рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема отчуждения

Проблема отчуждения - Конспект Лекций, раздел Философия, Философия К. Маркс Начинает Свою Критику Капиталистического Устройства Общества, Исходя...

К. Маркс начинает свою критику капиталистического устройства общества, исходя из принципа гуманизма: именно при капитализме достиг своей крайней степени процесс отчуждения человека от средств производства, от процесса производства и, как следствие, от своей – человеческой – сущности. Человек, создавший машинное производство, стал рабом машины, придатком к ней. Труд рабочего – это повторение однообразных механических операций, которые не актуализируют его сущностные силы: не требуют творчества, целеполагания, исключают возможность свободного принятия решений. Таким образом, человек в процессе производства не имеет возможности быть человеком, производить, как человек. Опредмеченные сущностные силы человека – механизмы – стали господствовать над ним, стали враждебными по отношению к своему создателю.

Причину существования капиталистического отчужденного труда К. Маркс видит в частной собственности, которая, в свою очередь, возникла на основе исторически неизбежного процесса разделения труда. По мере углубления разделения труда нарастает и отчуждение человека: частичная деятельность порождает «частичного» человека.

Однако К. Маркс усматривает в современном ему капиталистическом производстве и другую тенденцию – потребность в повышении уровня подготовленности работника, которая создает предпосылки для преодоления отчужденного труда. Маркс рассматривает капитализм как общество, в котором содержатся зачатки его гибели и выхода к новому этапу развития.

Противоположный отчуждению процесс, который подспудно формируется в капиталистическом обществе, он называет коммунизмом. Коммунизм – это гуманизм, это процесс возвращения человека к самому себе, это преодоление разрыва между сущностью и существованием человека. Коммунизм преодолевает частную собственность на основе всестороннего развития человека, на основе присвоения им всех богатств, созданных человечеством.

В отличие от предшествующих социалистических и коммунистических утопий, марксизм строит свое учение о коммунизме не на основе абстрактных рассуждений о желаемом и должном, а на основе изучения тенденций развития западно-европейского общества. Марксизм настаивает на необходимости научно-объективного рассмотрения истории развития человечества: рассмотрении его как естественно-исторического процесса, имеющего свои собственные законы развития. Представление о существовании объективных законов общественного развития явилось совершенно новым для социальной философии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... Омский государственный технический университет... Философия Конспект лекций...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема отчуждения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия
  Конспект лекций     Омск 2005 УДК 1 (075) Ббк 87я73 Ф 56 Рецензенты:  

Представление о богах и природе
Мифологические божества – это предельно обобщенные и олицетворенные природные стихии. Например, китайский дракон есть олицетворение обобщенной водной стихии: он олицетворяет все на

Представление о человеке
Человек в мифе – исключительно природное существо: он «зверь среди зверей и вещь среди вещей» (Лосев А. Ф.). Он одушевленное тело в ряду других одушевленных тел космоса. О

Библиографический список
1. Леви-Строс К. Структура мифа // Вопросы философии. – 1970. – № 7. 2. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. 3. Лосев

ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОКРАТА И ПЛАТОНА
  Любая профессиональная деятельность, как и любые проявления жизнедеятельности человека, призвана утверждать высшие ценности, получившие развитие в классических теориях морали. Высши

ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  3. 1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА. РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА   История средних веков начинается с IV века, когда христианство было признано государ

Время религиозной картины мира
В отличие от мифологической картины мира, где используется циклическая модель времени, в религиозной картине мира время может быть представлено в виде вектора. Впервые такая модель

Представление о Боге
Бог в религиозной картине мира – это сверхъестественная, универсальная и абсолютная личность. СверхъестественностьБога означает невозможность чувственного его восприятия:

Представление о природе
Природа – это творение Бога, но не сам Бог, как это было в мифе. Природные объекты в религиозной картине мира делятся на те, что Бог наделил «живою душою», и те, что душою не надел

Представление о человеке
В отличие от мифа, где человек был исключительно природным существом, в религиозном мировоззрении человек – надприродное существо, венец творения, господин природы. В первой Книге

Проблема бытия
Все средневековые философы согласны, что бытие – это Бог, различие – в трактовке степени причастности к бытию тварного мира. В философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского представлены два наиболе

Проблема универсалий
Сущность проблемы восходит к спору Аристотеля с Платоном: как соотносятся вещь и идея (эйдос) вещи? В рамках христианского вероучения проблема приобретает еще один аспект: как соотносятся (что перв

Проблема теодицеи
Эта проблема актуальна не только для средневековой философии, но для всей религиозной философии в целом: религиозные философы нашего века тоже должны решить ее для себя. Суть проблемы: если Бог доб

Библиографический список
1. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1980. 2. Бруно Д. О героическом энтузиазме. – М.: Мысль, 1991. 3. Лосев А. Ф. Эстетика Возрожде

Представление о материи
Материя в механистической картине мира рассматривается каквещество, материальное приравнивается к вещественному. Помимо твердого, жидкого и газообразного состояния вещества в механ

Представление о движении
Все виды движения в механистической картине мира были редуцированы к механическому перемещению. Даже животные и растения мыслились наподобие неких механизмов. (Французский философ

Метод – путь познания. Проблема метода – проблема основ познания и критериев истины.
Проблема метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии Нового времени она получает систематическое развитие. Философия Нового времени дает три основных решения: сенсуализм, раци

Учение о человеке
В рамках социальной философии (не выделяя учение о человеке в особый раздел) марксизм выдвигает свое понимание человека. В согласии с материалистическими основаниями своего учения, К. Марк

Теория формаций
Реализуя эту программу исследования общества, К. Маркс и Ф. Энгельс создают теорию формационного развития общества. Общество в своем развитии проходит через исторически определенны

Библиографический список
1. Антология мировой философской мысли. : В 4-х т. – М.: Мысль, 1970. – Т. 2-3. 2. Бэкон Ф. Сочинения. : В 2-х т. – М.: Мысль, 1978. – Т. 2. 3. Декарт Р. Сочинения. – М.: Мысль, 1

Стадии развития человеческого духа
Человеческий дух проходит в своем развитии три стадии: сначала дух становится верблюдом, верблюд – львом, а лев – ребенком. Что означает каждая стадия? Дух на стадии верблюда символизирует тяжелый

Библиографический список
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002. 2. Бек У. Что такое глобализация? – М., 2004. 3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М., 1958. 4.

Словарь
  Монизм (от греч. – один, единственный) – философская позиция, признающая единство мира, т. е., во-первых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вто

Библиографический список
  1. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. – М.: Наука, 1994. 2. Мякишев Г. Я. Динамические и статистические закономерности в физике. – М.:

Библиографический список
  1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // М. Вебер. Избр. произведения. – М., 1990. 2. Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. – М., 1994. 3. Кезин А. В.

Критика эвдемонизма В. В. Розановым
Василий Розанов – русский писатель, публицист, философ. В своей статье «Смысл жизни» он выступает с критикойэвдемонизма – концепции, которая в качестве высшей ценности человеческой

Е. Н. Трубецкой: смысл жизни как достижение полноты бытия
Е. Н. Трубецкой – известный русский религиозный философ, последователь философии всеединства В. С. Соловьева. Проблема смысла жизни – одна из центральных проблем его творчества, в различных своих р

Библиографический список
  1. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. – М.: Мысль, 1984. – Т. 4. – С. 65-68. 2. Бердяев Н. А. О назначении человека. – М.: Республика, 1994. 3. Библия. К

Библиографический список
1. Бернацкий В. О. Интерес: познавательная и практическая функции. – Томск: Изд. ТГУ, 1984. 2. Гельвеций К. О человеке. – М.: Мысль, 1973. 3. Гельвеций К. Об уме. – М., 1938.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
10. 1. Техника как предмет философского осмысления   Место техники в системе философского знания.Современная философская мысль сосредоточена во множестве раз

Библиографический список
  1. Воронин А. А. Периодизация истории и проблема определения техники // Вопросы философии. – 2002. – № 5. 2. Вригт Г. Х. Философия техники Николая Бердяева // Вопросы филос

Философия
  Конспект лекций   Редактор Т. А. Москвитина   Свод. темплан 2005 г.   ИД № 06039 от 12.10.01.  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги