Бытие и небытие - Лекция, раздел Философия, Философия
Исходным Понятием, На Базе Которого Строится Философская Карт...
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие - это самое широкое, а значит и самое абстрактное (отвлечённое) понятие. Прежде всего "быть" означает наличествовать, существовать.
С одной стороны, Бытие - понятие, обозначающее реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. В иной трактовке - это реальность, лежащая за пределами возможности человеческого опыта, и потому не зависящая ни от человека и его сознания, ни от человечества. Две основные трактовки бытия исходят из того, является ли бытие тем, что существует, всё существующее, либо бытие - сам принцип существования, стоящие вначале всего существующего, позволяющее всему и чему либо быть ("есть" - эта языковая связка была абсолютизирована, возведена в принцип), но при этом бытие вне, по ту сторону, за пределами каких-либо вещей.
Бытие (сущее, существующее), в первом случае, есть все, что есть - это и материальные вещи, и все процессы (физические, химические, геологические и т.п.), и их свойства, связи и отношения. Сказки, мифы и плоды воображения - все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой (противоположностью) бытия является небытие (ничто). Бытие и ничто не могут существовать друг без друга. Небытие мыслится как относительное понятие, в абсолютном смысле небытия нет (Нельзя помыслить небытие, "небытия нет" полагали еще в период зарождения философии, Парменид). Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и переход его в иную форму бытия (напр., смерть). С другой стороны, с Платона берет начало традиция, причисляющая небытие к ключевым категориям онтологии (учения о бытии), наряду, напр., с абсолютом, бытием, богом, которая отвергает принцип "из ничего ничего не возникает" (особенно развита эта традиция была в христианской философии, которая размышляла над одним из основных христианских догматов - творением мира богом из ничего).
Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед жизненно важной проблемой: либо признать наличие бытия, т.е. того, что есть истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени, неуничтожимо, и жить "с оглядкой" на него, либо oбъявить свое собственное существование самодостаточным, автономным, не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Философия, принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как философия бытия, то как философия свободы. Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютною (Бог, Разум и т.д.). Философия свободы доказывала, что человек сам творит историю и себя самого.
Первая концепция бытия была введена в философию Парменидом (5-4 вв. до н. э). Среди мыслей, которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование - Абсолютную мысль. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический разум ("Одно и то же мыслить и быть"). Идеи Парменида поддержал и Платон - бытие едино и неизменно, не возникает и не уничтожается, бытие есть мысль и постижимо только в мысли.
Наступление христианской эры соединило философию с богопознанием. В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. В отличие от обезличенного и умозрительного Абсолюта античности Бог христианства открывает Себя Личного и Живого. Творение - это свободный акт Бога, оно не обусловлено никакой "внутренней необходимостью". Человек был создан по образу и подобию Божию, а потому человек является существом личностным, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от собственной своей воли, от видимости индивидуальной свободы.
В эпоху Возрождения, и особенно в Новое время происходит обмирщение (отделение от религии) философии и все более явное разделение философии и естественных наук. Возникло мировоззрение, суть которого Фридрих Ницше выразил в афоризме: "Бог умер". Люди перестали признавать свою зависимость от Бога, присвоили себе право Творца творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненно подлинное бытие. Бытие мыслится как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.
Философское развитие идеи возвеличивания человека и принижения Абсолюта можно выразить так (в трактовке русского мыслителя Николая Федорова): "Познай самого себя", - говорит Сократ. "Я мыслю, следовательно, существую", - отвечает Р. Декарт. Г. Фихте поясняет: "Я - познающее и есть существующее; все же прочее есть лишь познаваемое, т.е. лишь мысленное, следовательно, несуществующее". М. Штирнер заключает: "Возлюби себя всей душою твоею, всем сердцем твоим". А Ф. Ницше: "Найди в себе себя, будь единственным, ничего, кроме себя, не признавай". Бытие человека становится первичным, абсолютным, мир - относителен к этому бытию.
Основоположник философии Нового времени Рене Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека (другой формой бытия у него была материальная субстанция, т. о. бытие было двояко, дуалистично). Бытие стало субъектно-объектным. Mартин Xaйдеггер говорил по этому поводу, что "теперь горизонт уже не светится сам собой. Теперь он лишь "точка зрения" человека, который к тому же сам и творит ее".
Иммануил Кант говорит также о бытии, зависимом от познания. Бытие у него становится с одной стороны субъективным, принадлежащим человеческому восприятию (пространство и время), с другой стороны - бытие вещей непознаваемо, "вещь в себе", независимо и недоступно для человеческого понимания.
Философия жизни утверждает, что бытие - это жизнь и потребности ее возрастания. Философия ценности объявляет ценности предельным основанием человеческого существования. Экзистенциализм заявляет, что только человек есть подлинное и предельное бытие, а вопрос о бытии - это вопрос о его смысле, который задает сам человек (существование предшествует сущности). Марксистская философия отождествила бытие с природой, утверждая, что бытие "вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения" (Ф. Энгельс). Понимание бытия и его соотношение с сознанием, с т. з. марксистов, определяет решение основного вопроса философии (о первичности материи или сознания, духа) в сторону материализма или идеализма.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Бытие и небытие
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Предмет, метод и функции философии
Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали н
Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения
Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представл
Структура и специфика философского знания
По свидетельству античных авторов (Диоген Лаэртский), слово "философия" встречается впервые у Пифагора, а в качестве названия особой сферы знания, термин "философия&q
Происхождение философии
Мифология и религия в истории философии и науки имеют предварительное, подготавливающее интеллектуальную почву, предфилософское, значение. Когда рассматривают историю философии, то
Идея субстанции в философии
Идея субстанции (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) возникает фактически с началом философствования, где она становится одной из ключевых категорий мышления. Это п
Материальное и идеальное
Понятие материя, материальное прошло несколько этапов в своем историческом развитии.
Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления В ранних древнегреческих фило
Закономерность и случайность
В философии понятия закономерности и случайности выражают через соотносительные философские категории - необходимость и случайность, отражающие различные типы связей в объективном м
Идея развития в философии
Идея развития выражает необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процесс
Детерминизм и индетерминизм
Словом детерминизм (от лат. determino - определяю, причиняю) в современной философской литературе называют философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообуслов
Проблема познания
Прежде всего в вопросе о познании важным является понятие знания. "Знание" - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, иде
Чувственное и рациональное в познании
Знание человека первоначально существует в виде определенных образов сознания. Но эти образы неодинаковы по характеру своего формирования и по способам движения, имеют свою специфик
Проблема интуиции в философии
Проблема интуиции (от лат. intuitio - пристальное всматривание) в истории философии принимала разнообразную трактовку, а само понятие "интуиция" включало многообразное и р
Сознание, самосознание, бессознательное
Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а так же специфические механизмы и форм
Сознание и язык
Проблемы сознания и языка, соотношения мысли и слова интересовали философов с самого начало возникновения философии. Полагают, что сами философские проблемы, как они были сформулиро
Специфика научного знания
Понимание специфики научного знания вытекает из того, как определяется сама наука и что она из себя представляет. Над проблемами науки и самой наукой и ее месте в культуре в совреме
Специфика гуманитарного знания
Проблема специфики гуманитарного знания в современной науке и философии вытекает из решения тех проблем, которые связаны с отличием этого знания от иного, негуманитарного, естествен
Лекция 3
1. Социальная философия: предмет, метод, структура
Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта позн
Основные направления и школы социальной философии
Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20-40-х годов прошлого столетия. Из основных
Природа и общество
Природа, в предельно широком значении - все сущее, существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие "природа" выступает как синоним понятий
Философия истории
Философия истории представляет собой относительно самостоятельную область философского знания, посвященную осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Пр
Проблема свободы в философии
Проблема свободы в философии осмысляется, как правило, по отношению к человеку и его поведению (свобода в природе осмыслялась как случайность, как "непознанная необходимость&qu
Человек как предмет философии
Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его
Проблема личности в философии
Под "личностью" в современном социально-философском знании понимают обычно как 1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или и
Лекция 4
1. Общая характеристика древнеиндийской философии. "Веды" и основные философские школы
Характерным для древнеиндийской философии
Античная натурфилософия и атомизм
Натурфилософия (от лат. natura - природа) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на абстрактные понятия, вырабатываем
Философия Платона. Платон и неоплатонизм
Платон (427-347 гг. до н. э) является учеником и продолжателем Сократа (впервые поставившего в центр философии нравственную, этическую проблематику), и развивает его философию уже в
Философия Аристотеля. Влияние Аристотеля
Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделал Аристотель (384-322 гг. до н. э). В его системе философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонни
Гуманизм, неоплатонизм и натурализм в философии Возрождения
В эпоху Возрождения гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре
Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм
Основы британского эмпиризма (от греч. эмпейриа - опыт) были сформулированы Фрэнсисом Бэконом. Его учение об опытном источнике человеческих знаний, а также разработанный им индуктив
Социально-политические концепции в философии Нового времени
Социально-политические концепции в философии XVII в. получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным
Философия Канта
Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический
Проблема человека и свободы в философии Канта
Учения о человеке Кант изложил в книге "Антропология с прагматической точки зрения". Главная ее часть подразделяется на три раздела в соответствии с тремя способностями че
Философская система Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - создатель философской системы, названной им "абсолютным идеализмом". Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средств
Философия духа Гегеля
Среди других представителей немецкой классической философии (Канта, Фихте, Шеллинга) Гегель выделяется своим вниманием к истории. Именно философия истории и философия культуры являю
Философия К. Маркса и Ф. Энгельса
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) - создатели и творцы диалектико-материалистической философии. Эта философия логически следует из главного философского открытия
Философия А. Шопенгауэра
Одной из самых ярких фигур иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный; течение в философии, противостоящее рационализму, и ограничивающее или отрицающее возм
Философия С. Кьеркегора
Серен Кьеркегор (1813 - 1855) - датский философ - идеалист и писатель. Вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную интенсивной литературной работой. Многие свои труды (&quo
Позитивизм 19 века
Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, основанное на принципе, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание
Философия жизни
"Философия жизни", течение второй пол. XIX - начала XX века - поставило жизнь в основу всего бытия, существования, и в центр собственных учений, сделав ее первой категорие
Прагматизм
Прагматизм (от греч. прагма - дело, действие) - философское течение, возникшее в 70-х годах 19 века в США. Основные идеи прагматизма высказал Чарлз Пирс, за - тем эту доктрину разра
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов