рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Специфика российского правопонимания

Специфика российского правопонимания - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Усиливающиеся В Последние Годы Попытки Найти Новую Политико-Правовую Идеологи...

Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигде, откуда хочет выбраться. Разумеется, Россия существует, занимая немалое место в географическом, политическом, правовом и культурном пространстве. Но это место не для нее. Россия не признает свой нынешний статус равным себе. Оборотной стороной этого неприятия выступает ее устремленность к высшему рубежу, искание абсолютного добра. Поэтому когда говорят о традиционном для россиян пренебрежении к праву и законности, то объектом обсуждения выступает лишь видимая часть айсберга. В силу каких причин право утрачивает для россиян свою ценность? В силу каких оснований право способно обрести ее вновь?

Природные условия жизни русского народа внушали настроения, постепенно оформившиеся в представления о неразумности, беспорядочности мира вокруг; из этих настроений и возникает образ иной, не своей силы, способной вывести из-под власти обмана и несвободы. Сформировавшееся убеждение в ненадежности мира не способствовало распространению идеологии личной выгоды. С этим связаны две черты русского исторического сознания: постоянная сосредоточенность на текущем, нелюбовь к провиденциальной расчетливости, пророческой мистике, историческим суждениям; и вместе с тем – необъяснимая вера в самые невероятные картины будущего.

Следующей чертой, отличающей российский менталитет, можно назвать формоборчество, которое связывают с эстетическим однообразием пейзажа и отсутствием необычных форм (скал, морского берега и т.д.). Пренебрежение формой и упорствование в своем убожестве имеют предпосылкой убеждение в том, что настоящая красота – внутри, она не явлена во внешней форме. Поэтому в праве ценится не точность юридических формулировок, а правда, справедливость.

Внешние нападения, политическая неустойчивость, смуты не содействовали укреплению чувства меры в русском человеке. Постепенное преобразование социальной жизни и медленное приближение к поставленной цели обычно уступали место решительным действиям и борьбе. В жизни российского общества тон задают люди, увлеченные радикальными идеями, максималисты.

Готовность к революционному преобразованию России особенно свойственна интеллигенции, всегда чувствующей вину перед обездоленным народом и потому способной на жертвы. Мало кто из народников второй половины XIX века не боялся прослыть "постепеновцем". Преимущества конституционного строя признавались в основном из-за открывающейся перспективы легального противоборства монархической власти. Уважение к законности как таковой отсутствовало и в среде славянофилов, сторонников сильной самодержавной власти, полагавших, что русский народ – это народ негосударственный. В советский период Российского государства отношения народа и власти не стали доверительнее: массовые репрессии, гнет чиновничества, отсутствие эффективной правовой защиты прав человека, военная обстановка и, наконец, повсеместно распространенное взяточничество и протекционизм среди служащих в партийно-советском аппарате усиливали политическую апатию в обществе. Эсхатологические настроения постоянно подкреплялись то ожиданиями новой войны, то негативными последствиями НТР, в частности, экологической обстановкой.

Мир по-прежнему ненадежен: распад Советского Союза, незавидная судьба соотечественников, оказавшихся за пределами России, горькие уроки вестернизации российской экономики не вселяют уверенности в завтрашнем дне. И трудно сказать, что причина, а что следствие. То ли Россия встретилась с теми же проблемами, которые ей уже были известны в начале века, то ли ее ментальность воспроизводит в новое время и в новых условиях ту же социально-политическую ситуацию (двоевластие, конституционный кризис, поляризация политических сил и т.д.).

Нельзя сказать, что российское правосознание вследствие исторического опыта XX века не претерпело изменений. Сегодня ни одна политическая партия, ставящая перед собой серьезные цепи, не рискует в своей программе отказаться от принципов правового государства. Однако политические схватки в республиках, завершающиеся антиконституционными действиями оппозиции (Грузия, Приднестровье, Крым, Чечня), октябрьские события в Москве 1993 г., итоги выборов в Государственную Думу и Федеральное Собрание обнаруживают в обществе широкий диапазон оценок, игнорирующих правовую природу всех этих событий.

Политические и моральные ценности по-прежнему преобладают над правовыми. Здесь, пожалуй, мы подошли к главному. В российском правосознании господствует стереотипное представление о праве как особой сфере социальной деятельности, взаимосвязанной со многими другими областями человеческой жизни, но все же относительно замкнутой и расположенной на отдельной территории. Нарушение правовой нормы наказуемо лишь в пределах этого пространства, поэтому поступки, отстоящие на некотором отдалении от правового поля, считаются как бы не имеющими юридической природы. Такое плоскостное видение права свойственно человеческому сознанию, ибо государственные границы, административные деления и многое другое навязывают впечатление горизонтальной расположенности права.

Древние римляне, отправляясь в поход, пересекали границу Рима, и это знаменовало их превращение из законопослушных граждан в исполненных злобы грабителей и насильников. По возвращении же назад воины проходили под триумфальной аркой, специально построенной для церемонии очищения от вражеской крови и сотворенного греха. Плоскостное видение права допускает, что есть поступки и события, лишенные правового значения, точнее – не содержащие внутри себя правовой "начинки". Оно полагает, что правовое качество вещей возникает из их соотнесения с правовой нормой или иным феноменом права (правовым чувством, правовой традицией...), поэтому предметное содержание поступка или события само по себе к праву отношения не имеет. Такому пониманию права противоположно другое, где все что бы ни делал человек оценивается и запоминается. Вся человеческая жизнь проходит под знаком возмездия и воздаяния.

Преступление тождественно греху, за пределами права – небытие. Эту систему права П.А.Сорокин назвал идеациональной. Позже она сменяется чувственной, где право подчинено утилитарным цепям, и идеалистической системой, совмещающей в себе принципы первых двух. Отмечая кризис законности и права в современном обществе, П.А.Сорокин делает прогноз: "Без перехода к идеациональной этике и праву, без новой абсолютизации и универсализации ценностей общество не сможет избежать этого тупика. Таков вердикт истории в отношении прошлых кризисов чувственной этики и права, и таким должен быть приговор в отношении настоящего кризиса".

Можно сделать вывод, что особенность российского правосознания состоит в том, что мир воспринимается дискретно, нечто обладает нравственным содержанием, но не содержит в себе правового. В российской культуре нет опыта согласования разноуровневых ценностей: абсолютные ценности отбивают вкус к относительным. Абсолютное не содержится в конкретном, оно существует само по себе в недосягаемой дали. Духовное не содержится в материальном, но резко и недвусмысленно ему противопоставлено.

В праве видят не меру достигнутой свободы и справедливости, а безмерность невоплощенной свободы и справедливости. "Лишние люди", открытые в русской классической литературе А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, "человек из подполья" Ф.М.Достоевского, "маниловщина", "обломовщина" и другие понятия, введенные в оборот современным литературоведением, обозначают пространственное бытие российской культуры, в котором местонахождение субъекта определяется отрицательно, мы знаем, кем он не является, чему он не принадлежит. (Отсюда и отличительная особенность начального слога русской поэзии: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Нет, мне ни в чем не надо половины...", "Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря...".)

В этой картине мира духовное не пронизывает собою всю деятельность человека, а сосредоточено в некоторых его областях – религии, искусстве, философии и т.д. Обычный труд и поступок лишены духовности, в результате чего органичный космос стал представлять собою разбегающуюся Вселенную. Для человека, в котором живет ощущение единства мира, эта духовная ситуация мучительна: чем бы он ни занимался, если это не религия, философия или культура, труд его не составляет духовной ценности. В этом случае жить можно лишь вопреки себе, вопреки своей духовной сущности.

Психологической защитой от этого экзистенциального напряжения может послужить меценатство, некогда популярное в России занятие среди купцов и предпринимателей, либо нигилизм, хулиганство или алкоголизм в качестве обезболивающего средства, имеющего тем больший эффект, чем агрессивней и беспощадней уничтожается духовное в собственной личности.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Специфика российского правопонимания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Бытие и сознание
  Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным. Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопро

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Диалектика как теория развития
  Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Историческое развитие теории познания
  В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Тема 13. Право в человеческом измерении
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл   В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги