рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Эпикура

Философия Эпикура - раздел Философия, Философия Если Стоики Опирались На Разумную Выработку Всеобщей Цели И Её Достижение, То...

Если стоики опирались на разумную выработку всеобщей цели и её достижение, то сторонники Эпикура (341-270 до н. э.)

на ощущения конкретного человека.

Основание знания - не разум, а ощущения т.к. ощущения лишены основания. Ощущения каждого человека обладают одинаковой значимостью. Не может чужое ощущение критиковать моё. Каждый человек имеет неприходящую ценность и не считаться с ним нельзя. Фантазии сумасшедших или сновидения также истинны, т.к. они приводят в движения. Всё несуществующее не приводит в движение. Цели жизни конкретного человека - получить удовольствие (гедонизм).

Классификация удовольствий:

· низшие, физиологические

· социальные – дружба, уважение и др.

· высшие - интеллектуальные (созерцательные), подразумевают самореализацию человека.

Последние ставят задачу - отказаться от общепринятых

моделей поведения и создание собственного стиля жизни (атараксия). Предполагается доверие к собственным ощущениям. Признаки удовольствия: радость, веселье, свобода от страха. Показательно отношение к религии: люди должны оказывать почести Богам из - за превосходства их природы, а не для того, чтобы получить выгоду. « Смерть нас совершенно не касается, т.к. пока мы существуем, смерти нет. А когда есть смерть, нас нет».

Преимущественное значение Эпикур уделял этике и воспитанию человека. Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни (этику); физика (натурфилософия) изучает законы природы; логика – законы разума. Учение Эпикура о природе, по сути дела, материалистическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в «междумириях»), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.

Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет наслаждение, но это не простое чувственное наслаждение, а духовное, хотя вообще всякого рода наслаждения сами по себе не являются дурными. Однако духовное наслаждение более устойчиво, ибо оно не зависит от внешних помех.

Средневековая философия ( 5- 15 вв. н. э.)

Основным элементом средневековой жизни является раздвоение, т.е. выделяется 2 народа: священники и меряне; 2 языка: латинский и варварский; 2 власти: светская и духовная; раздвоение личности на душу и тело. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в христианском богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика; осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и «спор об универсалиях» т. е. приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Начиная с 4 в. формируется христианская церковь как социальный институт. Её основная задача: преодоление раздвоенности.С 8 в. формируются монашеские общины. Их основная цель : примирение духа и тела.

В рамках христианства основой философии служит тот факт, что у человека появилось сознание истины. Христос - носитель истины. В древнегреческой философии происходил поиск истины (Аристотель, Платон). Человек с их точки зрения испытывает потребность сделаться причастным к этой истине. Он должен дойти до сознания единства божественной и человеческой природы. Человек становится духовным и достигает истины благодаря тому, что он поднимается выше природного (плоть, болезни, удовольствие, смерть).

Выделяют 2 этапа в развитии средневековой философии:

1. С 5 по 9 вв. - Патристика - непосредственное строительство церкви как социального института (церковный календарь, таинства, церковное предание и т. д.).

2. С 9 по 15 вв. - Схоластика. Её основная задача - объяснить всё происходящее с точки зрения Священного Писания и Предания. Основная черта - отсутствие интереса к природе (натурфилософии) и теоцентризм. Основным центром интереса является мышление, так как оно существует в другом - трансцендентном мире ( в метафизическом понимании трансценденция – переход из сферы возможного опыта – природы – в сферу, лежащую по ту сторону его).

Церковь на протяжении тысячи лет становится центром политической жизни Европы.

Церковь выполняет свою задачу, вырабатывает новую идеологию для преодоления раздвоенности. Эти ценности являются определяющими и в современной католической идеологии, но не всегда они совпадает с цивилизационными ценностями.

· Нищета духовная и физическая.

· Безмрачие (целебат).

· Послушание (рабство) - бесприкословное подчинение в рамках церковной иерархии.

В рамках средневековой философии всех схоластов можно разделить на два лагеря. Наиболее массовым лагерем считается реализм, т.е. сторонники идей Платона. Они придерживаются точки зрения, что реально существуют общие универсальные сущности предметов (идеи, в не вещи).

Оппонентами были номиналисты - сторонники Аристотеля. Они считали реально существующими индивидуальные вещи, воспринимаемые органами чувств, а общие понятия (идеи) являются лишь именами вещей.

Попытка примирить эти два лагеря в «споре об универсалиях» предпринимали концептуалисты.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

На сайте allrefs.net читайте: Философия. Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Эпикура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Генезис философии
Философия возникает впервые в 6 в.до н.э. в Древней Греции; переход от мифологического мировоззрения (обыденного) к научному (философскому) охватывает период с 6 в. до н.э. до 5 в.н.э. (по устоявше

Философия Фалеса и Пифагорейского союза
Фалес - купец, много путешествовал. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал солнечное затмение в Греции 585г. до н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считается первым ф

Метафизика Парменида
Следующим этапом развития философии является Элейская школа, лидером считается Парменид (мудрец из города Элеи). Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Первое

Диалектика Гераклит
Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира,

Социально - политическая концепция Платона
Происхождение государства, по Платону, вполне правдоподобно даже с современной точки зрения: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении тр

Метафизика Аристотеля
Аристотель (384-322) создал собственную школу Ликей (в роще Аполлона ликейского). Был воспитателем и другом Александра Македонского. В течении двадцати лет ученик, а затем учитель платоновской Акад

Поздняя античная философия. Этика стоиков
Наиболее известные стоики: Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Основная мысль стоицизма - всё пронизано Логосом (всеобщим законом, основой мира). Логос лежит

Философия Возрождения. Реформация
Начиная с 15 - 16 вв. формируются христианские идеологии несовместимые с католической - период «внешней» реформации. Лидеры новой идеологии: Мартин Лютер (1483 - 1546гг.), Жан Кальвин (1509-1564гг.

Философия Нового времени.
В рамках новой постсредневековой философии возникает два направления: английский эмпиризм – основателем считается Френсис Бэкон (!561 – 1626), ему предшествовал средневековый номинализм;

Философия Просвещения
К представителям Просвещения относят: Монтескье (1689-1755), Вольтера (1694-1778), Руссо (1712-1778), Дидро (1713-1784) и др. во Франции; Ф. Бекона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Юма (1

Теория познания Канта
Иммануил Кант (1724-1804) немецкий (прусский) философ, основоположник немецкого классического идеализма. Основные работы: «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», «Критика чистого разум

Объективный идеализм Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Окончил теологический институт вместе с Ф. Шеллингом, но в отличие от него философское признание приобрел поздно. Первая, обратившая на себя внимание, ра

Тесты по истории философии
1. Отсутствие связи между знанием , верой и нравственностью как духовными способностями характерна для типа мировоззрения: a) философского b) религиозного c) мифологическ

Исторический материализм марксизма
Основная цель всей деятельности К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей - создание идеологии промышленного пролетариата. В середине XIX в. это был самый обездоленный, бес

Прагматизм
Основоположником прагматизма считается Ч. С. Пирс (1839-1914). Прагматизм (от греч. прагма – дело) утверждает, что философия должна иметь практическую направленность. Принципы прагматизма из

Экзистенциализм
Исходным пунктом экзитенцфилософии является философия С. Кьеркегора (1813-1855). Экзистенциализм (фр. existentialism от лат. existential — существование), также философия существова

От позитивизма к аналитической философии.
Выделяют следующие этапы развития аналитической философии: 1. Позитивизм. Основатель Огюст Конт (1798-1857) считал позитивную науку (естествознание) преемницей религиозной фо

Неотомизм
Развивает основные идеи Фомы Аквинского (1224-1274). Одной из важнейших является идея гормонии разума и веры. Современная версия томизма (официальный язык христианства католического вероиспо

Особенности русской философской мысли
Самостоятельное творчество в области философии начинается в России во второй половине XVIII в. До XVIII в философские запросы находили свое разрешение в религиозном мировоззрении. Поэтому эта филос

Тесты по теме: Современные направления философии
1.Причиной развития общественного способа производства в историческом материализме является: a) производительные силы b) производственные отношения c) классовая борьба

Формы бытия и их взаимодействие.
Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индив

Сознание как философская категория.
Первым, кто создал целостную концепцию возникновения сознания и его свойств был древнегреческий философ Платон. Он исходил из признания того, что существуют параллельно два мира: один мир конкретны

Философия познания
Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий

Формирование философской антропологии
Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги