рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества

Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества - раздел Философия, Кальной И. И ФИЛОСОФИЯ Взаимосвязь Общества С Природой Носит Объективный Харак- Тер. Она Имеет Стату...

Взаимосвязь общества с природой носит объективный харак- тер. Она имеет статус закона, который отражает не процессы, про- текающие внутри общества, а связи общества с естественными ус- ловиями его существования и осуществления.

Основу взаимосвязи общества с природой составляет их орга- ническое единство. Это единство находит свое выражение, преж- де всего, в генезисе общества, которое возникло как продукт дли- тельной эволюции природы и представляет собой более высокую ступень ее развития. Такой вывод подтверждается принципиаль- ным сходством строения органов человека и животных, общнос- тью их физиологических функций. Однако природа создала толь- ко биологические предпосылки, а решающую роль в выделении человека из природы сыграл общественный труд.

Будучи взаимосвязанными, природа и общество имеют свои особенности.

Во-первых, общество более высокая, по сравнению с природой, форма существования бытия в мире, что предопределяет разли- чие законов природы и общества. Законы природы действуют как слепая необходимость. Законы общества проявляются через дея- тельность людей, которая в основном носит сознательный харак- тер. Законы общественного развития тенденциозны. Законы при- роды характеризуются жесткой детерминацией (обусловленно- стью).

Во-вторых, человеческий труд принципиально отличается от деятельности даже наиболее развитых животных, поскольку че-


ловек в процессе труда оказывает активное воздействие на приро- ду, а не просто приспосабливается к ней. Человек способен не толь- ко использовать, но и создавать новые орудия труда. К тому же труд человека носит целенаправленный и осознанный характер, в отличие от животных, действующих инстинктивно.

Природа и общество не просто сосуществуют, а составляют единую систему, элементы которой активно воздействуют друг на друга. Наиболее подвижным, изменчивым элементом этого един- ства является общество, темпы развития которого непрерывно ускоряются. Поэтому коренные причины значительных изменений в функционировании системы «природа—общество» следует ис- кать в тех новых процессах, которые происходят в производствен- ной, социально-политической и духовной сферах человеческой деятельности. Отсюда и к самой проблеме взаимодействия обще- ства и природы следует подходить как к проблеме социальной.

Воздействие природы на общество носит стихийный характер и обусловлено, с одной стороны, особенностями географической среды в различных районах планеты, а с другой — уровнем разви- тия производительных сил.

В связи с этим можно выделить два исторических этапа взаи- мосвязи природы и общества. На первом — главным для обще- ства является присвоение готовых продуктов природы. На вто- ром этапе взаимосвязи человека и природы — использование че- ловеком естественных богатств, являющихся предметами труда (земля, руды, уголь, нефть, вода и т. д.).

Сама по себе географическая среда может быть благоприятной или неблагоприятной для развития производительных сил. При- родные условия оказывают влияние на темпы развития производ- ства, а географическая среда во многом определяет род занятий людей и размещение отраслей производства по различным стра- нам и районам.

Однако с научно-техническим прогрессом производительных сил уменьшается зависимость общества от природы, более того, происходит вовлечение в процесс производства новых компонен- тов географической среды. Развитие науки и техники, внедрение новых технологий приводит к тому, что монотипизация обще- ственного производства уступает место многоотраслевому хозяй- ству.


Признавая особую роль природных условий в жизни общества, в то же время не следует их абсолютизировать. Географическая среда составляет первую предпосылку развития общества. Она обеспечивает только его стартовые возможности. Чтобы уяснить соотношение природного и социального факторов, выявить их возможности и приоритеты, важно понять, почему капиталисти- ческий способ производства зародился в Европе, а не в Китае, ко- торый задолго до Европы достиг определенных высот цивилиза- ции, а также смысл известного тезиса английского экономиста Форстера о том, что «нет большего несчастья для народа, чем быть брошенным на клочок земли, где природа в изобилии дает все сред- ства существования»90.

Характер взаимодействия общества и природы, человека с ес- тественной средой обитания определяется природой и уровнем развития общественного производства, системой сложившихся общественных отношений.

Общественные отношения осуществляются в определенных ус- ловиях, в том числе и в искусственно созданных человеком. Эти условия и есть среда обитания человека. Она включает в себя не только географическую среду (часть природы, вовлеченной в сис- тему общественного производства), но и реальность, созданную в процессе производства. Это не только неодушевленные предметы искусственной природы, но и новые живые и растительные орга- низмы: растения и животные, созданные искусственным отбором или средствами генной инженерии.

Для нынешнего этапа характерно расширение границ антро- погенной деятельности. И связано это, в первую очередь, с выхо- дом человека в космос, с освоением околоземного пространства. Природа осваивается не только «ввысь», но и «вглубь» — сде- ланы открытия ранее не известных свойств и законов природы, получены новые результаты исследований уже известных явлений

на микроуровне.

Усиливается интенсивность использования природных ресур- сов: растет объем добычи полезных ископаемых; вовлекаются в производство ранее известные, но не использовавшиеся явления (энергия приливов, геотермальных источников, свойства вечной мерзлоты и др.)

 

90Цит. по: Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

С. 188–197.


Человек все более настойчиво вмешивается в ход биологичес- ких и физиологических процессов, направленно регулируя их в своих интересах. В результате производственной деятельности происходят серьезные изменения в структуре географической сре- ды: ее ландшафта, водного баланса и. т. п. В связи с этим говорят о возможности третьего, антропогенного, круговорота в приро- де, который отличается от естественных процессов стремительны- ми темпами нарастания в нем компонентов, созданных человеком, не существующих в самой природе.

Оценивая увеличение воздействия человека на природу в це- лом, нельзя в то же время не видеть отрицательного. Поступатель- ное движение, наряду с прогрессом, включает моменты регрессив- ных изменений. Еще Ф. Энгельс предупреждал, что «…не следует слишком обольщаться нашими победами над природой, ибо за каждую такую победу она нам мстит»91 , вызывая непредвиденные последствия, сводящие на нет значение достигнутых положитель- ных результатов.

Люди тысячелетиями стремились воздействовать на природу, а сейчас человечество внезапно оказалось на пороге крупнейшего изменения климата. К сожалению, оно незапланированное, неуп- равляемое и может оказаться катастрофическим. Его причина — увеличение содержания в атмосфере углекислого и некоторых дру- гих газов, что ведет к потеплению климата. А значит, к повыше- нию уровня моря и резкому изменению погодных условий во всем мире. Увеличение содержания газа в атмосфере связано с деятель- ностью мирового промышленного производства и транспортных средств92.

Ультрафиолетовые волны Солнца, подавляющие иммунную систему человека, поглощаются озоновым слоем Земли. В 1985 г. спутники зафиксировали над Южным полюсом первые «пробои- ны» в озоновом экране. Причиной является атомарный хлор — продукт распада хлорфторуглеродов, широко применяемых в хо- лодильных установках, кондиционерах воздуха, а также при про- изводстве пористых пластмасс и очистке компьютерных схем93 .

 

 

91Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. Соч.

Т. 20. С. 495–496.

92См.: Небел Б. Наука об окружающей среде. М., 1993. С. 400–401.


Из-за кислотных осадков гибнут леса, замирает жизнь в озе- рах. Просачиваясь в почву, кислотные осадки выщелачивают тя- желые металлы. Химический анализ осадков свидетельствует о наличии в них серной и азотной кислот, компонентов промыш- ленного производства.

Стремительно сокращаются лесные массивы, хотя леса явля- ются основным источником обогащения атмосферы кислородом. Но леса уничтожают, расширяя территории под сельскохозяй- ственные угодия. Лесная древесина идет на строительство, служит сырьем деревообрабатывающей и бумажной промышленности.

Важнейшим человеческим ресурсом является плодородная по- чва. Упадок древних цивилизаций был обусловлен неспособнос- тью сохранить земельные и водные ресурсы. Многие оазисы пре- вратились в пустыни94.

Загрязнение среды стало обыденным явлением, хотя за этим, как правило, кроется отравленная вода, воздух, земля. Современ- ное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, 96 еди- ниц возвращает назад, но уже в виде отходов и отравляющих ве- ществ95.

Катастрофически истощаются природные ресурсы: руды чер- ных и цветных металлов, запасы нефти и угля, питьевой воды и древесины.

Все это и составляет сущность глобальной экологической про- блемы как противоречия между антропогенной постоянно возра- стающей деятельностью человечества и стабильностью природы как среды его существования и осуществления. Ситуация усугуб- ляется тем, что человечество не способно приспособиться к тем изменениям, которые оно привнесло в мир природы, а сам мир природы уже не в состоянии адаптировать эти изменения.

Человечество стало решающим фактором изменения мира при- роды, ее дестроером (разрушителем). Сущность экологического кризиса не в наличном способе производства, а в господствую- щем типе сознания, которое сформировалось в пределах парадиг- мы «человеческой исключительности». Для нее характерны ант- ропоцентризм, антиэкологизм и социальный оптимизм.

 

93Там же. С. 409.

94См.: Перов К. М., Жиров А. И. География, экология, культура. СПб., 1995.

С. 99.

95См.: Небел Б. Указ. соч. С. 358.


Традиционно считается, что люди обладают не только генети- ческой, но и культурной наследственностью, а поэтому они на не- сколько порядков выше представителей животного мира.

Люди полагают, что они живут в социальном пространстве, защитив себя искусственной культурой от агрессивного мира при- роды.

Ставка на разум и научно-технический прогресс рождает ил- люзию всемогущества человека, которому по плечу любые про- блемы.

Парадигма человеческой исключительности породила прагма- тическое отношение к природе. Разрешено все, что полезно для человека. Этические нормы действуют только в мире людей и не распространяются на мир природы. Природа рассматривается как объект манипулирования, кладовая, полигон и т. д. Деятельность по охране природы возможна, но продиктована она не заботой о природе, а заботой о своих детях, чтобы и они могли потреблять природные богатства, использовать природу, удовлетворять свои потребности.

 

Таким образом, экологическая проблема — это прежде всего мировоззренческая проблема. Что касается экономического, по- литического, правового аспектов этой проблемы, то они носят вторичный характер и зависят уже от сложившегося функциональ- ного сознания с ориентиром: после нас — хоть потоп. Только из- менив сознание можно решить экологическую проблему, прохо- дящую по реестру глобальных проблем современности.

 

3. Коэволюция как новая парадигма развития системы «природа —

общество — человек»

У человека два мира. Один его сотворил, а другой мир человек творит по своему разумению. Это мир природы и мир искусствен- ной природы. Они сопряжены друг с другом через человека и его деятельность, что полагает взаимную эволюцию. Налицо взаимо- связь и взаимодействие, причинно-следственная обусловленность. В этом и заключается сущность коэволюции мира природы и мира человека.


Возникновение человека в ходе эволюции природы означало, что ранее человек был на попечении матери-природы, а ныне, как ее сын, он должен взять ответственность за судьбу природы. Тем более, что перспектива природы — это и перспектива самого че- ловека.

Человек выделился из природы, но не разорвал с ней генети- ческие связи. Он превратился в пограничное существо, связующее мир природы и мир общества. Его природная (телесная) сущность и сущность природы не только совпадают, но и подчиняются од- ним и тем же законам.

В своем развитии природа прямо и опосредованно свидетель- ствует о естественной эволюции. Как родительница рода челове- ческого природа предрасположена к осуществлению идеи коэво- люции. Предпосылки идеи коэволюции как разумного симбиоза взаимной пользы возникли на заре человечества, о чем говорят исторические памятники культуры.

Поскольку жизнь — это величайший дар природы, то принцип непричинения вреда живому становится каноном этики буддиз- ма. Не допускает насилия над природой и ислам, ибо Аллах со- творил ее гармоничной и прекрасной. Природа — собственность Аллаха, представленная человеку в бесплатное пользование. Древ- некитайский даосизм учит, что законы Дао определяют законы неба, а законы неба обусловливают законы Земли (природы), и человек — одно из существ природы, должен неукоснительно сле- довать ее общим законам, а посему недеяние подчас предпочти- тельнее, чем деятельность без меры. Поскольку Бог как бы разлит во всей окружающей человека природе, то восточная философия ориентировала человека на трепетное отношение к природе.

Глобальные проблемы современности, реальность экологичес- кого кризиса настоятельно требуют изменить европейскую пара- дигму «человеческой исключительности», пересмотреть принцип антропоцентризма в пользу новой натурфилософии — философии коэволюции.

Коэволюционная стратегия позволяет всесторонне осмыслить фактор антропогенного воздействия на природу, прогнозировать ситуацию, вырабатывать рекомендации.

Идея коэволюции настоятельно требует рассматривать в каче- стве объекта философского анализа не природу или человека, а


отношение «природы, общества,человека», взаимосвязь биосферы и ноосферы; взаимосвязь и взаимодействие природы, культуры и ци- вилизации.

Идея коэволюции формирует особое экологическое сознание человека, стоящего перед ликом природы в диапазоне от благого- вения и вопрошания до «после меня — хоть трава не расти». Она формирует критический взгляд человека на мир и на самого себя, учит самостоятельно принимать решения, ориентируясь не на аб- страктную, а на конкретную реальную ситуацию.

Идея коэволюции ставит под сомнение технократическую па- радигму мышления, рассматривающего экологический кризис как нечто внешнее по отношению к человеку. Поскольку он порож- ден техническим прогрессом, то, стало быть, надо отредактиро- вать этот прогресс, внедрить новые технологии, безотходное производство. Но практика демонстрирует, что это полумеры, если не решается вопрос изменения человеческих качеств, не изменяет- ся мировоззрение человека.

На сегодня существуют три потребности рождения новой фи- лософии природы как философии коэволюции: общекультурная; научная; философская.

Общекультурная.Человеку стало неуютно в машинизирован- ном мире, который он создал своими усилиями. Как никогда он ощущает свою незащищенность и отчужденность. Человек нуж- дается в философии природы как обосновании целостности мира и человека, восстановлении органических связей с природой, в формировании меры ответственности перед природой, в установ- лении диалога с миром природы.

Научная.Наука переживает свое «похмелье», разочарование. Информационный бум грозит превратиться в информационную катастрофу. Растет объем научных сотрудников, но падает их ре- зультативность. Наука превращается в монстра, в котором раство- ряется индивидуальность. Анонимность науки ведет к падению ответственности, в том числе и нравственной. Сегодня наука как никогда переживает внутреннюю разобщенность. Нужны ориен- тиры интеграции. И одним из них может быть включение всех на- учных направлений в единый процесс познания природы, как един- ства общего и единичного, целого и части, причины и следствия. Философская.Философия ХХ в. больше внимания уделяет про- блемам человека и его самовыражения в обществе и через обще- ство. Но такая односторонность чревата схематизмом и форма-


лизмом, ибо лишена своих оснований, которые следует искать в философии природы, философии коэволюции.

Каждая из указанных выше потребностей по отдельности и все они вместе ставят проблему сосуществования человека с приро- дой на первое место. Катастрофическое уменьшение «тонкой плен- ки жизни на Земле» заставляет мыслить одновременно в двух плос- костях — природной и социальной, ибо, как утверждают эколо- ги, в настоящий период в течение часа на Земле исчезает один животный или растительный вид, и этот процесс имеет тенденцию ускорения.

Прошло время зацикливания на антропоцентризме или биоцен- тризме, наступила эпоха, когда в качестве объекта философского анализа необходимо рассматривать коэволюцию природы и об- щества, их самоорганизующее начало, энтелехию ХХI века.

Но если самоорганизация имеет дело со структурой, состояни- ем конкретной системы, то коэволюция — с отношениями между самоорганизующимися системами, с корреляцией их эволюцион- ных изменений, которые сопряжены друг с другом, взаимно адап- тированы.

Сопряженность систем и их взаимная адаптивность предпола- гают возможность кооперативного сотрудничества на принципах взаимопомощи, солидарности.

Коэволюция разрушает старый образ природы как войны всех против всех. Она предлагает не экспансию, а диалог, исходя из признания взаимной ценности природы и человека. Отсюда необ- ходимость интуитивного переживания в постижении природы.

Поскольку коэволюция предполагает особую корпоративность, солидарность человека и природы, то это единство выходит уже за грань естествознания. Оно стало объектом философии приро- ды (новой натурфилософии).

Термин «коэволюция» появился в начале 70-х годов, когда на- чали сказываться отрицательные последствия научно-технической революции. Он означал взаимное приспособление видов, которое может быть различным в диапазоне от взаимовыгодного до отно- шения господина и раба, хищника и жертвы96 .

 

96См.: Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.


Когда речь идет о коэволюции в системе «природа—общество— человек», то предполагается только тип взаимного приспособле- ния на основе взаимной выгоды с учетом конкретного уровня раз- вития как природы, так и человека.

Но ситуация взаимно выгодного приспособления осложняется тем, что природа развивается по своим законам, а общество — по своим. В отличие от природы, эволюция человека обусловлена и биологическим, и социокультурным фактором. В природе бал правит стихия, в обществе — сознание. Хотя история изобилует примерами, когда разум в своей абсолютизации рождал свою про- тивоположность.

Знание этих особенностей и учет специфики факторов эволю- ции как природы, так и человека позволяет фиксировать относи- тельную устойчивость биологического и географического факто- ров и относительную изменчивость социокультурного фактора.

Вехами коэволюции в системе «природа–общество–человек»

являются:

переход от паразитизма и потребительства к толерантности и симбиозу;

осуществление обществом и человеком принципа гармонии — такой связи мироощущения, миропонимания и мировоззрения, которое обеспечивает осознание человеком себя в качестве части- цы природы, генетически связанной с ней, а стало быть, и нео- трывной от нее;

осуществление принципа личной ответственности каждого че- ловека за жизнь на Земле;

осознание не только своей зависимости от природы, но и зави- симости природы от общества и каждого человека.

Это не просто абстрактные нравственные заповеди или прави- ла, а первостепенной важности условия разрешения проблемы выживания и человека, и самой природы.

В сознании людей должна сформироваться идея, которая смог- ла бы сплотить всех землян в одно целое. Такой идеей может быть только идея гармонии. Об этом свидетельствует вся история чело- вечества, и именно социальная эволюция должна гармонировать с эволюцией биологической.


Необходимость разрешения глобальных проблем диктует от- каз от узкоклассовых, групповых, национальных, региональных интересов и переход к общечеловеческим интересам, так как род человеческий объединяет единая судьба — единство с природой. Технологический тип мышления должен уступить место ноосфер- ному, ориентированному на восстановление разорванного цикла оборота веществ и энергии биосферы, обеспечение биологической стабильности и ноосферного равновесия.

Ноосфера замыкает цепь трех эволюционных потоков — био- логического, социального и космического, и требует от человека и общества руководствоваться в своем отношении с миром прин- ципом коэволюции, устранив дуализм общества и природы, обес- печив их монолитность и монистическое развитие в соответствии с требованиями ноосферного императива. Речь идет о становле- нии новой парадигмы развития общества, способной не только

«диагностировать» состояние глобальных проблем, но и решать их на основаниях, принципиально отличных от тех, которыми располагает техногенная цивилизация.

Речь о глобальных проблемах современности и путях их реше- ния пойдет в последней главе учебника, где рассматривается воп- рос об отношении человека и мира на рубеже XXI в.

Необходимо становление планетарной этики с ее принципом коллективной ответственности за все живое и отказом от антро- поцентристской точки зрения, которая так ярко была выражена мыслителями античности: «Человек есть мера всех вещей». Вмес- то этого тезиса следовало бы сказать: «Жизнь есть мера всех ве- щей». С позиции этого положения и следует рассматривать само- ценность любого произведения природы.

Планетарная этика — это требование коренной перестройки сознания в сторону избавления от вольного или невольного высо- комерного отношения к природе. Возможно, эта точка зрения по- кажется слишком требовательной, но в ней есть момент истины. Отношение к миру оборачивается отношением к человеку.

Уничтожая природу, человек уничтожает себя. Уже в ХХI в. че- ловечество должно решить для себя дилемму: совершить самоубий- ство или жить, не забывая, что природа и род человеческий имеют


единое основание, что жить в гармонии с природой — неотъемле- мое условие, когда текст «книги» Природы обретает доступность, становится понятным, располагает к диалогу.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кальной И. И ФИЛОСОФИЯ

Ф И Л О С О Ф И Я...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кальной И. И.
Философия. Учебное пособие. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. – 448 с. ISBN 966-648-030-1 Содержание учебного пособия достаточно полно реализует мировоз- зренческую ориентирован

Ключевые понятия
Мировоззрение — система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и к самому себе. Мифология — сказание о жизни в слове, сама жизнь в ее соци- альном становле

Мировоззрение и его структура
Прежде чем определять мировоззрение, следует развести поня- тия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение», ко- торые подчас употребляются как синонимы. Мировосприятие — эт

Исторические типы мировоззрения
По мере перехода от биологической популяции до социальной общности людей, становления и развития общества сложились три типа фундаментального мировоззрения: миф, религия и философия. Миф — это особ

Философия и ее предназначение
Философия как особый тип мировоззрения ориентирована не на образы страха и не на образы поклонения, а на рождение обра- зов познания и самопознания в системе субъектно-объектного от- ношения3.

Дополнительная
1. Бердяев Н. А. Философия и религия // Бердяев Н. А. Философия сво- боды. Смысл творчества. М., 1989. 2. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. М., 1980. 3.

Ключевые понятия
Араньяки — тексты основных идей философии брахманизма. Атман — духовная сущность индивида, субстанция человека. Ахимса — отказ от нанесения вреда всему живому; этический принцип древнеинди

Становление философии в Древней Индии
Цивилизация Древней Индии сложилась в результате особого сосуществования культуры коренных этносов и культуры ариев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга. Для этой ци- вилизации характер

Специфика формирования философии в Древнем Китае
Протофилософия древнего Китая выросла на корнях традици- онного общества. В этом обществе бал правили традиции и риту- ал. Ритуал имел мировоззренческий характер. Он обеспечивал «ус- тои неба и зем

Зарождение философии в Древней Элладе
Формирование протофилософии древних греков протекает в условиях формирования античного способа производства, где в качестве основной производительной силы выступает раб, где чет- ко п

Ключевые понятия
Бытие — исходная характеристика предельного основания, по- зволяющая сказать, что мир есть и существует независимо от воли и сознания человека. Гармония — это состояние оптимальной взаимос

Натурфилософия античности
Становление античного способа производства вызвало к жиз- ни нестандартные проблемы, не имевшие аналогов своего реше- ния. Активное включение в производство природы обусловило необходимость ее позн

Закат и угасание философии античности
Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Время «детства», которое должно обрести определенные навыки и утвердить их через мно- гократ

Ключевые понятия
Апофатическая теология — богословская концепция о принци- пиальной непознаваемости Бога. Догмат — положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих. Катафатическая

Философия патристики
Гонимое христианство становится официальной религией, что повлекло за собой теологизацию всех существующих форм обще- ственного сознания, включая философию. Первоначально хрис- тианство упраздняет

Схоластика как рациональное обоснование теологии
Учения Аврелия Августина и Иоанна Дамаскина, а также пере- водческо-комментаторская деятельность Аниция Боэция подгото- вили почву для возникновения схоластической философии. Суть схоласти

Расцвет и закат схоластической философии
XII–XIII вв. характеризуются процессом урбанизации стран Европы. Складываются предпосылки первоначального накопле- ния капитала. Формируется институт гражданского общества. Но роль экономического,

Дополнительная
1. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. 2. Гуревич А. Я. Средневековый мир. М., 1990. 3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.

Ключевые понятия
Антропоцентризм — философское учение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Гилозоизм — философское воззрение, рассматривающее всю ма- терию (природу) в состоянии

Философия гуманизма
Первые страницы философии гуманизма прописал Алигьери Данте (1265–1321 гг.).Итальянский поэт и философ в своей бес- смертной «Комедии», описав состоя

Ф. Петрарка (1304–1374 гг.).
Обращаясь к проблемам человеческого бытия. Ф. Петрарка заявляет, что небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое. Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом ч

Философия неоплатонизма
В решении онтологических проблем новая философия ориен- тировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторите- том схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития

Натурфилософия Пантеизма
У истоков нового естествознания стоят такие мыслители как Леонардо да Винчи (1452–1519)и Николай Коперник (1473–1543).Феномен Леонардо справедливо ра

О природе вещей согласно ее собственным началам».
Уже в самом названии работы заложена исследовательская про- грамма. Здесь и упоминание о материалистической традиции мыс- лителей античности и заявка на новый метод — изучать природу в соответствии

Социально-политическая философия Возрождения
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения многогранна. Ее занимают не только онтологические и гносеологические пробле- мы. Она рассматривает и вопросы космологии, и проблемы чело- веческого бытия.

Основная
1. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. 2. Соколов В. В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1976. 3. Фурман Д. Е. Философия эпохи ранн

Дополнительная
1. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышле- ния. М., 1978. 2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальнос- ти. М., 1989. 3.

Ключевые понятия
Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира. Гносеология — учение о познании бытия в мире. Дедукция —выведение частного из общего, движение мысли от общего к частно

Эмпиризм новой философии
Если антропоцентризм философии Ренессанса заявил о земном предназначении человека, то философия Нового времени актуа- лизировала вопрос о природе человеческого разума, а также обо- сновала необходи

Рационализм и его развитие
Основными представителями рационализма в философии Но- вого времени были Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц. Рационализм, в отличие от эмпиризма, более тесно связан

Проблема человека и общества в философии Просвещения
Рационализм философии Нового времени вызвал к жизни фе- номен Просвещения. Суть его заключается в установке изменить жизнь общества, жизнь человека, опираясь на разум. Отсюда сле- дует ставка на пр

Дополнительная
1. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 2. Киреевский И. В. Критика и эстетика (о характере просвещения Евро- пы и его отношении к просвещению Росс

Ключевые понятия
Априори — знание, полученное до и независимо от опыта. Антиномия — положение, тезис и антитезис которого равно до- казуемы. Апостеори — знание, полученное в результате опыта. Кате

Социальные и гносеологические основания немецкой философии
Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономи- ческого застоя. Если во Франции революция была подготовлена «под черепом» философа, то в Германии она и осуществилась в голове мы

Критическая философия И. Канта
Традиционно в философии Иммануила Канта (1724—1804)вы- деляют два периода: докритический и критический. К первому периоду относятся работы, посвященные естественнонаучным во

Философия самостановления И. Фихте
Эстафету дальнейшего исследования активности человеческо- го сознания и развития идей диалектики принял И. Фихте (1762– 1814).Философское открытие Фихте заключается в том, ч

Философия тождества Ф. Шеллинга
Фихте волнует дела человеческие, Фридриха Шеллинга (1775— 1854)интересует проблема природы, переход ее от неживого со- стояния к живому, от объективного к субъективному, от

Система объективного идеализма Г. Гегеля
Георга Гегеля (1770—1831)не устраивало решение проблемы тождества субъекта и объекта, когда в одном случае человек по- ступает в соответствии с требованиями чистого ра

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804—1872)в молодости —ученик и страст- ный поклонник идей Гегеля. Об

Дополнительная
1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973. 2. Быкова М. Ф., Кричевский А. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993. 3. Гайденко П. П. Пар

Ключевые понятия
Марксизм — философия, ориентированная на создание «чело- веческого общества и формирование общественного человека». Неотомизм — теологическая доктрина католицизма с претен- зией п

Позитивизм и его эволюция
Это направление исходит из того, что подлинное знание может дать только наука. Все остальные формы освоения мира, в том числе и философия, имеют сомнительное право на существование. Основателем это

Деятельностное направление
Это направление в философии XIX–XX вв. представляют мар- ксизм и прагматизм. Марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классиче

Антропологическое направление
Это направление оформилось в трех основных школах: фило- софия жизни, экзистенциализм и философская антропология. Методологии классического рационализма оно предпочитает иррационализм. Пос

Философско-теологическое направление
Это направление постклассической философии представлено неотомизмом и персонализмом. Неотомизм— официальная философско-теологическая доктри- на католицизма, провозгласивша

Философия в конце XX века
Наиболее авторитетным направлением постклассической фи- лософии в конце XX в. является постмодернизм. Он не является направлением в привычном смысле этого слова, ибо объединяет философов различных

Дополнительная
1. Андреев Л. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994. 2. Григорьян Б. Т. Философская антропология. М., 1982. 3. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуа

Ключевые понятия
Всеединство — состояние единства мира и человека, воплоща- ющее идеал сродности и соборности на основе «великого синте- за» религии, науки и философии. Ноосфера — сфера взаимодействия в си

Истоки отечественной философии
Предпосылкой становления философии была специфическая «ойкумена»: необъятные просторы богатой земли и люди, адап- тировавшие византийскую и монгольскую (степную) культуры. Особую

Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
На становление славянофильства оказало влияние не только Просвещение, но и отчасти «Философические письма» П. Я. Чаа- даева. Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)в свои

Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
Просвещение вызвало к жизни не только оригинальную кон- цепцию славянофилов о самобытности народа и его соборности, но и инициировало философию радикализма с установкой «сло- во» сделать «делом» об

От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
И философия славянофилов, и философия радикализма оказа- лись всего лишь предпосылочными линиями становления и раз- вития отечественной философии. Эти две линии, несмотря на бо- гатство концепций и

Дополнительная
1. Акулинин В. И. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Ф- лоренскому. Новосибирск, 1990. 2. Вехи. Из глубины: Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1993. 3.

Ключевые понятия
Бытие мира — чистая возможность, обладающая абсолютны- ми характеристиками движения, пространства и времени, сохра- няющая свою неопределенность. Бытие в мире — философская категория для о

Бытие как исходная категория философии
Философская проблема бытия возникает в процессе освоения мира (природы). Мыслители античности ищут то основание, ко- торое высвечивает все многообразие мира, является предпосыл- кой познания конкре

Уровни и формы организации бытия в мире
В отличие от бытия мира бытие в мире структурно организо- ванно. Уровень неживой природы представляют элементарные части- цы, о которых античный мыслитель Анаксагор провидчески за- метил:

Способ существования бытия и формы его проявления
Способом существования бытия является движение. В широком смысле, движение — это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут. Положение о движении как способе существ

Бытийная реальность и ее виды
Бытие мира обнаруживает свое многообразие через свою конк- ретизацию, что позволяет выделить его виды: объективная реальность; субъективная реальность; трансцендентная реальность.

Дополнительная
1. Аксенов Г. П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1. 2. Аронов Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы про- странства и времени? // Вопросы фил

Ключевые понятия
Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех явлений и процессов в мире со стороны Бога (теологический де- терминизм); со стороны человека (антропологический детерми- низм); со стороны

Сущность развития
Уже на уровне повседневности можно заметить непрерывное изменение всего и всех. Изменчивость мира не подлежит сомне- нию и гераклитовское «все течет, все изменяется» по-прежнему остается житейской

Основные принципы и законы развития бытия в мире
Отправной точкой отсчета при рассмотрении развития явля- ются принципы взаимосвязи и взаимодействия. Принцип когерентности (взаимосвязи)является методологичес- ким основан

Закон единства и борьбы (противостояния) противоположнос- тей обеспечивает источник развития.
Еще Гераклит подметил абсолютную изменчивость мира, где все преходяще и имеет свою противоположность, где бал правит борьба противоположностей света и тьмы. Гераклитовская идея борьбы противоположн

Положностей, их противостояние, противоречие.
Тождество — это предельный случай идентичности, отношение вещи к самой себе. Но поскольку любой объект, в силу извечной тенденции к изменению, каждый миг уже другой, то исследова- тел

Развитие и его критерий
Прогресс и регресс — те характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо оценочный подтекст. Чаще всего под прогрессом понимают тип направления развития, характеризую- щийся переходом от н

Диалектическая концепция развития
Эта концепция является наиболее серьезной и аргументирован- ной из представленных и опирается на работы Г. Гегеля и К. Мар- кса. Ее можно изобразить в виде системы основополагающих идей и принципов

Эволюционная концепция развития
В основе этой концепции развития лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов. Классический эволюционизм ориентирован на вопросы: Как возникла и развивалась жизнь на

Структуралистическая концепция развития
Главным в этой теории является убеждение, что в основе раз- вития изменяется структура объекта. Под структурой понимают устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и само

Синергетическая концепция развития
Синергетика возникла как попытка найти альтернативы суще- ствующим концепциям развития, которые исчерпали свои возмож- ности в объяснении возникновения и развития сложноорганизо- ванн

Дополнительная
1. Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX столетий. М., 1989. 2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 3. Кевб

Ключевые понятия
Душа — внутренний мир человека, состояние его сущностных сил. Знание — адекватное отражение бытия в мире в форме пред- ставлений, понятий, суждений, гипотез, теорий. Идеальное — б

Проблема сознания в историко-философской традиции
Проблема сознания сложилась в условиях античности. Перво- начально мысль о сознании была облечена в форму размышления о состоянии души. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движ

Отражение и его эволюция. Психика и сознание
Отражение— есть способность взаимодействующих тел, сис- тем моделировать противодействие силе действия с последующим сохранением или изменением своей структуры или способа пове- де

Структуры психики и структуры сознания
Сознание вырастает из психики, но не порывает с ней, сохра- няя с психикой взаимосвязь и взаимодействие. Психика продол- жает выполнять функцию ориентации в границах жизнедеятель- ности человека, в

Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь
Труд, как первейшее условие удовлетворения витальных потреб- ностей, а также язык, как средство общения, обеспечили не толь- ко становления сознания, но и формирование общественного че- ловека и че

Формы общественного сознания
Вне истории взаимоотношений общественного бытия и обще- ственного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: религии и философии, морали

Политическое сознание
Среди наличных форм общественного сознания, политическое сознание занимает особое место. Если в условиях античности до- минирующей формой общественного сознания выступала фило- софия, а в условиях

Мораль как форма общественного сознания
Человек приобретает качественную определенность и свой со- циальный статус по мере формирования его отношений с другими людьми общества. В этом процессе общения и жизнедеятельности складывается общ

Искусство как форма общественного сознания
Искусство выступает в различных ипостасях: как социальный институт общества, как специфический вид деятельности, как оп- ределенна форма общественных отношений и, наконец, как осо- ба

Религиозное сознание
По отношению к религии в нашей отечественной литературе сложился негативный стереотип. Религия изначально определя- лась как «опиум для народа». При определенных обстоятельствах религия может быть

Правовое сознание и его специфика
Специфика правосознания Природа правового сознания многоаспектна, а поэтому пра- вовое сознание исследуют историки и культурологи психологи, философы и правоведы. Социально-ф

Ключевые понятия
Адекватность — соответствие образа объекту. Априори — знание, предшествующее опыту, но применимое к опыту. Вера (в гносеологии) — позиция, признающая суждения, истин- ность которы

Гносеологическое отношение и его специфика
Гносеология — учение о познании явлений и процессов бытия в мире. Это познание есть ни что иное как социально опосредо- ванное, исторически развивающееся отношение человека к миру, где человек выст

Чувственный уровень познания
Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение; восприятие; представление. Ощущение — отображение отдельных свойств объекта, возни- кающее при ег

Рациональный уровень познания
Чувственного восприятия объекта и его представления в каче- стве образа внешней формы недостаточно для познания, ибо об- щие закономерные связи объекта не схватываются на чувствен- ном уровне. Это

Практика
Практика— это целенаправленная деятельность людей по ос- воению природных и социальных объектов в границах среды оби- тания. По своему содержанию и способу осуществления п

Истина как цель познания, особенности социального познания
В процессе освоения мира люди ориентируются не только на свой опыт, но принимают во внимание и чужой опыт как чувствен- ного, так и рационального познания бытия в мире. Рассматривая к

Основные принципы гносеологического отношения
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адек- ватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Оптима

Принцип объективности
Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и само- го процесса познания. Из этого положения следует методологи- ческое требова

Принцип познаваемости
Для субъекта познания не существует барьеров на пути освое- ния объекта, а если и существуют, то только между тем, что по- знано и еще не познано. Но такой оптимизм не разделяется пред- ставителями

Принцип отражения
Принцип отражения ориентирует исследователя на то, что позна- ние объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта. Отражение можно рассматривать как отображение оригинала с помощ

Принцип определяющей роли практики в познании
Этот принцип служит отправной точкой отсчета в формирова- нии гносеологического отношения в системе «субъект–объект» познания. Практика — основа познания в том смысле,

Принцип творческой активности субъекта познания
Активность субъекта познания обеспечивает основание гносе- ологического отношения, предопределяет инициативу субъекта. В процессе «превращения» материального в идеальное, объектив- ного в субъектив

Принцип обобщения и абстрагирования
Этот принцип обеспечивает методологический ориентир на получение обобщенного образа объекта различной степени актив- ности. Абстрагирование является мысленным отвлечением от всех признаков

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Этот принцип характеризует направленность процесса позна- ния, развитие гносеологического отношения от менее содержатель- ного к более содержательному и совершенному знанию. Он ори- ентирует на нео

Принцип конкретности истины
Истинность суждения будет сомнительна, если не будут извест- ны условия места, времени осуществления гносеологического от- ношения в системе «субъект–объект». Суждение, верно отражаю- щее объект в

Анализ и синтез
Первоначально у субъекта познания складывается общая кар- тина исследуемого объекта с нулевым представлением о его внут- ренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними. Хотя именн

Ний в единое целое.
Объективной предпосылкой аналитико-синтетической деятель- ности человеческого познания является структурность природы, ее способность к процессам объединения и разъединения, созида- ния и разрушени

Абстрагирование
Абстрагирование — мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделения тех существенных признаков, которые интересуют исследователя.

Обобщение — это такой прием познания, в ходе которого уста- навливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.
Обобщение позволяет осуществить переход от менее общего понятия или суждения к более общему. Расширяя общность в направлении формирования более общих понятий, можно выйти на уровень предел

Аналогия — это такой прием, с помощью которого на основе сход- ства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим.
При умозаключении по аналогии знание, полученное ранее, переносится на объект, хранящий свою качественную неопреде- ленность. Расшифровка неопределенности объекта познания сред- ствами аналогии нос

Методы (приемы) чувственного (эмпирического) уровня познания
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность в системе гносеологического отношения «субъект– объект». Основная задача эмпирического познания — собрать, накопить факты, произв

Наблюдение — это прием направленного восприятия объекта по- знания с целью получения информации о его форме, свойствах и отношениях.
Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная направленная форма гносеологического отношения субъекта к объекту, усиленная дополнительными средствами фик- сации информации и ее

Описание — это прием фиксации информации наблюдения, его завершающий этап.
С помощью описания информация органов чувств переводит- ся на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удоб- ную для последующей рациональной обработки (систематизации, классификации, о

Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуще- ствляется количественное сравнение величин одного и того же ка- чества.
Измерение отнюдь не второстепенный прием, некая система обеспечения познания. На его значимость указал Д. И. Менделе- ев, заметив, что знание меры и веса — это единственный путь к открытию законов.

Уровня познания
Теоретическое знание характеризуется системностью. Если от- дельные эмпирические факты могут быть приняты или опроверг- нуты без изменения всей совокупности эмпирического знания, то в теоретическом

Идеализация — это особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеет- ся в реальном мире.
Процесс идеализации характеризуется введением в конструи- руемый объект таких признаков, которые отсутствуют в его ре- альном прообразе. В результате этих операций были выработаны такие понятия, ка

Гипотетико-дедуктивный метод
Гипотетико-дедуктивный метод — это особый прием производ- ства нового, но вероятного знания.Он основан на выведении зак- лючений из гипотез, истинное значение которых сохраняет

Мысленный эксперимент — это система процедур, проводимых над идеализированными объектами.
Построение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности и оперирование ими с целью изуче- ния существенных характеристик реального объекта познания со- ставляют основную

Единство исторического и логического
Любой процесс действительности распадается на явление и сущ- ность, имеет историю своего становления и основную линию раз- вития. Исторический метод прослеживает историю развития данного

Категории как инструмент гносеологического отношения
Итак, мы располагаем представлением о том, что способом су- ществования бытия является движение, а формами его проявле- ния — пространство и время, что все уровни структурно органи- зованного бытия

Категории определенности
Первое, с чем сталкивается исследователь, — это необходимость отграничить объект исследования, установить его определенность. В мире существует бесконечное многообразие явлений, единич- ных в своем

Категории обусловленности
Блок категорий, обеспечивающих возможность уяснить меха- низм обусловленности наблюдаемого явления, открывается кате- гориями «причинаи следствие». Ставя

Категории целостности
Решив проблему определенности и обусловленности познавае- мого явления, можно просчитать и его перспективу, ориентиру- ясь на философские категории «целогои части».

Ключевые понятия
Биосфера — структурно организованный уровень бытия в мире, охваченный биологической жизнью. Географическая сфера — часть природы, вовлеченная в систе- му общественного производства и соста

Природа как объект философского анализа
Представления о природе первоначально складываются в на- турфилософиии античного мира. В отличие от обыденного созна- ния, натурфилософия ориентирована на поиск первоначала общего и обоснование его

Ключевые понятия
Государство — институт регламента общественной жизни, для которого характерно организованное и легитимное применение власти в целях упорядочения общественных отношений; автори- тет власти.

Общество как объект философского анализа
Феномен общества многоаспектен, а поэтому является объек- том пристального внимания истории и экономической теории, этнографии и демографии, политологии и социологии. Что каса- ется философии, то е

Способ бытия людей
Можно вести речь об особенностях структурной организации общества Красного креста и общества любителей изящного ис- кусства, можно спорить о специфике украинского общества и про- тивопоставлять ему

Социальное пространство
Если деятельность выступает способом существования обще- ства, то формой проявления общества является социальное про- странство. Его истоки составляет ойкумена, как органическое един- ство человече

Социальное время
Формой осуществления общества как конкретного уровня бы- тия в мире является социальное время. Как и время природы социальное время одномерно, асиммет- рично и необратимо. Однонаправленнос

Общественное производство и его основные сферы
Деятельность как способ бытия общества, пространство как форма его проявления и время как форма осуществления социаль- ной жизни предопределяют вывод о том, что общество это не спон- танная совокуп

Смысл истории и ее основные цели
Одна из существенных характеристик общества — его исто- ричность. В отличие от природы, общество развивается во време- ни, имеет свою историю. Факт исторически общественной жизни означает очень мно

Ключевые понятия
Антропогенез — процесс формирования человека. Социогенез — процесс становления общества. Антропосоциогенез — единый процесс становления общества и формирования человека в условиях взаимосв

Феномен человека в истории философии
Специалисту в области философии науки Томасу Куну принад- лежит концепция парадигмального развития науки. Есть некото- рая «дисциплинарная матрица», обеспечивающая успешное реше- ние

Сущность человека
Историко-философский анализ феномена человека позволяет поставить вопрос о сущности человека. Пришло время плодотвор- ного соединения философского и естественнонаучного знания,  

От понятия человека к образу личности
Бытует мнение, что проблемы человека, — как объекта фило- софского анализа, — не существует112. Такое мнение имеет под собой определенное, но недостаточное основание. Действитель- но, феномен челов

Деятельность как способ бытия человека
Понятие «деятельности» является одной из стержневых катего- рий социальной философии. Оно сродни понятиям «движение», «активность», «поведение». Если движение является абсолютной характери

Ответственность, социальная ориентированность и самоценность человека
В своем развитии человечество прошло долгий путь, отстаивая идеалы и утверждая право рассматривать жизнь в том числе и жизнь человека, как высшую ценность. Но право, не признающее обязанностей, пре

Человек и его духовное измерение
Знакомство с проблемой человека в историко-философской традиции, а также рассмотрение сущности человека позволяет принять вывод о том, что человек существо многоаспектное. Бу- дучи производным пяти

Ключевые понятия
Аксиология — учение о ценностях бытия в мире. Альтруизм — принцип бескорыстного служения, готовности к жертвоприношению. Бессмертие — форма существования человека или его души пос

Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни сугубо философская. Она не имеет сво- их аналогов в других формах освоения мира. Эта проблема обре- тает свою актуальность, когда в обществе или в жизни человека возникают нес

Смерть и бессмертие: мифы и реальность
Человек — это существо, ориентированное на поиск смысла жизни, но знающее и переживающее свою летальность. Чаще всего люди радуются жизни и испытывают страх перед смертью. И боятся они не

Свобода как объект философского анализа
В социальной общности, сменившей биологическую популя- цию, нет человека, а есть состояние праобщества, скрепами кото- рого выступают табу и ритуал. Пройдет немало времени, пока человек заявит о св

Права и свободы человека и гражданина
Степень реальной свободы человека проявляется в том, как он может реализовать присущие права и обязанности. Быть челове- ком — значит, среди прочего, обладать неотъемлемыми правами. Впервые о права

Ценностные ориентиры жизнедеятельности человека
Одним из компонентов теоретической философии является ак- сиология. Аксиология (от греческого axios — ценный и logos — учение) — философское учение о природе ценностей и их роли в жизни общества и

Отчуждение человека и феномен
«бегства от свободы» Если деятельность человека является способом его бытия, то отчуждение есть процесс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельну

Ключевые понятия
Коммунитаризм — направление в социально-политической те- ории, утверждающее, что оптимальными формами позволяющи- ми реализовать идеалы солидарности, справедливости и преодо- леть отчуждение между

Конец XX века как завершение эпохи модерна
Рубеж XX–XXI вв. означает смену не только столетий, но и тысячелетий. Время является одной из существенных онтологи- ческих характеристик бытия общества и бытия человека. Это фор- ма осуществления

Мир перед лицом глобальных проблем
Поводом для «переоценки ценностей» господствующего типа развития послужили не столько политические, социальные и эко- номические противоречия, сколько осознание того факта, что в мире постепенно на

Современное общество в условиях постмодерна
Сказанное выше позволяет заключить, что мировое сообщество в настоящее время переживает переходное состояние. С одной сто- роны оно уже утратило характерные черты модерна, а с другой стороны, в нем

Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке
К многообразию цивилизаций можно относиться по разному. Эволюционная теория утверждает, что разнообразие является по- ложительным фактом и благотворно влияет на человечество как единую живую систем

Сведения об авторе
Кальной Игорь Иванович. Родился 12 мая 1941 года. В 1970 году окончил философский факультет Ленинградс- кого госуниверситета. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию по

Им. В. И. Вернадского И. И. Кального
  Прежде всего, обращает на себя внимание широчайший охват материала, который сумел вместить автор в рамки предложенного учебника: от предфилософского мифологического сознания впло

Профессором Кальным И. И.
  Рецензируемый учебник написан в полном соответствии с госу- дарственными требованиями, предъявляемыми к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки, которые должна обес

Им. И. Е. Репина, доктор философских наук, профессор В. А. КАРПУНИН
449Предисловие 1 Глава I 1 И. И. Кальной. Философия Мировоззре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги