рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Бытие и сознание

Бытие и сознание - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ   Какую Бы Философскую Проблему Мы Не Решали, Рано Или Поздно Н...

 

Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным.

Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей... философии есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Предпосылки этого основного вопроса философии были уже в сознании первобытного человека, ведь он, в отличие от животных, создавал орудия труда, преобразовывал природу, изменял объекты в соответствии со своими потребностями и целями. Практически изменяя и познавая природу, человек и в себе самом открывал различные качества и свойства. Возникало представление о душе, сознании, отличном от материального тела и способном покидать его и возвращаться в свое вместилище.

Ситуации соотношения сознания и бытия хорошо знакомы каждому:

– движение облаков (факт бытия) порождает наглядные образы (факт сознания);

– некоторые события (бытие) вызывают определенные явления сознания (радость, печаль);

– реальный факт прибытия автобуса (бытие) никак не зависит от нашего нетерпения (сознание);

– идеальный проект вещи (сознание) определяет процесс ее изготовления (бытие).

В жизни мы постоянно сталкиваемся с конкретными проявлениями отношения между сознанием и бытием, философия же рассматривает общую сущность этого отношения. Почему же именно эта проблема выступает в качестве основной для философии?

1. Основной вопрос философии – специфически философский вопрос. Никакая наука не ставит его и не пытается решать. Физика, астрономия, биология пытаются ответить на вопросы: как устроена Вселенная, каковы ее законы, что такое жизнь... История, экономика (общественные науки) стремятся ответить, как развивается человечество, каковы законы общественного производства и т.п. Психология, логика отвечают на вопросы, как возникают наши представления, понятия и чувства, как рассуждать, чтобы прийти к правильным выводам. Но ни одна из этих и многих других наук не занимается специально проблемой отношения человеческого сознания к миру в целом, хотя ответ на этот вопрос необходим и ученым-естествоиспытателям, и обществоведам, и для практической жизни. Ученому, например, нужно знать, дает ли сознание истинные сведения о законах природы и общества. Политику, стремящемуся преобразовать общественную жизнь, необходимо знать, с чего начинать: с изменения сознания людей или с изменения материального общественного бытия.

Таким образом основной вопрос философии глубоко связан со всеми видами и сторонами человеческой деятельности, особенно ярко проявляясь в тех случаях, когда необходимо осмыслить результаты деятельности с точки зрения их отношения к реальности, то есть с точки зрения философии. Философию интересует не просто мир сам по себе, а именно отношение сознания и бытия, человека и мира, практически-преобразовательное отношение человека к миру. Независимо от того, кто исследует это отношение – физик, биолог, историк, юрист – философия начинается там, где проблема исследуется в плане основного вопроса философии.

2. Поскольку основной вопрос философии в сжатой форме выражает специфику философского подхода, он имеется в любом философском учении и так или иначе решается его автором. Хотя некоторые философы не считают проблему отношения сознания к бытию основным вопросом философии. Так, Ф. Бэкон (1561-1626) основным вопросом философии считал вопрос об увеличении власти человека над природой, К. Гельвеций (1615-1771) – вопрос о сущности человеческого счастья, Ж.Ж. Руссо (1712-1778) – вопрос о путях преодоления социального неравенства, Д.И. Писарев (1840-1868) – проблему уничтожения бедности, А. Камю (1913-1960) – проблему самоубийства.

Проблема отношения сознания к бытию рассматривалась многими мыслителями в разных формах – как вопрос об отношении души и тела, духа и природы, Бога и мира. Некоторые философы не только не выделяют четко эту проблему в качестве основного вопроса философии, но и не высказывают достаточно ясно и определенно свой взгляд на нее, так что указать их позицию бывает непросто. Но тем не менее именно основной вопрос философии, характер его решения в конечном счете определяют характер всей философской теории. Все другие проблемы рассматриваются уже на основе того, что принимается за первичное: сознание или бытие.

Основной вопрос философии позволяет поэтому провести водораздел среди множества школ, течений, направлений, сложившихся в истории философии. Определяющим при этом оказывается не то, кем считает себя тот или иной философ, не то, как называет он свое учение, а именно то, как он решает основной вопрос философии.

3. В науке принято определять понятия, прежде чем решать с их помощью какие-либо вопросы. При постановке основного вопроса философии, казалось бы, тоже нужно сначала определить, что имеется в виду под сознанием и бытием, а уж потом выяснять отношения между ними. Однако попытки определить эти понятия упираются в непреодолимые трудности. Сознание и бытие – это предельно общие философские категории. Вместе взятые, они охватывают все, что существует, и вообще все, что только можно вообразить. Нет ничего такого, что не относилось бы ни к сознанию, ни к бытию. Поэтому определить эти категории через что-то более общее невозможно. Это невозможно еще и потому, что наше понимание сознания и бытия определяется именно решением вопроса об отношении сознания к бытию. До решения этого вопроса наши представления о сознании и бытии останутся недостаточно осмысленными, то есть в них не хватает того, от чего зависит их смысл. Хотя для предварительного знакомства с философией достаточно обыденного, интуитивного понимания факта отличия сознания от бытия. Для начала при рассмотрении основного вопроса философии каждый может опираться на свое собственное, хотя бы приблизительное представление о том, что такое бытие и сознание. На основе этих первоначальных, не определенных, дофилософских представлений мы пойдем к более глубокому пониманию и определению сознания и бытия как философских категорий.

При формулировке основного вопроса философии вместо категории "сознание" используются слова мышление, мысли, идеи, идеальное, духовное, дух, душа и т.п., а вместо категории "бытие" – природа, мир, материя, материальное, действительность и т.п. Несмотря на смысловые различия между этими понятиями, для основного вопроса философии важно то общее, что их объединяет. Основной вопрос философии – вопрос не об отношении понятий, а об отношении 2-х типов реальности: субъективной (сознание, дух, мышление) и объективной (бытие, материя, природа). Важно не то, каким именно словом мы обозначим реальность какого типа, а то, как мы решаем вопрос о соотношении этих двух типов реальности. Мир не расколот непроходимой пропастью на две реальности, мир един, но мы выделяем в нем 2 типа этой реальности: все, что существует независимо от нас, нашего сознания – объективно, все, что внутри сознания, зависит от него – субъективно.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию – рассматривают с двух сторон:

1. Признание двух фундаментальных типов реальности – объективной и субъективной – порождает вопрос: что первично? Материя на определенном уровне своего развития порождает свой высший цвет– сознание или, наоборот, мировой сознательный дух творит материальный мир? Существует ли материальный мир до и независимого от духа, сознания, или наоборот, в основе материального мира лежит духовное начало?

2. В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы составлять верное отражение действительности? Познаваемо ли бытие или же оно недоступно для нашего сознания и истинное знание о нем невозможно?

1) Что первично?

       
 
   
 


 

 


2) Познаваемо ли бытие сознанием?

               
     
 
   

 

 


1. На первый подвопрос, сторону основного вопроса философии возможны 3 ответа, то есть три основные философские позиции:

МАТЕРИАЛИЗМ первичным считает объективный мир, независимый от человеческого сознания.

ИДЕАЛИЗМ стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным, сознательным, идеальным началом.

Материализм и идеализм – монистические направления в философии (греч. monos – "один"), так как берут за основу одно начало, но в истории философии некоторые мыслители признавали равноценность обоих начал – материального и идеального. Их называют ДУАЛИСТАМИ (лат. duo – "два"). Дуализм противопоставляет себя материализму и идеализму как третье направление со своим особым решением первой стороны основного вопроса философии. Однако дуалистическое представление об абсолютной независимости духа и материи не позволяет объяснить хорошо знакомые всем факты взаимосвязи и взаимодействия между ними, например связь между сознанием и материальным мозгом. Поэтому дуализм не получил широкого распространения и места в истории философии.

2. При решении второй стороны основного вопроса философии возможны два ответа:

1. Бытие непознаваемо, существуют какие-то принципиально недоступные познанию области действительности, и наше знание о мире имеет мало общего с реальным миром. Позицию сторонников непознаваемости мира называют АГНОСТИЦИЗМ (греч. gnozis – "знание, познание", а – отрицательная частица).

2. Агностиков немного, большинство философов признает, что бытие в принципе познаваемо, и что наши знания о мире, природе, обществе могут безгранично совершенствоваться и расти. Эта позиция не получила специального названия в истории философии, возможно, потому, что по другим вопросам (в том числе и по первой стороне основного вопроса философии) взгляды ее сторонников слишком сильно расходились, чтобы объединять их всех одним общим понятием.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бытие и сознание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ
  Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения     Красноярск 2001   ББК87 К

Сущность философии
  Попытаемся ответить на вопросы: – Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет? – Почему в течение множества веков великие умы человечества обра

Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией. Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении

Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.   1. М

Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов

Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти

Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&

Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ. Идеалисты пытаются стере

Материальное единство многообразного мира
  В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл

Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи. Вопро

Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех

Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн

Диалектика как теория развития
  Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен

Принцип системности
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое. Целое рассматривалось как резул

Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао

Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие: 1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу

ТЕМА 5. Проблема человека в философии
1. Что такое человек?   Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле

Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг

Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,

Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол

Человек как индивид и как личность
  Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле. Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система. Индивид –

Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена

Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с

Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире? Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб

Эволюция форм отражения
  Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо

Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию? 1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы. Из обширной совокупности п

Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл

Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает

Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют: 1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает

Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн

Историческое развитие теории познания
  В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания

Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны

Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот

Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел

Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:

Специфика социального познания
  Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук

Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то

Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных

Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует

Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания. Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени

Смысл человеческой истории
  Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира

Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному. 1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто

Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ

Пути социально-экономического прогресса
  Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств

Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП: а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.

Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю

Значение философии права
  Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко

Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра

Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск

Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)

Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели. Ритуал существует внутри мифологическог

Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо

Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности

Тема 13. Право в человеческом измерении
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл   В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно

Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт

Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.

Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд

Тема № 1. Философия, ее предмет и предназначение
  1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989. 2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №

Тема №3. Философская картина мира
  1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982. 2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //

Тема №7. Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988. 2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.

Тема №13. Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989. 2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73. 3. Нено

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги