рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалектика как теория развития

Диалектика как теория развития - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ   Идея Развития Складывалась В Человеческом Сознании На Протяже...

 

Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. Учения первых диалектиков (даосы, Гераклит) основывались на уяснении явлений, доступных обычному наблюдению. В любом явлении сочетается необозримое множество различных сторон, моментов, отношений, свойств, которые в процессе познания выделяются и изучаются по отдельности. Однако делать это можно по-разному:

1. Можно выхватывать отдельные моменты, признаки и по ним характеризовать явление в целом. Такой односторонний подход к явлениям получил в философии название СОФИСТИКИ, однако он дает искаженное представление о целом.

2. Чтобы избежать софистики, некоторые пытаются выступать с позиции ЭКЛЕКТИКИ, то есть сочетая разные признаки предмета, учитывая не одну, а многие стороны явления. Однако это сочетание является формальным, не выясняет взаимоотношения признаков, сторон явления, не выделяет среди этих признаков главного, определяющего.

3. В обоих случаях картина целостного явления оказывается извращенной, неверно отображающей действительность. Поэтому наряду с софистикой и эклектикой в античной философии складывается метод ДИАЛЕКТИКИ. В противоположность софистике диалектика требует всестороннего подхода к предмету, однако в отличие от эклектики диалектика предполагает не формальное сочетание различных признаков предмета в его определении, а умение раскрыть взаимосвязь этих признаков и выделить такой признак, который в данных конкретных условиях выступает как основной.

В античности диалектический метод применял Сократ, его разрабатывал Платон, а в Новое время развил и углубил Гегель.

В чем суть этого метода? Чтобы избежать неполноты и односторонности, важно выделять в объекте не просто различные, а противоположные стороны и моменты, то есть противоречия. Противоречие – крайняя степень различия, поэтому постижение противоречий позволяет наиболее полно охватить содержание целого. Поэтому раздвоение познаваемого объекта на противоположности и изучение возникающих при этом противоречий – один из главных принципов диалектического мышления.

Следует различать диалектические и логические противоречия. Логический закон противоречия гласит: два противоположных суждения одновременно об одном предмете не могут быть истинными. А диалектически противоречивые суждения характеризуют объект в разных отношениях, не нарушая законов логики. Например, распространение света – это процесс непрерывный (колебания электромагнитного поля) и прерывный (поток дискретных частиц – фотонов). Поэтому логический закон противоречия не нарушается, и оба эти суждения могут быть одновременно истинными. Диалектика требует не просто констатировать противоположности, но и логически непротиворечиво объяснять, как они совмещаются в одном и том же объекте.

Итак, искусство мыслить диалектически заключается прежде всего в умении вскрывать и анализировать диалектические противоречия. "Раздвоение" познаваемого объекта на противоположности и изучение возникающих при этом противоречий – один из главных принципов диалектического мышления.

По остроумному замечанию Платона познание начинается с удивления. Удивление означает, что человек что-то видит, но не понимает, а потому нуждается в добавочном знании, выходящем за пределы увиденного. Это и есть первый шаг к познанию – первое раздвоение познаваемого объекта: в нем различается "внешняя", чувственно воспринимаемая реальность – ЯВЛЕНИЕ и "внутренняя", скрытая от непосредственного наблюдения – СУЩНОСТЬ этого явления, знание которой необходимо для его понимания.

Такое "раздвоение единого" зародилось еще тогда, когда первобытные люди стали одушевлять природу: дух леса (леший), дух воды (водяной) – это первоначальные, очень примитивные представления о сущности, которая лежит за наблюдаемыми явлениями и как бы "руководит" ими. Постепенно исторически формируются философские категории явления и сущности.

ЯВЛЕНИЕ – "внешность" объекта, чувственно отражаемая субъектом. СУЩНОСТЬ – "внутренность" объекта, недоступная непосредственному созерцанию и постигаемая мышлением.

1. Чтобы познать явление, его надо наблюдать, чтобы познать сущность этого явления, его надо понять. Явления описывают, сущность объясняют, исследуют теоретически.

2. Явление и сущность – парные категории диалектики. Отдельно друг от друга они не существуют. Всякое явление несет в себе свою сущность, а всякая сущность проявляется в каких-то явлениях. (Радуга – явление, сущность которого – рассеяние солнечного света в капельках влаги в атмосфере).

Составляя нераздельное единство, явление и сущность не совпадают друг с другом. Их единство – это единство противоположностей.

3. Сущность – нечто общее, одинаковое в явлениях, которые существуют в разное время и в разных местах. Множество различных явлений может иметь одну и ту же сущность (различные звуки имеют общую сущность: они суть колебания воздуха).

4. Явление есть нечто изменчивое, нестабильное, оно содержит в себе множество разнообразных черт и особенностей, которые зависят не только от его сущности, но и от условий его существования. Сущность, наоборот, есть нечто стабильное, постоянное; проявляясь в зависимости от условий по-разному, она может при этом оставаться одной и той же. Поэтому явление не сводится полностью к своей сущности, оно всегда "богаче" ее. Вода (сущность – ) проявляется в различных состояниях, кристаллический углерод проявляется в виде угля и алмазов).

5. Сущность не лежит "на поверхности" явлений, до нее надо "докапываться". В процессе познания сначала наблюдают явление, а потом в ходе размышлений раскрывают их сущность, причем эта сущность тоже требует объяснения, поэтому человеческая мысль движется дальше, к еще более глубокой сущности. (Перемещение планет по небу – явление; движение планет вокруг Солнца – сущность первого порядка; всемирное тяготение – сущность второго порядка; искривление пространства-времени – сущность третьего порядка).

Глубина постижения развивающегося мира в разных философских учениях не одинакова. Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания: диалектическое и метафизическое (или догматическое) (см. Т.2). Догматизм, опираясь на догмы, неизменные понятия, непреложные формулы, не учитывает конкретных условий, связи, взаимодействия явлений. Мир многогранен и разнообразен, каждый предмет имеет множество свойств, качеств, сторон, взаимоотношений со всем миром. Умение схватить связь разнообразных моментов отличает диалектику от догматизма.

Диалектика – учение о всеобщих связях и развитии. Наиболее сложный тип связей – взаимодействие противоположностей. Догматическое мышление знает лишь жесткие противопоставления ИЛИ-ИЛИ, это черно-белое мышление, не улавливающее оттенков, переходов между крайностями, их диалектических связей и взаимодействия. Поэтому догматизм не может понять единство биологического и социального в человеке, индивидуального и общественного, национального и интернационального.

В отличие от догматизма, диалектика – такое понимание мира, в котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположностей, в развитии. С древних времен диалектический способ мышления проявлялся в диалоге, способе общения между двумя или несколькими лицами. Само понятие диалектики возникает от греч. "искусство вести беседу". Искусство диалога, начиная от Сократа, прошло многие исторические этапы развития, выработав умение обсуждать сложные проблемы, понимать, уточнять разные, порой противоречивые точки зрения.

Цель диалектики, творческого диалога – не подавление чужой позиции, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам. Тексты и другие средства информации позволяют вступать в диалог с людьми, находящимися далеко или жившими давно. Возможен диалог идей, поколений, эпох, культур, традиций. Творческое мышление людей диалогично по своей сути. Диалогичность – важнейшее свойство человеческого сознания (см. Т.7).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалектика как теория развития

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Бытие и сознание
  Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным. Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопро

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Историческое развитие теории познания
  В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Тема 13. Право в человеческом измерении
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл   В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги