Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова

Вышеизложенные нами концепции и подходы находятся в рамках но­вого планетарного мышления. Однако в недрах философии уже в кон­це XIX в. начал формироваться новый взгляд на пути развития совре­менной цивилизации, выходящей за рамки планетарного мышления и призывающий взглянуть на пути развития и судьбы человечества с позицийкосмического измерения человеческого бытия. Наиболее ярко эту тенденцию представляет русский космизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский).Центральная идея этого космоцентрического подхода — это единство человека с космосом, ко­смическая природа человека и космический масштаб его деятель­ности. Наиболее разработанной идея космизма предстает в «Фило­софии общего дела» Н. Ф. Федорова (1828 — 1903). Федоров пытался синтезировать два методологических подхода к человеку: антропо­логизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенско­го бытия. Человек в его космическом проекте получает невиданно широкое поле для своей самореализации, становится гарантом со­хранения и увековечивания жизни. При этом нравственный крите­рий человеческих деяний распространяется не только на отношение человека к человеку, но на всю область отношений человека к приро­де, приобретая онтологический статус. «Философия общего дела» ориентирована не только на победу человеческого духа на Земле, но и в русле античной традиции— на повсеместное превращение Хаоса в Космос.

Эту идею Федоров обосновывает с позиций религиозного ми­ровоззрения. Однако мыслитель не шел в русле какой-то узкокон­фессиональной традиции. Он отвергал догматизированную религию, проповедывающую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У Федорова довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бог понимается им не как потусторон­няя всемирная сила, творящая все из ничего, а как внутренне прису­щий бытию верховный Разум, всеобщая мирообъединяющая Лю­бовь. Несводимый к природе, но и не отделимый от нее, Бог действу­ет через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, то есть внесение в природу человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федорову, — есть сам мир, сама взаимо­связь всего в этом мире.

Ключевую роль в учении Н. Федорова игралаидея преодоле­ния смерти. Действительным антиподом смерти от считал жизне-воссоздание, воскрешение умерших. В отличие от ортодоксальных христианских верований,воскрешение человека, по мнению Федо­рова, совершается не в потустороннем мире, а в посюстороннем, и не духовно, а физически, в вещественном воскрешении души и тела, в их единстве. Воскрешение, по мнению Федорова, это не единичный акт, не удел избранных, а призвание и достояние всех, не только всех людей, независимо от звания и сословной принадлежности, но и всех народов, т. е. общенародное, всемирное дело. Воскрешение не озна­чает ожидание чуда, а предполагает активную деятельность всех людей в этом направлении. Следовательно, Человек является не только объектом, но и субъектом воскрешения: одни люди воскре­шают других, эти воскресшие сами могут стать воскресителями.

Федоровская концепция воскрешения охватывает два аспек­та. Первый — оживление в прямом смысле этого слова. Второе — от­части в метафизическом, как пробуждение к подлинной жизни, ко­торая включает в себя и способность природы к самовоссозданию, и идею «оживления» живых, то есть раскрытия и использования их творческого потенциала, воодушевление их на «общее дело» жизнеутверждения и жизнетворчества. В комплекс идей, охваченных про­блемой воскрешения, входит и «санитарный вопрос»: экологические мероприятия, направленные на оздоровление Земли, сохранение существующей на ней жизни: преодолевание заболеваний, эпиде­мий, голода, старческого одряхления.

Наибольшее внимание русский ученый-самоучка уделял раз­работке проекта воскрешения предков. И здесь наиболее фантасти­ческая и утопическая часть его системы, хотя он и стремился обосно­вать эту идею наиболее наукообразно. Основная задача, по его мне­нию, состоит в том, чтобы выявить и собрать все атомы и молекулы, входившие некогда в состав умерших организмов. Поскольку эти ча­стицы претерпели огромные изменения, Федоров предлагает со­здать специальные научные центры, с привлечением физиков,хи­миков, астрологов, физиологов, археологов. Особую роль, как он по­лагал, призвана сыграть наука о бесконечно малых молекулярных движениях. Волны, возникающие в результате вибрации молекул и несущие в себе лучевое изображение предков, найдут, считал Федо­ров, созвучный отклик в содрогании частиц, происходящих в живых существах, родственно связанных с умершими; химические могут соединить сродное в прахе и отделить чужое. Федоров назвал этот процесс теллуро-солярным и теллуро-космическим.

Эта концепция, по сути дела, отрицала наличие грани между живым и неживым, она отрицала специфику жизни как особого ка­чественного состояния материи. Этот подход Федоров распростра­нял и на трактовку духовного мира. Он не видит качественного раз­личия между душой и телом. Следуя вульгарным материалистам, Федоров рассматривает мысль как разновидность вещества. Орга­низм, с его точки зрения, — это машина, и сознание относится к нему также, как желчь к печени. «Соберите машину и сознание возвра­тится к ней», — утверждал он в своей знаменитой работе «Филосо­фия общего дела». Поэтому задача полного и телесного воскрешения, в конечном счете, сводится к собиранию всех составных частей орга­низма человека.

Федоров особо настаивал на буквальном, натуралистическом понимании воскрешения. Однако, не следует замыкать эту идею в чисто технические рамки, ибо основная направленность его учения состоит в идее глобального жизнеутверждения, преодоления дест­руктивных сил, препятствующих бессмертию человечества. Эта идея логически связывалась Федоровым с признанием спонтанной активности бытия и возможностью овладения пространством и вре­менем. Всеобщее воскрешение представлялось ему победой над вре­менем и пространством. Воскрешение, по его учению, имеет косми­ческие параметры. Федоров уже в конце XIX в. обосновывает идею о необходимости выхода человека за пределы Земли в открытый ко­смос. И это обоснование вытекает у него из предвидения тех глобаль­ных проблем, с которыми столкнулось человечество в конце XX в.

Связь между проектом воскрешения и проектом выхода в кос­мос вытекает у Федорова из того, что в результате воскрешения воз­растет перенаселенность Земли, воскрешенным поколениям негде будет жить и нечем будет питаться. С другой стороны, по мысли Фе­дорова, эти поколения призваны быть неисчерпаемым источником заселения космоса. Воскрешение трактуется им как одно из важных условий гармонизации Вселенной.

Концепция «общего дела» не сводится Федоровым к воскреше­нию предков.Общее дело — это прежде всего, регуляция природы, управление ее силами. Воскрешение/неотделимо от регулирования, происходит через него, на его основе, Неустройства нашей жизни ко­ренятся по Федорову, в дисгармоничных отношениях природы и че­ловека. Природа выступает как враждебная нам сила, но не по злой воле, а из-за своей бессознательности. Раскол мироздания на приро­ду и человека, как противоборствующие факторы, обрекает природу на слепоту, бездумность и проистекшую отсюда разрушительность, а людей — на созерцание этого зла и неподвластность ему. Отвергая такое разделение и не признавая его фатальной необходимости, Фе­доров отстаивал принцип единства человека и природы. Человек должен быть не рабом и не деспотическим господином природы, а ее разумом и волей. Космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, каковым он пока является, а разумные суще­ства нуждаются в его силе. По убеждению Федорова, задача челове­ка приводить мир в порядок, вносить в него лад, мир, гармонию, — рассуждает русский мыслитель. В результате этого, эволюция при­роды поднимается со степени стихийности на качественно новый уровень сознательного нравственно-разумного движения.

Всеобщая регуляшия, считал Федоров — это процесс, имею­щий внутренний и внешний аспекты. Под внутренним он имел в виду психофизиологическую регуляцию, предусматривающую управле­ние слепыми силами в человеке. Внешняя регуляция развертывает­ся от Земли ко всему целостному миру — Космосу и охватывает со­бой следующие ступени: 1) метеорическую регуляцию, объектом которой является Земля как целое (управление атмосферами и сейс­мическими процессами, рациональное использование земных недр, солнечной энергии и т. д.; 2) планетарную астрорегуляцию, объектом которой является солнечная система; 3) всеобщую космическую ре­гуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная. В рус­ле этой последней ступени регуляции Федоров выдвигает ориги­нальную идею превращение Земли в космический корабль — «Земноход». Иначе говоря, Федоров считает возможным на какой-то ступени добиться схода Земли с ее постоянной орбиты и уход в кос­мические просторы по сознательно прокладываемому курсу. В ре­зультате развития регуляции вся природа, по мнению Федорова, станет сферой человеческого обитания, объектом разума и труда, единой космохозяйственной системой. Человек, проникнув в звезд­ные пределы, объединит все миры Вселенной и из «Земнохода» станет «Планетоходом».

Конечно, для современного человека путь выхода из решения глобальных проблем, предлагаемый русским мыслителем, кажется весьма фантастическим, утопичным. Однако общий пафос федоров­ской философии «общего дела», состоящей в стремлении восстано­вить нарушенное единство мироздания, распавшейся связи време­ни, ценность человеческой души, преодолеть разрыв между челове­ком и природой, поднять ее стихийное развитие на уровень управляемой эволюции, оживить умерших и пробудить к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку живых, представляется плодотворным и требует осмысления, исходя из реалий современной цивилизации.