рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отчуждение человека и феномен

Отчуждение человека и феномен - раздел Философия, Кальной И. И ФИЛОСОФИЯ «Бегства От Свободы» Если Деятельность Человека Явл...

«бегства от свободы»

Если деятельность человека является способом его бытия, то отчуждение есть процесс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему в случае, когда отчуждение вызывает сопутству- ющий процесс персонификации общественных отношений и де- персонификации человека. Отчуждение можно фиксировать на уровне процесса и результата деятельности.

Начиная с античности, осмысление отчуждения получает ми- фологическую, теологическую, юридическую, философскую и пси- хологическую формы своего выражения. В первом случае оно оз- начало разрыв между человеком и природой, во втором случае — разрыв между человеком и Богом, в третьем случае —лишение собственности. В философском смысле оно выражало определен- ную форму субъектно-объектных отношений, а в психологичес- ком — состояние индивида, утратившего свою целостность.

В условиях становления капитализма спектр проявления отчуж- дения заметно расширяется. Оно все больше приобретает соци- ально-экономическое содержание, которое находит свое выраже- ние в системе политических, правовых, этических, эстетических,


религиозных и иных общественных отношений. Отчуждение про- никает в культуру. Культура теряет способность обеспечивать преемственность поколений, быть условием единения людей. Она превращается в псевдокультуру, становится дополнительным фак- тором отчуждения человека от общества и общества от природы. Все эти формы обусловливают психологическое отчуждение ин- дивида, как состояние одиночества, бессилия, бессмысленнос-

ти и потерянности.

Формирование буржуазных общественных отношений обуслов- ливает повышенный интерес к феномену отчуждения. Отчужде- ние получает уже не метафорическую, а философскую интерпре- тацию. Как гносеологическая проблема, феномен отчуждения впер- вые рассматривается в классической немецкой философии.

И. Кант обращает внимание на то, как человек своей активно- стью творит новую реальность. Но созданная им «вещь — для — себя» противостоит ему же как отчужденный продукт его творче- ства. Идею творения мира как своего «не—Я» подхватывает И. Г. Фихте. На смену термину «лишение» (Alienation) приходит термин «отчуждение» (Entfremdung). Отчуждение не только фик- сировало переход духа в чуждое ему материальное, состояние, но и знаменовало становление новой культурной парадигмы «Я и не- Я», подчеркивало противостояние человека и мира.

Идея противостояния нашла свое логическое развитие в фило- софии Ф. Шеллинга и особенно в философии Г. Гегеля. Немецкий энциклопедист рассматривает отчуждение как процесс и резуль- тат объективации абсолютной идеи; как опредмечивание объек- тивного духа в природе и обществе; как овеществление субъек- тивного духа человеческой деятельности.

Все три сюжета: объективация, опредмечивание и овеществле- ние рассматриваются как синонимы отчуждения. Но это отчужде- ние потенциально имеет позитивный смысл и демонстрирует нор- му отношения человека к миру, формы его самовыражения и са- моосуществления, ибо процесс объективации предполагает и субъективацию, также как процесс опредмечивания предполагает распредмечивание, в результате чего человек не только теряет в процессе жизнедеятельности, но и находит, выходя из каждого акта деятельности в состоянии обновленности и приумножения соб- ственного «Я». По Гегелю, отчуждение — это движение от абсо-


лютной идеи к природе, от природы — к человеку и гражданско- му обществу. И как средство (инструмент) саморазвития абсолют- ной идеи отчуждение в немецкой классической философии обре- тает статус философской категории.

В философии французского Просвещения феномен отчуждения на уровне индивида несет печать трагизма. Принимая во внима- ние философское наследие, К. Маркс «заземляет проблему, рас- сматривая ее через призму такого экономического факта, как от- чужденный труд. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» он обращает внимание на противоречивый характер труда, который может быть фактором освоения природы, очело- вечивания людей, а может быть и средством их разобщения, изну- рения тела и духа человека.

Выполняя чужую волю, рабочий из субъекта деятельности превращается в носителя обременительного труда. Такой труд и его результаты превращаются в самостоятельную силу, действи- тельно господствующую над человеком. Человек оказывается от- чужденным от процесса труда и его результатов, ибо они ему не принадлежат.

Состояние отчужденности человека труда многократно усили- вается механизмом фетишизации товара, денег и капитала. Логи- ческая связка денег, товара и капитала придает отчуждению то- тальный характер. И тогда уже не общество обслуживает людей, а люди прислуживают «Левиафану», исполняя ту или иную обще- ственную функцию. На место подлинной субъективности прихо- дит ролевая субъективность, как производная мира вещей и об- щественных отношений. Персонификация общественных отно- шений — прямая дорога к деперсонификации индивида, превращению его в «частичного» человека.

Вывод о том, что в результате отчуждения человек теряет свою индивидуальность, а продукт деятельности приумножает демони- ческую силу персонифицированных общественных отношений, несет в себе возможность ложного суждения о том, что феномен отчуждения производится и воспроизводится только в системе материального производства. И если это так, то и средства пре- одоления отчуждения следует искать там же. В действительности, в сфере материального производства имеет место чаще всего еди- ничное отчуждение, реже — локальное и только при определен-


ных условиях, когда бал правит тройная фетишизация товара, де- нег и капитала, отчуждение заявляет о своем тотальном характе- ре. И тогда страдает вся система «природа — общество — чело- век».

Что касается отчуждения на уровне власти, то, как свидетель- ствует история, возможность тотального отчуждения здесь скорее правило, чем исключение. В силу относительной самостоятельно- сти любая властная система (семья, церковь, партия, государство) стремится утвердить свою самоценность, будучи заявленной сис- темой обеспечения оптимального регламента жизни людей в об- ществе. Каждый из отмеченных посредников, в силу внутренней логики развития, стремиться трансформироваться в систему са- мообеспечения, включая механизм персонификации конкретных общественных отношений, вызывающих деперсонификацию лю- дей, вступающих в эти отношения.

И вот уже семья превращается в абсолютно изолированную монаду, где форма доминирует над содержанием и где двое орга- низовали ад, желая создать рай на двоих. И уже не церковь слу- жит прихожанам, а прихожане обслуживают церковь. И уже не партия оказывает помощь своим членам при решении тех или иных проблем, а члены партии задействованы в достижении сомнитель- ных целей тех, кто возглавляет партию. И уже не государство че- рез бюрократию организует и осуществляет регламент жизни об- щества, а бюрократизм реализует свои интересы, выдавая их за интересы всего общества.

Из этого вытекает актуальность проработки механизма про- филактики отчуждения властных структур, удержание его в режи- ме возможности, когда каждая властная структура может и долж- на быть только средством и никогда — самоценностью. Но это возможно только в обществе высокой духовности, где три аксио- мы кантовского категорического императива являются правилом человеческого общежития, а не исключением.

Возможность тотального отчуждения может нести и культура, когда она из фактора единения людей превращается в средство их разобщения, когда ни один из ликов культуры не выполняет свое- го назначения — быть системой обеспечения жизнедеятельности людей.

Если экономическое отчуждение имеет не только отрицатель-


ное, но и положительное значение, ибо человек не может быть только абсолютной самоценностью (он одновременно является и средством саморазвития объективного духа природы, общества, своего народа), то отчуждение, обусловленное властными струк- турами, имеет ярко выраженный негативный характер.

Спецификой отчуждения является то, что отчуждение — это скорее состояние человека, а не общества, ибо будучи объектив- ным по содержанию, оно субъективно по переживанию. Неосоз- нанное отчуждение для конкретного человека не является тако- вым. Осознанное отчуждение рождает протест в самых разных формах выражения — от состояния бессилия до неприятия базо- вых ценностей конкретного общества и использования неодобря- емых средств для достижения собственных целей.

Самоотстраненность или псевдосубъектность индивида нельзя переносить на общество, потому что практика свидетельствует, что даже отдельно взятый человек в состоянии предельного от- чуждения в одной системе может потерять свое лицо, но самовы- разиться и самоутвердиться в другой системе. В одних отношени- ях человек оказывается объектом манипулирования, а в других — выступает в качестве субъекта социальной активности. И где-то на стыке этих состояний формируется его собственная «мера всех вещей», проявляется или элиминируется его индивидуальность.

Эффективным способом если не преодоления, то ослабления отчуждения и сохранения своей индивидуальности, является твор- ческая деятельность, где наиболее оптимально сбалансировано соотношение опредмечивания и распредмечивания, где человек наиболее полно реализует всеобщие формы бытия свободы, что предполагает способность выйти за рамки сложившейся ситуации, спроецировать желаемую ситуацию и соответственно организо- вать свое поведение. Подлинное творчество выступает живитель- ной силой обеспечения человеческого в человеке. Последнее явля- ется своеобразным иммунитетом против экспансии отчуждения.

Гораздо сложнее переживается состояние отчуждения челове- ком в статусе субъекта репродуктивной деятельности. Отсутствие чувства удовлетворенности процессом и результатом своей дея- тельности порождает следующие формы отношения к миру: экст- ремальное в диапазоне от проявления агрессивности до желания покончить жизнь самоубийством; эскапическое от проявления апатии до аномии (утраты ориентира на социальные нормы).


Поскольку свобода, ориентированная на выбор с риском ско- рее потерять, чем найти, требует мобилизации духовного мира че- ловека, готовности принять меру ответственности, то человек в статусе общественной функции, проявления своей частичности, одномерности, в условиях персонификации общественных отно- шений, предпочитает освободиться от свободы. Отчуждение по- рождает феномен бегства от свободы127.

Поскольку проблема отчуждения не столько общественная, сколько индивидуальная, то и негативные проявления отчужде- ния можно и нужно преодолевать на индивидуальном уровне, рас- ставшись с иллюзией ликвидировать отчуждение в рамках «обще- ства светлого будущего».

Что касается общих усилий, то они могут дать результат толь- ко в режиме изменения тенденций развития общества (например, ослабление петли тройной фетишизации товара, денег и капита- ла) или смены культурных парадигм, когда противостояние «Я» и

«не-Я» уступает место паритету и диалогу, пониманию другого и принятию его в качестве самоценности.

Таким образом, отчуждение является закономерностью обще- ственного развития. Формы его проявления разнообразны. Как фактор оно воздействует в режиме от позитивного до крайне нега- тивного.

Основанием отчуждения человека от всего и от всех является господство частной собственности в любой форме, включая ин- теллектуальную.

Благодаря отчуждению человек может самовыразиться (само-

реализоваться) или самопотеряться.

Реальным негативное отчуждение становится тогда, когда по- средник человеческой жизнедеятельности инверсирует из системы обеспечения в систему самообеспечения, что ведет к деперсони- фикации самого человека.

Особенностью отчуждения является то, что оно объективно по содержанию, но субъективно по форме переживания. Результатом переживания может быть одиночество, бессилие, бессмысленность, отказ от общепринятых ценностей, принятие социально неодоб- ряемых средств, состояние постороннего.

 

 

127См.: Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.


Проблема состоит в том, чтобы удержать посредника челове- ческой деятельности в режиме средства, системы обеспечения, не позволяя ему обрести свою противоположность, стать системой самообеспечения.

Возможны варианты решения проблемы и в диапазоне от рево- люции «человеческих качеств» до революции общества. Предпоч- тительнее выглядит революция человеческих качеств как средство достижения гуманистического мировоззрения и приумножения че- ловеческого в человеке.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кальной И. И ФИЛОСОФИЯ

Ф И Л О С О Ф И Я...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отчуждение человека и феномен

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кальной И. И.
Философия. Учебное пособие. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. – 448 с. ISBN 966-648-030-1 Содержание учебного пособия достаточно полно реализует мировоз- зренческую ориентирован

Ключевые понятия
Мировоззрение — система взглядов на мир и на место человека в нем, на отношение человека к миру и к самому себе. Мифология — сказание о жизни в слове, сама жизнь в ее соци- альном становле

Мировоззрение и его структура
Прежде чем определять мировоззрение, следует развести поня- тия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение», ко- торые подчас употребляются как синонимы. Мировосприятие — эт

Исторические типы мировоззрения
По мере перехода от биологической популяции до социальной общности людей, становления и развития общества сложились три типа фундаментального мировоззрения: миф, религия и философия. Миф — это особ

Философия и ее предназначение
Философия как особый тип мировоззрения ориентирована не на образы страха и не на образы поклонения, а на рождение обра- зов познания и самопознания в системе субъектно-объектного от- ношения3.

Дополнительная
1. Бердяев Н. А. Философия и религия // Бердяев Н. А. Философия сво- боды. Смысл творчества. М., 1989. 2. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. М., 1980. 3.

Ключевые понятия
Араньяки — тексты основных идей философии брахманизма. Атман — духовная сущность индивида, субстанция человека. Ахимса — отказ от нанесения вреда всему живому; этический принцип древнеинди

Становление философии в Древней Индии
Цивилизация Древней Индии сложилась в результате особого сосуществования культуры коренных этносов и культуры ариев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга. Для этой ци- вилизации характер

Специфика формирования философии в Древнем Китае
Протофилософия древнего Китая выросла на корнях традици- онного общества. В этом обществе бал правили традиции и риту- ал. Ритуал имел мировоззренческий характер. Он обеспечивал «ус- тои неба и зем

Зарождение философии в Древней Элладе
Формирование протофилософии древних греков протекает в условиях формирования античного способа производства, где в качестве основной производительной силы выступает раб, где чет- ко п

Ключевые понятия
Бытие — исходная характеристика предельного основания, по- зволяющая сказать, что мир есть и существует независимо от воли и сознания человека. Гармония — это состояние оптимальной взаимос

Натурфилософия античности
Становление античного способа производства вызвало к жиз- ни нестандартные проблемы, не имевшие аналогов своего реше- ния. Активное включение в производство природы обусловило необходимость ее позн

Закат и угасание философии античности
Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Время «детства», которое должно обрести определенные навыки и утвердить их через мно- гократ

Ключевые понятия
Апофатическая теология — богословская концепция о принци- пиальной непознаваемости Бога. Догмат — положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих. Катафатическая

Философия патристики
Гонимое христианство становится официальной религией, что повлекло за собой теологизацию всех существующих форм обще- ственного сознания, включая философию. Первоначально хрис- тианство упраздняет

Схоластика как рациональное обоснование теологии
Учения Аврелия Августина и Иоанна Дамаскина, а также пере- водческо-комментаторская деятельность Аниция Боэция подгото- вили почву для возникновения схоластической философии. Суть схоласти

Расцвет и закат схоластической философии
XII–XIII вв. характеризуются процессом урбанизации стран Европы. Складываются предпосылки первоначального накопле- ния капитала. Формируется институт гражданского общества. Но роль экономического,

Дополнительная
1. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. 2. Гуревич А. Я. Средневековый мир. М., 1990. 3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.

Ключевые понятия
Антропоцентризм — философское учение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Гилозоизм — философское воззрение, рассматривающее всю ма- терию (природу) в состоянии

Философия гуманизма
Первые страницы философии гуманизма прописал Алигьери Данте (1265–1321 гг.).Итальянский поэт и философ в своей бес- смертной «Комедии», описав состоя

Ф. Петрарка (1304–1374 гг.).
Обращаясь к проблемам человеческого бытия. Ф. Петрарка заявляет, что небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое. Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом ч

Философия неоплатонизма
В решении онтологических проблем новая философия ориен- тировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторите- том схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития

Натурфилософия Пантеизма
У истоков нового естествознания стоят такие мыслители как Леонардо да Винчи (1452–1519)и Николай Коперник (1473–1543).Феномен Леонардо справедливо ра

О природе вещей согласно ее собственным началам».
Уже в самом названии работы заложена исследовательская про- грамма. Здесь и упоминание о материалистической традиции мыс- лителей античности и заявка на новый метод — изучать природу в соответствии

Социально-политическая философия Возрождения
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения многогранна. Ее занимают не только онтологические и гносеологические пробле- мы. Она рассматривает и вопросы космологии, и проблемы чело- веческого бытия.

Основная
1. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. 2. Соколов В. В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1976. 3. Фурман Д. Е. Философия эпохи ранн

Дополнительная
1. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышле- ния. М., 1978. 2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальнос- ти. М., 1989. 3.

Ключевые понятия
Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира. Гносеология — учение о познании бытия в мире. Дедукция —выведение частного из общего, движение мысли от общего к частно

Эмпиризм новой философии
Если антропоцентризм философии Ренессанса заявил о земном предназначении человека, то философия Нового времени актуа- лизировала вопрос о природе человеческого разума, а также обо- сновала необходи

Рационализм и его развитие
Основными представителями рационализма в философии Но- вого времени были Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц. Рационализм, в отличие от эмпиризма, более тесно связан

Проблема человека и общества в философии Просвещения
Рационализм философии Нового времени вызвал к жизни фе- номен Просвещения. Суть его заключается в установке изменить жизнь общества, жизнь человека, опираясь на разум. Отсюда сле- дует ставка на пр

Дополнительная
1. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 2. Киреевский И. В. Критика и эстетика (о характере просвещения Евро- пы и его отношении к просвещению Росс

Ключевые понятия
Априори — знание, полученное до и независимо от опыта. Антиномия — положение, тезис и антитезис которого равно до- казуемы. Апостеори — знание, полученное в результате опыта. Кате

Социальные и гносеологические основания немецкой философии
Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономи- ческого застоя. Если во Франции революция была подготовлена «под черепом» философа, то в Германии она и осуществилась в голове мы

Критическая философия И. Канта
Традиционно в философии Иммануила Канта (1724—1804)вы- деляют два периода: докритический и критический. К первому периоду относятся работы, посвященные естественнонаучным во

Философия самостановления И. Фихте
Эстафету дальнейшего исследования активности человеческо- го сознания и развития идей диалектики принял И. Фихте (1762– 1814).Философское открытие Фихте заключается в том, ч

Философия тождества Ф. Шеллинга
Фихте волнует дела человеческие, Фридриха Шеллинга (1775— 1854)интересует проблема природы, переход ее от неживого со- стояния к живому, от объективного к субъективному, от

Система объективного идеализма Г. Гегеля
Георга Гегеля (1770—1831)не устраивало решение проблемы тождества субъекта и объекта, когда в одном случае человек по- ступает в соответствии с требованиями чистого ра

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804—1872)в молодости —ученик и страст- ный поклонник идей Гегеля. Об

Дополнительная
1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973. 2. Быкова М. Ф., Кричевский А. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993. 3. Гайденко П. П. Пар

Ключевые понятия
Марксизм — философия, ориентированная на создание «чело- веческого общества и формирование общественного человека». Неотомизм — теологическая доктрина католицизма с претен- зией п

Позитивизм и его эволюция
Это направление исходит из того, что подлинное знание может дать только наука. Все остальные формы освоения мира, в том числе и философия, имеют сомнительное право на существование. Основателем это

Деятельностное направление
Это направление в философии XIX–XX вв. представляют мар- ксизм и прагматизм. Марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классиче

Антропологическое направление
Это направление оформилось в трех основных школах: фило- софия жизни, экзистенциализм и философская антропология. Методологии классического рационализма оно предпочитает иррационализм. Пос

Философско-теологическое направление
Это направление постклассической философии представлено неотомизмом и персонализмом. Неотомизм— официальная философско-теологическая доктри- на католицизма, провозгласивша

Философия в конце XX века
Наиболее авторитетным направлением постклассической фи- лософии в конце XX в. является постмодернизм. Он не является направлением в привычном смысле этого слова, ибо объединяет философов различных

Дополнительная
1. Андреев Л. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и XX век. М., 1994. 2. Григорьян Б. Т. Философская антропология. М., 1982. 3. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуа

Ключевые понятия
Всеединство — состояние единства мира и человека, воплоща- ющее идеал сродности и соборности на основе «великого синте- за» религии, науки и философии. Ноосфера — сфера взаимодействия в си

Истоки отечественной философии
Предпосылкой становления философии была специфическая «ойкумена»: необъятные просторы богатой земли и люди, адап- тировавшие византийскую и монгольскую (степную) культуры. Особую

Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
На становление славянофильства оказало влияние не только Просвещение, но и отчасти «Философические письма» П. Я. Чаа- даева. Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)в свои

Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
Просвещение вызвало к жизни не только оригинальную кон- цепцию славянофилов о самобытности народа и его соборности, но и инициировало философию радикализма с установкой «сло- во» сделать «делом» об

От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
И философия славянофилов, и философия радикализма оказа- лись всего лишь предпосылочными линиями становления и раз- вития отечественной философии. Эти две линии, несмотря на бо- гатство концепций и

Дополнительная
1. Акулинин В. И. Философия всеединства. От В. С. Соловьева к П. А. Ф- лоренскому. Новосибирск, 1990. 2. Вехи. Из глубины: Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1993. 3.

Ключевые понятия
Бытие мира — чистая возможность, обладающая абсолютны- ми характеристиками движения, пространства и времени, сохра- няющая свою неопределенность. Бытие в мире — философская категория для о

Бытие как исходная категория философии
Философская проблема бытия возникает в процессе освоения мира (природы). Мыслители античности ищут то основание, ко- торое высвечивает все многообразие мира, является предпосыл- кой познания конкре

Уровни и формы организации бытия в мире
В отличие от бытия мира бытие в мире структурно организо- ванно. Уровень неживой природы представляют элементарные части- цы, о которых античный мыслитель Анаксагор провидчески за- метил:

Способ существования бытия и формы его проявления
Способом существования бытия является движение. В широком смысле, движение — это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут. Положение о движении как способе существ

Бытийная реальность и ее виды
Бытие мира обнаруживает свое многообразие через свою конк- ретизацию, что позволяет выделить его виды: объективная реальность; субъективная реальность; трансцендентная реальность.

Дополнительная
1. Аксенов Г. П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1. 2. Аронов Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы про- странства и времени? // Вопросы фил

Ключевые понятия
Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех явлений и процессов в мире со стороны Бога (теологический де- терминизм); со стороны человека (антропологический детерми- низм); со стороны

Сущность развития
Уже на уровне повседневности можно заметить непрерывное изменение всего и всех. Изменчивость мира не подлежит сомне- нию и гераклитовское «все течет, все изменяется» по-прежнему остается житейской

Основные принципы и законы развития бытия в мире
Отправной точкой отсчета при рассмотрении развития явля- ются принципы взаимосвязи и взаимодействия. Принцип когерентности (взаимосвязи)является методологичес- ким основан

Закон единства и борьбы (противостояния) противоположнос- тей обеспечивает источник развития.
Еще Гераклит подметил абсолютную изменчивость мира, где все преходяще и имеет свою противоположность, где бал правит борьба противоположностей света и тьмы. Гераклитовская идея борьбы противоположн

Положностей, их противостояние, противоречие.
Тождество — это предельный случай идентичности, отношение вещи к самой себе. Но поскольку любой объект, в силу извечной тенденции к изменению, каждый миг уже другой, то исследова- тел

Развитие и его критерий
Прогресс и регресс — те характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо оценочный подтекст. Чаще всего под прогрессом понимают тип направления развития, характеризую- щийся переходом от н

Диалектическая концепция развития
Эта концепция является наиболее серьезной и аргументирован- ной из представленных и опирается на работы Г. Гегеля и К. Мар- кса. Ее можно изобразить в виде системы основополагающих идей и принципов

Эволюционная концепция развития
В основе этой концепции развития лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов. Классический эволюционизм ориентирован на вопросы: Как возникла и развивалась жизнь на

Структуралистическая концепция развития
Главным в этой теории является убеждение, что в основе раз- вития изменяется структура объекта. Под структурой понимают устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и само

Синергетическая концепция развития
Синергетика возникла как попытка найти альтернативы суще- ствующим концепциям развития, которые исчерпали свои возмож- ности в объяснении возникновения и развития сложноорганизо- ванн

Дополнительная
1. Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX столетий. М., 1989. 2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 3. Кевб

Ключевые понятия
Душа — внутренний мир человека, состояние его сущностных сил. Знание — адекватное отражение бытия в мире в форме пред- ставлений, понятий, суждений, гипотез, теорий. Идеальное — б

Проблема сознания в историко-философской традиции
Проблема сознания сложилась в условиях античности. Перво- начально мысль о сознании была облечена в форму размышления о состоянии души. Душа рассматривалась то как воздух, то как огонь, то как движ

Отражение и его эволюция. Психика и сознание
Отражение— есть способность взаимодействующих тел, сис- тем моделировать противодействие силе действия с последующим сохранением или изменением своей структуры или способа пове- де

Структуры психики и структуры сознания
Сознание вырастает из психики, но не порывает с ней, сохра- няя с психикой взаимосвязь и взаимодействие. Психика продол- жает выполнять функцию ориентации в границах жизнедеятель- ности человека, в

Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь
Труд, как первейшее условие удовлетворения витальных потреб- ностей, а также язык, как средство общения, обеспечили не толь- ко становления сознания, но и формирование общественного че- ловека и че

Формы общественного сознания
Вне истории взаимоотношений общественного бытия и обще- ственного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: религии и философии, морали

Политическое сознание
Среди наличных форм общественного сознания, политическое сознание занимает особое место. Если в условиях античности до- минирующей формой общественного сознания выступала фило- софия, а в условиях

Мораль как форма общественного сознания
Человек приобретает качественную определенность и свой со- циальный статус по мере формирования его отношений с другими людьми общества. В этом процессе общения и жизнедеятельности складывается общ

Искусство как форма общественного сознания
Искусство выступает в различных ипостасях: как социальный институт общества, как специфический вид деятельности, как оп- ределенна форма общественных отношений и, наконец, как осо- ба

Религиозное сознание
По отношению к религии в нашей отечественной литературе сложился негативный стереотип. Религия изначально определя- лась как «опиум для народа». При определенных обстоятельствах религия может быть

Правовое сознание и его специфика
Специфика правосознания Природа правового сознания многоаспектна, а поэтому пра- вовое сознание исследуют историки и культурологи психологи, философы и правоведы. Социально-ф

Ключевые понятия
Адекватность — соответствие образа объекту. Априори — знание, предшествующее опыту, но применимое к опыту. Вера (в гносеологии) — позиция, признающая суждения, истин- ность которы

Гносеологическое отношение и его специфика
Гносеология — учение о познании явлений и процессов бытия в мире. Это познание есть ни что иное как социально опосредо- ванное, исторически развивающееся отношение человека к миру, где человек выст

Чувственный уровень познания
Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение; восприятие; представление. Ощущение — отображение отдельных свойств объекта, возни- кающее при ег

Рациональный уровень познания
Чувственного восприятия объекта и его представления в каче- стве образа внешней формы недостаточно для познания, ибо об- щие закономерные связи объекта не схватываются на чувствен- ном уровне. Это

Практика
Практика— это целенаправленная деятельность людей по ос- воению природных и социальных объектов в границах среды оби- тания. По своему содержанию и способу осуществления п

Истина как цель познания, особенности социального познания
В процессе освоения мира люди ориентируются не только на свой опыт, но принимают во внимание и чужой опыт как чувствен- ного, так и рационального познания бытия в мире. Рассматривая к

Основные принципы гносеологического отношения
Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адек- ватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Оптима

Принцип объективности
Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и само- го процесса познания. Из этого положения следует методологи- ческое требова

Принцип познаваемости
Для субъекта познания не существует барьеров на пути освое- ния объекта, а если и существуют, то только между тем, что по- знано и еще не познано. Но такой оптимизм не разделяется пред- ставителями

Принцип отражения
Принцип отражения ориентирует исследователя на то, что позна- ние объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта. Отражение можно рассматривать как отображение оригинала с помощ

Принцип определяющей роли практики в познании
Этот принцип служит отправной точкой отсчета в формирова- нии гносеологического отношения в системе «субъект–объект» познания. Практика — основа познания в том смысле,

Принцип творческой активности субъекта познания
Активность субъекта познания обеспечивает основание гносе- ологического отношения, предопределяет инициативу субъекта. В процессе «превращения» материального в идеальное, объектив- ного в субъектив

Принцип обобщения и абстрагирования
Этот принцип обеспечивает методологический ориентир на получение обобщенного образа объекта различной степени актив- ности. Абстрагирование является мысленным отвлечением от всех признаков

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Этот принцип характеризует направленность процесса позна- ния, развитие гносеологического отношения от менее содержатель- ного к более содержательному и совершенному знанию. Он ори- ентирует на нео

Принцип конкретности истины
Истинность суждения будет сомнительна, если не будут извест- ны условия места, времени осуществления гносеологического от- ношения в системе «субъект–объект». Суждение, верно отражаю- щее объект в

Анализ и синтез
Первоначально у субъекта познания складывается общая кар- тина исследуемого объекта с нулевым представлением о его внут- ренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними. Хотя именн

Ний в единое целое.
Объективной предпосылкой аналитико-синтетической деятель- ности человеческого познания является структурность природы, ее способность к процессам объединения и разъединения, созида- ния и разрушени

Абстрагирование
Абстрагирование — мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделения тех существенных признаков, которые интересуют исследователя.

Обобщение — это такой прием познания, в ходе которого уста- навливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.
Обобщение позволяет осуществить переход от менее общего понятия или суждения к более общему. Расширяя общность в направлении формирования более общих понятий, можно выйти на уровень предел

Аналогия — это такой прием, с помощью которого на основе сход- ства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим.
При умозаключении по аналогии знание, полученное ранее, переносится на объект, хранящий свою качественную неопреде- ленность. Расшифровка неопределенности объекта познания сред- ствами аналогии нос

Методы (приемы) чувственного (эмпирического) уровня познания
Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность в системе гносеологического отношения «субъект– объект». Основная задача эмпирического познания — собрать, накопить факты, произв

Наблюдение — это прием направленного восприятия объекта по- знания с целью получения информации о его форме, свойствах и отношениях.
Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная направленная форма гносеологического отношения субъекта к объекту, усиленная дополнительными средствами фик- сации информации и ее

Описание — это прием фиксации информации наблюдения, его завершающий этап.
С помощью описания информация органов чувств переводит- ся на язык знаков, понятий, схем, графиков, обретая форму, удоб- ную для последующей рациональной обработки (систематизации, классификации, о

Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуще- ствляется количественное сравнение величин одного и того же ка- чества.
Измерение отнюдь не второстепенный прием, некая система обеспечения познания. На его значимость указал Д. И. Менделе- ев, заметив, что знание меры и веса — это единственный путь к открытию законов.

Уровня познания
Теоретическое знание характеризуется системностью. Если от- дельные эмпирические факты могут быть приняты или опроверг- нуты без изменения всей совокупности эмпирического знания, то в теоретическом

Идеализация — это особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеет- ся в реальном мире.
Процесс идеализации характеризуется введением в конструи- руемый объект таких признаков, которые отсутствуют в его ре- альном прообразе. В результате этих операций были выработаны такие понятия, ка

Гипотетико-дедуктивный метод
Гипотетико-дедуктивный метод — это особый прием производ- ства нового, но вероятного знания.Он основан на выведении зак- лючений из гипотез, истинное значение которых сохраняет

Мысленный эксперимент — это система процедур, проводимых над идеализированными объектами.
Построение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности и оперирование ими с целью изуче- ния существенных характеристик реального объекта познания со- ставляют основную

Единство исторического и логического
Любой процесс действительности распадается на явление и сущ- ность, имеет историю своего становления и основную линию раз- вития. Исторический метод прослеживает историю развития данного

Категории как инструмент гносеологического отношения
Итак, мы располагаем представлением о том, что способом су- ществования бытия является движение, а формами его проявле- ния — пространство и время, что все уровни структурно органи- зованного бытия

Категории определенности
Первое, с чем сталкивается исследователь, — это необходимость отграничить объект исследования, установить его определенность. В мире существует бесконечное многообразие явлений, единич- ных в своем

Категории обусловленности
Блок категорий, обеспечивающих возможность уяснить меха- низм обусловленности наблюдаемого явления, открывается кате- гориями «причинаи следствие». Ставя

Категории целостности
Решив проблему определенности и обусловленности познавае- мого явления, можно просчитать и его перспективу, ориентиру- ясь на философские категории «целогои части».

Ключевые понятия
Биосфера — структурно организованный уровень бытия в мире, охваченный биологической жизнью. Географическая сфера — часть природы, вовлеченная в систе- му общественного производства и соста

Природа как объект философского анализа
Представления о природе первоначально складываются в на- турфилософиии античного мира. В отличие от обыденного созна- ния, натурфилософия ориентирована на поиск первоначала общего и обоснование его

Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества
Взаимосвязь общества с природой носит объективный харак- тер. Она имеет статус закона, который отражает не процессы, про- текающие внутри общества, а связи общества с естественными ус- ловиями его

Ключевые понятия
Государство — институт регламента общественной жизни, для которого характерно организованное и легитимное применение власти в целях упорядочения общественных отношений; автори- тет власти.

Общество как объект философского анализа
Феномен общества многоаспектен, а поэтому является объек- том пристального внимания истории и экономической теории, этнографии и демографии, политологии и социологии. Что каса- ется философии, то е

Способ бытия людей
Можно вести речь об особенностях структурной организации общества Красного креста и общества любителей изящного ис- кусства, можно спорить о специфике украинского общества и про- тивопоставлять ему

Социальное пространство
Если деятельность выступает способом существования обще- ства, то формой проявления общества является социальное про- странство. Его истоки составляет ойкумена, как органическое един- ство человече

Социальное время
Формой осуществления общества как конкретного уровня бы- тия в мире является социальное время. Как и время природы социальное время одномерно, асиммет- рично и необратимо. Однонаправленнос

Общественное производство и его основные сферы
Деятельность как способ бытия общества, пространство как форма его проявления и время как форма осуществления социаль- ной жизни предопределяют вывод о том, что общество это не спон- танная совокуп

Смысл истории и ее основные цели
Одна из существенных характеристик общества — его исто- ричность. В отличие от природы, общество развивается во време- ни, имеет свою историю. Факт исторически общественной жизни означает очень мно

Ключевые понятия
Антропогенез — процесс формирования человека. Социогенез — процесс становления общества. Антропосоциогенез — единый процесс становления общества и формирования человека в условиях взаимосв

Феномен человека в истории философии
Специалисту в области философии науки Томасу Куну принад- лежит концепция парадигмального развития науки. Есть некото- рая «дисциплинарная матрица», обеспечивающая успешное реше- ние

Сущность человека
Историко-философский анализ феномена человека позволяет поставить вопрос о сущности человека. Пришло время плодотвор- ного соединения философского и естественнонаучного знания,  

От понятия человека к образу личности
Бытует мнение, что проблемы человека, — как объекта фило- софского анализа, — не существует112. Такое мнение имеет под собой определенное, но недостаточное основание. Действитель- но, феномен челов

Деятельность как способ бытия человека
Понятие «деятельности» является одной из стержневых катего- рий социальной философии. Оно сродни понятиям «движение», «активность», «поведение». Если движение является абсолютной характери

Ответственность, социальная ориентированность и самоценность человека
В своем развитии человечество прошло долгий путь, отстаивая идеалы и утверждая право рассматривать жизнь в том числе и жизнь человека, как высшую ценность. Но право, не признающее обязанностей, пре

Человек и его духовное измерение
Знакомство с проблемой человека в историко-философской традиции, а также рассмотрение сущности человека позволяет принять вывод о том, что человек существо многоаспектное. Бу- дучи производным пяти

Ключевые понятия
Аксиология — учение о ценностях бытия в мире. Альтруизм — принцип бескорыстного служения, готовности к жертвоприношению. Бессмертие — форма существования человека или его души пос

Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни сугубо философская. Она не имеет сво- их аналогов в других формах освоения мира. Эта проблема обре- тает свою актуальность, когда в обществе или в жизни человека возникают нес

Смерть и бессмертие: мифы и реальность
Человек — это существо, ориентированное на поиск смысла жизни, но знающее и переживающее свою летальность. Чаще всего люди радуются жизни и испытывают страх перед смертью. И боятся они не

Свобода как объект философского анализа
В социальной общности, сменившей биологическую популя- цию, нет человека, а есть состояние праобщества, скрепами кото- рого выступают табу и ритуал. Пройдет немало времени, пока человек заявит о св

Права и свободы человека и гражданина
Степень реальной свободы человека проявляется в том, как он может реализовать присущие права и обязанности. Быть челове- ком — значит, среди прочего, обладать неотъемлемыми правами. Впервые о права

Ценностные ориентиры жизнедеятельности человека
Одним из компонентов теоретической философии является ак- сиология. Аксиология (от греческого axios — ценный и logos — учение) — философское учение о природе ценностей и их роли в жизни общества и

Ключевые понятия
Коммунитаризм — направление в социально-политической те- ории, утверждающее, что оптимальными формами позволяющи- ми реализовать идеалы солидарности, справедливости и преодо- леть отчуждение между

Конец XX века как завершение эпохи модерна
Рубеж XX–XXI вв. означает смену не только столетий, но и тысячелетий. Время является одной из существенных онтологи- ческих характеристик бытия общества и бытия человека. Это фор- ма осуществления

Мир перед лицом глобальных проблем
Поводом для «переоценки ценностей» господствующего типа развития послужили не столько политические, социальные и эко- номические противоречия, сколько осознание того факта, что в мире постепенно на

Современное общество в условиях постмодерна
Сказанное выше позволяет заключить, что мировое сообщество в настоящее время переживает переходное состояние. С одной сто- роны оно уже утратило характерные черты модерна, а с другой стороны, в нем

Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке
К многообразию цивилизаций можно относиться по разному. Эволюционная теория утверждает, что разнообразие является по- ложительным фактом и благотворно влияет на человечество как единую живую систем

Сведения об авторе
Кальной Игорь Иванович. Родился 12 мая 1941 года. В 1970 году окончил философский факультет Ленинградс- кого госуниверситета. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию по

Им. В. И. Вернадского И. И. Кального
  Прежде всего, обращает на себя внимание широчайший охват материала, который сумел вместить автор в рамки предложенного учебника: от предфилософского мифологического сознания впло

Профессором Кальным И. И.
  Рецензируемый учебник написан в полном соответствии с госу- дарственными требованиями, предъявляемыми к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки, которые должна обес

Им. И. Е. Репина, доктор философских наук, профессор В. А. КАРПУНИН
449Предисловие 1 Глава I 1 И. И. Кальной. Философия Мировоззре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги