Чувственное и рациональное познание

Итак, знание человека первоначально существует в виде определен­ных образов сознания. Но эти образы неодинаковы по характеру сво­его формирования и по способам движения, имеют свою специфику. И следовательно возникает вопрос о том, как складывается структу­ру знания.

В философских системах Нового времени выделялось две формы знания: чувственное и рациональное. Эти формы знания за­частую рассматривались как два последовательных этапа его фор­мирования. О различной оценке роли этих двух форм знания речь шла в темах о рационализме и эмпиризме как гносеологических тео­риях. Поэтому при изложении данной темы основное внимание будет уделено анализу форм чувственного и рационального познания как взаимодействующих этапов познавательного процесса.

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно непосредственно включено в материально-чувственную деятельность людей и связа­но с непосредственными контактами человека с внешним миром.

Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение. Ощущение возникает в мозгу человека в ре­зультате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Мате­риальное воздействие той или иной вещи, порождая материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое, не свой­ственное самому предмету качество — его субъективный образ. Та­ким образомощущение являетсясубъективным идеальным обра­зом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие пред­мета через призму человеческого сознания. Именно через ощущение человек получает всю первичную информацию об объективном мире.

Ощущение — это чувственный образ отдельных сторон, процес­сов, явления объективного мира. В силу активной деятельности челове­ческого сознания образы ощущения, поступая в человеческий мозг, под­вергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия.

Восприятие — это целостный чувственный образ предметов, процессов данных посредством наблюдения. Восприятие зарожда­ется и существует в сознании как форма активного синтеза разнооб­разных проявлений предметов и процессов, которая неразрывно связана с другими актами познавательной деятельности. Именно по­этому процесс восприятия носит активный и творческий характер.

Целостные чувственные образы восприятия в результате ин­тенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накап­ливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов в со­знании человека осуществляется через память. Не случайно фило­софы и психологи называют память «кладовой образов». Благодаря памяти мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания — представление.Представление — это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизво­димый в сознании посредством памяти.

Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют взаимосвязано, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание, логическое мышление рассматрива­ется в диалектическом материализме как второй, более высокий уровень познания.Мышление — это активный процесс познава­тельной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание. Сторонники диалектического материализма да­ют такое определение мышления.Мышление — это целенаправлен­ное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.

Мышление осуществляется в трех основных формах: поня­тия, суждения и умозаключения.Понятие — это форма мысли, в ко­торой отражаются общие, существенные свойства, связи и отноше­ния действительности. Понятие и представление сближает то, чтоихсодержание носит обобщенный и опосредованный характер. Но меж­ду ними имеются и различия. Представление дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки объектов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделения существенного.

Понятия возникают и существуют в сознании человека в опре­деленной связи, в виде суждений. Мысли о чем-то понятиями — это значит судить о нем, выявлять его определенные связи и отношения. Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо — о чем-либо.

К тому или иному суждению человек может прийти либо пу­тем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосре­дованно с помощью умозаключения.Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, кото­рое называется заключением или следствием. Например, из двух суждений — «все элементарные частицы имеют массу» и «X — вновь открытая элементарная частица» — логически вытекает вывод, что «X обладает массой».

Диалектический материализм, выделяя чувственное и рацио­нальное как две ступени познания, не противопоставляетих друг другу. Его представители утверждают, что эти ступени находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство позна­вательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный ма­териал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувствен­ное познание находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе харак­теристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.