. Iнформація про стан психічного здоров’я особи та надання психіатричної допомоги
Лікар-психіатр зобов’язаний пояснити особі, якій надається психіатрична допомога, з урахуванням її психічного стану, у доступній формі інформацію про стан її психічного здоров’я, прогноз можливого

Стаття 29. Обов’язки власника психіатричного закладу або уповноваженого ним органу
Власник психіатричного закладу або уповноважений ним орган зобов’язаний: - створювати необхідні умови для надання психіатричної допомоги та правового захисту осіб, яким надається психіатри

Стаття 30. Контроль за діяльністю з надання психіатричної допомоги
Державний контроль за діяльністю психіатричних закладів усіх форм власності та фахівців, інших працівників, які беруть участь у наданні психіатричної допомоги, здійснюють у межах своїх повноважень

Стаття 32. Оскарження рішень, дій і бездіяльності, пов’язаних з наданням психіатричної допомоги
Рішення, дії чи бездіяльність осіб, які порушують права, свободи та законні інтереси громадян при наданні їм психіатричної допомоги, можуть бути оскаржені, за вибором цих громадян, до власника псих

Розділ VI ПРИКIНЦЕВI ПОЛОЖЕННЯ
1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування, крім абзацу четвертого статті 5, абзацу дванадцятого частини третьої статті 25 і статті 28, які набирають чинності з 1 січня 2001 року.

Биоэтические аспекты в наркологии
Проблемы медицинской этики и деонтологии в сфере наркологии в Украине практически не разрабатываются, причем это также связано со специфическим отношениям к наркологическим пациентам, существующим

Медико-этические вопросы в хирургии
Работа в хирургическом отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему. Медицинский

Медико-этические вопросы в онкологии
Проблема биомедицинской этики занимает особое место в онкологической практике. Это связано с тем, что при онкологических заболеваниях самоизлечения практически не бывает и выздоровление больного вс

Медико-этические аспекты в стоматологии
Врач-стоматолог — это профессионал, владеющий специальными знаниями и умениями для практического осуществления диагностики, лечения и предупреждения болезней зубов, полости рта и челюстно-лицевой о

Биоэтические вопросы трансплантологии
Согласно «Резолюции по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов», принятой 46-ой в Стокгольме, Швеция, в сентябре 1994 года, не разрешается врачам участвовать

Трансплантация эмбриональных тканей
Перспективы трансплантации эмбриональной ткани (ТЭТ) для лечения таких заболевании, как сахарный диабет и болезнь Паркинсона, вновь подняли этические вопросы этики эмбриологических исследований. Тр

Медико-этические и правовые вопросы СПИДа и ВИЧ – инфекции
Прежде чем рассмотреть морально-этические проблемы СПИДа, хотелось бы заметить, что подобные человечество знавало и ранее. Так, можно вспомнить отношение к больным сифилисом, который когда-то также

Биоэтические проблемы жизни
Тема отношения человека к жизни и смерти имеет в биомедицинской этики особое значение. Уважение жизни и личности больного является альфой и омегой врачебной этики от Гиппократа до наших дней. В Меж

Биоэтические аспекты умирания
Хотя человек и знает о конечности своего существования, но, как утверждают многочисленные психологические исследования, сам человек в свою собственную смерть часто по-настоящем

Биоэтика терминальных состояний и паллиативная помощь
На протяжении многих веков умирание больных происходило в обстановке привычного домашнего окружения, и самый тяжелый период больной находился в кругу родных и близких. Их повед

Биоэтические аспекты смерти. Определение момента и критерии смерти. Реанимация.
Смерть — естественное явление, венчающее конец жизни. Выбирать не приходится: человек конечен, жизнь его ограничена зачатием и смертью. Поэтому важнейшая этическая задача — выработать механизмы защ

II. Условия для установления диагноза смерти мозга
Диагноз смерти мозга не рассматривается до тех пор, пока не исключены следующие воздействия: интоксикации, включая лекарственные, первичная гипотермия, гиповолемический шок, метаболические эндокрин

III. Комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга
3.1. Полное и устойчивое отсутствие сознания (кома). 3.2. Атония всех мышц. 3.3. Отсутствие реакции на сильные болевые раздражения в области тригеминальных точек и любых других ре

IV. Дополнительные (подтверждающие) тесты к комплексу клинических критериев при установлении диагноза смерти мозга
Диагноз смерти мозга может быть достоверно установлен на основании клинических тестов (см. пп. 3.1 - 3.9). Дополнительные тесты выполняются после выявления признаков, описанных в пп. 3.1 - 3.9. ЭЭГ

V. Продолжительность наблюдения
5.1. При первичном поражении мозга для установления клинической картины смерти мозга длительность наблюдения должна быть не менее 6 часов с момента первого установления признаков, описанных в пп. 3

VI. Установление диагноза смерти мозга и документация
6.1. Диагноз смерти мозга устанавливается комиссией врачей лечебно - профилактического учреждения, где находится больной, в составе: реаниматолога - анестезиолога с опытом работы в отделении интенс

Исторические факты о эвтаназии
Эвтана́зия (греч. ευ — хорошо + θάνατος — смерть) — практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающег

Виды эвтаназии
В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо др

Где официально разрешена эвтаназия?
Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этической точек зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления, что нашло отражение в законодательствах ряда стран.

Биоэтические проблемы суицида
Проблема суицида или, говоря немедицинским языком, самоубийства, отнюдь не относится к числу проблем, поставленных современной биомедицинской этикой. Напротив, она, скорее традиционная проблема эти

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  Биологический и моральный статус человеческого плода. Этические проблемы искусственного прерывания беременности. История вопроса. Столкновение интересов религии

Биологический и моральный статус человеческого плода
Когда этические проблемы касаются отношений врача ко взрослому пациенту, вопрос о ценности человека и его жизни очевиден. Однако если мы коснемся вопроса о защите жизни человека до его рождения, ос

Искусственное прерывание беременности: история вопроса.
Первые известные упоминания об абортах относятся к истории Китая, отстоящей от нас на 4600 лет. Если судить по прямым и косвенным историческим источникам, практически не было культуры и страны, где

Столкновение интересов религии и общества.
Обращение к истории аборта в России заслуживает отдельного рассмотрения не только в связи с естественными патриотическими чувствами и желанием понять ситуацию в собственной стране в первую очередь.

Аргументы противников абортов.
Мы уже упоминали позицию категорических противников абортов, которые пышно называют себя «сторонниками жизни». Движение против абортов, хорошо организованное и политически активное, поддерживает гл

Аргументы «за» разрешение абортов.
Движение за легализацию абортов в последние годы тоже стало хорошо организованной и политически активной силой: его поддерживают ряд специально созданных организаций общенационального масштаба и де

Проблема морали и права.
Рассматривая какую-либо моральную проблему, необходимо различать запреты и разрешения юри­дические и нравственные, если первые ограничивает свободу человека, навязываются ему извне и формулируются

Взгляды на аборт католической церкви
Общеизвестна непримиримая позиция по отношению к абортам католической церкви, которая во многих случаях стоит во главе движения противников абортов. Данная позиция является неизмен

Взгляды на аборт в православном богословии
В православном богословии, когда речь идет о нравствен­ных вопросах, на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотившая в себе идеал

Взгляды на аборт в протестантской церкви
Церковь Адвентистов Седьмого Дня (одно из направлений протестантизма) опубликовала в 1990 г. «Заявление-Консен­сус» по аборту Комитета «Христианский взгляд на Человечес­кую Жизнь».

Взгляды на аборт в исламе
В «Исламском кодексе медицинской этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть с

Взгляды на аборт иудаизма
Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если бере­менн

Этика медицинской генетики
Генетическая инженерия, которую считают одним из наиболее выдающихся недавних приобретений науки, позволяющая манипулировать самой природой человека, открывающая возможности, от которых захватывает

Исследования на эмбрионах
Исследования в современной генетике требуют своего материала, в том числе – эмбрионов на разных стадиях развития. Если речь идет о самых ранних, предымплантационных этапах развития зародыша, то так

И новые репродуктивные технологии
Современный мир, претерпевший за последние несколько десятилетий такие изменения, которые даже не представлялись нашим недалеким предшественникам, нарушает привычные, вековые традиции самым радикал

Перспектива клонирования человека
Под клонированием, как известно, понимают производство одной или более точных копий любой данной клетки или животного, включая человека. Первое удачное клонирование овцы, знаменитой Долли, проведен

Задачи, стоящие перед клонированием,
или аргументы «за» Самый востребованный эффект клонирования – дать возможность бездетным людям иметь своих собственных детей. Миллионы семейных пар во всем мире сегодня ст

Возражения против клонирования
Мы уже отмечали, что многие находят клонирование отвратительным, недопустимым, причем интенсивность эмоций порой трудно объяснима. Такая отрицательная реакция во многих случаях – просто результат д

План-конспект семинарского занятия.
1. Международные документы по регулированию биомедицинских исследований. 2. Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи. 3. Соблюдение принципов биомедицинско

Международные документы по регулированию биомедицинских исследований.
Регулирование биомедицинских исследований с участием человека, защита его прав и достоинств осуществляется в современных условиях благодаря международным документам, выступающим в качестве основы н

Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи.
Этическое сопровождение биомедицинских исследований стало общепризнанной нормой. Выделяют два основных механизма такого сопровождения и этического регулирования научных исследований, связанных с во

Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами.
Сегодня в отечественных и зарубежных высших учебных медицинских заведениях для изучения строения тела человека студентами в учебном процессе используются планшеты, муляжи, атласы, мультимедийные де

Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях.
Использование животных в медицине – одна из важных проблем в биоэтике. Врач как представитель гуманной профессии должен быть не только добрым человеком, но и милосердным и к людям,

Хельсинская декларация всемирной ассоциации врачей
Рекомендации для врачей, проводящих биомедицинские исследования на человеке Принята 18-й ассамблеей Всемирной ассоциации врачей, Хельсинки, Финляндия, июнь 1964г.

Социальная справедливость
  Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и возна

Б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем.
Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости: Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она от

Исторические аспекты проблемы справедливости в медицине
Идея справедливости во всех перечисленных смыслах имеет непреходящее значение для медицинской практики. С одной стороны, она непосредственно связана с системой государственно-правовых гарантий в об

Основные принципы социальной справедливости в медицине и здравоохранении
Проблемы биоэтики являются одним из ключевых приоритетов работы ЮНЕСКО. Это вопросы и этические проблемы, неизбежно возникающие в связи с прогрессом науки и техники, биомедицинскими исследованиями,

Социальная ответственность
  Нравственные нормы, которые существуют в данном обществе, не зависят от воли и желания каждого отдельного его члена. Человек вступает в жизнь, находя эти нормы уже готовыми. С того

Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации охраны здоровья
  В каждой стране исторически складывается и развивается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения. Ко

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги