рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Движение

Движение - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Диалектический Материализм, Как И Все Современные Науки О Природе И Обществе,...

Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи.

Вопрос о связи материи и движения появился уже в глубокой древности. Усилиями ученых, проделавших гигантскую работу по исследованию различных областей действительности, было доказано, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. Движение охватывает все происходящие во Вселенной изменения, начиная от простого перемещения тел в пространстве и кончая сложнейшими физиологическими процессами в мозгу человека, связанными с мышлением. Достижения науки в XIX веке привели Маркса и Энгельса к выводу: движение материи есть всякое изменение вообще. Материя и движение не существуют друг без друга. "Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – также немыслима, как и движение без материи".

Метафизическое, механическое понимание материи отрывает от нее движение. Например, I-й закон механики И. Ньютона
(1643-1727) гласит: "Если на тело не действуют другие тела, то оно сохраняет состояние покоя...". Однако говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отчета (дом покоится относительно Земли, но вращается вместе с ней вокруг ее оси, вокруг Солнца и центра Галактики со скоростью 250 км/с и т.д.). Частицы, составляющие материал дома, находятся в состоянии бурлящего движения, переходят друг в друга. Американский философ Ст.Чейз говорил: "Когда я смотрю на корову, гуляющую по лугу, я вижу бешеную пляску электронов". Фотоны солнечного света, падая на поверхность вашего стола ежесекундно выбивают миллионы электронов (явление фотоэффекта). Однако при всех подобных изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков (дома, коровы, стола), позволяющий говорить об определенном предмете.

Таким образом, понятие покоя обозначает те состояния движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство (атрибут) материи.

В конце XIX века возникло течение "энергетизма", пытающееся мыслить движение само по себе, без материального носителя. Автор энергетизма, немецкий химик В.Освальд, предлагал даже заменить понятие материи понятием "комплекс энергии". Сторонники энергетизма истолковывают формулу А. Эйнштейна Е=mc² как возможность превращения массы в энергию и наоборот, отождествляя в духе старого материализма массу с материей, а энергию с чистым движением. На самом деле формула Эйнштейна связывает противоположные свойства единой материи: ее активность – энергию и неподатливость движению – инерцию. Материал для одних форм и состояний переходит в другие, и каждый такой переход есть материальное движение.

Формы движения бесконечно разнообразны. Тем не менее их можно объединить по общим для них характерным признакам. Каждому уровню организации материи присуща своя форма движения. Ф.Энгельс, используя данные науки XIX в., выделял пять основных форм движения материи:

1. Механическое. Присуще, как писал Энгельс, для "перемещения земных и небесных тел", то есть макротел.

2. Физическое, под которым Энгельс понимал движение молекул, теплоту.

3. Химическое, более сложная форма движения, носителем которого является атом.

4. Биологическое. Высшая форма движения природы. Носители – организмы.

5. Социальное движение венчает классификацию Энгельса, в которой человек (носитель этого движения) занимает высшую ступень всех видов материи.

Наука ХХ века во многом уточнила и дополнила классификацию форм движения Энгельса:

– наряду с классической механикой признаны другие механики, например квантовая;

– физическая форма движения материи, с современной точки зрения, включает в себя электромагнитное, сильное, слабое и гравитационное взаимодействия, тепловые процессы и изменения космических систем;

– химическая форма движения обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам;

– уточнены носители биологического движения – молекулы белка, ДНК и РНК;

– социальное движение не может осуществляться без субъективной реальности, складывающейся в человеческом сознании, то есть сознание обеспечивает функционирование и развитие общества как целого.

Будущий прогресс науки приведет к открытию новых форм материи и движения, поэтому данная классификация будет конкретизироваться, уточняться и развиваться. Но основные философские принципы, заключенные в ней, сохраняются:

1) принцип качественного многообразия форм движения – каждому виду материи соответствует своя форма движения;

2) принцип развития форм движения – от простой к более сложной; высшие формы возникают из низших естественным и закономерным путем;

3) принцип преемственного усложнения, то есть высшие, более сложные формы содержат в себе низшие, простые формы, но имеют свои, качественно иные по сравнению с ними, законы функционирования.

Поэтому для понимания более сложных форм необходимо выяснить сущность простых форм движения, на которые опираются сложные. Например, нельзя определить сущность жизни, не отыскав ее физико-химической основы. Однако полностью объяснить явления более высокой формы движения, опираясь лишь на закономерности низших форм, тоже нельзя. Высшие формы ни в коем случае не сводятся к низшим, как это пытается истолковать редукционизм (лат. reductio – "возвращение, упрощение"). Например, преступность – социальное явление, его нельзя полностью сводить к биологической природе человека, можно таким образом редуцировать все высшие формы движения к простейшей – механической.

Все изменения, происходящие во Вселенной, представляют собой движение. Однако движение, при всем разнообразии форм, – процесс крайне непростой и неоднородный. Выделяются три вида движения:

1) простое (циклическое) изменение – вращение колеса, круговорот воды в природе (все формы движения без каких-либо качественных изменений);

2) качественные изменения от низшего к высшему, ведущие к усложнению и самоорганизации системы – прогресс;

3) качественные изменения от высшего к низшему, приводящие к разрушению сложного, дезорганизации, хаосу – регресс.

Второй и третий типы движения, связанные с качественными изменениями, характеризуются как РАЗВИТИЕ – необратимое, закономерное, качественное, направленное изменение явлений природы, общества и сознания. Развитие – особый тип изменения. Изменение универсально и происходит в мире постоянно, развитие же характеризует лишь некоторые изменения в определенных интервалах времени.

Любое простое движение рано или поздно приводит к качественному изменению, то есть развитию (колесо изнашивается, вода дает жизнь растениям и т.п.). Оно как бы готовит другие типы движения, существующие во взаимодействии (усложнение невозможно без разрушения, жизнь без смерти).

Прогрессивное развитие всегда сочетается с регрессивным, усложнение организма в целом не исключает процесс упрощения, деградации отдельных его органов, функций. Таким образом, прогресс – лишь одна из тенденций развития. Каким же образом материя развивается прогрессивно, усложняясь? Как, благодаря чему вечно движущаяся материя в непрерывном процессе самоизменения постоянно усложняется, порождая такое многообразие форм: от элементарных частиц до человеческого мозга? Без прослеживания различных ступеней развития природы само существование мыслящего человеческого мозга оказывается чудом.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Движение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Бытие и сознание
  Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным. Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Диалектика как теория развития
  Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Историческое развитие теории познания
  В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Тема 13. Право в человеческом измерении
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл   В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги