Эпохи Возрождения - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ К Xv Веку Средние Века Себя Исторически Исчерпали. В Недрах Средневековья Зар...
К XV веку средние века себя исторически исчерпали. В недрах средневековья зарождались иные, капиталистические, отношения, складывались национальные государства. На смену отживающей эпохе шла новая – эпоха глубоких социальных конфликтов: движение Реформации и католическая реакция на него, крестьянская война в Германии, нидерландская буржуазная революция. Радикально менялись экономические, социальные и политические условия жизни людей. Эпоха Возрождения – эпоха развития естествознания, великих географических открытий.
Необходимо было создать другое мировоззрение, которое более удовлетворяло бы идейным запросам новой эпохи, в которой человек был бы более свободным и значительным существом. Однако такое мировоззрение существовало в античности, и вместо того, чтобы формировать новые идеи, возможно было вспомнить или возродить в духовном смысле греко-римскую древность. Этим и занялась философия рассматриваемой эпохи, вошедшей в историю под названием Возрождения.
Философии эпохи Возрождения свойственны следующие особенности.
1. Возрождение – наследие античной философии (или Ренессанс – от фр. Возрождение). Представители этой эпохи впервые предложили деление истории на древнюю, средневековую и новую. Десяток столетий, прошедших с падения античности, гуманисты презрительно назвали средними веками, то есть ни на что не годным, недостойным и бессмысленным временем. С легкой руки гуманистов мы до сих пор делим историю на древнюю, средневековую и новую, хотя в понятие «средние века» давно уже не вкладываем тот наполненный духом пренебрежения и отрицания смысл, который видели в нём представители культурной жизни Возрождения.
2. Антропоцентризм. Человек в короткий срок, совершив грандиозный научно-технический рывок, увеличил свою мощь, стал менее зависеть от условий внешнего мира, почувствовал себя более свободным и уверенным. А потому старая христианская доктрина, по которой он вместе со всем миром — всего лишь творение Бога и целиком подчиняется ему, почти не принадлежа себе, перестала соответствовать изменившимся историческим условиям. Человек становится не созданием потустороннего Творца, а частицей несотворенной, а потому вечной природы. Постановка человека в центр рассмотрения, взгляд на него как на телесное, разумное, деятельное существо, как на самое совершенное существо мироздания, видение главной задачи наук и искусств в изучении человека и постижении его природы – главная особенность рассматриваемой эпохи.
3. Гуманизм или «человечность». Если в средние века духовная жизнь характеризовалась теоцентризмом (от «Бог в центре») – представлением о Боге как о высшей, предельно совершенной и единственно достойной внимания реальности, то в эпоху Возрождения на место Бога был поставлен человек, а представителей философии, искусства и науки, исповедовавших идеи антропоцентризма, стали называть гуманистами (от латинского слова «гуманус» – человеческий). Стремление к изучению человека и созданию достойных его условий жизни, уважение к достоинству и правам личности находятся в центре внимания гуманистов.
4. Антиклерикализм. Выражается как направленность философских сочинений против официальной церкви (но не против христианства). Нередко утверждалось, что церковь извратила подлинное учение Иисуса Христа, поэтому необходимо возродить идеи «первоначального» христианства.
5. Секуляризация. Появление антропоцентризма и гуманизма знаменовало собой разрыв многовековой связи человека с Богом, отделение их (в идейном смысле) друг от друга, которое называется секуляризацией (от латинского слова «секулярис» – отдельный). Причем происходило не только отделение человеческого от божественного, светского (нерелигиозного) от религиозного, но и постановка человека на место Бога, а значит, вытеснение последнего. Вспомним, что средневековое представление о Боге как потусторонней и вечной реальности и о мире как творении называется теизмом. Поэтому, чтобы секуляризовать (т.е. потеснить) Бога, надо было каким-то образом видоизменить теистическую доктрину (теорию).
6. Пантеизм. Первым способом секуляризации становится пантеизм— представление о тождественности природы и Бога. Весь окружающий мир и есть безличное, т.е. везде и во всем находящееся божество. Важно, что в таком воззрении автоматически исключается акт творения: если Бог и природа — одно и то же, значит, он никак не мог ее сотворить и ни в коем случае не является первичным по отношению к ней. Напротив, Бог и природа в пантеизме равны друг другу, совечны, а значит, природа, будучи несотворенной и не подлежащей уничтожению, наделяется свойством бесконечности. В пантеизме умаляется роль Бога, но возрастает роль природы и человека как ее частицы.
7. Деизм. Вторым способом секуляризации был деизм — представление, по которому Бог создал мир, наделил его законами и самоустранился, подобно тому, как часовой мастер собрал механизм, завел его и ушел, а часы идут сами по себе. Наш мир развивается далее по своим собственным законам без всякого божественного вмешательства. В деизме из совершенства Бога выводится полное отсутствие его влияния на человеческую жизнь.
8. Атеизм. Третьим способом секуляризации является атеизм – утверждение о том, что Бога вообще нет и не может быть – нигде, никак и никогда. Пантеизм был еще в древности, деизм появился приблизительно в XVI веке, а атеизм – в XVII-XVIIIвв. Возрождение проходило под идейными знаменами пантеизма, тем более, что античность, которой всячески подражали в данную эпоху, всецело была пантеистической. Поэтому деизм и атеизм – это идейные явления более позднего времени, в период Возрождения их, скорее всего, еще не было, однако секуляризация, начавшись в XIV-XV вв., продолжалась очень долго, идеи антропоцентризма не были исчерпаны за два-три столетия Возрождения. Правильнее было бы говорить, что в это время они только зародились.
Философия эпохи Возрождения охватывает период с XIV в. по первую половину XVII в. В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить следующие периоды:
– гуманистический или антропологический (XIV – середина XV вв.) – интерес к человеку в его отношениях с миром. Основные представители: Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла;
– неоплатонический (середина XV – первая треть XVI вв.) – постановка широких онтологических проблем. Представители: Н. Кузанский, М. Фичино, П. Мирандола;
– натурфилософский (вторая половина XVI – начало XVII вв.) – поднимались проблемы бесконечности Мироздания, Космоса, Вселенной, вопросы природы и божественного начала. Представители: Б. Телезио, Ф. Патрици, Н. Коперник, Д. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей.
Все темы данного раздела:
Понятие философии
Философия – одна их древнейших областей человеческого знания. Время, условия и причины зарождения философии во многом остаются неясными. Первые философские учения появляются в VII-VI вв. до н. э. п
Предмет философии и ее основные проблемы
В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволюция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета филосо
Основные концепции происхождения философии
Существуют разногласия в определении времени зарождения философии. что связано с пониманием критериев отличия философского мировоззрения от мифов и религии. Эти виды мировоззрения часто образуют сл
Структура философского знания
Вырабатывая обобщенную систему представлений о мире в целом, философия не может обойти вопроса о месте человека в нем, а значит и вопроса об отношении человека к миру. Отношение человека к миру фил
Философия как исторический процесс
Историко-философский процесс включает в себя:
– философское учение – систему определённых, логически связанных друг с другом воззрений;
– философские школы – совокупность философс
Взаимоисключающие концепции развития и взаимосвязи
В истории философии сложилось две альтернативные концепции развития – диалектика и метафизика, которые принято называть основными философскими методами. Философский метод – это система наиболее общ
Философия в системе научного знания
Философия представляет собой специфическую область знания, которую нельзя безоговорочно отнести ни группе общественных, ни к группе естественных наук. Предметом философии является всеобщее, поэто
Роль философии в развитии современного научного знания
Роль философии в развитии современного общества возрастает, что связано, прежде всего, с быстрым ростом научной информации и дифференциацией научного знания. В XX веке мировая науч
Периодизация и источники индийской философии
Зачатки философского знания появляются в Древней Индии еще в середине I тыс. до н.э., когда формируется государство и происходит социальное расслоение общества. Древнеиндийская фило
Своеобразие философии Древней Индии
Основные понятия. В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы (Бог – творец): выдох (бытие) сменяется вдохом (
Древнеиндийские философские школы
Своеобразие способов существования философских направлений и школ (даршан – видений), определяется, прежде всего, близостью форм философской и религиозной деятельно
Характерные черты китайского мировосприятия, периодизация, и основные источники древнекитайской философии
Китайское мировосприятиехарактеризуется следующими основополагающими чертами.
Китай (страна Поднебесная) – со всех сторон ограничен морем и горами и только с севера не было преград.
Расцвет философии (эпоха Чжань-го – «борющихся царств», V-III вв. до н.э.) – эпоха «ста школ».
Источники.Основанием китайской философии является древняя предфилософская литература – «Пятикнижие»: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», «Летопись». К «П
Особенности китайской философской мысли
Основные черты китайской философии:
- традиционализм, который проявляется в форме ритуала как религиозного, так и светского;
- сосуществование множества различных школ;
Основные школы древнекитайской философии
Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ: 1) натурфилософская, 2) конфуцианство, 3) моизм, 4) номинализм, 5) легизм, 6) даосизм. Позднее появи
Периодизация и особенности античной философии
Античная философия – это совокупность философских учений, существующих в древней Греции и Древнем Риме с VII в. до н.э. по VI в. н.э. до закрытия императором Юстинианом в 532 г. пос
Первые философские системы: Платон и Аристотель.
Учеником Сократа был и крупнейший античный мыслитель Платон(427-347 гг. до н.э.), создавший целостную и последовательную философскую систему объективного идеализма и ставший родона
Специфические особенности и периодизация европейской средневековой философии
Понятие «средневековье», впервые употребляют гуманисты во второй половине XV века. Им принято именовать период исторического развития Западн
Арабской средневековой философии
Арабская философия возникает значительно позже индийской, китайской и греческой и связана с формированием новой монотеистической религии – ислама.
Основатель ислама – пророк Мухаммед (VI-V
Эпохи Возрождения
Онтология.Большой вклад в развитие диалектического понимания бытия внёс ученый и кардинал Николай Кузанский, который, опираясь на Платона и неоплатоников, в качестве исходного пункта своей
И особенности их решения
Антропология. Человек рассматривался уже не только как высшее творение Бога, но и как животное, правда, «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное». И в ф
Особенности и периодизация философии Нового времени
XVII век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысли, называемой «философией Нового времени». Новое время — это эпоха, которая охватыва
Основные философские направления XVII – XVIII вв.
Усиление материалистических тенденций в философии Нового времени дополнялось развитием других философских направлений, формированием целостных философских систем – дуалистических, п
И поиски метода научного познания
Большинство мыслителей Нового времени были убеждены в возможности полного и исчерпывающего познания природы и мира с целью усовершенствования человеческой жизни. Они придавали перво
Человек и общество в философии XVII-XVIII вв.
В Новое время произошли существенные изменения в философском понимании человека. Ориентация на изучение природы, преклонение перед наукой обусловили следующее:
– во-первых,
Основные периоды творчества Канта
Периоды
Общефилософские
установки
Основные проблемы
Докритичес-
кий период
– мир познава
Особенности и периодизация русской философии
Русская философия, то есть мировоззренческие идеи и концепции, выдвигавшиеся отечественными мыслителями, – неотъемлемый элемент мировой культуры. Она органично вплетена во всеобщий историко-филосо
Основные течения отечественной философской мысли
Славянофильство и западничество.Существенное значение для оформления позиций славянофильства и западничества имело творчества П.Я. Чаадаева. Он считал, что мировая история предопределена свы
Понятие всеединства в концепции В.С. Соловьева
Аспекты всеединства
Содержание всеединства
онтологический
всеединство реальное – Абсолют (Бог),
Всеединство в стан
Причины и условия возникновения философии марксизма
Карл Генрих Маркс (1818-1883) разработал диалектико-материалистичес-кую концепцию природы и общества, экономическую социально-политичес-кую теорию, вошедшую в историю интеллектуальн
Периодизация марксистской философии
В философии марксизма можно выделить следующие периоды.
1. Собственно марксистский период (то есть философия К. Маркса и Ф. Энгельса), где различают три этап
Основные идеи философии марксизма
Онтология. Понятие материи является одним из главных в диалектическом материализме. Гегель утверждал, что физический или материальный мир – это инобытие (иная форма существования) ми
Основные черты современной западной философии
Философские концепции конца XIX – начала XX века открывают новый период развития философии, который характеризуется отходом от классического рационального типа философствования, утвердившийся в фил
Философский позитивизм
Позитивизм (от лат. positivus – положительный) широко распространенное течение западной философии, охватывающее, прежде всего, круги научно-технической интеллигенции, объявляющее единственным источ
Прагматизм
Прагматизм (греч. pragma – практика) – философское направление, возникшее в Америке в конце XIX – начале XX вв., своей задачей считающее помочь человеку в решении жизненных проблем. Поскольку жизнь
Философия жизни
В 60-70 гг. XIX в. в Германии, Франции и других странах Европы возникает широкое философское течение, представители которого рассматривали все существующее как проявление некой первоначальной реаль
Фрейдизм и неофрейдизм
ВXX в. иррационализм вырождается в мифотворчество, которое пытается уничтожить хаос и привести все в систему. Фрейдизм – это форма мифологии, которая из формы лечения заболевания превращается в фил
Феноменология
Феноменология (греч. phainomenon и logos – учение о феноменах) – философская концепция, которая, продолжая традиции классической философии при рассмотрении познавательных возможностей человека, ста
Экзистенциализм
Экзистенциализм (лат. Existentia – существование), или философия существования – одно из главных направлений XX столетия, охватившее художественную интеллигенцию. Его предшественниками счита
Герменевтика
Герменевтика (греч. hermenevtikos – истолковывающий, разъясняющий) – теория и искусство истолкования текстов, знаков, смыслов слов. Термин происходит от древнегреческого мифологического персонажа –
Структурализм
Особенностью постмодернистских концепций конца XX века является появление нового жанра – «дискурсов», которые представляют собой критический анализ различных явлений, отказ от логически строгих тео
Неотомизм и религиозные школы
Неотомизм – главное направление неосхоластики, основанное на учении Фомы Аквинского (Фома во французском языке – Тома, а в лат. Thomas), наиболее совершенное выражение «вечной филос
Понятие о картине мира. Обыденная, религиозная, научная и философская картины мира
Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом любой достаточно развитой
Основные этапы формирования понятия материи
Конкретизация понятия бытие осуществляется при помощи понятия «материя». Материя – центральная категория материалистического миропонимания. Сама философия возникает и развивается как учение о матер
Движение, пространство, время и отражение как атрибуты бытия
Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые о
Понятие развития
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Развитие не следует понимать как ра
Диалектика и ее альтернативы
(метафизика, софистика, эклектика)
В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод находиться в тесной связи с теорией. Теория
Законы диалектики
Ядром диалектики является закон единства и борьбы противоположностей, который отвечает на вопросы – что является причиной развития? Как без помощи потусторонних сил объяснить удивительное мн
Категории диалектики
Основные законы диалектики были сформулированы Гегелем, который к тому же разработал самую полную систему категорий диалектики. Любая наука представляет собой систему понят
Синергетика как учение о саморегуляции и саморазвитии
Термин «синергетика» (от греч. «синергос» – совместно действующий) означает совместные усилия ученых разных областей знании в поиске новой парадигмы познания явлений природ
Понятие сознания и его сущность
Сознание является объектом изучения не только философии, но и многих естественных и гуманитарных наук. Но только его философский анализ даёт интегральное представление о сознании, выявляя его приро
Происхождение сознания
Происхождение сознания до сих пор для науки является нераскрытой проблемой, поэтому на сегодняшний день существует несколько основных концепций, которые предлагают решение этой проблемы.
1
Структура сознания и его функции
Сознание есть результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «суще
Проблема познаваемости мира в философии
Гносеология (греч. gnosis знание и logos – учение) – раздел философии, который изучает природу, сущность, пути и возможности познания, всеобщие характеристики познавательной деятельности человека,
Проблема истины в философии
Целью познания является получение истины. В современной философии существуют различные концепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, антропологическая и др.
Рациональное и внерациональное познание
Каким же образом осуществляется процесс познания мира, процесс получения истины?
Принято выделять два уровня познания – чувственный и рациональный.
Чувственное познание
Факторы развития научного знания
Большое внимание в философии XX века уделяется анализу роста научного знания. Особое значение в этом плане имеют концепции, предложенные представителями постпозитивизма.
Философские модели исследования человека
В зависимости от того, какие качества как сущностные в человеке, рассматривали философские направления, различают следующие модели. В основе каждой модели объяснения человека лежит определённое дом
Проблема личности в современной философии
Понятие «личность» (от древнерусского «личина»-маска) аналогично понятию «персона», от латинского «персона-маска».
В философии XX века сложились достаточно разнообразные оценки личности. К
Свобода и ответственность личности
Личность всегда активна, всегда деятельна. В связи с анализом такой деятельности в философии встает проблема свободы личности, получившая неоднозначные решения.
1. Фата
Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни в философии получала неоднозначные решения. Имеются концепции, отрицающие осмысленность человеческого существования. Например, А. Камю считал, что жизнь абсурдна, перед лицом
Ценность как способ духовного освоения человеком мира
Ценности– это природные и культурные объекты, процессы, отношения, обладающие положительной значимостью для человека. Изучение ценностей, изучает аксиология (от греч. учение
Нравственные ценности и формирование личности
К числу важнейших нравственных ценностей относятся прежде всего: нормы и правила, регулирующие поведение человека и отношения между людьми; высшие идеалы и принципы, выступающие как моральные ориен
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
Особого рода ценности содержит эстетическое сознание, ориентирующее человека в эстетической деятельности и воплощающееся в ее результатах.
Эстетическое сознание включает в себя:
Религиозные ценности и свобода совести
Религия включает в себя взаимосвязанные друг с другом вероучение, церковь и культ.
Вероучениеразрабатывается богословами и нередко оформляется в системе догматов – принципиальных, н
Природа и общество
Социальная философия – это философское учение об обществе, которое является закономерным результатом на пути поступательного развития природы.
Природа – это всё существующее в беск
Общество как предмет философского анализа
Социальная философия ставит вопросы о специфике общества как подсистемы бытия, его структуре и закономерностях развития. Решение этих вопросов предполагает, прежде всего, определение исходной основ
Структурные подсистемы общества
Основными видами общественной деятельности людей являются: материально-производственная, социальная, организационная, духовная.
На основе этих видов деятельности формируются основные подс
Основные подходы к интерпретации общественного развития
В философии разрабатываются разнообразные модели общественного развития. В их рамках предлагаются неоднозначные ответы на вопросы о том, является ли мировая история единым процессом (то есть
Современная цивилизация. Будущее человечества
Понятие «цивилизация» в философии имеет разные трактовки, наиболее распространенными из которых являются следующие. Цивилизация представляет собой:
Понятие общественного прогресса
По поводу возможного будущего человечества в современной, науке существуют различные точки зрении. Одни ученые говорят, что человеческое общество движется по пути прогресса и в дал
Основные глобальные проблемы современности
Истощение природных ресурсов.Обратная сторона прогресса заключается не только в ослаблении и деградации человеческой природы. Она выражается также в крайне отрицательном во
Пути выхода из кризиса
Несмотря на всю остроту глобальных проблем современного мира, люди в большинстве своем довольно спокойно воспринимают происходящее и почему-то надеются, что каким-то непостижимым образом человече
Новости и инфо для студентов