рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественное сознание

Общественное сознание - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Общественное Бытие – Это Объективная Реальность, Материальная Сторона ...

Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует вне человеческого сознания и не может быть изменена посредством одних лишь духовных усилий. Вступая в жизнь, каждое новое поколение людей не может произвольно выбирать, создавать свое общественное бытие, оно застает его уже сложившимся, относительно устойчивым. Общественное бытие – это вся совокупность объективных условий, процессов, предметов и продуктов практической деятельности людей. Оно включает в себя:

– существование и воспроизводство человеческого рода;

– природные объекты, с которыми люди взаимодействуют в ходе своей совместной практической деятельности;

– искусственную среду (вторую природу), созданную людьми;

– процессы воспроизводства и распределения материальных благ;

– обусловленные этими процессами отношения людей к природе и друг другу;

– материальные условия быта (отношения, связанные с потреблением материальных благ, жилищные условия, бытовое обслуживание и т.п.);

– исторические сложившиеся формы практической деятельности людей и объективные законы их взаимосвязи и изменения;

– учреждения и организации, обеспечивающие воспроизводство, сохранение и развитие общественных отношений и культуры (государственные, правовые, воспитательные, образовательные учреждения, НИИ, политические партии и организации и т.п.).

Если понятие общественное бытие касается материальной жизни людей, условий производства материальных благ, то под общественным сознанием понимается духовная сторона жизни общества, связанная с субъективными представлениями людей об их общественном бытии.

Общественное сознание – это осознание обществом самого себя, то есть своего общественного бытия. Общественное сознание – это совокупность продуктов духовной деятельности людей: идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающая общественное бытие, материальные условия их жизни.

Духовный мир, психика, сознание одного человека отличаются от духовного мира любого другого человека. Но в сознании людей наряду с индивидуальными имеются общие черты, отражающие общественно важные обстоятельства. У людей, живущих в сходных условиях, возникают и сходные представления о жизни. Кроме того, в ходе совместной деятельности они вступают в духовное общение, обмениваются своими мыслями и вырабатывают какие-то общие мнения и суждения. Таким образом, складывается духовное единство людей, общность имеющихся у них знаний, взглядов, настроений.

Общественное сознание определяется общественным бытием и отражает его. Это проявляется в трех аспектах:

1. Бытие служит исходным основанием и материалом для всех человеческих идей и представлений, поэтому в общественном сознании не наблюдается ничего, что так или иначе не было бы навеяно общественным бытием, не было бы прямо или косвенно связано с ним.

2. Необходимое условие формирования и развития общественного сознания – наличие материальных средств, создаваемых в практической деятельности (средства коммуникаций, информационная техника, библиотеки, музеи и т.д.).

3. Именно в бытии, в социальной практике рождаются самые насущные, жизненно важные проблемы, решение которых становится абсолютной необходимостью для дальнейшего существования и развития общества. Такие проблемы в наибольшей степени будоражат общественное настроение и выступают важнейшим фактором стимулирования прогресса человеческой мысли.

Однако не все процессы общественного сознания целиком и полостью обусловлены бытием; общественное сознание не просто пассивно отражает бытие без всякой самостоятельности. Сама зависимость общественного сознания от общественного бытия имеет спорный, опосредованный характер:

1. Общественное сознание не сразу изменяется вслед за изменениями общественного бытия. Общественное сознание инертно.

2. В развитии человеческих знаний, представлений есть своя внутренняя логика: новые идеи вырастают из старых идей, а не создаются каждый раз заново в жестком соответствии с изменениями в общественном бытии.

3. Само общественное сознание неоднородно: в нем борются разные традиции, взгляды и идеи, отражающие бытие различных социальных групп, и поэтому происходящие в общественном сознании сдвиги зависят не только от изменения общественного бытия, но и от субъективных факторов (например, от таланта политиков и идеологов, которые являются лидерами социальных групп).

Общественному сознанию свойственна относительная самостоятельность развития. Общественное сознание – активная сила, влияющая на ход развития общества. Формирующиеся в общественном сознании идеи, планы действий, проекты переустройства общества могут быть использованы людьми и воплощены в жизнь их совместной практической деятельностью. В этом смысле общественное сознание способно оказывать обратное воздействие на бытие, ведь содействуя его преобразованию, оно тем самым тоже как-то определяет бытие. Зависимость общественного сознания от общественного бытия односторонняя, но определяющая. М.Вебер (1864-1920) считал, что протестантская этика сформировала дух конформизма, то есть рациональный стиль жизни, бережливость, накопительство, трудолюбие, предпринимательскую инициативность, жажду наживы в рамках занятости и религиозной морали. Таким образом, одна идеология рождает другую, хотя сама эта новая идеология порождена потребностью изменения экономических отношений.

Общество – материально-идеальная реальность. Совокупность общественных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, то есть всего, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, духовную жизнь общества. Общественное сознание не только отражает общественное бытие, но и имеет активно-творческую способность. Таким образом, общественное сознание – единство двух нераздельных сторон одного и того же процесс: отражение и активно-творческое преобразование.

Влияние общественного сознания на общественное бытие:

– познает его, давая духовную оценку;

– прогнозирует общественное бытие;

– через практическую деятельность людей преобразовывает общественное бытие.

Функции общественного сознания:

1. Познавательная – познание, накопление информации о мире, обществе, человеке.

2. Целеполагающая – выдвижение целей, создание проектов будущего, идеалов, определяющих направление человеческой деятельности.

3. Ценностно-ориентационная – оценка явлений действительности, в которой выражается значение их для человека, его отношение к ним и в соответствии с которой люди ориентируются в жизни, строят свое поведение.

4. Коммуникативная – обеспечение общения людей, их взаимопонимания, согласованности их действий.

Выполняя эти функции, общественное сознание выступает важнейшим фактором развития общества, оказывая воздействие на деятельность людей и тем самым на изменение их бытия.

Задача философии – дать методологический ключ к познанию очень сложного образования, которым является сознание общества. Поэтому представим общественное сознание в виде некой идеальной модели, имеющей собственную структуру, то есть типы, уровни и формы.

Где пребывает общественное сознание? В системе "Человек – Деятельность – Общение – История – Язык – Культура". Вся эта система находится в постоянном динамичном развитии, в процессе непрерывного приобщения вновь рождающихся индивидов к духовной жизни. Мозг индивида не может думать по-человечески вне человечества, вне всемирной истории, то есть вне общества. Индивид конечен и ограничен. Его сознание живет и умирает вместе с ним, обретая бессмертие в системе общества. Генерируемое мозгом человека, включенного в контекст социального бытия, общественное сознание оказывает могучее влияние на каждого индивида. Общественное сознание надличностно, но не внеличностно. Общественное сознание – не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое преобразование, духовная реальность, с которой мы вступаем в диалог. Каждое индивидуальное сознание имеет также и собственные источники развития, поэтому каждая личность по-своему уникальна.

Итак, общественное сознание – не просто сумма индивидуальных сознаний, а то общее, что содержится в них. Общественное сознание объединяет продукты духовной деятельности отдельных членов общества и образует своего рода духовную атмосферу, в которой формируется и развивается их сознание. Общественное сознание составляет общее достояние всех или части общества. Общественное сознание во всей своей сложности и многообразии может проявляться в сознании отдельных людей, в индивидуальном сознании и индивидуальное сознание, как бы оно ни было ограничено у конкретного отдельного человека, содержит элементы общего, элементы общественного сознания.

Таким образом, общее в сознании отдельных людей выступает в индивидуальной окраске, преломляясь через индивидуальное сознание. Общее в сознании – абстрагированное, то есть отвлеченное от всего индивидуального, случайного, конкретного. Все проявления индивидуального сознания, как бы случайны и своеобразны они ни были, содержат в себе элементы общественного сознания, и в то же время индивидуальное сознание никогда не входит полностью в общественное сознание. Общественное сознание определяет индивидуальное сознание, но не заменяет его. Реальное положение каждого конкретного индивида в обществе, как правило, определяется не его желаниями и целями, а прежде всего тем, к какой социальной группе он принадлежит и каково общественное сознание этой группы. Индивидуальное сознание каждого члена группы отражает общественное бытие через призму общественного сознания этой группы.

Кардинальные перемены сознания, взглядов, ценностных ориентаций, установок людей зависят прежде всего от реального изменения, совершенствования их бытия. Неразличение индивидуального и общественного сознания чревато догматизмом, то есть обожествлением некоторой системы идей или волюнтаризмом, то есть игнорированием объективных требований общепризнанного. Итак, сознание не может быть сведено лишь к индивидуальному. Носителями, субъектами сознания могут быть не только индивиды, но и социальные группы, общество в целом. В зависимости от того, кто является носителем общественного сознания, различают три его типа:

1. Групповое сознание – классовое, профессиональное, национальное, возрастное и т.д. Складывается на уровне обыденного и специализированного сознания. Специальное сознание включает в себя системы специальных знаний (в профессиональных группах) и идеологию социальной группы. Групповое сознание неоднородно: любая социальная группа состоит из подгруппы, любая группа входит полностью или частично в состав других социальных групп. Поэтому в сознании группы всегда имеются элементы разных групповых сознаний.

2. Массовое сознание. Субъект – масса, то есть неустойчивая, аморфная, внутренне неупорядоченная совокупность людей. Поэтому и сознание масс разнообразно, оно имеет фрагментарный и достаточно противоречивый характер. В нем содержатся и какие-то традиционные, прочно укоренившиеся, окостеневшие социальные стереотипы, и некоторые быстро меняющиеся взгляды и настроения.

На содержание массового сознания влияют два основных фактора:

– условия жизни масс (бытия);

– деятельность государственных, общественных и других организаций, занимающихся идеологической работой, пропагандой, контролем за поведением людей, воспитанием и образованием.

Важнейшую роль играет в массовом сознании информирование масс, включая объем информации и характер ее подачи.

Состояние массового сознания выражается в общественном мнении. Общественное мнение – это не просто сумма мнений отдельных людей, а результат их общения, обмена мыслями. Где нет общения – нет общественного мнения. Нет его и в том случае, если в обществе господствует насильно устанавливаемое единодушие, а личность, пытающаяся мыслить самостоятельно, находится под угрозой репрессий (например: инквизиция, тоталитарные режимы). Как правило, общественное мнение неоднозначно, плюралистично. Мнение большинства не всегда является общественным мнением. Содержащиеся в нем различные точки зрения, количественное соотношение между их сторонниками устанавливаются с помощью специальных социологических исследований.

3. Общечеловеческое сознание имеет своим субъектом человечество в целом. В него входят: духовные ценности, истины и идеалы, имеющие мировое значение и непреходящий характер. Общечеловеческое сознание формируется на основе исторической практики всего человечества. Важную роль в его развитии играют достижения науки и философии, великие произведения искусства, моральные нормы и заповеди, не знающие ни национальных, ни социальных границ. Всемирное единство человечества как субъекта истории и единство его сознания еще не достигнуто, оно только начинает вырисовываться.

В структуре общественного сознания "по вертикали" выделяют уровни, "по горизонтали" – формы. Разделение на обыденно-житейский, повседневный и специализированный, теоретический уровни основано на противопоставлении:

1) жизненно-практического, несистематизированного, но целостного жизнепонимания и

2) идей, которые подверглись теоретической обработке и рациональной систематизации.

Обыденное сознание формируется на основе житейского опыта и повседневного общения людей. К нему относится и то, что называется здравым смыслом, житейской мудростью. (Такое сознание весьма жизнестойко, если оно целостно и гармонично.) Содержание обыденного сознания включает в себя народные обычаи, фольклор, имеющие хождение в обществе нравственные, эстетические, религиозные представления, народную медицину, разнообразные сведения и приметы о природе, обществе, человеке, трудовой деятельности, необходимые для будничной практики. Из опыта обыденного сознания черпают свое содержание частные науки, философия, искусство.

Обыденное сознание исторически изменчиво в своих качествах, например, повседневное сознание средневековья было далеко от научных представлений, а современное обыденно-практическое сознание общества уже не наивное религиозно-мифологическое отражение мира, напротив, оно пропитано научными знаниями. Обыденное сознание ближе, чем теоретическое к непосредственным реальностям жизни, поэтому полнее отражает специфику ситуации со всеми ее конкретными деталями и смысловыми нюансами.

Характерными элементами обыденного сознания являются социальные стереотипы – упрощенные и стандартизированные представления об общественных явлениях, предопределяющие их восприятие и оценку.

Социальные стереотипы – это определенного рода шаблоны, под которые люди подгоняют свое видение действительности. Они позволяют быстро ориентироваться в явлениях общественной жизни, в людях, однако они же и обманывают, заставляя повиноваться ходячим предубеждениям и "не верить глазам своим". Слова "бюрократ", "теща", "японская радиотехника", "отдых в Сочи" вызывают у нас соответствующие комплексы образов и ожиданий, которые могут и не соответствовать реальности, но влиять на наше отношение к обозначенным этими словами реальным объектам. Существенную роль в общественных отношениях играют национальные стереотипы. Предопределяя восприятие и оценку представителей других народов, они выступают как один из наиболее распространенных источников негативного отношения к ним и являются почвой для различного рода национальных предрассудков.

Как особое социально-психологическое образование стереотип включает в себя три момента:

1) предрасположенность упрощенно оценивать явления;

2) склонность испытывать по отношению к нему более или менее постоянные чувства (симпатии – антипатии, согласие – несогласие);

3) предрасположенность к определенным действиям по отношению к явлению.

Таким образом, стереотип – утратившая свою эластичность, окостеневшая социальная установка, то есть психологическая предрасположенность определенным образом оценивать событие, переживать его, испытывая по отношению к нему соответствующие чувства. Действуя под влиянием определенной установки, человек обычно не задумывается, верна она или нет, не относится к ней критически, поэтому установка может направить человека и на совершение героического поступка, и толкнуть к слепому фанатизму. Однако специальные установки, в отличие от стереотипов, имеют еще некоторую эластичность, то есть способность под влиянием изменившихся условий сменяться новыми, более соответствующими новому ходу общественной жизни.

Человек не может для каждого события, факта, явления каждый раз вырабатывать совершенно новую установку, новый стереотип. Каждый в своем сознании как бы группирует близкие по содержанию установки и стереотипы, относящиеся к какой-либо одной сфере жизни. Такие совокупности близких по содержанию установок, стереотипов создают ценностные ориентации.

Все названные элементы (установки, стереотипы, ценностные ориентации) входят в систему общественной психологии, то есть уровню общественного сознания, где главным является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, ощущение и оценка действительности. Общественная психология включает в себя эмоциональные отношения людей к явлениям общественной жизни, их чувства и настроения. Обыденное сознание и общественная психология находятся на одном уровне общественного сознания, взаимодействуя друг с другом.

Второй уровень общественного сознания составляет специализированное, теоретическое сознание, которое, в отличие от обыденного, вырабатывается целенаправленно специалистами (экономистами, политиками, юристами). Оно выражается в виде логически упорядоченных систем знаний – научных теорий, политических программ, юридических кодексов. Специализированное теоретическое знание от узкой группы профессионалов через систему образования, литературу, средства массовой информации распространяется в других широких кругах общества.

Важное место в специальном сознании занимает идеология – систематизированное, теоретически обоснованное духовное выражение коренных интересов различных социальных групп или общностей. Идеологические учения создаются специалистами-идеологами и специальными организациями (партиями, институтами), после чего внедряются в общественное сознание с помощью пропаганды, оказывая огромное влияние на обыденное сознание. Многие социальные стереотипы рождаются идеологией, которая через пропаганду и рекламу внушает их людям и получает возможность манипулировать их сознанием ("исламская угроза", "рука Москвы", "русские медведи", "капиталистическое изобилие" и т.п.).

Теоретическое и обыденное сознание не могут заменить друг друга, но активно взаимодействуют. Особенности этих уровней общественного сознания отражены на схеме:

 

Основания различия Обыденное сознание (общественная психология) Теоретическое сознание (ИДЕОЛОГИЯ)
Субъекты Массовое сознание Специальные группы профессионалов (идеологи)
Характер Стихийный Целенаправленный
Форма Эмоциональная: слухи, настроения Рациональная, систематизированная
Качество отражения На уровне явлений Сущностное
Функции Ориентация в быту Основа социального поведения

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественное сознание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Бытие и сознание
  Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным. Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопро

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Диалектика как теория развития
  Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Историческое развитие теории познания
  В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Тема 13. Право в человеческом измерении
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл   В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги