рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовный прогресс

Духовный прогресс - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Социально-Экономический Прогресс Ведет К Исчезновению Нужды, Росту Благососто...

Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития любой личности. Но сам по себе он еще не обеспечивает улучшения человеческой нравственности, ведь человеческое сознание обладает относительной независимостью от бытия и собственной внутренней активностью. СЭП только создает условия для совершенствования человеческой личности, но в нем же возникают условия и для ее деградации: в современном мире немало такого, что способно искалечить человеческую душу.

Человек – не марионетка в руках СЭП. Условия жизни общества не определяют однозначно наш внутренний мир, ценностные ориентации и идеалы. Выбор пути собственного развития остается за каждым. СЭП не может вести к осуществлению лучших человеческих идеалов, если не сопровождается духовным прогрессом общества, духовным совершенствованием людей. Это совершенствование должно быть результатом их сознательного внутреннего стремления жить в соответствии с высшими нравственными, гуманистическими идеалами. Без такого стремления никакой проект общественного устройства не способен обеспечить лучшего будущего человечества.

Духовный прогресс складывается из разнообразных процессов в сфере общественного сознания. Процессы эти протекают очень неравномерно: периоды расцвета духовной жизни общества сменяются временами ее упадка. Крупные достижения в одних областях духовного производства сочетаются с застоем в других. Гармоническое развитие всех видов духовной культуры в истории встречается редко (эпоха Возрождения в Италии XV-XVI вв.), чаще в духовной жизни общества на каждом этапе ведущей становится одна из форм общественного сознания (в Древней Греции
V-IV вв. до н.э. – философия, в средневековой Европе – религия, в России XIX в. – искусство, художественная литература).

В каждом обществе создается своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла образоваться в другом месте и в другое время. Разнообразие и уникальность процессов, происходящих в общественном сознании разных народов в различные исторические эпохи, не позволяет установить какие-то единые критерии духовного прогресса, по которым можно было бы напрямую сравнивать и оценивать уровень достижений во всех странах и на всех этапах истории. Каждая исторически определенная культура имеет свои достижения, которыми не обладает никакая другая. Бессмысленно сравнивать, что "лучше" или "прогрессивнее" – учение Платона или Гегеля, произведения Шекспира или Достоевского, Библия или Коран; любые явления культуры – продукт своего времени, и не учитывая этого, невозможно понять их значение в духовной культуре человечества.

Но если рассматривать процесс духовного развития человечества в целом, на протяжении всей его истории, можно заметить общие тенденции. Они проявляются по-разному в разные периоды истории у разных народов, однако в конечном счете они определяют духовный прогресс общества, в основе которого – РОСТ КУЛЬТУРЫ: накопление культурных ценностей, которыми располагает человечество. Основное направление этого роста – развитие знаний, которое ускоряется с изобретением письменности и информационной технологии. В перспективе индустрия знаний станет главной сферой человеческой деятельности. Знание, информация – основа духовного богатства, создаваемого людьми в ходе истории. Но духовное богатство – не просто сумма знаний, оно включает в себя продукты духовного производства, связанные не только с познавательной, но и с другими функциями общественного сознания: ценностно-ориентационной, целеполагающей и коммуникативной. Особенную роль играет искусство, в котором сочетаются все функции и философия, в которой осмысливаются ценности и идеалы общественного бытия.

Создавая культурные ценности, через рост культуры увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, которое идет по нескольким основным направлениям:

1. Развитие духовных потребностей. В отличие от материальных, биологических потребностей, которые ограничены и мало изменяются на протяжении истории, духовные потребности способны неограниченно расширяться. Происходит постепенное возвышение человеческих потребностей: первоначально все силы направлялись на удовлетворение материальных потребностей, духовное производство играло служебную роль; с развитием общества все большее значение приобретают социальные потребности (в гражданских правах, социальном равенстве, справедливости, разумном устройстве общества). Но вместе с этими практическими потребностями у человека развиваются непрактичные, бескорыстные духовные потребности. Мощной силой становится потребность в духовном творчестве, то есть не просто ради заработка, какой-то пользы, а для бескорыстного развития и утверждения своей личности. Постепенно в обществе распространяется убеждение, что производство материальных благ – лишь необходимое условие для производства духовных ценностей. Таким образом, историческое развитие ведет к росту духовности человечества, к приоритету духовных потребностей над материальными.

Духовность выражалась и в гордом пренебрежении мирскими благами, и в увлеченности творчеством, ради которого отвергались милости власть имущих, и в религиозном аскетизме отшельников, и в героизме борцов за свободу. Современный буржуазный образ жизни, превращение денег, выгоды, прибыли в главные ценности ведет к духовному оскудению личности, сведению интересов к чувственным удовольствиям, развлечениям. Хотя и в сфере материальных потребностей имеются некоторые волнения духа (например, Остап Бендер очень любил (деньги) и страдал (от их недостатка), они не имеют ничего общего с духовностью. Проблема упадка духовности, связанная с идеями "красивой жизни" и "потребительским раем эпохи НТР", стала глобальной проблемой человечества.

2. Распространение гуманистического сознания в обществе. Сущность гуманизма – человеколюбие, утверждение ценности человеческой личности, ее прав на счастье, признание солидарности и общечеловеческих нравственных идеалов. Идеи гуманизма, звучащие в религии, философии, искусстве всех народов, формируются в эпоху Возрождения в особое течение общественной мысли и прочно входят в духовный арсенал человечества. И хотя распространение гуманизма – медленный и противоречивый процесс, все-таки гуманистическое сознание постепенно утверждается в обществе и становится основой отношений между людьми. Даже политические решения уже не считаются вне морали, а подвергаются нравственной оценке.

В идеалах гуманизма непосредственно выражаются главные принципы общественного прогресса: сохранение человечества и свободное развитие каждой личности, поэтому любые процессы должны соответствовать этим идеалам, чтобы считаться прогрессивными. Не может быть самоцелью рост научных знаний, если наука пользуется антигуманными средствами. Не может быть самоцелью развитие искусства, если оно оторвано от человеческой жизни. И научное, и художественное развитие только тогда будет духовным прогрессом, когда несет в себе нравственное гуманистическое начало.

3. Развитие духовной свободы человека. Нельзя сделать человека счастливым насильно; гуманизм неотделим от духовной свободы, является ее условием и результатом. НТП и СЭП освобождают человека от рабского подчинения внешним силам (природным и социальным). Но в отличие от внешней – экономической, политической, гражданской – свободы, духовная свобода – это внутренняя свобода, свобода сознания, свобода выбора. Она не в том, чтобы чувствовать себя свободным абсолютно от всех ограничений, делать и мыслить все, что хочется, и быть раскованным, что приводит к несвободе от своих же страстей и влечений. Подлинная духовная свобода – это свобода разума. Бремя свободы обязывает человека все время самостоятельно совершать свой свободный выбор и нести за него всю ответственность.

Из истории и собственного опыта каждый знает, что соблюдение даже элементарных норм нравственности нередко требует от человека мужества и даже готовности к самопожертвованию, что легче живется тому, кто не связывает себя высокими нравственными принципами. Быть свободным – нелегкая задача, она требует от человека напряжения духовных сил, раздумий о судьбах мира, людей, о своей собственной жизни, критического отношения к тому, что происходит вокруг и к самому себе. Поиски смысла могут продолжаться всю жизнь и сопровождаться тревогой, беспокойством, внутренней борьбой и даже конфликтами с окружающими. Но в этом и проявляет себя свободная воля человека, ведь среди многообразных жизненных обстоятельств, вариантов ему самому приходится выбирать, что предпочесть, как поступить, как оправдать свое поведение.

Как свидетельствует история, все попытки осчастливить людей насильно, без их свободного выбора, оборачиваются трагедией. Человек не мыслит счастья без сохранения своей личности, своего уникального и неповторимого "Я", не может быть человек счастлив, отказавшись от своей духовной свободы.

Поистине неистребимо в человеке стремление к созиданию мира и себя, к открытию нового, даже если это достигается ценой собственной жизни. Путь к совершенствованию мира и человека бесконечен, ведь именно неудовлетворенность жизнью, самим собой рождает стремление изменить мир, преобразовать существующую действительность в соответствии с избранным идеалом, с представлением о том, как должно быть. И чем сложнее окружающий мир, чем разнообразнее связи каждого человека, тем больше усилий требуется от личности, чтобы определить свою позицию, сознательно и свободно сделать свой выбор.

Каждый человек должен сам сформировать свое личностное отношение к идеалам гуманизма и понимание степени осуществимости их в данных условиях. Для этого ему нужны и знания, и духовное богатство, и развитые духовные потребности, которые помогает формировать философия.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовный прогресс

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Бытие и сознание
  Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным. Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопро

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Диалектика как теория развития
  Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Историческое развитие теории познания
  В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Тема 13. Право в человеческом измерении
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл   В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги