рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Направленность исторического процесса

Направленность исторического процесса - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Существует Ли Какая-Либо Направленность В Человеческой Истории? На Этот Вопро...

Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному.

1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше настоящего. Веками людей не покидает мысль, что счастье потеряно в далеком прошлом. Мифологические сказания о древних временах, когда люди были бедны, но равны, художественно выразил Гесиод (YIII-YII вв. до н.э.) в поэме "Труды и дни": человечество пережило пять стадий, спускаясь от "золотого века", когда "люди жили, как боги", до железного, когда дни свои они проводят в трудах, заботах и печалях. Идеализация прошлого и пессимистический взгляд на будущее – очень характерное настроение эпохи перехода от родовых отношений к классовому насилию и рабскому труду. Это настроение отразилось также в иудейском, а затем и христианском учении об утраченном рае.

Недовольство существующими порядками впоследствии не раз заставляло людей вспоминать о будто бы существовавшей в прошлом счастливой жизни человечества. Идеализировалась не только первобытность, античность в эпоху Возрождения рассматривалась как вершина исторического прогресса, а многие романтики XIX в. преклонялись перед рыцарским духом средневековья. Призыв возвратиться от пороков цивилизации назад и сегодня повторяют некоторые философы, напуганные властью техники над человеком, обостряющимися экономическими проблемами, социальными конфликтами, угрозой гибели человечества в ядерной войне.

2. При всем драматизме политических, военных, религиозных конфликтов условия общественной жизни изменяются медленно, потому история представлялась многим в виде круга событий в одних и тех же неизменных формах человеческой деятельности: из века в век люди рождаются, живут, занимаются хозяйством, путешествуют, воюют, умирают, меняются поколения, и все остается по-прежнему. У многих философов складывается представление об истории, как о сумме циклического повторения: рождения, взросления, умирания (Аристотель, Полибий, Макиавелли, Вико, Данилевский). В XX век идея исторического круговорота развивается О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. В их теориях история рассматривается не как единый процесс, а как сосуществование или последовательность различных культур или цивилизаций, каждая из которых проходит свой цикл возникновения, развития и распада, после чего ей на смену приходит другая, совершающая такой же цикл.

Конечно, в истории можно выделить различные типы культур (античная, средневековая, индийская и т.п.), в развитии которых наблюдается определенная цикличность. Но можно ли полностью отрицать существование какой-то общей направленности всемирно-исторического процесса? Огромный путь прошло человечество от каменного топора до компьютера, от костра до нейтронной бомбы, от наскальных рисунков до информатики. Можно спорить, стали ли люди от этого счастливее, но нельзя отвергать очевидное: человечество не топчется на месте, оно движется вперед.

3. Оптимистическая идея исторического прогресса связана с эпохой Возрождения, с реальными достижениями науки, ремесел, искусства, всем оживлением общественной жизни. Мир ощутил, что он идет навстречу разумному справедливому будущему и полон сил для его достижения. Это выразил французский философ А. Тюрго (1750): вся масса человеческого рода переживает попеременно спокойствие и волнения, счастливые времена и годы бедствий, всегда шествует, хотя и медленными шагами, ко все большему совершенству.

Передовые мыслители XYIII в. были уверены в том, что освобождение человеческого разума от религиозного догматизма и ломка феодальных устоев приведут в конце концов к созданию нового рационального общества – "царства Разума", где будут господствовать просвещение и наука, равенство и справедливость, свобода и гуманизм. На этой основе развивались разнообразные учения утопического социализма о разумно устроенном обществе будущего, грядущем "золотом веке".

Прогрессизм – самая популярная идея XYIII-XIX в.: о прогрессе с энтузиазмом говорили философы, ученые, поэты, политики. Однако реальный ход истории плохо оправдывал надежды на приближение "светлого будущего" – революции, которые начинались под лозунгами свободы, равенства и братства и заканчивались кровавым террором и деспотизмом. Уничтожение феодальных сословий не ослабило социальной напряженности, а лишь породило новые конфликты и классовые битвы. Развитие индустриального производства и науки принесло с собой не всеобщее благоденствие, а еще больший разрыв между богатством и нищетой (в середине XX века соотношение доходов между I и III миром 26:1, теперь 40:1), угрозу уничтожения всему человечеству.

В XX веке наступает разочарование в идее прямолинейного исторического процесса, многие возвращаются к концепции круговорота и регресса. Отдавая должное этим концепциям, которые помогают глубже уяснить реальности мирового развития, нельзя все же не заметить общеисторического прогрессивного движения. Но в чем сущность этого прогрессивного развития?

Исторический процесс развития человеческого общества и общественный прогресс – разные понятия. Общий ход исторического процесса определяется объективными закономерностями – рост производительных сил общества и смена способов производства изменяют и все остальные, непроизводственные, отношения, причем эти изменения воспринимаются людьми по-разному: кому-то нравятся, кому-то нет. Одни считают, что в результате этих изменений человечество совершенствуется и приближается к своим лучшим идеалам, другие, напротив, печалятся, что лучшие идеалы рушатся, а люди становятся все хуже. Поэтому одни говорят о прогрессе общества, другие – о регрессе. Ведь представления об идеалах общественной жизни различны зависят от особенностей культуры, от эпохи, в которой живут люди, от их социального положения, от их индивидуального опыта и т.п.

Понятие "общественный прогресс" – это субъективная оценка, которую люди дают объективно проходящим изменениям в жизни общества. Основой оценки являются их представления об идеалах, к которым должно стремиться человеческое общество. Эти идеалы выполняют роль критериев (греч. – "признак, мерило") оценки изменений общества, совершающихся в процессе его развития. Когда изменения происходят в соответствии с идеалами, люди считают их прогрессивными, и наоборот.

Если бы не было никаких общечеловеческих ценностей и идеалов, то суждения людей об общественном прогрессе были бы чисто субъективными, и было бы невозможно однозначно определить, в чем состоит общественный прогресс (от стрелы – к ядерной ракете). Однако в истории общества постепенно познаются и признаются общечеловеческие ценности и идеалы: добро, справедливость, свобода, гуманизм и т.д. Стремление к ним становится нормой общественной жизни, хотя и эти идеалы понимаются неодинаково, но тем не менее они образуют основу для определения того, что в процессе общественного развития считать прогрессивным.

1. Как бы ни расходились люди в понимании тех или иных ценностей и идеалов, есть исходная ценность, не признавать которую невозможно – само существование человечества. Отсюда и вытекает предельно общий критерий общественного прогресса: прогрессивным может быть только то, что способствует сохранению человеческого общества. Человеконенавистничество несовместимо с прогрессом. Всякая деятельность, угрожающая существованию человечества, реакционна.

2. Но человечество должно не просто существовать, оно должно жить по-человечески. Невозможно раз и навсегда установить, каков должен быть образ жизни, достойный человека. Но хотя идеалы жизни, о которой мечтают люди, неодинаковы и исторически изменчивы, в них есть некоторое непреходящее содержание. Надежды на лучшее будущее всегда связывают с ростом богатства общества и улучшением благосостояния всех его членов, преодолением социальной несправедливости, развитием культуры, духовным совершенствованием людей, то есть с созданием условий для свободного развития каждой человеческой личности.

Чем больше каждый человек в обществе освобожден от власти господствующих над ним природных и социальных сил, тем больше он приобретает свободы для беспрепятственного выбора такого образа жизни, который соответствует его идеалам. И. Кант: "В ряду целей человека есть цель сама по себе, то есть никогда никем (даже богом) не может быть использована только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью". Этот кантовский принцип означает, что ни одна человеческая личность не может быть превращена в простое средство выполнения каких-то (пусть прогрессивных!) задач. Любой человек как разумное существо имеет право сам распоряжаться собой, действовать свободно – с условием, что он никого другого не может использовать в качестве лишь средства для достижения своих целей. Отсюда и отношение к каждой человеческой личности как высшей ценности общества. (А. Вознесенский: "Все прогрессы реакционны, если рушится человек").

Итак, общественный прогресс – такое развитие общества, которое направлено на создание условий для 1) дальнейшего существования человечества и 2) свободного развития каждого человека.

1) исходный необходимый критерий общественного прогресса;

2) высший и достаточный критерий.

Постепенно, в ходе самого прогресса он становится необходимым, но в истории общества до сих пор создание условий для свободно развития одних людей достигалось в значительной мере за счет угнетения, порабощения и истребления других. Пути прогресса нередко были залиты слезами, потом и кровью, что делало его подобным "тому отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых" (К. Маркс).

Поэтому исторический процесс в целом не может однозначно оцениваться только как прогресс или только как регресс. Развитие общества, как и всякое развитие, не прямолинейно, оно противоречиво и предполагает единство прогресса и регресса: прогресс в одних отношениях сочетается с регрессом в других.

Всякий новый общественный строй, сменяя старый, несет с собой не только прогрессивные изменения жизни, но и какие-то негативные явления и трудности. Приукрашивание его может обернуться горьким разочарованием. Так было с идеологами капитализма, так же повторилось и с социализмом. Долгое время все новое, что принесло строительство социализма, рассматривалось как преимущество нового строя: полная замена рыночной экономики жестким централизованным планированием, социалистическая демократия, социалистический гуманизм и пр. Однако, как показала жизнь, далеко не все старое надо было отбрасывать, как устаревшее, и далеко не все новое, что было навязано под видом социализма, явилось прогрессом.

Общественный прогресс – не триумфальное праздничное шествие, он наполнен внутренним драматизмом, а порою даже трагичен. И не потому, что пробивает себе дорогу в борьбе с регрессивными и реакционными силами, но и потому, что даже самые бесспорно прогрессивные перемены в жизни людей внутренне противоречивы и сопровождаются большими или меньшими утратами. Приводя в общем и целом к улучшению жизни, прогресс вместе с тем требует от людей каких-то жертв. Как человек, взрослея, утрачивает детские наивные радости, так и человечество, вооружаясь наукой и техникой, лишается многого, что волновало и радовало предков.

Пожилые люди часто не приемлют новые веяния в моде, живописи, музыке, в образе мышления и поведения. Было бы несправедливым называть противниками прогресса и реакционерами всех тех, кому дороги старые, привычные формы жизни. Это право их выбора. Прогресс нельзя навязывать силой. Чтобы двигаться по пути прогресса, люди должны идти на какие-то потери сознательно, по собственному убеждению, они должны быть психологически готовы к прогрессу и желать его.

Объективные законы общественного развития, как и законы природы, не подчиняются создаваемым в человеческом сознании идеалам. Им нет дела до наших идеалов, они действуют независимо от них. Но это не значит, что человеческие идеалы не сказываются на ходе истории. История и прогресс – не какие-то самостоятельные сущности, они существуют лишь в деятельности человека. Борясь за идеалы, люди изменяют общественную жизнь, способствуя тому, чтобы воплотить в действительности свои представления об общественном прогрессе. Однако их деятельность происходит в рамках объективных законов истории и они могут осуществить только то, что этим законам не противоречит.

Общественный прогресс – результат сложного взаимодействия объективных законов естественно-исторического процесса развития человечества и сознательной деятельности людей по улучшению их жизни. Он проихсходит не "сам собой", а потому, что люди, хотя и с переменным успехом, но все же постепенно научаются использовать объективные законы истории (и природы) в своих интересах. Постепенно назревают условия и предпосылки для целенаправленного преобразования общества в целях его планомерного прогресса. Общество не выживет, не прогрессируя.

В реализации общественного прогресса увеличивается роль социального предвидения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Направленность исторического процесса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Бытие и сознание
  Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным. Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопро

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Диалектика как теория развития
  Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Историческое развитие теории познания
  В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Тема 13. Право в человеческом измерении
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл   В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги