рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эпохи Возрождения

Эпохи Возрождения - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Онтология.Большой Вклад В Развитие Диалектического Понимания Бытия Внё...

Онтология.Большой вклад в развитие диалектического понимания бытия внёс ученый и кардинал Николай Кузанский, который, опираясь на Платона и неоплатоников, в каче­стве исходного пункта своей онтологии принимает Бога как Еди­ное. Но, в отличие от них, он считает, что Бог не имеет противопоставлений, а охватывает всё. Значит, Бог бесконечен (абсолютный максимум). Но в бесконечности противоположности неразличимы и фактически совпадают. Следовательно, и в Боге все различия исчезают. Абсо­лютный максимум совпадает с абсолютным минимумом. Так Кузанский открывает принцип совпадения противопо­ложностей и приходит к подтверждению аксиомы античного фи­лософа Анаксагора – «все во всём»: «Бог через всё – во всем, и все через всё в Боге». Иными словами, аб­солютный максимум включает абсолютный минимум, а он в свою очередь содержит абсолютный максимум. В переводе с абстракт­ного языка на предметный это означает, что Вселенная (как тво­рение Бога) охватывает все вещи, а каждая вещь содержит в себе Вселенную — в ее «свёрнутом» виде. Человек в таком случае есть микрокосм, заключающий в себе потенциальный макрокосм. Вселенная, будучи божественным творением, неотъемлемо сущест­вует в Боге. Так как он бесконечен, то бесконечна и Вселенная. Значит, она не имеет центра и предела, хотя и ограничена в Боге. Здесь теологическому геоцентризму (Земля – центр мира) был на­несен первый удар. Хотя богословы это поняли не сразу. Бернардино Телезио из исследования природы исключает познавание Бога. Бог у него – это внеприродное безличное начало, которое затем устраняется, а мир и материя начинают существовать по своим собственным законам. Не бог, а природа является предметом философского исследования. Бог у Дж. Бруно в «свёрнутом» виде содержит бесконечный универсум, а последний существует в «развёрнутом» виде. Он часто отождествляет бога не только с природой, но и с материей, что даёт возможность судить о его пантеизме как о материалистическом.

Материя, в представлении Б. Телезио, неуничтожима, качественно однородна, количественно изменяется, полностью заполняет пространство и исключает пустоту. Материя – пассивное начало. Активным, движущим началом природы являются одушевлённые противоположности сухого и тёплого, влажного и холодного, смешение которых ведет к появлению вещей. Его философия – это гилозоизм, поскольку одушевлённые противоположности внедрены в каждую природную частицу. Небесные тела, как и земля, материальны, но различаются только большей или меньшей мерой присутствия противоположных активных принципов – тепла и холода. Источник движения не вне природы, a в ней самой. Присущие материи принципы осуществляют её самодвижение.

Дж. Бруно выдвигает идею физической однородности всех миров, которые состоят из пяти элементов: воды, воздуха, огня, земли и эфира. Эфир – связующая среда между первыми четырьмя элементами, всеми планетами и всеми мирами. Таким образом, пустота исключена. Он понимал материю пантеистически, растворяя бога в природе. Рассматривал её не как пассивное начало, а как активное, самостоятельное и самодеятельное. В решении аристотелевской проблемы первичности формы или материи, материю считал первичной. Субстанцию считал материальной, выступающей как первоматериал. Он принимал и существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам. Мировая душа – это движущий принцип конкретных вещей и всего мира, который определяет их целостность, гармонию и целесообразность. Таким образом, бессознательное творчество материи (и природы) имеет своей основой деятельность мировой души, способной подменять самого бога. Мировую душу он не отрывает от материально-телесного начала, это единое целое, единая субстанция, в которой совпадают телесное и духовное, материальное и формальное. Основной единицей бытия он считает монаду как единство телесного и духовного. Верховная субстанция есть «монада монад» или Бог. Причём субстанция представляет собой источник внутреннего родства противоположностей (она является началом души: яд может быть лекарством, а лекарство – ядом и т.п.). Он обращает внимание не только на их единство, но и на их борьбу.

Диалектические натурфилософские идеи разрабатывались и Дж. Бруно. Он выдвинул представления о бесконечности космоса и множественности миров, творческой активности природы (она является источником своего собственного развития). Заслуга Бруно состоит в развитии философского аспекта теории Коперника, который утверждал, что Солнце – центр Вселенной. Бруно доказал, что такого центра вообще нет. Любая планета может быть истолкована наблюдателем, находящимся на ней, как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр нашей планетной системы. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно. Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Солнце и звёзды имеют сопутствующие планеты. Другие миры тоже обитаемы, ибо вся природа одушевлена.

Таким образом, в этот период произошли существенные изменения в понимании материального мира, природы. Для натурфилософии эпохи Возрождения характерны следующие особенности.

Во-первых, если в средневековой философии считалось, что Бог находится вне мира, вне пространства и времени, то в целом ряде концепций эпохи Возрождения утверждалось, что Бог растворен в материальном мире, природе, присутствует везде. Это вело к высокой оценке природы, провозглашению необходимости и важности ее познания. Учение, отождествляющее Бога и мир, называется пантеизм.

Во-вторых, природа рассматривалась теперь как живой, целостный организм (принцип органицизма).

В-третьих, такой организм находится в состоянии постоянного изменения, развития (элементы диалектики). Именно в этот период формируется представление о множественности миров во Вселенной.

Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, которое приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. В противоположность схоластической теории учёные ренессанса на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследования. Новые тенденции науки получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея. Николай Коперник разгромил гелиоцентрическую систему Птолемея и создал гелиоцентрическую теорию. Немецкий астроном Иоганн Кеплер создал теорию о закономерностях движения планет, подтвердил её математическим доказательством. Физик и астроном Галилео Галилей делает ряд открытий (путём экспериментальных исследований): при помощи сконструированного им телескопа обнаруживает: негладкую поверхность луны и солнца, и то, что млечный путь является сложной системой звёзд, открывает фазы Венеры и т.д. Его открытия подтвердили правильность системы Коперника. Он развивает новую методологию науки, основанную на эксперименте и математике. В отличие от старого схоластического качественного метода (основа – учение о свойствах и сущностях вещей и доказательство иерархически неизменного бытия) он предложил и количественный метод: вычислил универсальную динамичность движения математическим и геометрическим способами, что дало возможность разложить всё на простейшие элементы и затем вновь рациональным математическим способом сконструировать. Так он обосновывает механику.

Теория познания. Диалектический характер носила и теория познания Николая Кузанского – «концепция знающего незнания». Он считал, что объем человеческих знаний постоянно увеличивается. Однако они содержат своего рода пустоты – элементы незнания. Осмысление и учет этого обстоятельства способствует развитию познания, позволяет избежать ложных утверждений. Человек в учении Николая Кузанского предстал как микрокосм, воспроизводящий в себе черты Бога и природы. Его душа – это самодвижение, дающее жизнь (движение) телу, что осуществляется, однако, лишь при условии жизнеспособности и здоровья самого тела. Главными способностями души, или ума, философ считал: а) чувственные ощущения обеспечивают волевые импульсы и инициативность; б) рассудок является посредником между чувствами и разумом; в) разум позволяет человеку познавать мир, что отличает его от животных.

В учении о познании Дж. Бруно исходит из положения, что человек – неотъемлемая часть природы. Процесс достижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка разума и ума. Роль чувственной ступени в том, чтобы возбудить разум. Чувства имеют «мутную примесь». Рассудок осмысливает чувственную информацию, но возможность проникнуть в высшие тайны природы даёт разум (или интеллект), который окончательно исправляет показания чувств. Иногда он вводит четвёртую ступень – ум, при помощи которого достигается познание единства мира, диалектическое совпадение противоположностей и его бесконечности. Главный источник достижения истины – разум (ум). Он придерживается концепции двойственности истины.

Проблему научного метода познания разрабатывал Леонардо да Винчи. Не книжные схоластические спекуляции богословов, а опыт есть фундамент всякого познания. Только он обладаетдостоверностью. Опыт указывает на причины явлений и помогает устанавливать законы, которые внутренне присущи природе. Да Винчи приходит к пониманию, что объективное познание без эксперимента и математики во многом проблематично. В этом он предвосхищает становление экспериментально-математического естествознания Нового времени, на базе которого появится евро­пейская рациональная наука.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ МИИТ... Кафедра философии и культурологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эпохи Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Философия – одна их древнейших областей человеческого знания. Время, условия и причины зарождения философии во многом остаются неясными. Первые философские учения появляются в VII-VI вв. до н. э. п

Предмет философии и ее основные проблемы
  В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволю­ция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три ос­новных подхода к определению предмета филосо

Основные концепции происхождения философии
Существуют разногласия в определении времени зарождения философии. что связано с пониманием критериев отличия философского мировоззрения от мифов и религии. Эти виды мировоззрения часто образуют сл

Структура философского знания
Вырабатывая обобщенную систему представлений о мире в целом, философия не может обойти вопроса о месте человека в нем, а значит и вопроса об отношении человека к миру. Отношение человека к миру фил

Философия как исторический процесс
Историко-философский процесс включает в себя: – философское учение – систему определённых, логически связанных друг с другом воззрений; – философские школы – совокупность философс

Взаимоисключающие концепции развития и взаимосвязи
В истории философии сложилось две альтернативные концепции развития – диалектика и метафизика, которые принято называть основными философскими методами. Философский метод – это система наиболее общ

Философия в системе научного знания
Философия представляет собой специфическую область знания, которую нельзя безого­ворочно отнести ни группе общественных, ни к группе естественных наук. Предметом фи­лософии является всеобщее, поэто

Роль философии в развитии современного научного знания
  Роль философии в развитии современного общества возрастает, что связано, прежде всего, с быстрым ростом научной информации и дифференциацией научного зна­ния. В XX веке мировая науч

Периодизация и источники индийской философии
  Зачатки философского знания появляются в Древней Индии еще в середине I тыс. до н.э., когда формируется государство и происходит социальное расслоение общества. Древнеиндийская фило

Своеобразие философии Древней Индии
Основные понятия. В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы (Бог – творец): выдох (бытие) сменяется вдохом (

Древнеиндийские философские школы
  Своеобразие способов существования философских направ­лений и школ (даршан – видений), определя­ется, прежде всего, близостью форм философской и религиоз­ной деятельно

Характерные черты китайского мировосприятия, периодизация, и основные источники древнекитайской философии
Китайское мировосприятиехарактеризуется следующими основополагающими чертами. Китай (страна Поднебесная) – со всех сторон ограничен морем и горами и только с севера не было преград.

Расцвет философии (эпоха Чжань-го – «борющихся царств», V-III вв. до н.э.) – эпоха «ста школ».
Источники.Основанием китайской философии является древняя предфилософская литература – «Пятикнижие»: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», «Летопись». К «П

Особенности китайской философской мысли
Основные черты китайской философии: - традиционализм, который проявляется в форме ритуала как религиозного, так и светского; - сосуществование множества различных школ;

Основные школы древнекитайской философии
Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ: 1) натурфи­лософская, 2) конфуцианство, 3) моизм, 4) номинализм, 5) легизм, 6) даосизм. Позднее появи

Периодизация и особенности античной философии
  Античная философия – это совокупность философских учений, существующих в древней Греции и Древнем Риме с VII в. до н.э. по VI в. н.э. до закрытия императором Юстинианом в 532 г. пос

Первые философские системы: Платон и Аристотель.
Учеником Сократа был и крупнейший античный мыслитель Платон(427-347 гг. до н.э.), создавший целостную и последовательную философскую систему объективного идеализма и ставший родона

Специфические особенности и периодизация европейской средневековой философии
  Понятие «средневековье», впервые употребляют гуманисты во второй половине XV века. Им принято именовать период исторического развития Западн

Арабской средневековой философии
Арабская философия возникает значительно позже индийской, китайской и греческой и связана с формированием новой монотеистической религии – ислама. Основатель ислама – пророк Мухаммед (VI-V

Эпохи Возрождения
К XV веку средние века себя исторически исчерпали. В недрах средневековья зарождались иные, капиталистические, отношения, складывались национальные государства. На смену отживающей эпохе шла новая

И особенности их решения
Антропология. Человек рассматривался уже не только как высшее творение Бога, но и как животное, правда, «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное». И в ф

Особенности и периодизация философии Нового времени
  XVII век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысли, называемой «философией Нового времени». Новое время — это эпоха, которая охватыва

Основные философские направления XVII – XVIII вв.
  Усиление материалистических тенденций в философии Нового времени дополнялось развитием других философских направлений, формированием целостных философских систем – дуалистических, п

И поиски метода научного познания
  Большинство мыслителей Нового времени были убеждены в возможности полного и исчерпывающего познания природы и мира с целью усовершенствования человеческой жизни. Они придавали перво

Человек и общество в философии XVII-XVIII вв.
  В Новое время произошли существенные изменения в философском понимании человека. Ориентация на изучение природы, преклонение перед наукой обусловили следующее: – во-первых,

Основные периоды творчества Канта
  Периоды Общефилософские установки   Основные проблемы   Докритичес- кий период – мир познава

Особенности и периодизация русской философии
Русская философия, то есть мировоззренческие идеи и концепции, выдвигавшиеся оте­чественными мыслителями, – неотъемлемый элемент мировой культуры. Она органично вплетена во всеобщий историко-филосо

Основные течения отечественной философской мысли
Славянофильство и западничество.Существенное значение для оформления позиций славянофильства и западничества имело творчества П.Я. Чаадаева. Он считал, что мировая история предопределена свы

Понятие всеединства в концепции В.С. Соловьева
  Аспекты всеединства Содержание всеединства онтологический всеединство реальное – Абсолют (Бог), Всеединство в стан

Причины и условия возникновения философии марксизма
  Карл Генрих Маркс (1818-1883) разработал диалектико-материалистичес-кую концепцию природы и общества, экономическую социально-политичес-кую теорию, вошедшую в историю интеллектуальн

Периодизация марксистской философии
В философии марксизма можно выделить следующие периоды. 1. Собственно марксистский период (то есть философия К. Маркса и Ф. Энгельса), где различают три этап

Основные идеи философии марксизма
Онтология. Понятие материи является одним из главных в диалектическом материализме. Гегель утверждал, что физический или материальный мир – это инобытие (иная форма сущест­вования) ми

Основные черты современной западной философии
Философские концепции конца XIX – начала XX века открывают новый период развития философии, который характеризуется отходом от классического рационального типа философствования, утвердившийся в фил

Философский позитивизм
Позитивизм (от лат. positivus – положительный) широко распространенное течение западной философии, охватывающее, прежде всего, круги научно-технической интеллигенции, объявляющее единственным источ

Прагматизм
Прагматизм (греч. pragma – практика) – философское направление, возникшее в Америке в конце XIX – начале XX вв., своей задачей считающее помочь человеку в решении жизненных проблем. Поскольку жизнь

Философия жизни
В 60-70 гг. XIX в. в Германии, Франции и других странах Европы возникает широкое философское течение, представители которого рассматривали все существующее как проявление некой первоначальной реаль

Фрейдизм и неофрейдизм
ВXX в. иррационализм вырождается в мифотворчество, которое пытается уничтожить хаос и привести все в систему. Фрейдизм – это форма мифологии, которая из формы лечения заболевания превращается в фил

Феноменология
Феноменология (греч. phainomenon и logos – учение о феноменах) – философская концепция, которая, продолжая традиции классической философии при рассмотрении познавательных возможностей человека, ста

Экзистенциализм
Экзистенциализм (лат. Existentia – существование), или философия существования – одно из главных направлений XX столетия, охватившее художественную интеллигенцию. Его предшественниками счита

Герменевтика
Герменевтика (греч. hermenevtikos – истолковывающий, разъясняющий) – теория и искусство истолкования текстов, знаков, смыслов слов. Термин происходит от древнегреческого мифологического персонажа –

Структурализм
Особенностью постмодернистских концепций конца XX века является появление нового жанра – «дискурсов», которые представляют собой критический анализ различных явлений, отказ от логически строгих тео

Неотомизм и религиозные школы
  Неотомизм – главное направление неосхоластики, основанное на учении Фомы Аквинского (Фома во французском языке – Тома, а в лат. Thomas), наиболее совершенное выражение «вечной филос

Понятие о картине мира. Обыденная, религиозная, научная и философская картины мира
  Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом лю­бой достаточно развитой

Основные этапы формирования понятия материи
Конкретизация понятия бытие осуществляется при помощи понятия «материя». Материя – центральная категория материалистического миропонимания. Сама философия возникает и развивается как учение о матер

Движение, пространство, время и отражение как атрибуты бытия
  Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые о

Понятие развития
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика высту­пает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Разви­тие не следует понимать как ра

Диалектика и ее альтернативы
(метафизика, софистика, эклектика)   В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод нахо­диться в тесной связи с теорией. Теория

Законы диалектики
Ядром диалектики является закон единства и борьбы противоположностей, который отвечает на вопросы – что является причиной развития? Как без помощи потусторонних сил объяснить удивительное мн

Категории диалектики
  Основные законы диалектики были сформулированы Гегелем, который к тому же разра­ботал самую полную систему категорий диалектики. Любая наука представляет собой сис­тему понят

Синергетика как учение о саморегуляции и саморазвитии
  Термин «синергетика» (от греч. «синергос» – совместно действующий) означает совместные усилия ученых разных об­ластей знании в поиске новой парадигмы познания явлений при­род

Понятие сознания и его сущность
Сознание является объектом изучения не только философии, но и многих естественных и гуманитарных наук. Но только его философский анализ даёт интегральное представление о сознании, выявляя его приро

Происхождение сознания
Происхождение сознания до сих пор для науки является нераскрытой проблемой, поэтому на сегодняшний день существует несколько основных концепций, которые предлагают решение этой проблемы. 1

Структура сознания и его функции
Сознание есть результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельно­сти, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «суще

Проблема познаваемости мира в философии
Гносеология (греч. gnosis знание и logos – учение) – раздел философии, который изучает природу, сущность, пути и возможности познания, всеобщие характеристики познавательной деятельности человека,

Проблема истины в философии
  Целью познания является получение истины. В современной философии существуют различные концепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, антропологическая и др.

Рациональное и внерациональное познание
Каким же образом осуществляется процесс познания мира, процесс получения истины? Принято выделять два уровня познания – чувственный и рациональный. Чувственное познание

Факторы развития научного знания
  Большое внимание в философии XX века уделяется анализу роста научного знания. Особое значение в этом плане имеют концепции, предложенные представителями постпозитивизма.

Философские модели исследования человека
В зависимости от того, какие качества как сущностные в человеке, рассматривали философские направления, различают следующие модели. В основе каждой модели объяснения человека лежит определённое дом

Проблема личности в современной философии
Понятие «личность» (от древнерусского «личина»-маска) аналогично понятию «персона», от латинского «персона-маска». В философии XX века сложились достаточно разнообразные оценки личности. К

Свобода и ответственность личности
  Личность всегда активна, всегда деятельна. В связи с анализом такой деятельности в фи­лософии встает проблема свободы личности, получившая неоднозначные решения. 1. Фата

Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни в философии получала неоднозначные решения. Имеются концепции, отрицающие осмысленность человеческого существования. Например, А. Камю считал, что жизнь абсурдна, перед лицом

Ценность как способ духовного освоения человеком мира
Ценности– это природные и культурные объекты, процессы, отношения, обладающие положительной значимостью для человека. Изучение ценностей, изучает аксиология (от греч. учение

Нравственные ценности и формирование личности
К числу важнейших нравственных ценностей относятся прежде всего: нормы и правила, регулирующие поведение человека и отношения между людьми; высшие идеалы и принципы, выступающие как моральные ориен

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
Особого рода ценности содержит эстетическое сознание, ориентирующее человека в эс­тетической деятельности и воплощающееся в ее результатах. Эстетическое сознание включает в себя:

Религиозные ценности и свобода совести
Религия включает в себя взаимосвязанные друг с другом вероучение, церковь и культ. Вероучениеразрабатывается богословами и нередко оформляется в системе догматов – принципиальных, н

Природа и общество
Социальная философия – это философское учение об обществе, которое явля­ется закономерным результатом на пути поступательного развития природы. Природа – это всё существующее в беск

Общество как предмет философского анализа
Социальная философия ставит вопросы о специфике общества как подсистемы бытия, его структуре и закономерностях развития. Решение этих вопросов предполагает, прежде всего, определение исходной основ

Структурные подсистемы общества
Основными видами общественной деятельности людей являются: материально-про­изводственная, социальная, организационная, духовная. На основе этих видов деятельности формируются основные подс

Основные подходы к интерпретации общественного развития
В философии разрабатываются разнообразные модели общественного развития. В их рамках предлагаются неоднозначные ответы на вопросы о том, является ли мировая история единым процессом (то есть

Современная цивилизация. Будущее человечества
Понятие «цивилизация» в философии имеет разные трактовки, наиболее распространенными из которых являются следующие. Цивилизация представляет собой:

Понятие общественного прогресса
  По поводу возможного будущего человечества в совре­менной, науке существуют различные точки зрении. Одни ученые говорят, что человеческое общество движется по пути прогресса и в дал

Основные глобальные проблемы современности
Истощение природных ресурсов.Обратная сторона прогресса заключается не только в ослаблении и деградации человеческой природы. Она выра­жается также в крайне отрицательном во

Пути выхода из кризиса
Несмотря на всю остроту глобальных проблем современ­ного мира, люди в большинстве своем довольно спокойно воспринимают происходящее и почему-то надеются, что ка­ким-то непостижимым образом человече

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги