рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические аспекты проблемы справедливости в медицине

Исторические аспекты проблемы справедливости в медицине - раздел Философия, Биомедицинская этика биоэтика как философская отрасль медицины Идея Справедливости Во Всех Перечисленных Смыслах Имеет Непреходящее Значение...

Идея справедливости во всех перечисленных смыслах имеет непреходящее значение для медицинской практики. С одной стороны, она непосредственно связана с системой государственно-правовых гарантий в области охраны здоровья граждан, с идеей права человека на жизнь, а с другой - является основанием нравственной культуры врача, милосердия и гуманного отношения к больному, независимо от его экономического положения и социального статуса.

Одним из современных критериев оценки благополучия общества (или государства) является то, в состоянии ли оно и каким образом обеспечивает охрану здоровья своим гражданам. Принцип справедливости в здравоохранении сегодня, с одной стороны, непосредственно связан с правом человека на охрану здоровья в рамках социального института здравоохранения, и, с другой стороны, является основанием оценки достигнутого уровня социальной защиты человека в данном обществе в области здравоохранения.

Исторически первой формой организации медицинской помощи была система платной (частной) медицины, в режиме которой медицинская помощь является привилегией тех слоев общества, которые в состоянии оплатить медицинские услуги. Такая форма находится в соответствии с пониманием справедливости как воздаяния "лучшим" "лучшего". Уже в античной цивилизации было очевидно, что "всякая власть издает законы сообразно с ее пользой и объявляет их справедливыми". Объективное основание такой справедливости усматривалось в согласии с природой. В платоновском "Горгии" софист Калликл говорит: "Сама природа... провозглашает, что это справедливо - когда лучший выше худшего, и сильный выше слабого. Что это так, видно во всем и повсюду и у животных, и у людей, - если взглянуть на города и народы в целом, - видно, что признак справедливости таков: сильный повелевает слабым и стоит выше слабого". Такое понимание справедливости было близко и древним восточным культурам. Интересно, что слово "справедливость" отсутствовало в санскрите, в древних китайских и корейских языках. А в Новое время в восточных этических системах понятие справедливость лишено смысла социального равенства и понимается не как способ уравнять шансы членов общества, а как "воздаяние должного".

Оправдание справедливости как неравенства достаточно распространено. Оно сохраняет свое влияние и в современной медицине и используется для обоснования моральной приемлемости платной (частной) медицины. Современной разновидностью такой интерпретации проблемы справедливости является либертарианское направление (Роберт Ноцик), согласно которому "налогообложение, которое перераспределяет доходы в пользу социальных неудачников, является разновидностью воровства", а государственные программы всеобщего здравоохранения являются разновидностью социальной несправедливости, так как предполагают насильственное перераспределение честно заработанной собственности, от которого выигрывает главным образом государственная бюрократия. Это рыночно-ориентированное понимание справедливости отрицает какое-либо специальное право на здравоохранение и полагает, что государство, берущее на себя функцию перераспределения доходов в пользу тех, кто не может оплатить медицинские услуги, нарушает базовое цивилизационное право собственности и личной свободы. Такое понимание справедливости весьма укоренено в США. Духовно-практическим основанием этой укорененности является этика прагматизма и утилитаризма, которая уже более 100 лет формирует "менталитет" американской культуры. "Живой авторитет" современного прагматизма Р. Рорти утверждает: "Мы должны избавиться от понятия универсальных моральных обязательств".

Согласно утилитаризму, говоря о справедливости, не следует исходить из первичности ее теоретического определения. Все решает действие, практика и ее результат, либо умножающий пользу, либо нет. Нельзя судить о справедливости или несправедливости равенства или неравенства как таковых. Можно констатировать возрастание благополучия и на этом основании определять справедливость. Судить, хороша или плоха система здравоохранения мы можем только на основе оценки ее эффективности, которая проявляется в параметрах заболеваемости, смертности, продолжительности жизни, а не в теоретической противоречивости понимания справедливости как неравенства. Согласно же статистике, в конце 70-х годов население большинства экономически развитых стран, включая США, было удовлетворено уровнем оказания медицинской помощи. Тем не менее, не секрет, что в последние годы в этой стране проблема справедливости в здравоохранении ставится с особой остротой и в настоящее время оценивается американскими специалистами в качестве основной проблемы американской биоэтики.

Со становлением христианской культуры связано формирование представления о справедливости как требования не только к индивиду (в том числе и как к субъекту власти), но и к общественным отношениям и обществу в целом. Первичным основанием этой требовательности становится не интерес индивида и не закон как результат соглашения индивидов. Согласно св. Иустину Философу (II в,), "Бог установил то, что всегда и везде является справедливым". Он создал человека свободным и дал ему разум, чтобы избирать истину и поступать справедливо. Такому пониманию справедливости соответствует этимологический состав этого слова в русском языке как сочетания приставки "со" и корня "правда", близкому по смыслу к понятию "закон" Именно эта смысловая линия порождает слова "праведный", "праведник", связывая "справедливое" с "правильным" не только в области нравственного, но и рационально-теоретического сознания вообще.

Одной из форм справедливости как милосердия является организация помощи больным. Не случайно первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления справедливости была реализована в христианских монастырях. Первый лазарет в европейской истории основывает христианский епископ Нонн в 457 году в городе Эдессе. Характерно, что само понятие "лазарет" христианского происхождения. Оно непосредственно связано с евангельской притчей об исцелении Лазаря. В дальнейшем формируются монастыри, специально предназначенные для ухода за больными и нуждающимися. "Наряду с многочисленными орденами прежнего направления, в ХI-ХIII веках возникают ордена госпитальеров ("странноприимные"), рыцарские ордена и женские монастыри, посвящающие себя всецело уходу за ранеными и больными, т.е. делам милосердия".

Традиционно и в России монастыри были не только духовными, но и телесными лечебницами. Как свидетельствует Н.А. Богоявленский, "построенная еще при Сергии (Радонежском - И.С.) в XIV веке больница (в 71 км к северу от Москвы) впоследствии приобрела значение образца монастырского больничного уклада для всех монастырских больниц". Эти организации как деятельное и бескорыстное проявление справедливости и милосердия становятся "первообразцом" той модели здравоохранения, которая в дальнейшем получила название общественного здравоохранения (в таких его формах, как обязательное медицинское страхование, государственное или национальное здравоохранение).

"Путь прогрессивного движения истории" в значительной степени был определен христианской "моделью" общественного здравоохранения и вел от частной медицины к таким формам общественного здравоохранения, как обязательное медицинское страхование и государственное здравоохранение. При этом нельзя не отметить, что присоединение государственных структур к финансированию здравоохранения во многих странах происходило в результате длительной и упорной демократической борьбы. Отечественные исследователи истории медицинского страхования приходят к выводу, что принятие первых страховых законов по здравоохранению в Европе в конце XIX века было в первую очередь связано с возникновением и развитием рабочего, социалистического движения. Социальное страхование, и в том числе медицинское, "практически всегда следовало за возникновением профсоюзов и социалистических партий".

Уникальной попыткой приблизить и реализовать идеал справедливости как распределения благ, в данном случае медицинской помощи, "по потребностям", а не "по труду", явилась система государственного (народного) здравоохранения в СССР. В 1984 году специалисты характеризовали ее следующим образом: "Народное здравоохранение выполняет свои социальные функции охраны и укрепления здоровья трудящихся независимо от их социального происхождения, положения в обществе, национальности, места жительства и других факторов. Речь в данном случае идет о социальном равенстве и однородности в охране и укреплении здоровья всех граждан, обладающих равными правами и достоинствами».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Биомедицинская этика биоэтика как философская отрасль медицины

Методы принципы содержание и теория биомедицинской этики... Методологическим основанием биомедицинской этики является... общечеловеческие моральные ценности которые выработаны обществом Они составляют базис всей жизнедеятельности и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические аспекты проблемы справедливости в медицине

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Биомедицинская этика (биоэтика) как философская отрасль медицины.
Биоэтика является подразделом общей науки — этики, что изучает вопрос морали, объектом исследование которой является моральными аспектами деятельности человека. Под термином «биоэтика» нужно понима

Предмет и задачи.
Предметом изучения биоэтики является рассмотрение и разрешение спорных этических проблем, которые могут возникнуть в процессе медицинской практики, во время выполнения биомедицинских исследований и

История развития биоэтики как дисциплины
Исторически первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н.э.), изложенные им в “Клятве”, а также в книгах “О законе”, “О врачах” и др. Гиппократа наз

Основные принципы и нормы биомедицинской этики
Требования практической медицины и биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические ожидания общества, с другой, привели к необходимости разработки универсальных этических принципов

Высшие моральные ценности в биомедицинской этике
Добро и Зло являются критериями разграничения нравственного и безнравственного в любой поведенческой деятельности человека. Особое значение приобрета

Предмет и теоретические основы нооэтики.
В конце ХІХ века академик В. И. Вернадский заявил о наступлении новой эпохи в эволюции живого вещества, собственно жизни на Земле — эпохи регулирования ее человеческим разумом: «Мы подходим к велик

Здоровье, философское, биологическое и этическое определение. Определение здоровья согласно ВОЗ
Существует множество определений понятия «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а н

I. Принцип «не навреди» (модель Гиппократа).
Этот принцип был провозглашен Гиппократом и зафиксирован в его «Клятве». Обязательство «воздерживаться от причинения всякого вреда» стало со времен Гиппократа не только главным моральным принципом

II. Принцип «делай благо» (модель Парацельса).
Принцип «делай благо» («твори добро») провозглашает нравственной нормой совершение действий для блага пациента. Этот принцип впервые был сформулирован Парацельсом. Основу этого этического принципа

III. Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель).
Вошел в медицинскую этику вместе с учением о профессиональном долге медицинских работников. Согласно этому принципу, медработник должен строго выполнять предписанные медицинской этикой нормы и прав

IV. Принцип уважения прав и достоинств человека.
Является в биоэтике ведущим, так как позволяет в наибольшей степени реализовать права пациента в отношении своей жизни и здоровья. Уважение прав и достоинств личности пациента проявляется

Модель технического типа.
Одно из следствий биологической революции – возникновение врача-ученого. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник. Врач, который полагает, что его задача в том, чтобы предоставить все данные б

Модель сакрального типа.
Моральное отвращение к модели, в которой врач превращается в водопроводчика, полностью лишенного собственных моральных установок, приводит к ому, что впадают в другую крайность, превращая врача в н

Модель коллегиального типа.
Некоторые этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Врач – это друг больного. Именно в м

Модель контрактного типа.
Модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, - это модель, основанная на контракте или соглашении. В нем два индивида или две группы людей действуют на основе взаимных обяз

Существуют две основные модели информированного согласия — событийная и процессуальная.
В событийной модели принятие решения означает событие в определенный момент времени. На практике это выглядит следующим образом. После оценки состояния пациента врач ставит диагноз и составл

Этические проблемы отношений «по вертикали» в системе врач– больной
Отношения в системе врач–больной – одна из основных проблем медицинской деонтологии. «Вертикальность» этих отношений определяется, прежде всего, изначальным неравенством врача и больного, проявляющ

Биоэтические и правовые вопросы в акушерстве-гинекологии
Особенности биоэтики в акушерско-гинекологической клинике заключаются в следующем. При лечении больных с гинекологическими заболеваниями возникает множество проблем интимно-сек

Биоэтические вопросы в неонатологии - педиатрии
При организации и оказании медицинской помощи детям выделяют следующие этико-правовые проблемы: · патерналистский (paternus — отцовский) принцип действий врача, который всю ответств

Биомедицинская этика семейной медицины
Семейную медицину как специальность отличает ряд чрезвычайно важных биомедицинских принципов. Основные из них: · длительность и непрерывность наблюдения; · многопрофильность перви

Медико-этические вопросы в психиатрии
Дилемма патерналистского и непатерналистского подходов в современной медицине, в т.ч. психиатрии является «сквозной» для всей биоэтики. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента основ

Правовые вопросы оказания психиатрической помощи
В процессе оказания гражданам психиатрической помощи возникают правовые отношения, нуждающиеся в законодательном регулировании. Определяющим в этих отношениях является то обстоятельство, что психич

Стаття 1. Визначення термінів
У цьому Законі наведені нижче терміни вживаються в такому значенні: - психічні розлади — розлади психічної діяльності, визнані такими згідно з чинною в Україні Міжнародною статистичною кла

Стаття 2. Законодавство України про психіатричну допомогу
Законодавство України про психіатричну допомогу базується на Конституції України і складається з Основ законодавства України про охорону здоров’я, цього Закону та інших нормативно-правових актів, п

Стаття 5. Державні гарантії щодо забезпечення психіатричною допомогою та соціального захисту осіб, які страждають на психічні розлади
Держава гарантує: - фінансування надання психіатричної допомоги в обсязі, необхідному для забезпечення гарантованого рівня та належної якості психіатричної допомоги; - безоплатне

Стаття 6. Конфіденційність відомостей про стан психічного здоров’я особи та надання психіатричної допомоги
Медичні працівники, інші фахівці, які беруть участь у наданні психіатричної допомоги, та особи, яким у зв’язку з навчанням або виконанням професійних, службових, громадських чи інших обов’язків ста

Стаття 7. Діагностика психічного розладу та лікування особи, яка страждає на психічний розлад
Діагноз психічного розладу встановлюється відповідно до загальновизнаних міжнародних стандартів діагностики та Міжнародної статистичної класифікації хвороб, травм і причин смерті, прийнятих Міністе

Стаття 8. Забезпечення безпеки надання психіатричної допомоги та запобігання небезпечним діянням з боку осіб, які страждають на психічні розлади
Психіатрична допомога надається в найменш обмежених умовах, що забезпечують безпеку особи та інших осіб, при додержанні прав і законних інтересів особи, якій надається психіатрична допомога.

Стаття 9. Обмеження, пов’язані з виконанням окремих видів діяльності
Особа може бути визнана тимчасово (на строк до п’яти років) або постійно непридатною внаслідок психічного розладу до виконання окремих видів діяльності (робіт, професій, служби), що можуть

Стаття 10. Психіатричні заклади, медичні працівники та інші фахівці, які надають психіатричну допомогу
Психіатрична допомога надається психіатричними закладами всіх форм власності, а також лікарями-психіатрами за наявності ліцензії, отриманої відповідно до законодавства. Медичні працівники, інші фах

Стаття 11. Психіатричний огляд
Психіатричний огляд проводиться з метою з’ясування: наявності чи відсутності в особи психічного розладу, потреби в наданні їй психіатричної допомоги, а також для вирішення питання про вид такої доп

Стаття 12. Амбулаторна психіатрична допомога
Амбулаторна психіатрична допомога надається лікарем-психіатром на прохання або за усвідомленою згодою особи; щодо особи віком до 14 років (малолітньої особи) — на прохання або за згодою її батьків

Стаття 13. Госпіталізація особи до психіатричного закладу
Особа госпіталізується до психіатричного закладу добровільно — на її прохання або за її усвідомленою згодою. Особа віком до 14 років (малолітня особа) госпіталізується до психіатричного закладу на

Стаття 14. Підстави для госпіталізації особи до психіатричного закладу в примусовому порядку
Особа, яка страждає на психічний розлад, може бути госпіталізована до психіатричного закладу без її усвідомленої згоди або без згоди її законного представника, якщо її обстеження або лікування можл

Стаття 16. Огляд осіб, госпіталізованих до психіатричного закладу в примусовому порядку
Особа, яку було госпіталізовано до психіатричного закладу за рішенням лікаря-психіатра на підставах, передбачених статтею 14 цього Закону, підлягає обов’язковому протягом 24 годин з часу госпіталіз

Стаття 17. Продовження госпіталізації особи в примусовому порядку
Перебування особи в психіатричному закладі в примусовому порядку може здійснюватися лише протягом часу наявності підстав, за якими було проведено госпіталізацію. Особа, яку було госпіталіз

Стаття 18. Виписка особи з психіатричного закладу
Виписка з психіатричного закладу здійснюється у разі завершення обстеження чи експертизи психічного стану особи або видужання особи чи такої зміни стану її психічного здоров’я, що не потребує подал

Стаття 19. Примусові заходи медичного характеру
Примусові заходи медичного характеру застосовуються за рішенням суду у випадках та в порядку, встановлених Кримінальним (2001-05, 2002-05), Кримінально-процесуальним кодексами України (1001-05, 100

Стаття 22. Порядок судового розгляду заяв про надання психіатричної допомоги в примусовому порядку
Заява лікаря-психіатра про проведення психіатричного огляду особи в примусовому порядку розглядається судом за місцем проживання цієї особи у триденний строк з дня її надходження. Заява пр

Стаття 23. Поміщення особи до психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
Підставою для поміщення особи, яка страждає на психічний розлад, до психоневрологічного закладу для соціального захисту є особиста заява особи та висновок лікарської комісії за участю лікаря-психіа

Стаття 24. Переведення і виписка з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання
Переведення особи з психоневрологічного закладу для соціального захисту або спеціального навчання до будинку-інтернату (пансіонату) для громадян похилого віку та інвалідів або до навчального заклад

Стаття 25. Права осіб, яким надається психіатрична допомога
Особи, яким надається психіатрична допомога, мають права і свободи громадян, передбачені Конституцією України та законами України. Обмеження їх прав і свобод допускається лише у випадках, передбаче

Стаття 26. Iнформація про стан психічного здоров’я особи та надання психіатричної допомоги
Лікар-психіатр зобов’язаний пояснити особі, якій надається психіатрична допомога, з урахуванням її психічного стану, у доступній формі інформацію про стан її психічного здоров’я, прогноз можливого

Стаття 29. Обов’язки власника психіатричного закладу або уповноваженого ним органу
Власник психіатричного закладу або уповноважений ним орган зобов’язаний: - створювати необхідні умови для надання психіатричної допомоги та правового захисту осіб, яким надається психіатри

Стаття 30. Контроль за діяльністю з надання психіатричної допомоги
Державний контроль за діяльністю психіатричних закладів усіх форм власності та фахівців, інших працівників, які беруть участь у наданні психіатричної допомоги, здійснюють у межах своїх повноважень

Стаття 32. Оскарження рішень, дій і бездіяльності, пов’язаних з наданням психіатричної допомоги
Рішення, дії чи бездіяльність осіб, які порушують права, свободи та законні інтереси громадян при наданні їм психіатричної допомоги, можуть бути оскаржені, за вибором цих громадян, до власника псих

Розділ VI ПРИКIНЦЕВI ПОЛОЖЕННЯ
1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування, крім абзацу четвертого статті 5, абзацу дванадцятого частини третьої статті 25 і статті 28, які набирають чинності з 1 січня 2001 року.

Биоэтические аспекты в наркологии
Проблемы медицинской этики и деонтологии в сфере наркологии в Украине практически не разрабатываются, причем это также связано со специфическим отношениям к наркологическим пациентам, существующим

Медико-этические вопросы в хирургии
Работа в хирургическом отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему. Медицинский

Медико-этические вопросы в онкологии
Проблема биомедицинской этики занимает особое место в онкологической практике. Это связано с тем, что при онкологических заболеваниях самоизлечения практически не бывает и выздоровление больного вс

Медико-этические аспекты в стоматологии
Врач-стоматолог — это профессионал, владеющий специальными знаниями и умениями для практического осуществления диагностики, лечения и предупреждения болезней зубов, полости рта и челюстно-лицевой о

Биоэтические вопросы трансплантологии
Согласно «Резолюции по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов», принятой 46-ой в Стокгольме, Швеция, в сентябре 1994 года, не разрешается врачам участвовать

Трансплантация эмбриональных тканей
Перспективы трансплантации эмбриональной ткани (ТЭТ) для лечения таких заболевании, как сахарный диабет и болезнь Паркинсона, вновь подняли этические вопросы этики эмбриологических исследований. Тр

Медико-этические и правовые вопросы СПИДа и ВИЧ – инфекции
Прежде чем рассмотреть морально-этические проблемы СПИДа, хотелось бы заметить, что подобные человечество знавало и ранее. Так, можно вспомнить отношение к больным сифилисом, который когда-то также

Биоэтические проблемы жизни
Тема отношения человека к жизни и смерти имеет в биомедицинской этики особое значение. Уважение жизни и личности больного является альфой и омегой врачебной этики от Гиппократа до наших дней. В Меж

Биоэтические аспекты умирания
Хотя человек и знает о конечности своего существования, но, как утверждают многочисленные психологические исследования, сам человек в свою собственную смерть часто по-настоящем

Биоэтика терминальных состояний и паллиативная помощь
На протяжении многих веков умирание больных происходило в обстановке привычного домашнего окружения, и самый тяжелый период больной находился в кругу родных и близких. Их повед

Биоэтические аспекты смерти. Определение момента и критерии смерти. Реанимация.
Смерть — естественное явление, венчающее конец жизни. Выбирать не приходится: человек конечен, жизнь его ограничена зачатием и смертью. Поэтому важнейшая этическая задача — выработать механизмы защ

II. Условия для установления диагноза смерти мозга
Диагноз смерти мозга не рассматривается до тех пор, пока не исключены следующие воздействия: интоксикации, включая лекарственные, первичная гипотермия, гиповолемический шок, метаболические эндокрин

III. Комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга
3.1. Полное и устойчивое отсутствие сознания (кома). 3.2. Атония всех мышц. 3.3. Отсутствие реакции на сильные болевые раздражения в области тригеминальных точек и любых других ре

IV. Дополнительные (подтверждающие) тесты к комплексу клинических критериев при установлении диагноза смерти мозга
Диагноз смерти мозга может быть достоверно установлен на основании клинических тестов (см. пп. 3.1 - 3.9). Дополнительные тесты выполняются после выявления признаков, описанных в пп. 3.1 - 3.9. ЭЭГ

V. Продолжительность наблюдения
5.1. При первичном поражении мозга для установления клинической картины смерти мозга длительность наблюдения должна быть не менее 6 часов с момента первого установления признаков, описанных в пп. 3

VI. Установление диагноза смерти мозга и документация
6.1. Диагноз смерти мозга устанавливается комиссией врачей лечебно - профилактического учреждения, где находится больной, в составе: реаниматолога - анестезиолога с опытом работы в отделении интенс

Исторические факты о эвтаназии
Эвтана́зия (греч. ευ — хорошо + θάνατος — смерть) — практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающег

Виды эвтаназии
В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо др

Где официально разрешена эвтаназия?
Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этической точек зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления, что нашло отражение в законодательствах ряда стран.

Биоэтические проблемы суицида
Проблема суицида или, говоря немедицинским языком, самоубийства, отнюдь не относится к числу проблем, поставленных современной биомедицинской этикой. Напротив, она, скорее традиционная проблема эти

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  Биологический и моральный статус человеческого плода. Этические проблемы искусственного прерывания беременности. История вопроса. Столкновение интересов религии

Биологический и моральный статус человеческого плода
Когда этические проблемы касаются отношений врача ко взрослому пациенту, вопрос о ценности человека и его жизни очевиден. Однако если мы коснемся вопроса о защите жизни человека до его рождения, ос

Искусственное прерывание беременности: история вопроса.
Первые известные упоминания об абортах относятся к истории Китая, отстоящей от нас на 4600 лет. Если судить по прямым и косвенным историческим источникам, практически не было культуры и страны, где

Столкновение интересов религии и общества.
Обращение к истории аборта в России заслуживает отдельного рассмотрения не только в связи с естественными патриотическими чувствами и желанием понять ситуацию в собственной стране в первую очередь.

Аргументы противников абортов.
Мы уже упоминали позицию категорических противников абортов, которые пышно называют себя «сторонниками жизни». Движение против абортов, хорошо организованное и политически активное, поддерживает гл

Аргументы «за» разрешение абортов.
Движение за легализацию абортов в последние годы тоже стало хорошо организованной и политически активной силой: его поддерживают ряд специально созданных организаций общенационального масштаба и де

Проблема морали и права.
Рассматривая какую-либо моральную проблему, необходимо различать запреты и разрешения юри­дические и нравственные, если первые ограничивает свободу человека, навязываются ему извне и формулируются

Взгляды на аборт католической церкви
Общеизвестна непримиримая позиция по отношению к абортам католической церкви, которая во многих случаях стоит во главе движения противников абортов. Данная позиция является неизмен

Взгляды на аборт в православном богословии
В православном богословии, когда речь идет о нравствен­ных вопросах, на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь Основателя христианства, как воплотившая в себе идеал

Взгляды на аборт в протестантской церкви
Церковь Адвентистов Седьмого Дня (одно из направлений протестантизма) опубликовала в 1990 г. «Заявление-Консен­сус» по аборту Комитета «Христианский взгляд на Человечес­кую Жизнь».

Взгляды на аборт в исламе
В «Исламском кодексе медицинской этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть с

Взгляды на аборт иудаизма
Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если бере­менн

Этика медицинской генетики
Генетическая инженерия, которую считают одним из наиболее выдающихся недавних приобретений науки, позволяющая манипулировать самой природой человека, открывающая возможности, от которых захватывает

Исследования на эмбрионах
Исследования в современной генетике требуют своего материала, в том числе – эмбрионов на разных стадиях развития. Если речь идет о самых ранних, предымплантационных этапах развития зародыша, то так

И новые репродуктивные технологии
Современный мир, претерпевший за последние несколько десятилетий такие изменения, которые даже не представлялись нашим недалеким предшественникам, нарушает привычные, вековые традиции самым радикал

Перспектива клонирования человека
Под клонированием, как известно, понимают производство одной или более точных копий любой данной клетки или животного, включая человека. Первое удачное клонирование овцы, знаменитой Долли, проведен

Задачи, стоящие перед клонированием,
или аргументы «за» Самый востребованный эффект клонирования – дать возможность бездетным людям иметь своих собственных детей. Миллионы семейных пар во всем мире сегодня ст

Возражения против клонирования
Мы уже отмечали, что многие находят клонирование отвратительным, недопустимым, причем интенсивность эмоций порой трудно объяснима. Такая отрицательная реакция во многих случаях – просто результат д

План-конспект семинарского занятия.
1. Международные документы по регулированию биомедицинских исследований. 2. Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи. 3. Соблюдение принципов биомедицинско

Международные документы по регулированию биомедицинских исследований.
Регулирование биомедицинских исследований с участием человека, защита его прав и достоинств осуществляется в современных условиях благодаря международным документам, выступающим в качестве основы н

Этические комитеты: статус, механизмы создания, функции и задачи.
Этическое сопровождение биомедицинских исследований стало общепризнанной нормой. Выделяют два основных механизма такого сопровождения и этического регулирования научных исследований, связанных с во

Соблюдение принципов биомедицинской этики в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами.
Сегодня в отечественных и зарубежных высших учебных медицинских заведениях для изучения строения тела человека студентами в учебном процессе используются планшеты, муляжи, атласы, мультимедийные де

Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях.
Использование животных в медицине – одна из важных проблем в биоэтике. Врач как представитель гуманной профессии должен быть не только добрым человеком, но и милосердным и к людям,

Хельсинская декларация всемирной ассоциации врачей
Рекомендации для врачей, проводящих биомедицинские исследования на человеке Принята 18-й ассамблеей Всемирной ассоциации врачей, Хельсинки, Финляндия, июнь 1964г.

Социальная справедливость
  Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и возна

Б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем.
Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости: Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она от

Основные принципы социальной справедливости в медицине и здравоохранении
Проблемы биоэтики являются одним из ключевых приоритетов работы ЮНЕСКО. Это вопросы и этические проблемы, неизбежно возникающие в связи с прогрессом науки и техники, биомедицинскими исследованиями,

Социальная ответственность
  Нравственные нормы, которые существуют в данном обществе, не зависят от воли и желания каждого отдельного его члена. Человек вступает в жизнь, находя эти нормы уже готовыми. С того

Социально-этические проблемы распределения ресурсов в системе охраны здоровья. Модели организации охраны здоровья
  В каждой стране исторически складывается и развивается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения. Ко

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги