Реферат Курсовая Конспект
Социализация личности и социальные роли - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Человек Становится Личностью Благодаря Тому, Что Живет В Обществе И Во Взаимо...
|
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория социально-историческая, она характеризует индивида как члена определенного исторического общества, обладающего необходимыми для жизни в этом обществе социальными качествами.
Процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств называется СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ.
Социализация – процесс формирования и развития личности, который начинается с рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Социализация осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Основа социализации – общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе и т.д.
Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование. Важно понять, что никакие внешние условия, сколь бы благоприятными они ни были для человека, не могут сами по себе реализовать его способности – для этого необходимо его личное стремление, воля, внутренняя раскованность, духовная свобода. Негативно влияют на духовную свободу многих людей довлеющие над их сознанием религиозные или обывательские представления, шаблоны, стереотипы, предрассудки, суеверия, нежелание мыслить и действовать самостоятельно, брать на себя ответственность, стремление перекладывать ее на других, на начальство и т.д. Эти представления ограничивают свободу выбора, творческую активность и духовную свободу человека.
В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры: осваивая язык и способы обращения с предметами, он овладевает нормами, правилами, программами поведения и становится одновременно потребителем, носителем и творцом культуры. Однако накопленное человечеством богатство культуры настолько огромно и многообразно, что отдельный человек не может охватить его целиком. Поэтому проблема овладения культурой – практически проблема выбора из всех культурных ценностей тех немногих, которые индивид сможет освоить на протяжении своей жизни. Этот выбор может складываться как на основе случайного знакомства с некоторыми сторонами науки, искусства, философии, техники, так и на основе целенаправленного планомерного изучения какой-то одной сферы жизни общества (например, правоведение).
В силу своеобразия индивидуального выбора у каждой личности образуется свой особый диапазон освоения культурных достижений человечества – ее кругозор. От его особенностей зависит духовный мир личности, круг ее знаний, запросов и интересов – чем он шире, тем выше уровень культурного развития личности.
Сходство условий жизни порождает у людей сходные ценностные ориентации, то есть отношение личности к социальным ценностям, регулирующим ее поведение. Совокупность типичных ценностных ориентаций обусловливают определенный облик личности – социальный тип. Каждая историческая эпоха порождает множество социальных типов личности: феодализм (рыцарь, аристократ, ростовщик, холоп, бунтарь и прочие), застой (бюрократ, фарцовщик, диссидент и другие).
Но конкретная личность наряду с общими, типичными имеет и специфические, индивидуальные ценностные ориентации, обусловленные особенностями ее биографии.
На них влияют:
– психические черты индивида,
– специфика жизненного опыта,
– переживания, с которыми связаны различные моменты душевной жизни.
Будучи членом общества, человек вступает во множество различных отношений с другими людьми. Место, которое он занимает в этих отношениях, обусловливает его СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ – образ поведения, ожидаемый от человека в силу его места в обществе. Ожидания, которым должно удовлетворять поведение исполнителя роли, могут быть закреплены в законах, правилах, инструкциях или же заданы существующими обычаями, традициями, нравственными нормами, образцами поведения (на похоронах надо горевать, на свадьбе – веселиться).
В. Шекспир: "Весь мир театр. В нем женщины, мужчины – все актеры... И каждый не одну играет роль". Но социальные роли, в отличие от театральных, развиваются не по написанной кем-то пьесе с заранее известным финалом. В жизни все мы, играя роли отцов и детей, начальников и подчиненных, преподавателей и студентов, покупателей и продавцов, являемся одновременно и исполнителями и авторами своих жизненных пьес. Ролевое поведение человека зависит от:
1) содержания роли – ролевых ожиданий;
2) глубины усвоения содержания;
3) уровня исполнения роли.
Нередко человек подчиняет себя давлению большинства, проявляя конформизм (лат. conformis – "подобный, сходный") – приспособленчество, пассивное принятие господствующего мнения, порядка вещей и т.п. Конформизм служит способом разрешения конфликта между личным и групповым мнением в пользу группы, так как зависимость человека от других вынуждает искать его подлинного или мнимого согласия, подстраивать свое поведение под чужие эталоны.
Разные роли предъявляют личности несовместимые требования, из-за чего возникают ролевые конфликты (лат. conflict – "столкновения"):
1) межролевые, когда личности приходится выбирать между ролями, образами поведения (начальника и друга подчиненного, служащего и родственника и др.);
2) внутриролевые, когда поведение, предписываемое ролью, понимается разными людьми неодинаково (глава семьи, командир взвода и др.).
Разнообразные конфликты требуют от личности самостоятельных и ответственных решений. Личность не может быть автоматом, послушно исполняющим предписанные функции.
Личность формируется на пересечении ее внутреннего духовного мира и внешних требований ее социальных ролей. Усвоение определенных ролей существенно меняет психические черты и весь духовный облик личности. Как правило, профессиональная роль сильно деформирует способности, интересы, характер личности: у многих милиционеров не только на работе, но и в личных отношениях проявляются назидательная манера речи, склонность к поучениям, негибкость, прямолинейность мышления, связанная с привычкой упрощать сложные вещи, "блюдя законность". С другой стороны, сами психические особенности, ценностные ориентации личности, ее кругозор, влияют на выбор ею профессиональных и других социальных ролей.
В зависимости от духовного мира личности складывается и ее отношение к выполняемым ролям, степень вовлечения в них. С некоторыми своими ролями личность может срастаться, становясь единым целым, а к другими ролям может "сохранять дистанцию", ощущая свою автономию и независимость. Однако очень нелегко, будучи Штирлицем, оставаться при этом Исаевым: использование маски далеко не всегда проходит для личности без последствий: личина может прирастать к лицу; поведение, соответствующее взятой маске, может со временем стать привычным и изменить существо личности, его подлинные черты. Но что же такое истинное Я человека?
4. Индивидуальность и духовное "Я"
Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимый способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь. Человек как личность всегда обладает индивидуальностью – своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей.
Индивидуальность – единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств:
– общечеловеческих природных и социальных признаков;
– конкретно-исторических;
– неповторимых телесных и психических характеристик.
Подлинная индивидуальность – меньше всего оригинальничанье, стремление выпятить свою внешность, манеры поведения и прочее. Неповторимость личности "вовсе не вправе каждого быть дураком на свой манер" (Л. Фейербах). Действительно яркая индивидуальность выделяется не внешними эффектами, а умением достигать лучших результатов в какой-либо общезначимой деятельности. Тайна индивидуальности связана с искусством быть самим собой.
Быть собой – значит не потакать своим капризам и желаниям, а быть ответственным за себя, делать свою собственную историю жизни, "писать свою биографию".
Индивидуальность – настолько же творчество и свобода, насколько бесконечное самопреодоление. Человек противоречив и неоднозначен, его жизненный путь всегда неповторим и оригинален. Поэтому указать другому его путь, раскрыть смысл его жизни нельзя, это значило бы прожить вместо него эту жизнь. Каждый должен изучить и делать себя сам. Но попробуйте дать исчерпывающий ответ на "детский" вопрос: "Что такое Я?" и вы убедитесь, что индивидуальность – загадка даже для себя самой.
Словом "Я" каждый человек называет только себя, назвать этим словом другого человека нельзя. "Я" – нечто такое, чем является каждый человек для себя самого. Мое Я всегда со мной, оно не может быть отдельно от меня (как любая часть тела) и не может быть никем другим присвоено себе. Никто не может воспринять мое Я, как воспринимаю его я сам.
Но представление личности о своем Я (возникающее в ее самосознании) – не то же самое, что ее действительное Я, это лишь образ Я, а не само Я. Мое Я есть то, что обладает моим сознанием и является его носителем, а не то, что возникает в моем сознании, когда я думаю о себе. Понять Я как образ проще: человек способен воспринимать и судить о себе, значительно сложнее понять Я как субъект мысли, чувства и действия – здесь кроется тайна, связанная с возникновением индивидуального Я.
Образованию собственного Я предшествует социализация ребенка, связанная с приобщением его к миру взрослых. Осознание своего Я – великое открытие для маленького человека, он отделяет свой внутренний мир от внешнего и понимает их различия.
Слово "Я" употребляется в 3-х основных смыслах:
1. Телесное Я – единый, целостный организм, носитель всех моих физических и духовных свойств. В этом смысле мое Я противополагается всем предметам и явлениям окружающего мира.
2. Социальное Я – Я как член общества. В этом смысле мое Я сопоставляется с ТЫ, то есть с другой личностью; с МЫ, то есть с группой людей, в которую я себя включаю; с ОНИ, то есть с группой, от которой я себя отделяю.
3. Духовное Я – психическое образование, составляющее внутреннее ядро моей личности. В этом смысле мое Я противостоит не только моему телу (вместилищу Я), но и моим действиям, мыслям, чувствам, желаниям, которые выступают лишь как отдельные акты, состояния и проявления моего Я. Духовное Я скрыто внутри личности – для его анализа доступны только его внешние проявления.
Я никогда не становится объектом, который наблюдается, изучается, исследуется. Делая объектом изучения какие-то свойства своей личности или элементы своего сознания, я тут же осознаю, что мое Я может мыслиться независимо от них, будучи даже в другом теле, имея другие ценностные ориентации, эмоции и знания. Я как объект неуловимо. Я всегда остается субъектом, который наблюдает, изучает, исследует объекты, существующие вне его и выступает как самая глубокая сущность конкретной человеческой личности, как источник ее активности, инициативы, самодеятельности.
Тайна человеческого Я – одна из сложных и увлекательных "вечных" проблем философии, не имеющая окончательного решения, а лишь различные подходы.
1. Согласно И. Канту, человеческое Я двойственно:
– как вещь для нас – это эмпирическое Я, то есть совокупность явлений психической жизни, доступных самонаблюдению (разум, память, чувства и т.д.);
– как вещь в себе – это трансцендентальное Я, которое есть "сущность, мыслящая в нас". Будучи вещью в себе, трансцендентальное (лат. – "выходящее за пределы") Я принципиально непознаваемо, но оно выступает как необходимое общее условие существования эмпирических Я, познаваемых каждой личностью, как индивидуальное сознание вообще, лежащее в основе всякого конкретного индивидуального сознания.
2. В современной американской философии на смену представлениям о существовании единого, устойчивого и неизменного Я выдвигается образ Протея (древнегреческого бога, постоянно меняющего свой облик): в личности содержится множество Я, подвижных и ускользающих, быстро меняющихся в зависимости от условий. Такая нестабильность Я делает его неопределенным, неоднозначным, а потому – неуловимым.
3. С позиции другого современного философского течения (экзистенциализма), тайна человеческого Я связана с тем, что Я – не что-то реально существующее, а представляет собою в каждый момент жизни ПРОЕКТ, который личности предстоит осуществить. Для личности существовать – не просто быть, а все время свободно выбирать себя, делать себя, поэтому Я никогда не находит своего воплощения в бытии: человек всегда "не есть то, что он есть, а есть то, чем мог бы стать" (Ж.П. Сартр).
Таким образом, для понимания сущности своего Я нет какого-то общего рецепта, этот вопрос каждый должен решать сам.
Мое Я – не только осознание своей особенной сущности, это скорее утверждение собственной позиции в сплетении моего общения с другими, в отношениях Я и ТЫ, Я и МЫ, Я и Другие. Именно общение есть обязательное условие для самопонимания и самоутверждения. Осознавая себя, человек обязательно осознает в себе другие Я. И чем сложнее многообразнее отношения, связи одного Я с другим Я, тем богаче, сложнее становится индивидуальность каждого, в этом смысле каждое Я – содружество индивидуальностей, множество Я в моем Я.
Жить отъединенным от других человек не может, ибо это разрушает его индивидуальность, его Я. Значит, необходимо не только сохранять свое неповторимое Я, всегда оставаться самим собой, но и уметь выйти за рамки своей индивидуальности, преодолеть одиночество и отчуждение. И значит, моя индивидуальность не есть моя собственность. Только та личность, которая знает, что она есть и чем желает быть, может обладать подлинной индивидуальностью, выходящей за пределы просто единичности.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социализация личности и социальные роли
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов