рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Категории определенности

Категории определенности - раздел Философия, Кальной И. И ФИЛОСОФИЯ Первое, С Чем Сталкивается Исследователь, — Это Необходимость Отграничить Объ...

Первое, с чем сталкивается исследователь, — это необходимость отграничить объект исследования, установить его определенность. В мире существует бесконечное многообразие явлений, единич- ных в своем бытии. Вся последующая практика мира как бы под- тверждает мысль Гераклита о том, что все в мире «одноразово и неповторимо». Природа неистощима в творчестве единичного, она

не терпит штампов.

Единичное — категория, выражающая отграниченность друг от друга во времени и пространстве объектов с присущими им осо- бенностями, составляющими их неповторимую определенность.


287 И. И. Кальной. Философия

 

Но представление о мире как о многообразии абсолютно уни- кальных явлений односторонне, а потому и неверно. Каждый че- ловек уникален и неповторим, в то же время ему присуще нечто общее, характерное для всех людей. Это общее, как единое во мно- гом, выступает как единичное, но единичное особого рода. Оно фиксирует уже не индивидуальную сущность человека, а родовую сущность людей. И тем не менее, при всех различиях уровней еди- ничного можно констатировать переход единичного в общее, а общего в единичное.

Категории «единичногои общего»при кажущейся их простоте имеют свое и мировоззренческое, и методологическое значение. Для представителей объективного идеализма характерны отрыв общего от единичного, абсолютизация общего и превращение его в то, что предшествует единичному и творит его (Платон, Гегель). В рамках философии Нового времени среди представителей эм- пиризма бытовало мнение об особом характере единичного. Еди- ничное рассматривалось в качестве исходного начала. Что каса- ется общего, то оно воспринималось как производная абстракция, имя и не более того(Т. Гоббс).

Наряду с мировоззренческими трудностями существуют и ме- тодологические. Понятия единичного и общего зачастую употреб- ляются в разном смысле. Единичное иногда рассматривается как отдельное, а иногда как особенное. Общее рассматривается как одинаковое, а иногда как целое. Чтобы снять терминологические недоразумения, необходимо определить содержание и объем рассматриваемых понятий.

«Бытие в мире» представляет собой многообразие единичных явлений, обладающих особенными и общими характеристиками. Общее есть единое во многом, то, что присуще явлениям одного класса. Особенное есть то, что отличает одно явление от другого в пределах одного класса. Единичное есть единство общего и осо- бенного, характеристика уникальности и конкретности рассмат- риваемого явления. Всеобщее есть то, что присуще явлениям всех уровней бытия в мире.

Выделяя или определяя те или иные свойства, следует прини- мать во внимание, что нет общих и особенных свойств вообще, а есть всегда конкретные свойства, которые проявляются всегда в определенном отношении. Понимание конкретного единства об-


Глава XIII 288

 

щего и особенного позволяет в процессе познания избежать мно- гих ошибок. Обобщение как движение от особенного к общему, вскрытие закономерностей как движение поисковой мысли от об- щего к особенному открывают дорогу к установлению внутрен- них связей исследуемого явления, обеспечивают возможность объе- динить познанные факты в единую теорию. Настоящее познание не является простым зеркальным отражением единичного, а есть сложный и длительный процесс расчленения конкретного, единич- ного на его составляющие, выделения каждой стороны, установ- ления каждого свойства в отдельности.

Все это делается, чтобы более точно воспроизвести исследуе- мый объект путем синтеза, воспроизвести его во всей полноте, со- здать его абстрактный образ, обрести рабочее понятие исследуе- мого объекта. Это понятие и есть исходная ступенька в познании конкретного, единичного.

Образуя понятие, исследователь отходит от единичного, но оно сохраняется в самом понятии, хотя и не в явном виде. Понятие как общее включает в себя единичное и особенное, которые обнаружива- ются в суждениях и умозаключениях по поводу исследуемого объекта. Движение от общего к единичному в пределах рационального уровня познания осуществляется методом дедукции. Движение от

конкретного к общему осуществляется методом индукции.

Проблема соотношения единичного, особенного и общего име- ет важное значение в теории при решении вопроса построения типологических моделей, где обобщение и индивидуализация вы- ступают во взаимосвязи. Образ, не представляющий собой обоб- щения существенных сторон конкретного, есть искажение действи- тельности. Образ, абсолютно лишенный конкретики, выглядит как схема, и в этом смысле его познавательная ценность сомнительна. Знание взаимосвязи общего и единичного является необходи-

мым условием для теоретической и практической деятельности. Поскольку границы общего, особенного и отдельного не явля-

ются абсолютными, то это заставляет четко определять направле- ние каждого исследования, тщательно изучать связи и отношения исследуемого явления с другими явлениями мира.

Если общее и особенное выражают разную степень сходства свойств, связи, отношений, то при сравнительном анализе различ- ных (отдельных) явлений необходимо заострять внимание не на


формальном сходстве, а на существенном отличии, выделяя в каж- дом случае особенное ибо особенное есть единство общего и от- дельного в их конкретном проявлении. Недостаточное внимание к единичному, особенному открывает дорогу к догматизму со все- ми вытекающими последствиями.

 

Если единичное как единство общего и особенного является первым шагом к установлению определенности, то категории «со- держание и форма»составляют следующий шаг на этом пути.

Содержание и форма несут информацию о внутренних и вне- шних характеристиках исследуемого объекта. Если содержание представляет собой некую совокупность элементов, связей, отно- шений, образующих данный предмет, явление, процесс, то под формой понимается организация содержания, способ связи час- тей, элементов, составляющих данный предмет или явление, а так- же способ их существования.

Содержание и форма — единое целое и разъединить их можно только в гносеологическом плане, рассматривая в отдельности специфику и возможности как содержания, так и формы исследуе- мого объекта.

Форма и содержание находятся не только в состоянии един- ства, но и в состоянии взаимообусловленности. Содержание тре- бует свою форму, но форма — это больше, чем приложение к со- держанию, это способ его существования и проявления.

Категории «содержание» и «форма» появляются в философии античности. Выстраивая свою систему объективного идеализма, Платон полагал, что вещи чувственно воспринимаемого мира воз- никают в результате взаимодействия формы (идеи) и содержания (материи), причем форме принадлежит не просто активная, а оп- ределяющая роль.

Для характеристики единичного, конкретного бытия Аристо- тель вводит понятие субстанции. Субстанция представляет собой взаимосвязь материи и формы, характеризующих страдательное и активное начала. В этом единстве материя отвечает за потенци- альное бытие, форма — за возможное бытие, а вместе они обеспе- чивают реальное бытие. Кусок мрамора еще не статуя. Идея ста- туи в голове скульптора тоже еще не статуя. Только обработан- ный мрамор, получивший определенную форму, становится произведением искусства.


Первый шаг к реабилитации содержания сделала философия Нового времени. Ф. Бэкон выдвигает идею о приоритете содер- жания над формой, об их взаимосвязи. И. Кант обосновывает те- зис о том, что форма есть всего лишь средство упорядочения со- держания, обеспечение его синтеза. Г. Гегель идет дальше, рассмат- ривая связь формы и содержания как взаимоотношение противоположностей, их взаимопревращение.

Последующее развитие философии внесло свой вклад в реше- ние вопроса о соотношении содержания и формы, о выявлении возможностей единства в целом и каждого составляющего компо- нента в частности.

Рассмотрение формы как объекта гносеологического анализа показывает, что форма может выступать не только законом орга- низации исследуемого объекта, но и законом его изменения. Она является не только законом связи компонентов, составляющих объект, но и законом сменяющихся его состояний.

Формы делятся на внутренние и внешние. Например, книга наряду с внутренней формой — ее содержанием имеет и внешнюю форму — определенное оформление. Внешняя форма безразлична для содержания, но только до определенного предела, нарушение которого ограничивает возможности проявления содержания, и оно уже не может реализовать свой потенциал.

Изменение формы вслед за изменением содержания происхо- дит с некоторым отставанием, что косвенно свидетельствует об относительной независимости и самостоятельности формы по от- ношению к содержанию. Так, изменение формы производствен- ных отношений данного общества происходит не автоматически вслед за изменением отдельных элементов производительных сил, а в результате определенного уровня развития производительных сил в целом.

В силу относительной самостоятельности активное отношение формы к содержанию может быть как положительным, так и от- рицательным. Форма может содействовать развитию содержания, а может и препятствовать. В последнем случае возникает проти- воречие между новым содержанием и старой формой. Для его раз- решения необходима замена старой формы новой, соответствую- щей новому содержанию.

Новое единство формы и содержания создает условие для даль-


нейшего развития отдельных элементов содержания или содержа- ния в целом, и тогда содержание заявляет о желании «облачить- ся» в новую форму. Все это свидетельствует, что нет как «чистых» форм, так и «чистого» содержания.

В теоретико-познавательном плане мудрость заключается в том, чтобы не упускать из виду ни содержательную, ни формальную сторону объекта. Абсолютизация формы открывает дорогу к фор- мализму, а ее игнорирование приводит подчас к дискредитации даже гениальной идеи, если она неряшливо оформлена.

Поскольку в познании исследователь движется от описания внешней формы к раскрытию внутренней, а затем прослеживает взаимосвязь формы и содержания, чтобы пройти дорогу от содер- жания к раскрытию форм его проявления, то методологическое значение этих категорий трудно переоценить.

Изучая форму тех или иных явлений, следует помнить, что за формой скрывается содержание, что форма не всегда находится в соответствии с содержанием, которое обусловливает форму, но форма при определенных обстоятельствах может решающим об- разом влиять на общее развитие исследуемого объекта, редакти- ровать его содержание.

 

Следующий шаг к установлению определенности исследуемо- го объекта связан с категориями «элементыи структура».

Под элементами подразумеваются те компоненты, которые в совокупности образуют наблюдаемый объект. Элементы — это не просто части целого, а лишь те составные, которые обеспечивают целое, вступая друг с другом в определенные, закономерные отно- шения.

Что касается структуры, то под ней подразумевается опреде- ленный способ связи элементов в единую систему.

Система — это особое единство структурно организованных элементов, взаимодействующих друг с другом на основе принци- па координации и субординации. Системы могут быть простыми и сложными. Сложная — это такая система, элементы которой сами являются системами. И живой организм, и общество, и Все- ленная являются системами. Каждое явление входит в ту или иную систему, но не всякая совокупность явлений представляет собой систему. Отдельно взятый человек является элементом семьи, боль-


шой или малой социальной группы, выступающих в качестве сис- тем. Но вот совокупность людей в вагоне электрички, в очереди, в театре не является системой, ибо эта совокупность не носит струк- турно организованного характера.

Где не прослеживаются обязательные отношения субордина- ции и координации, там нет места и системе.

Каждый элемент системы имеет свое движение и форму своего проявления, выступает носителем определенного свойства. Но это

«свое» находится в состоянии коррелятивной связи со «своим» других элементов, обеспечивая развитие и функционирование си- стемы в целом.

Методологическое значение этих категорий заключается в том, что они ориентируют на необходимость учета специфики каждо- го элемента исследуемой системы, выявления его функциональ- ных возможностей, а также требуют пристального внимания к состоянию коррелятивных связей элементов и системы в целом; требуют анализа всей глубины отношений субординации и коор- динации, обеспечивающих структурную организованность и фун- кционирование системы в целом.

Взаимное проникновение, воздействие друг на друга структур различной природы и характера оказывают в целом благоприят- ное влияние на совершенствование системы в целом и отдельных ее компонентов.

 

Еще один шаг к установлению определенности исследуемого объекта тесно связан с философскими категориями «сущностьи явление».

Эта пара категорий отражает реальность познаваемого объек- та и задает возможность его познания.

Категории сущность и явление не только тесно связаны с дру- гими философскими категориями, но и обеспечиваются ими.

Так, сущностьесть внутреннее содержание исследуемого объек- та, совокупность внутренних, устойчивых, необходимых связей элементов объекта как системы.

Явление — это собственное выражение исследуемого объекта, внешние формы его существования и осуществления.

Явление отличается от сущности. Если бы они совпадали, то всякие усилия в познании были бы излишни. Но тщетны усилия


познающего, если между сущностью и явлением он не видит ниче- го общего.

Забвение различия между сущностью и явлением ведет к отри- цанию сущности. Такую погрешность допускал Дж. Беркли (фи- лософия Нового времени), полагая, что ощущение явления и есть сама сущность.

Отрицание общего между сущностью и явлением ведет к агно- стицизму Д. Юма или И. Канта, утверждавших, что сущность во- обще непознаваема.

В действительности сущность и явление неразрывно связаны друг с другом. Нет сущности, которая никоим образом не прояв- ляется. Не существует и явлений, которые не связаны с сущнос- тью. Сущность предполагает явление, явление — сущность. Сущ- ность является, явление существенно. Если сущность есть внутрен- няя сторона познаваемой действительности, то явление — ее внешняя сторона.

Если сущность демонстрирует устойчивость, то явление может легко изменяться в зависимости от условий своего проявления, ибо явление зависит не только от сущности, но и от той среды, в кото- рой оно существует. И в этом случае явление выступает не только

«зеркалом» сущности, но и «визитной карточкой» среды как вне- шних условий существования сущности и осуществления явления. Категории сущности и явления, как уже было отмечено, тесно связаны с категориями формы и содержания, но не тождественны им, ибо сущность по своему объему больше, чем содержание. Если содержание адекватно совокупности структурно организованных элементов, составляющих данную систему, то сущность, помимо названного содержания, предполагает и определенное качество

этого содержания.

Сущность замыкается на внутренние устойчивые связи наблю- даемого объекта, на те необходимые отношения, которые явля- ются законом его развития. И в этом смысле сущность отличается от видимости (кажимости), ориентированной на несущественные отношения.

Методологическое значение сущности и явления заключается в том, что эти философские категории позволяют отграничить наблюдаемый объект, сделать еще один шаг на пути установле- ния его определенности, отсекая несущественные связи и случай- ные отношения и фиксируя только те отношения, которые явля- ются законом его развития (осуществления).


Глава XIII 294

 

Связка «явление–сущность» позволяет исследователю осуще- ствить переход от чувственного образа явления к рациональному познанию его сущности. Исследователь изучает явление, чтобы уяснить его сущность. Он раскрывает содержание сущности, что- бы лучше понять характер явления.

Познание осуществляется в двух направлениях: от явления к сущности и от сущности к явлению. Дополняя друг друга, они со- ставляют два нераздельных момента единого процесса познания. Знание сущности избавляет исследователя от необходимости досконально анализировать все единичные явления, в которых она (сущность) проявляется. Более того, знание сущности наблюдае- мого объекта позволяет прогнозировать возможные явления этой сущности. Проблема возможного снимается через категории воз- можность и действительность, но их уместно рассматривать в блоке

категорий, отвечающих за обусловленность исследуемого объекта.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кальной И. И ФИЛОСОФИЯ

Ф И Л О С О Ф И Я...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категории определенности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кальной И. И.
Философия. Учебное пособие. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. – 448 с. ISBN 966-648-030-1 Содержание учебного пособия достаточно полно реализует мировоз- зренческую ориентирован

Ключевые понятия
Мировоззрение — система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и к самому себе. Мифология — сказание о жизни в слове, сама жизнь в ее соци- альном становле

Мировоззрение и его структура
Прежде чем определять мировоззрение, следует развести поня- тия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение», ко- торые подчас употребляются как синонимы. Мировосприятие — эт

Исторические типы мировоззрения
По мере перехода от биологической популяции до социальной общности людей, становления и развития общества сложились три типа фундаментального мировоззрения: миф, религия и философия. Миф — это особ

Философия и ее предназначение
Философия как особый тип мировоззрения ориентирована не на образы страха и не на образы поклонения, а на рождение обра- зов познания и самопознания в системе субъектно-объектного от- ношения3.

Дополнительная
1. Бердяев Н. А. Философия и религия // Бердяев Н. А. Философия сво- боды. Смысл творчества. М., 1989. 2. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. М., 1980. 3.

Ключевые понятия
Араньяки — тексты основных идей философии брахманизма. Атман — духовная сущность индивида, субстанция человека. Ахимса — отказ от нанесения вреда всему живому; этический принцип древнеинди

Становление философии в Древней Индии
Цивилизация Древней Индии сложилась в результате особого сосуществования культуры коренных этносов и культуры ариев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга. Для этой ци- вилизации характер

Специфика формирования философии в Древнем Китае
Протофилософия древнего Китая выросла на корнях традици- онного общества. В этом обществе бал правили традиции и риту- ал. Ритуал имел мировоззренческий характер. Он обеспечивал «ус- тои неба и зем

Зарождение философии в Древней Элладе
Формирование протофилософии древних греков протекает в условиях формирования античного способа производства, где в качестве основной производительной силы выступает раб, где чет- ко п

Ключевые понятия
Бытие — исходная характеристика предельного основания, по- зволяющая сказать, что мир есть и существует независимо от воли и сознания человека. Гармония — это состояние оптимальной взаимос

Натурфилософия античности
Становление античного способа производства вызвало к жиз- ни нестандартные проблемы, не имевшие аналогов своего реше- ния. Активное включение в производство природы обусловило необходимость ее позн

Закат и угасание философии античности
Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Время «детства», которое должно обрести определенные навыки и утвердить их через мно- гократ

Ключевые понятия
Апофатическая теология — богословская концепция о принци- пиальной непознаваемости Бога. Догмат — положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих. Катафатическая

Философия патристики
Гонимое христианство становится официальной религией, что повлекло за собой теологизацию всех существующих форм обще- ственного сознания, включая философию. Первоначально хрис- тианство упраздняет

Схоластика как рациональное обоснование теологии
Учения Аврелия Августина и Иоанна Дамаскина, а также пере- водческо-комментаторская деятельность Аниция Боэция подгото- вили почву для возникновения схоластической философии. Суть схоласти

Расцвет и закат схоластической философии
XII–XIII вв. характеризуются процессом урбанизации стран Европы. Складываются предпосылки первоначального накопле- ния капитала. Формируется институт гражданского общества. Но роль экономического,

Дополнительная
1. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. 2. Гуревич А. Я. Средневековый мир. М., 1990. 3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.

Ключевые понятия
Антропоцентризм — философское учение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Гилозоизм — философское воззрение, рассматривающее всю ма- терию (природу) в состоянии

Философия гуманизма
Первые страницы философии гуманизма прописал Алигьери Данте (1265–1321 гг.).Итальянский поэт и философ в своей бес- смертной «Комедии», описав состоя

Ф. Петрарка (1304–1374 гг.).
Обращаясь к проблемам человеческого бытия. Ф. Петрарка заявляет, что небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое. Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом ч

Философия неоплатонизма
В решении онтологических проблем новая философия ориен- тировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторите- том схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития

Натурфилософия Пантеизма
У истоков нового естествознания стоят такие мыслители как Леонардо да Винчи (1452–1519)и Николай Коперник (1473–1543).Феномен Леонардо справедливо ра

О природе вещей согласно ее собственным началам».
Уже в самом названии работы заложена исследовательская про- грамма. Здесь и упоминание о материалистической традиции мыс- лителей античности и заявка на новый метод — изучать природу в соответствии

Социально-политическая философия Возрождения
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения многогранна. Ее занимают не только онтологические и гносеологические пробле- мы. Она рассматривает и вопросы космологии, и проблемы чело- веческого бытия.

Основная
1. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. 2. Соколов В. В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1976. 3. Фурман Д. Е. Философия эпохи ранн

Дополнительная
1. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышле- ния. М., 1978. 2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальнос- ти. М., 1989. 3.

Ключевые понятия
Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира. Гносеология — учение о познании бытия в мире. Дедукция —выведение частного из общего, движение мысли от общего к частно

Эмпиризм новой философии
Если антропоцентризм философии Ренессанса заявил о земном предназначении человека, то философия Нового времени актуа- лизировала вопрос о природе человеческого разума, а также обо- сновала необходи

Рационализм и его развитие
Основными представителями рационализма в философии Но- вого времени были Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц. Рационализм, в отличие от эмпиризма, более тесно связан

Проблема человека и общества в философии Просвещения
Рационализм философии Нового времени вызвал к жизни фе- номен Просвещения. Суть его заключается в установке изменить жизнь общества, жизнь человека, опираясь на разум. Отсюда сле- дует ставка на пр

Дополнительная
1. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 2. Киреевский И. В. Критика и эстетика (о характере просвещения Евро- пы и его отношении к просвещению Росс

Ключевые понятия
Априори — знание, полученное до и независимо от опыта. Антиномия — положение, тезис и антитезис которого равно до- казуемы. Апостеори — знание, полученное в результате опыта. Кате

Социальные и гносеологические основания немецкой философии
Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономи- ческого застоя. Если во Франции революция была подготовлена «под черепом» философа, то в Германии она и осуществилась в голове мы

Критическая философия И. Канта
Традиционно в философии Иммануила Канта (1724—1804)вы- деляют два периода: докритический и критический. К первому периоду относятся работы, посвященные естественнонаучным во

Философия самостановления И. Фихте
Эстафету дальнейшего исследования активности человеческо- го сознания и развития идей диалектики принял И. Фихте (1762– 1814).Философское открытие Фихте заключается в том, ч

Философия тождества Ф. Шеллинга
Фихте волнует дела человеческие, Фридриха Шеллинга (1775— 1854)интересует проблема природы, переход ее от неживого со- стояния к живому, от объективного к субъективному, от

Система объективного идеализма Г. Гегеля
Георга Гегеля (1770—1831)не устраивало решение проблемы тождества субъекта и объекта, когда в одном случае человек по- ступает в соответствии с требованиями чистого ра

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804—1872)в молодости —ученик и страст- ный поклонник идей Гегеля. Об

Дополнительная
1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973. 2. Быкова М. Ф., Кричевский А. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993. 3. Гайденко П. П. Пар

Ключевые понятия
Марксизм — философия, ориентированная на создание «чело- веческого общества и формирование общественного человека». Неотомизм — теологическая доктрина католицизма с претен- зией п

Позитивизм и его эволюция
Это направление исходит из того, что подлинное знание может дать только наука. Все остальные формы освоения мира, в том числе и философия, имеют сомнительное право на существование. Основателем это

Деятельностное направление
Это направление в философии XIX–XX вв. представляют мар- ксизм и прагматизм. Марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классиче

Антропологическое направление
Это направление оформилось в трех основных школах: фило- софия жизни, экзистенциализм и философская антропология. Методологии классического рационализма оно предпочитает иррационализм. Пос

Философско-теологическое направление
Это направление постклассической философии представлено неотомизмом и персонализмом. Неотомизм— официальная философско-теологическая доктри- на католицизма, провозгласивша

Философия в конце XX века
Наиболее авторитетным направлением постклассической фи- лософии в конце XX в. является постмодернизм. Он не является направлением в привычном смысле этого слова, ибо объединяет философов различных

Дополнительная
1. Андреев Л. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994. 2. Григорьян Б. Т. Философская антропология. М., 1982. 3. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуа

Ключевые понятия
Всеединство — состояние единства мира и человека, воплоща- ющее идеал сродности и соборности на основе «великого синте- за» религии, науки и философии. Ноосфера — сфера взаимодействия в си

Истоки отечественной философии
Предпосылкой становления философии была специфическая «ойкумена»: необъятные просторы богатой земли и люди, адап- тировавшие византийскую и монгольскую (степную) культуры. Особую

Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
На становление славянофильства оказало влияние не только Просвещение, но и отчасти «Философические письма» П. Я. Чаа- даева. Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)в свои

Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
Просвещение вызвало к жизни не только оригинальную кон- цепцию славянофилов о самобытности народа и его соборности, но и инициировало философию радикализма с установкой «сло- во» сделать «делом» об

От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
И философия славянофилов, и философия радикализма оказа- лись всего лишь предпосылочными линиями становления и раз- вития отечественной философии. Эти две линии, несмотря на бо- гатство концепций и

Дополнительная
1. Акулинин В. И. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Ф- лоренскому. Новосибирск, 1990. 2. Вехи. Из глубины: Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1993. 3.

Ключевые понятия
Бытие мира — чистая возможность, обладающая абсолютны- ми характеристиками движения, пространства и времени, сохра- няющая свою неопределенность. Бытие в мире — философская категория для о

Бытие как исходная категория философии
Философская проблема бытия возникает в процессе освоения мира (природы). Мыслители античности ищут то основание, ко- торое высвечивает все многообразие мира, является предпосыл- кой познания конкре

Уровни и формы организации бытия в мире
В отличие от бытия мира бытие в мире структурно организо- ванно. Уровень неживой природы представляют элементарные части- цы, о которых античный мыслитель Анаксагор провидчески за- метил:

Способ существования бытия и формы его проявления
Способом существования бытия является движение. В широком смысле, движение — это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут. Положение о движении как способе существ

Бытийная реальность и ее виды
Бытие мира обнаруживает свое многообразие через свою конк- ретизацию, что позволяет выделить его виды: объективная реальность; субъективная реальность; трансцендентная реальность.

Дополнительная
1. Аксенов Г. П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1. 2. Аронов Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы про- странства и времени? // Вопросы фил

Ключевые понятия
Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех явлений и процессов в мире со стороны Бога (теологический де- терминизм); со стороны человека (антропологический детерми- низм); со стороны

Сущность развития
Уже на уровне повседневности можно заметить непрерывное изменение всего и всех. Изменчивость мира не подлежит сомне- нию и гераклитовское «все течет, все изменяется» по-прежнему остается житейской

Основные принципы и законы развития бытия в мире
Отправной точкой отсчета при рассмотрении развития явля- ются принципы взаимосвязи и взаимодействия. Принцип когерентности (взаимосвязи)является методологичес- ким основан

Закон единства и борьбы (противостояния) противоположнос- тей обеспечивает источник развития.
Еще Гераклит подметил абсолютную изменчивость мира, где все преходяще и имеет свою противоположность, где бал правит борьба противоположностей света и тьмы. Гераклитовская идея борьбы противоположн

Положностей, их противостояние, противоречие.
Тождество — это предельный случай идентичности, отношение вещи к самой себе. Но поскольку любой объект, в силу извечной тенденции к изменению, каждый миг уже другой, то исследова- тел

Развитие и его критерий
Прогресс и регресс — те характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо оценочный подтекст. Чаще всего под прогрессом понимают тип направления развития, характеризую- щийся переходом от н

Диалектическая концепция развития
Эта концепция является наиболее серьезной и аргументирован- ной из представленных и опирается на работы Г. Гегеля и К. Мар- кса. Ее можно изобразить в виде системы основополагающих идей и принципов

Эволюционная концепция развития
В основе этой концепции развития лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов. Классический эволюционизм ориентирован на вопросы: Как возникла и развивалась жизнь на

Структуралистическая концепция развития
Главным в этой теории является убеждение, что в основе раз- вития изменяется структура объекта. Под структурой понимают устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и само

Синергетическая концепция развития
Синергетика возникла как попытка найти альтернативы суще- ствующим концепциям развития, которые исчерпали свои возмож- ности в объяснении возникновения и развития сложноорганизо- ванн

Дополнительная
1. Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX столетий. М., 1989. 2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 3. Кевб

Ключевые понятия
Душа — внутренний мир человека, состояние его сущностных сил. Знание — адекватное отражение бытия в мире в форме пред- ставлений, понятий, суждений, гипотез, теорий. Идеальное — б

Проблема сознания в историко-философской традиции
Проблема сознания сложилась в условиях античности. Перво- начально мысль о сознании была облечена в форму размышления о состоянии души. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движ

Отражение и его эволюция. Психика и сознание
Отражение— есть способность взаимодействующих тел, сис- тем моделировать противодействие силе действия с последующим сохранением или изменением своей структуры или способа пове- де

Структуры психики и структуры сознания
Сознание вырастает из психики, но не порывает с ней, сохра- няя с психикой взаимосвязь и взаимодействие. Психика продол- жает выполнять функцию ориентации в границах жизнедеятель- ности человека, в

Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь
Труд, как первейшее условие удовлетворения витальных потреб- ностей, а также язык, как средство общения, обеспечили не толь- ко становления сознания, но и формирование общественного че- ловека и че

Формы общественного сознания
Вне истории взаимоотношений общественного бытия и обще- ственного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: религии и философии, морали

Политическое сознание
Среди наличных форм общественного сознания, политическое сознание занимает особое место. Если в условиях античности до- минирующей формой общественного сознания выступала фило- софия, а в условиях

Мораль как форма общественного сознания
Человек приобретает качественную определенность и свой со- циальный статус по мере формирования его отношений с другими людьми общества. В этом процессе общения и жизнедеятельности складывается общ

Искусство как форма общественного сознания
Искусство выступает в различных ипостасях: как социальный институт общества, как специфический вид деятельности, как оп- ределенна форма общественных отношений и, наконец, как осо- ба

Религиозное сознание
По отношению к религии в нашей отечественной литературе сложился негативный стереотип. Религия изначально определя- лась как «опиум для народа». При определенных обстоятельствах религия может быть

Правовое сознание и его специфика
Специфика правосознания Природа правового сознания многоаспектна, а поэтому пра- вовое сознание исследуют историки и культурологи психологи, философы и правоведы. Социально-ф

Ключевые понятия
Адекватность — соответствие образа объекту. Априори — знание, предшествующее опыту, но применимое к опыту. Вера (в гносеологии) — позиция, признающая суждения, истин- ность которы

Гносеологическое отношение и его специфика
Гносеология — учение о познании явлений и процессов бытия в мире. Это познание есть ни что иное как социально опосредо- ванное, исторически развивающееся отношение человека к миру, где человек выст

Чувственный уровень познания
Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение; восприятие; представление. Ощущение — отображение отдельных свойств объекта, возни- кающее при ег

Рациональный уровень познания
Чувственного восприятия объекта и его представления в каче- стве образа внешней формы недостаточно для познания, ибо об- щие закономерные связи объекта не схватываются на чувствен- ном уровне. Это

Практика
Практика— это целенаправленная деятельность людей по ос- воению природных и социальных объектов в границах среды оби- тания. По своему содержанию и способу осуществления п

Истина как цель познания, особенности социального познания
В процессе освоения мира люди ориентируются не только на свой опыт, но принимают во внимание и чужой опыт как чувствен- ного, так и рационального познания бытия в мире. Рассматривая к

Основные принципы гносеологического отношения
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адек- ватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Оптима

Принцип объективности
Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и само- го процесса познания. Из этого положения следует методологи- ческое требова

Принцип познаваемости
Для субъекта познания не существует барьеров на пути освое- ния объекта, а если и существуют, то только между тем, что по- знано и еще не познано. Но такой оптимизм не разделяется пред- ставителями

Принцип отражения
Принцип отражения ориентирует исследователя на то, что позна- ние объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта. Отражение можно рассматривать как отображение оригинала с помощ

Принцип определяющей роли практики в познании
Этот принцип служит отправной точкой отсчета в формирова- нии гносеологического отношения в системе «субъект–объект» познания. Практика — основа познания в том смысле,

Принцип творческой активности субъекта познания
Активность субъекта познания обеспечивает основание гносе- ологического отношения, предопределяет инициативу субъекта. В процессе «превращения» материального в идеальное, объектив- ного в субъектив

Принцип обобщения и абстрагирования
Этот принцип обеспечивает методологический ориентир на получение обобщенного образа объекта различной степени актив- ности. Абстрагирование является мысленным отвлечением от всех признаков

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Этот принцип характеризует направленность процесса позна- ния, развитие гносеологического отношения от менее содержатель- ного к более содержательному и совершенному знанию. Он ори- ентирует на нео

Принцип конкретности истины
Истинность суждения будет сомнительна, если не будут извест- ны условия места, времени осуществления гносеологического от- ношения в системе «субъект–объект». Суждение, верно отражаю- щее объект в

Анализ и синтез
Первоначально у субъекта познания складывается общая кар- тина исследуемого объекта с нулевым представлением о его внут- ренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними. Хотя именн

Ний в единое целое.
Объективной предпосылкой аналитико-синтетической деятель- ности человеческого познания является структурность природы, ее способность к процессам объединения и разъединения, созида- ния и разрушени

Абстрагирование
Абстрагирование — мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделения тех существенных признаков, которые интересуют исследователя.

Обобщение — это такой прием познания, в ходе которого уста- навливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.
Обобщение позволяет осуществить переход от менее общего понятия или суждения к более общему. Расширяя общность в направлении формирования более общих понятий, можно выйти на уровень предел

Аналогия — это такой прием, с помощью которого на основе сход- ства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим.
При умозаключении по аналогии знание, полученное ранее, переносится на объект, хранящий свою качественную неопреде- ленность. Расшифровка неопределенности объекта познания сред- ствами аналогии нос

Методы (приемы) чувственного (эмпирического) уровня познания
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность в системе гносеологического отношения «субъект– объект». Основная задача эмпирического познания — собрать, накопить факты, произв

Наблюдение — это прием направленного восприятия объекта по- знания с целью получения информации о его форме, свойствах и отношениях.
Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная направленная форма гносеологического отношения субъекта к объекту, усиленная дополнительными средствами фик- сации информации и ее

Описание — это прием фиксации информации наблюдения, его завершающий этап.
С помощью описания информация органов чувств переводит- ся на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удоб- ную для последующей рациональной обработки (систематизации, классификации, о

Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуще- ствляется количественное сравнение величин одного и того же ка- чества.
Измерение отнюдь не второстепенный прием, некая система обеспечения познания. На его значимость указал Д. И. Менделе- ев, заметив, что знание меры и веса — это единственный путь к открытию законов.

Уровня познания
Теоретическое знание характеризуется системностью. Если от- дельные эмпирические факты могут быть приняты или опроверг- нуты без изменения всей совокупности эмпирического знания, то в теоретическом

Идеализация — это особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеет- ся в реальном мире.
Процесс идеализации характеризуется введением в конструи- руемый объект таких признаков, которые отсутствуют в его ре- альном прообразе. В результате этих операций были выработаны такие понятия, ка

Гипотетико-дедуктивный метод
Гипотетико-дедуктивный метод — это особый прием производ- ства нового, но вероятного знания.Он основан на выведении зак- лючений из гипотез, истинное значение которых сохраняет

Мысленный эксперимент — это система процедур, проводимых над идеализированными объектами.
Построение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности и оперирование ими с целью изуче- ния существенных характеристик реального объекта познания со- ставляют основную

Единство исторического и логического
Любой процесс действительности распадается на явление и сущ- ность, имеет историю своего становления и основную линию раз- вития. Исторический метод прослеживает историю развития данного

Категории как инструмент гносеологического отношения
Итак, мы располагаем представлением о том, что способом су- ществования бытия является движение, а формами его проявле- ния — пространство и время, что все уровни структурно органи- зованного бытия

Категории обусловленности
Блок категорий, обеспечивающих возможность уяснить меха- низм обусловленности наблюдаемого явления, открывается кате- гориями «причинаи следствие». Ставя

Категории целостности
Решив проблему определенности и обусловленности познавае- мого явления, можно просчитать и его перспективу, ориентиру- ясь на философские категории «целогои части».

Ключевые понятия
Биосфера — структурно организованный уровень бытия в мире, охваченный биологической жизнью. Географическая сфера — часть природы, вовлеченная в систе- му общественного производства и соста

Природа как объект философского анализа
Представления о природе первоначально складываются в на- турфилософиии античного мира. В отличие от обыденного созна- ния, натурфилософия ориентирована на поиск первоначала общего и обоснование его

Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества
Взаимосвязь общества с природой носит объективный харак- тер. Она имеет статус закона, который отражает не процессы, про- текающие внутри общества, а связи общества с естественными ус- ловиями его

Ключевые понятия
Государство — институт регламента общественной жизни, для которого характерно организованное и легитимное применение власти в целях упорядочения общественных отношений; автори- тет власти.

Общество как объект философского анализа
Феномен общества многоаспектен, а поэтому является объек- том пристального внимания истории и экономической теории, этнографии и демографии, политологии и социологии. Что каса- ется философии, то е

Способ бытия людей
Можно вести речь об особенностях структурной организации общества Красного креста и общества любителей изящного ис- кусства, можно спорить о специфике украинского общества и про- тивопоставлять ему

Социальное пространство
Если деятельность выступает способом существования обще- ства, то формой проявления общества является социальное про- странство. Его истоки составляет ойкумена, как органическое един- ство человече

Социальное время
Формой осуществления общества как конкретного уровня бы- тия в мире является социальное время. Как и время природы социальное время одномерно, асиммет- рично и необратимо. Однонаправленнос

Общественное производство и его основные сферы
Деятельность как способ бытия общества, пространство как форма его проявления и время как форма осуществления социаль- ной жизни предопределяют вывод о том, что общество это не спон- танная совокуп

Смысл истории и ее основные цели
Одна из существенных характеристик общества — его исто- ричность. В отличие от природы, общество развивается во време- ни, имеет свою историю. Факт исторически общественной жизни означает очень мно

Ключевые понятия
Антропогенез — процесс формирования человека. Социогенез — процесс становления общества. Антропосоциогенез — единый процесс становления общества и формирования человека в условиях взаимосв

Феномен человека в истории философии
Специалисту в области философии науки Томасу Куну принад- лежит концепция парадигмального развития науки. Есть некото- рая «дисциплинарная матрица», обеспечивающая успешное реше- ние

Сущность человека
Историко-философский анализ феномена человека позволяет поставить вопрос о сущности человека. Пришло время плодотвор- ного соединения философского и естественнонаучного знания,  

От понятия человека к образу личности
Бытует мнение, что проблемы человека, — как объекта фило- софского анализа, — не существует112. Такое мнение имеет под собой определенное, но недостаточное основание. Действитель- но, феномен челов

Деятельность как способ бытия человека
Понятие «деятельности» является одной из стержневых катего- рий социальной философии. Оно сродни понятиям «движение», «активность», «поведение». Если движение является абсолютной характери

Ответственность, социальная ориентированность и самоценность человека
В своем развитии человечество прошло долгий путь, отстаивая идеалы и утверждая право рассматривать жизнь в том числе и жизнь человека, как высшую ценность. Но право, не признающее обязанностей, пре

Человек и его духовное измерение
Знакомство с проблемой человека в историко-философской традиции, а также рассмотрение сущности человека позволяет принять вывод о том, что человек существо многоаспектное. Бу- дучи производным пяти

Ключевые понятия
Аксиология — учение о ценностях бытия в мире. Альтруизм — принцип бескорыстного служения, готовности к жертвоприношению. Бессмертие — форма существования человека или его души пос

Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни сугубо философская. Она не имеет сво- их аналогов в других формах освоения мира. Эта проблема обре- тает свою актуальность, когда в обществе или в жизни человека возникают нес

Смерть и бессмертие: мифы и реальность
Человек — это существо, ориентированное на поиск смысла жизни, но знающее и переживающее свою летальность. Чаще всего люди радуются жизни и испытывают страх перед смертью. И боятся они не

Свобода как объект философского анализа
В социальной общности, сменившей биологическую популя- цию, нет человека, а есть состояние праобщества, скрепами кото- рого выступают табу и ритуал. Пройдет немало времени, пока человек заявит о св

Права и свободы человека и гражданина
Степень реальной свободы человека проявляется в том, как он может реализовать присущие права и обязанности. Быть челове- ком — значит, среди прочего, обладать неотъемлемыми правами. Впервые о права

Ценностные ориентиры жизнедеятельности человека
Одним из компонентов теоретической философии является ак- сиология. Аксиология (от греческого axios — ценный и logos — учение) — философское учение о природе ценностей и их роли в жизни общества и

Отчуждение человека и феномен
«бегства от свободы» Если деятельность человека является способом его бытия, то отчуждение есть процесс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельну

Ключевые понятия
Коммунитаризм — направление в социально-политической те- ории, утверждающее, что оптимальными формами позволяющи- ми реализовать идеалы солидарности, справедливости и преодо- леть отчуждение между

Конец XX века как завершение эпохи модерна
Рубеж XX–XXI вв. означает смену не только столетий, но и тысячелетий. Время является одной из существенных онтологи- ческих характеристик бытия общества и бытия человека. Это фор- ма осуществления

Мир перед лицом глобальных проблем
Поводом для «переоценки ценностей» господствующего типа развития послужили не столько политические, социальные и эко- номические противоречия, сколько осознание того факта, что в мире постепенно на

Современное общество в условиях постмодерна
Сказанное выше позволяет заключить, что мировое сообщество в настоящее время переживает переходное состояние. С одной сто- роны оно уже утратило характерные черты модерна, а с другой стороны, в нем

Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке
К многообразию цивилизаций можно относиться по разному. Эволюционная теория утверждает, что разнообразие является по- ложительным фактом и благотворно влияет на человечество как единую живую систем

Сведения об авторе
Кальной Игорь Иванович. Родился 12 мая 1941 года. В 1970 году окончил философский факультет Ленинградс- кого госуниверситета. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию по

Им. В. И. Вернадского И. И. Кального
  Прежде всего, обращает на себя внимание широчайший охват материала, который сумел вместить автор в рамки предложенного учебника: от предфилософского мифологического сознания впло

Профессором Кальным И. И.
  Рецензируемый учебник написан в полном соответствии с госу- дарственными требованиями, предъявляемыми к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки, которые должна обес

Им. И. Е. Репина, доктор философских наук, профессор В. А. КАРПУНИН
449Предисловие 1 Глава I 1 И. И. Кальной. Философия Мировоззре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги