рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чувственное и рациональное

Чувственное и рациональное - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Каждый Индивид В Течение Жизни Приобретает Знания Об Окружающем Мире: От Люде...

Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все человеческие знания когда-то и кем-то были добыты впервые посредством самостоятельной познавательной деятельности. Анализируя познавательную деятельность человека, философы стали издавна различать две основные формы, в которых результаты познания выражаются в сознании:

1) наглядные образы (картинка);

2) абстрактные мысли (конструктивная функциональная схема).

Содержание наглядного образа фиксирует конкретные, индивидуальные признаки предметов, доступные чувственному содержанию; в пространстве-времени образ подобен самому предмету.

Содержание абстрактной мысли выражает общие признаки предмета, взятые в отвлечении от его индивидуальных, чувственно созерцаемых признаков; никакого пространственно-временного сходства.

Этим двум формам выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности:

1. Чувственное познание – процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими.

2. Рациональное познание – процесс формирования и развития абстрактных мыслей.

Роль и значение чувственного и рационального в познании, их соотношение в философии оценивались по-разному. Сторонники сенсуализма, эмпиризма (Гоббс, Локк, Беркли) утверждали, что главный источник знаний – чувственный опыт. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) полагали, что решающая роль в познании – разум. И.Кант в ХVIII в. доказывал, что чувственное и рациональное в равной мере являются необходимыми элементами познания, так как знание возникает в результате соединения данных чувственного опыта с формами рационального мышления (которые уже имеются в сознании до опыта).

Накопленные к настоящему времени результаты гносеологических и психологических исследований позволяют преодолеть крайности сенсуализма и рационализма, сохранив их позитивное содержание. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступеней познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью, ведь мышление – качественно самостоятельное целое со своей особенной структурой, отличной от структуры чувственного познания.

Познание явлений, вещей начинается с наблюдения конкретных явлений, то есть с непосредственного восприятия человеком мира с помощью органов чувств. Чтобы познать неизвестный предмет, нужно сначала осмотреть его, определить присущие ему свойства. Полученный в результате этого исследования эмпирический материал служит основой для дальнейшей мыслительной его обработки. (От живого содержания – к абстрактному мышлению – к практике). Мы ничего не узнаем иначе, как с помощью органов чувств. Даже о тех знаниях, которые уже являются достоянием человечества, мы узнаем посредством письменной или устной речи, воспринимаемой зрением или слухом. Лишенный сразу всех органов чувств, человек теряет вообще возможность воспринимать, а значит и познавать окружающий мир, так как кроме этих органов чувств у нас нет других средств и возможностей контакта с внешним миром, а без такого общения невозможно и само познание.

Ощущение – простейший чувственный образ отдельных свойств, предметов, явлений. Ощущение – отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств. Психологи насчитывают до 20 видов внешних и внутренних ощущений: зрительные, вкусовые, слуховые, чувство голода, жажды). Вся исходная информация о мире поступает в человеческое сознание через ощущения. С помощью приборов человек расширяет свои природные возможности, которые расширены у сенситивов, экстрасенсов. Но ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов. Цельный же образ их возникает в сознании через более высокую форму чувственного познания – восприятие.

Восприятие – целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств. Все ощущения воспринимаются не изолированно друг от друга, а как свойства единого предмета. Восприятие сводится к простой механической сумме ощущений. Оно – результат сложной психической деятельности, синтезирующей различные ощущения в единое целое. Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек улавливает при этом его сходство с другими объектами, узнает его, относит его к определенному классу или виду. На содержании наших восприятий сказываются интересы, настроения, чувства, желания, опыт.

Третья форма чувственного отражения материального мира в сознании человека – представление – наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Это воспроизведение в сознании тех предметов, явлений, которые воздействовали на органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в памяти. Содержание представлений формируется на основе прошлых восприятий. Но представления опираются не только на воспоминания, но и на воображение. Сила воображения позволяет человеку создавать в уме новые образы, способные значительно отличаться от всего виденного ранее. Однако материалом для создания новых образов неизменно служат чувственные данные, взятые из прошлых восприятий (Пегас, Кентавр).

Представления отличаются от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости, но они не есть только бледные, ослабленные копии впечатлений. Они содержат элементы обобщения, что делает их более высокой формой чувственного отражения материального мира, чем ощущения и восприятия. В формировании представлений возрастает роль знаний, мотивации, опыта, осмысления и истолкования их содержания. Свидетели преступления зачастую могут расходиться в показаниях, их представления зависят от их личного понимания и осмысления. Люди доосмысливают неясности, забывают подробности, опираются на свое воображение.

Из опыта каждый знает, что одно представление вызывает другое и т.д. Образуются целые комбинации образов, связанных друг с другом, называемые ассоциациями. Ассоциация – связь между образами, при которой возникновение одних из них влечет за собой появление других. Существуют определенные психологические закономерности, обуславливающие ассоциативный переход от одних образов к другим. Ассоциация складывается:

– по смежности (если объекты постоянно воспринимаются вместе, то и представления сходству (объекты с аналогичными признаками);

– по контрасту (несходные признаки).

Ощущения, восприятия, представления – первая и необходимая ступень познания – чувственное живое созерцание. Хотя представление находится уже на перепутье между чувственным и рациональным познанием. Оно и конкретно, наглядно, и в то же время не является непосредственным отражением, как ощущения и восприятия. Но с помощью только чувственного познания невозможно раскрыть внутреннюю сущность предметов, закономерности, присущие вещам, явлениям объективного мира. Человек не довольствуется познанием внешних сторон явлений, а стремится проникнуть в сущность реального мира, познать закономерности развития природы, общества, мышления, что невозможно без теоретического, научно-абстрактного мышления.

Далеко не все явления материального мира можно воспринять чувственно даже с помощью самых совершенных приборов. При изучении законов истории, экономических форм мы не можем пользоваться микроскопом, химическими реактивами, их должна заменить сила абстракции, сила человеческого разума. Поэтому абстрактное, рациональное мышление играет исключительно важную роль в познании, являясь высшей ступенью познавательного процесса. Рациональное (абстрактное, логичное) познание (мышление) – опосредствованное (через множество промежуточных операций переработки информации) и обобщенное отражение действительности.

Его основные черты:

– определенность;

– непротиворечивость;

– последовательность;

– обоснованность.

С его помощью человек выходит далеко за пределы непосредственного чувственного опыта и получает возможность познать то, что нельзя не только ощутить и воспринять, но даже и представить (бесконечность, многомерное пространство – "ненаглядные понятия", их можно лишь обозначить условными символами).

Первая форма логического мышления – понятие – мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки. Понятия имеют содержание и объем. Содержание понятия – признаки, которые в нем мыслятся. Давая определения понятия, надо указать существенные признаки, необходимые и достаточные для отличения предмета от всех других. Объем понятия – совокупность предметов, обладающих этими признаками.

Различают понятия единичные (объем – один предмет) и общие (два и более). (Понятие "Москва" тождественно по объему понятию "столица России", может быть меньше или больше). Любое мышление – простое, самое сложное, элементарное, формально-логическое, научно-теоретическое, диалектическое – всегда осуществляется при помощи понятий.

Таким образом, понятие – материал, основа любого мыслительного акта; элементарная клеточка логического мышления. Но отдельными понятиями, изолированными друг от друга, люди никогда не мыслят. В мыслительных процессах понятия всегда употребляются в составе суждений (как слово в предложении). Мы мыслим суждениями, оперируя понятиями.

Суждение – мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается. Всякая мысль, содержащая в себе утверждение или отрицание чего-либо, выражается в виде суждения. В отличие от понятий, которые отображают совокупность существенных свойств предметов, суждения отражают связи и отношения между вещами и внутри самих вещей, между вещами и их свойствами. Мыслить – это прежде всего выражать (устно, письменно, в уме) суждения, то есть судить о вещах, явлениях и их свойствах. Суждение теснейшим образом связано с понятием:

1) в состав каждого суждения непременно входит понятие;

2) ни одно понятие нельзя сформировать без помощи суждений;

3) содержание понятия можно раскрыть только при помощи суждений, так как раскрыть содержание = определить это понятие, то есть перечислить существенные признаки предметов, отраженных в данном понятии, что можно сделать только при помощи суждений.

Суждения могут быть простые (S – P) и сложные. Многие из суждений выражают знания, приобретенные путем непосредственного наблюдения над действительностью (роза красная). Но значительная часть суждений (в науке) выводится по определенным правилам (логики) из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений.

Умозаключение – логическое рассуждение, с помощью которого из одних суждений выводятся другие суждения.

Например: Ртуть – жидкость (м-р)

Ртуть – металл (м-s)

Некоторые металлы – жидкости (s-р).

 

Суждения над чертой – посылки, под чертой – вывод (заключение).

Вывод вытекает из посылок с логической необходимостью. Умозаключение, в котором вывод логически необходимо следует из посылок, называется дедуктивным. Если посылки истинны, логически правильное дедуктивное умозаключение всегда ведет к истинным выводам. Однако дедукция не позволяет получить заключение, которое было бы более общим, чем посылки. Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее – индуктивное. Индукция позволяет обобщить имеющиеся знания, однако выводы, к которым она приводит, не являются достоверными. В мышлении дедукция и индукция взаимодополняют друг друга. Существует множество видов умозаключений, различных по своей логической структуре. Умозаключение – мощное средство научного познания. На них построено все здание науки.

Таким образом, абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений дает нам возможность более полно и глубоко познать объективность мира, раскрыть наиболее важные, существенные стороны, связи, закономерности действительности. Поэтому оно – высшая степень познания.

Чувственное и абстрактное познание органически связаны между собой. Каждая из этих сторон познания, взятая отдельно, не может существовать без другой, никакое абстрактное мышление не может осуществляться без чувственного опыта, без непосредственно живого созерцания предметов мысли. Непосредственное общение человека с миром, живое чувственное познание – необходимая основа логического, теоретического мышления. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы.

Процесс познания не всегда осуществляется в развернутом и логически доказательном виде. Опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях недостаточна для решения проблем; порой процесс творчества не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чувственное и рациональное

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Бытие и сознание
  Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным. Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопро

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Диалектика как теория развития
  Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Историческое развитие теории познания
  В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Тема 13. Право в человеческом измерении
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл   В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги