Вопрос о предмете философии вызывает большие трудности. Он горячо обсуждается вот уже 2,5 тысячи лет самими философами – на протяжении всей истории философской мысли.
1. Предмет философии – та часть или область объекта, которая непосредственно подвергается изучению, исследованию, познанию.
Объект философии – часть или область реальности, которая может быть исследована, изучена, познана данной наукой или группой наук. Объект шире, чем предмет исследования.
2. Одни авторы считают, что объект и предмет совпадают, т.к. философия имеет дело с миром в целом, с человеком как таковым и всеобщими аспектами взаимоотношений между ними. Образуется некое проблемное поле, согласно некоторым философам предметом является некое количество вопросов или проблем, которые ставят перед собой философы и пытаются решить. Например, в марксистской философии, Ф.Энгельс в начале XIX века выдвинул главный вопрос об отношении материи и сознания. И.Кант в качестве предмета философии выдвинул 4 вопроса:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
3. Другие авторы считают, что философия не имеет своего самостоятельного предмета. Философия есть не что иное, как знание, о другом знании.
Предмет философии очень сильно отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, еще и тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Более того, предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека.
Философское знание обладает следующими признаками :
1. Оно рефлекторно
2. Характеризуется целостностью
3. Характеризуется критичностью ( ничего не принимается на веру)
Известно, что философия возникла примерно 1.5 тысячи лет назад и с тех пор существует по сегодняшний день. Это знание представляет определенную ценность, оно НЕОБХОДИМО для общества, т. к. выполняет множество функций.
В методологии науки выделяются такие функции науки, как описание, объяснение, предвидение, понимание.
При всем свойственном Конту эмпиризме он не склонен был сводить науку к собранию единичных фактов. Предвидение он считал основной функцией науки.
Конт писал: "Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности знать, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов".
Цели философской деятельности определяются, прежде всего, предметом и функциями философии, а также ее ролью в обществе, ее взаимосвязями с другими формами общественного сознания. Типология и основное содержание целей философской деятельности во многом задается структурой мировоззренческого отношения, т.е. наиболее общих связей системы "человек-мир". На базе типологии основных целей философской деятельности может быть осуществлена классификация отраслей философии, философских дисциплин.
Основные отрасли философии (соответствуют структуре мировоззренческого отношения) следующие:
1. учение об общих законах бытия (онтология); включая учение об обществе (социология) и человеке (философская антропология);
2. учение об общих законах познания (гносеология);
3. учение о формах и законах мышления (логика);
4. учение об эстетическом отношении человека к миру (эстетика);
5. учение о нравственном отношении человека к миру (этика).
На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще и свои более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.