рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Происхождение и сущность глобальных проблем

Происхождение и сущность глобальных проблем - Семинар, раздел Философия, Философия. Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Т. И . Кохановской. – Ростов-на-Дону: изд-во Феникс. – 2000 В Предыдущей Теме Были Рассмотрены Различные Подходы К Про­блеме Единства ...

В предыдущей теме были рассмотрены различные подходы к про­блеме единства развития человечества. Эти подходы в большей мере касаются анализа исторического прошлого человечества. В отноше­нии настоящего времени все большее количество философов, социо­логов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе раз­вития человечества формируетсяединая цивилизация на всей пла­нете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

Что следует понимать под термином глобализация социаль­ных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализа­ция» связан с латинским термином «глобус» - то есть Земля, Земной шар и означаетобщепланетарный характер тех или иных процес­сов. Однако глобализация процессов — это не только их повсемест­ность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализа­ция связана, прежде всего, с интернационализацией всей общест­венной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо воз­рослообщепланетарное единство человечества, которое представ­ляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разитель­ные социально-культурные, экономические, политические контрас­ты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Такой глобалистский подход ярко обнаруживается в концеп­циях «постиндустриального общества», «технотронной эры» амери­канских социологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентируют внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни лю­дей. Особенность же современного технологического переворота, связанного с информацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки дляуниверсализации и глоба­лизации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому раз­витию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству в целом, и к отдельной личности в частности. В этом обществе должна доминировать установка на ин­формационное обогащение, приобретение нового знания, овладевание им в процессе непрерывного образования, а также его технологи­ческое и человеческое применение.

Чем выше уровень технологического производства и всей че­ловеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соот­ветственно должна сформироваться новая гуманистическая куль­тура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель обще­ственного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуоз­ное овладение техникой, предельная компетенция в своей специаль­ности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравст­венными ценностями.

Однако глобализация социальных, культурных, экономичес­ких и политических процессов в современном мире, наряду с пози­тивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые по­лучили название «глобальных проблем современности»: экологичес­ких, демографических, политических и т. д. Все эти проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный ана­лиз каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социо­логии, демографии и т. д. Философы же, по нашему мнению, концен­трируя внимание на мировоззренческих смысложизненных вопро­сах, рассматривают эти проблемы под углом зрениявозможностей и перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на перед­ний план выходитэкологическая проблема.

В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнару­жившемся и углубляющемся противоречии между производи­тельной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель международного ис­следовательского центра «Римского клуба», изучающего перспекти­вы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида на данной сту­пени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспо­собным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспосо­биться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир» (Печчеи А. Человеческие качества.— М., 1985.— С. 42).

Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразо­вательной и, прежде всего, производственной деятельности челове­ка. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показывают, что техномасса, производимая человечеством за один год, составляет 1013 — 10" , а биомасса, производимая на су­ше, 1023. Из этих расчетов следует, что уже сейчас человечество со­здало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее ес­тественной среды. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее. И это один из важнейших факторов, обусловливающий постановку перед человечеством эко­логической проблемы.

В этой связи особую остроту для людей приобретает проблема повсеместного распространения в окружающей; среде производств и продукций, в первую очередь, их опасных, радиационных и токсич­ных видов. В год на каждого жителя Земли приходится более 20 тонн промышленных и других отходов. В атмосферу попадает более 200 миллионов тонн окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за этим — повышение уровня морей и затопление значительных участков суши. В результате сотни миллионов людей рискуют превратиться в «экологических беженцев».

Описание всех бед, угрожающих человечеству на донном эта­пе его развития, можно было бы продолжить до бесконечности. Для этого, к сожалению, накоплен огромный фактологический матери­ал. Но нам, изучающим философию, необходимо все же не просто оперировать фактами, а опираться на определенные обобщающие выводы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Т. И . Кохановской. – Ростов-на-Дону: изд-во Феникс. – 2000

Предлагаемый курс лекций по философии рассчитан на часа лекционных и часа семинарских занятий лекций и семинаров и сформирован на... А А Радугина Философия Курс лекций М изд во Центр... Также использовались следующие пособия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Происхождение и сущность глобальных проблем

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СТРУКТУРА КУРСА
Философия как мировоззрение · понятие мировоззрения и его структура · предфилософское значение мифологии и религии · мировоззренческие вопросы

Философия эпохи Возрождения и Раннего Просвещения (XVII век). Разработка научного метода
· основные черты мировоззрения человека Эпохи Возрождения · философское учение Николая Кузанского · философское учение Джордано Бруно · Ф. Бэкон о природе человеческих за

Марксистская философия
· диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса · понятие об историческом материализме · гуманистические тенденции в философии Маркса · марксистское учение о практик

Понятие мировоззрения и его структура
Каждый культурный молодой человек имеет определенное пред­ставление о философии. Он может назвать некоторые имена знаме­нитых философов и даже может порассуждать на тему, что такое философия. И дел

Специфика философского решения мировоззренческих вопросов
  Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носилодуховно-практический характер. Исторические особенности этого мировоз­зрения связаны с низким уровнем освоения ч

Философия и наука
  Как отмечает немецкий философ Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одноврем

Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы
  На прошлой лекции мы определили наиболее общие характерные черты философии, отличающие ее от других форм решения мировоззренческих вопросов. Сегодня мы переходим к изучению истории

Гегелевская концепция философии
  В течение длительного времени в общественном сознании складывалось упрощенное представление о том, что многообразие философских учений есть плод деятельности несговорчивых фило­софо

Марксистская концепция философии
  Гегелевское учение об исторической обусловленности философии восприняли и развили, в соответствии со своими взглядами, Маркс и Ф. Энгельс, а также их последователи — марксисты. В ма

Экзистенциально-персоналистская концепция философии
  Гегелевской и марксистской концепции в определении сущно­сти и предназначения философии противостоитэкзистенциально-персоналистский подход. Представители этого напр

Попытка синтеза всех трех концепций
Философский плюрализм появляется вследствие историчности человека, всех форм его материальной и духовной деятельности. Историческая обусловленность философской мысли, на которой настаивали Гегель и

Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае в середине I в. до н. э. Древневосточная философия — это большое, относительно самостоятельное направление историко-фи

Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит
  Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой филосо­фии была философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пут

Поворот к человеку — философские учения софистов и Сократа
  В период своего становления человеческое познание направлено «во­вне», на объективный мир. И впервые греческие философы стремят­ся сконструировать картину мира, выявить всеобщие осн

Платон и Аристотель — систематизаторы древнегреческой философии
  Большую работу по систематизации всей предшествующей фило­софии проделали Платон (427—347 гг. до н. э.) и Аристотель (384— 322 гг. до н. э.). В их системах философское знание той эп

Поздняя античность: эпикуреизм и стоицизм
  Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии. В период эллинизма (IV в. до н. э. — V в. н. э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес

Христианская апологетика: проблематика и идейные истоки
  В исторической науке период средневековья в Западной Европе да­тируют V—XV вв. Однако по отношению к философии такая дати­ровка не совсем корректна. Средневековая философия в Западн

Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения
Основные положение христианского вероучения принимают в рели­гиозной философии и теологии форму руководящих установок, ко­торые определяют способ восприятия, осмысления и переработки мыслительного

Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика
Поскольку в христианском мировоззрении цель и смысл познания издается не материальными потребностями людей и не жаждой са­мосовершенствования, а потребностью «спасения души», постольку коне

Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Взаимоотношение разума и веры
Спор между представителями схоластики и мистики о наиболее эффективных средствах приобщения людей к религии на уровне философии и теологии вылился в спор о наилучших формах и методах защиты и обосн

Основные черты мировоззрения человека Эпохи Возрождения
  Эпоха Возрождения XV — XVIII вв. — период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрож­дение» употребляется для того, чтобы обозначить стремлен

Философское учение Николая Кузанского
  В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобре­тения книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменн

Философское учение Джордано Бруно
  Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548 — 1600 гг.). Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость — таковы исходные посыл­ки

Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики
XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к це

Основные правила индуктивного метода
  Центральная часть философии Бэкона —учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и социальное значение. Он — величайшая преобразующая сила, посколь

Основные правила дедуктивного метода
Иным, отличным от Бэкона, путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел великий французский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт (1596 — 1650). Но поскольку Бэкон и Декарт был

Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался при­менить ко всем наукамособенности математического метода познания. Бэкон прошел мимо такого эффективного и м

Б. Спиноза: Познавательный процесс и учение о субстанции
Развитие этой методологии мы находим в работах нидерландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677). Спиноза оттал­кивался от идей Ф. Бэкона и Р. Декарта, он ведет с гсахи непрерывный диа

Рационализм как умонастроение и методология Просвещения
XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда и др., во Франции — в ра­

Механистический материализм
Учение французских материалистов о внутренней активности мате­рии, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоева­нием философской мысли XVIII в. Однако, на этих воззрениях лежит печать м

Сенсуализм в философии эпохи Просвещения
  Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи,обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником вс

Теория познания Д. Локка
Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду своей пр

Субъективный идеализм Д. Беркли
Наиболее интенсивное развитие и своеобразную интерпретацию идеи Д. Локка получили в работах английского философа, епископа Д. Беркли (1685-1753). Концептуализм Локка строился на предполо

Скептицизм Д. Юма
Видное место в британской философии занимает Давид Юм (1711-1776). Он автор ряда крупных работ, среди которых наиболее важными являются «Трактат о человеческой природе» (1740), «Ис­сл

Концепция субъекта в философской системе Канта
  Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724-1804). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический пе

Субъективный идеализм И. Г. Фихте
Поставленные И. Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И. Г. Фихте (1762 — 1814). Фихте ставит перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и п

Объективный идеализм Ф. Шеллинга
  Идеи Фихте развил дальше его младший современник Ф. Шеллинг (1775 — 1854). В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений, и мира сво­боды как суб

Система и метод Гегеля; диалектика и ее законы
  Учение о тождестве субъекта и объекта лежит также в основе фи­лософской системы Гегеля (1770 — 1831). В своей первой наиболее значительной работе «Феноменология Духа» Гегель

Антропологический материализм Л. Фейербаха
  Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л. Фей­ербах (1804 —1872). Он слушал лекции Гегеля и в начале свое

Марксистская философия
  Разрешением идей, сформулированных в немецкой .классической философии, после Л. Фейербаха занимались К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 —1895). Их философское учение, в опред

Гуманистические тенденции в философии К. Маркса
  Под влиянием Л. Фейербаха написана важнейшая работа того времени «Экономическо-философские рукописи 1844 года». В этой работе Маркс выступает в защитугуманизма,

Исторический материализм
  С точки зрения Маркса и Энгельса, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства не­посредственных средств для жизни, сначала объяснить систему

Марксистское учение о практике и истине
  Концепция общественно-исторической, предметно-практиче­ской деятельности человека и материалистическое понимание исто­рии позволили К. Марксу и Ф. Энгельсу коренным образом преобра­

Русская религиозная философия XIX—XX вв.
  Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влия­нием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Иларион создает знаменитое «Слово о законе и благод

Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология
  В. С. Соловьев (1853— 1900)—крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. В. С. Соловьев пытался создать целостную мировоззренческую систему,

Православный антиинтеллектуализм
  В. С. Соловьев выражал в русской религиозной философии интеллектуалистскую тенденцию. Он стремился поставить разум на службу вере, дать возможность религии опереться на рациональ­но

Общий обзор евразийской доктрины
Что такое евразийство, идеология евразийцев первой половины ХХ века и неоевразийцев нашего времени? Стержнем их концепции является мысль о замкнутом, самодостаточном пространстве, носящем название

Николай Николаевич Алексеев: Правовой идеал евразийцев
Имя Николая Николаевича Алексеева при перечислении ведущих евразийцев упоминается не всегда. Это – досадное недоразумение, резко контрастирующее с масштабом и глубиной этого мыслителя, с важностью

Концепция бытия — фундамент философской картины, мира
"Вселенная" — этим емким термином обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками. На философском языке слово "Вселенная" может означать

Диалектико-материалистическая картина мироздания
Диалектико-материалистическая концепция мироздания получила свое наиболее яркое и всестороннее развитие в марксистско-ленинской философии. Марксистско-ленинская философия продолжает традицию

Природа человека и смысл его существования
  Решение проблемы специфики человеческого бытия в "философской антропологии" Историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разд

Марксистская философия о соотношении биологического и социального в человеке. Проблемы человеческого начала
Другую, наиболее развитую и внутренне непротиворечивую концеп­цию человека развивает марксистская философия. Марксистская философия исходит из предпосылки обуникальности человеческого бытия

Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия
  Итак, марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем, в марксистской философии отмечается, что человечества как так

Познание, его возможности и средства
  Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на про­тяжении всей своей истории решала философия, одно из централь­ных мест занимали проблемы познания. Человеку всегда важно з

Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности
  В рационалистической философии проблемы теории познания рас­сматривались под углом зрениявзаимодействия субъекта и объек­та. Однако даже в рамках рационалистической

Чувственное и рациональное познание
Итак, знание человека первоначально существует в виде определен­ных образов сознания. Но эти образы неодинаковы по характеру сво­его формирования и по способам движения, имеют свою специ

Диалектико-материалистическая теория истины
Целью познавательных усилий является достижение истины. Ис­тина определяется в марксистской философии каксоответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действи­тельност

Персоналистская концепция познания. Знание и вера
Методология рационализма является господствующей в теории позна­ния. В русле рационализма решает проблемы гносеологии и диалекти­ческий материализм. Однако в современной философии существует и и

Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме
  Видное место в разработке методологии научного познания принад­лежит позитивизму. Понятие«позитивизм» (производное от лат. positiv — положительный) обозначает призы

Концепция науки в критическом рационализме
Постпозитивистскую стадию в разработке проблем методологии научного познания наиболее ярко представляет критический рационализм. I К. Поппер (1902—1988), Т. Кун (род. 1922 г.). И. Лакато

Философский иррационализм как умонастроение и философское направление
Как уже отмечалось ранее, начиная с середины XVIII в. в европей­ской философии господствующее положение занимает рационалис­тическое направление. Установки рационализма продолжают оказы­

Философия жизни» и ее разновидности
Мы дали общую характеристику иррационализму как философско­му направлению. Теперь приступим к рассмотрению конкретных учений этого направления. Заметное место в западноевропейской философии

Эволюция психоаналитической философии. Структура человеческой личности. Сознание и бессознательное
  Иррационалистические тенденции «философии жизни» продолжает и углубляетпсихоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической философии являет психоана

Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода, и ответственность личности
  Одним из крупнейших и влиятельных течений современной фило­софии являетсяэкзистенциализм (философия существования). Эк­зистенциализм представлен в современной филос

Специфика философского осмысления
общественной жизни Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономи­ческой теории,

Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, - культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби
  Мировоззренческая направленность в осмыслении общественных процессов также активно развивалась крупнейшим представителем современной философии истории А. Тойнби (1889 -1975). По его

Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса
Своеобразную концепцию исторического процесса развития обще­ства предложил немецкий философ К. Ясперс (1883-1969). В отличие от А. Тойнби, Ясперс делает акцент на том, что человечество имеет единое

Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека
Философия истории изображает исторический процесс как про­цесс развития культуры. Для того, чтобы понять содержательную сторону исторического процесса развития общества необходимо уяснить, что пред

Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур
  Философско-исторические исследования всегда имеют определенную практическую ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разо­браться в настоящем, определить тенденции развития соврем

Происхождение и сущность глобальных проблем
В предыдущей теме были рассмотрены различные подходы к про­блеме единства развития человечества. Эти подходы в большей мере касаются анализа исторического прошлого человечества. В отноше­нии настоя

Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности
  Решение глобальных проблем современности — это общее дело все­го человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам дей

Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова
Вышеизложенные нами концепции и подходы находятся в рамках но­вого планетарного мышления. Однако в недрах философии уже в кон­це XIX в. начал формироваться новый взгляд на пути развития совре­менно

Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности
  Решение глобальных проблем современности — это общее дело все­го человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам дей

Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова
Вышеизложенные нами концепции и подходы находятся в рамках но­вого планетарного мышления. Однако в недрах философии уже в кон­це XIX в. начал формироваться новый взгляд на пути развития совре­менно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги