рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ

ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ - раздел Философия, Объект и предмет философии, структура и функции Философские Категории, Посредством Которых Обозначаются Формы Бытия Вещей И Я...

философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование (в П.), с другой - процессы смены их друг другом (во В.), продолжительность их существования. П. и В. являют собой несущую конструкцию любой известной до сих пор объяснительной картины мира. Определение хотя бы в самом первом приближении масштабов в П. и ритмики смены во В. всех действительных и потенциально мыслимых природных и общественных систем как процедура представления фундаментальных параметров бытия является необходимым условием не только процесса постижения мира человеком, но и осознания последним самого себя. Принципиально различными в трактовке П. и В. в истории философии выступали подходы, постулирующие их как: а) такие формы бытия, которые полностью автономны от тех явлений и вещных систем, которые в них "помещены" и в них существуют и являются; б) такие порядки, такие внутренние "меры" природно-социальных систем, которые задаются их взаимодействием и обусловлены их природой и характером. В модели мироустройства Ньютона П. и В. трактовались как однородные, универсальные и абсолютные формы бытия. Идеи "пустого" П. и абсолютного, автономного от человека В. были переосмыслены как философской традицией Декарта, постулировавшего их "заполненность" и обусловленность осуществляющимися взаимозависимостями и взаимодействием вещей и явлений, так и физикой 20 в., сформировавшей представление о едином "П.-В.", задающем многомерные метрики бытия и тем самым интерпретирующем В. всего лишь как одну из координат многомерного пространственно-временного континуума. В истории философии было принято различать "объективное" В., могущее фиксироваться соразмерно процессам в микромире либо ритмам движения небесных тел (и которому в таком смысле отказывает в праве на существование современная физика), и В. "субъективное", связанное с его осознанием людьми и распадающееся в зависимости от формы своей артикуляции на перцептуальное и концептуальное. В рамках концептуальных моделей возможно многомерное пространство, не апплицируемое на трехмерный мир, и нелинейные модели течения времени. В философии 20 в. доминирует понимание В. как условия возможности, как предпосылки субъективности и объективности в любом их модусе, а следовательно, постулирование того, что В. отсутствует и в субъекте, и в объекте, и "вовне" и "внутри" (Хайдеггер). (См. также Социальное время, Переоткрытие времени, Событийность, Эон.)
А.А. Грицанов

 

36. Движение как фундаментальное свойство бытия

В античности:

1) Милетская школа.

Движение понималось как возникновение, уничтожение и становление всего сущего.

Анаксимандр о том, что важнейшим свойством апейрона является движение. Апейрон вечен, он находится в вечном движении = движение вечно и всеобще.

Гераклит полагал, что движение вечно и выступает причиной всех изменений.

Нельзя в одну и ту же реку войти дважды.

Акцентировали внимание на движении, отодвигая на второй план проблему устойчивости, сохранения движения.

2) Элеаты.

Абсолютизировали момент устойчивости бытия = отрицали всеобщность движения.

Парменид: бытие неподвижно и едино, оно замкнуто само в себе «в пределах оков величайших».

Апории Зенона. Движение не обладает истинным бытием.

3) Эмпедокл.

Пытался объединить противоположные взгляды и рассматривал изменчивость и устойчивость как две стороны общего процесса движения.

Мир неизменен в своих корнях и в пределах «круга времен», но изменчив на уровне вещей и внутри «круга времен».

Аристотель

Дал развернутую классификацию видов изменения, выделив:

- возникновение,

- уничтожение,

- движение (осуществление сущего в возможности, его переход в действительность).

Мысленное представление движение предполагает использование категорий места, времени и пустоты. Вечность движения обосновывал «от противного».

Отрицание вечности движения приводит к противоречию: движение предполагает наличие движущихся предметов, которые, в свою очередь, или возникли, или же существовали вечно неподвижно. Но возникновение предметов есть тоже движение. Если же они покоились вечно неподвижными, то непонятно, почему они пришли в движение. Трудно объяснить также причину покоя, а такая причина должна быть.

Движение по Аристотелю реализуется в трех отношениях: качества, количества и места. Количественное движение – это рост и убыль. Движение относительно места – это перемещение. Качественное движение – это качественное изменение. Всякое движение осуществляется во времени.

В философии существуют две концепции, объясняющие движение: метафизическая и диалектическая.

Метафизическая концепция

Основывается на абсолютизации одной из сторон движения, сводит движение к одной из его форм.

Элеаты абсолютизировали момент устойчивости в движении. Или Ньютон, который сводил движение лишь к перемещению тела в пространстве (механическое перемещение) = признание внешнего источника движения (Бог, первотолчок и пр.).

Диалектическая концепция

Рассматривает движение как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости. Понимает движение как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, происходящие в мире: физические, социальные или изменения в области мышления.

Всякое изменение есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией. Для всякого объекта существовать значит взаимодействовать, то есть оказывать влияние на другие объекты и испытывать их влияние. Поэтому движение – это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность и процессуальный характер.

Движение и развитие

Хотя мир существует вечно, утверждали древние греки, нынешнее его состояние – одна из многих пройденных им ступеней, которые, повторяясь через определенные промежутки времени, образуют круговорот Вселенной.

На каких-то ступенях возникли Земля и светила. Прежде чем достичь нынешнего состояния Земля претерпела много изменений. Ее поверхность была совсем иной и ничего живого на ней не было. Когда же возникли первые растения и животные, они вовсе не походили на нынешние. Лишь через множество промежуточных ступеней они превратились в нынешнюю флору и фауну. Также обстояло дело и с людьми. В данной перспективе смена одних ступеней другими никогда не прекратится. В мире нет вечных объектов, рано или поздно что-то погибает и его место занимает другое. Демокрит и Эпикур делали исключение лишь для атомов, никогда, по их мнению, не возникающих, не уничтожимых и неизменных.

Одна из особенностей миросозерцания, господствовавшего в средние века – креационизм (идея сотворения Богом всего существующего). Никто, конечно, не отрицал того, что положения светил изменяются, сменяют друг друга времена года, приливы и отливы, отдельные растения и животные гибнут. Но мысли греков о гибели небесных тел, на смену которым приходят другие небесные тела, о сменяющих друг друга различных состояниях Земли, изменяющихся флоре и фауне – эти мысли решительно отвергались. Им противопоставлялось непоколебимая уверенность в том, что Земля и все, что есть на ней, сегодня в точности такие же, какими были в самом далеком прошлом. Ограниченность естественно-научных знаний этого периода способствовала утверждению взглядов об абсолютной неизменности природы. Эти положения господствовали в естествознании вплоть до 18 века.

Идеи развития, высказываемые в 17-18 веках осыпались насмешками:

- Декарт (в 1644 году) выдвинул гипотезу об образовании звезд и планет в результате длительных вихреобразных движений частиц материи, пребывавших в хаотическом состоянии.

- в 1755 году Кант поддержал эту мысль.

- в 1748 году де Майе утверждал, что некогда наша планета была покрыта ледниками.

Но возникает геология, которая, исследовав огромный фактический материал, установила, что Земля прошла ряд не повторяющих друг друга стадий развития.

Французский биолог Ламарк выдвинул идею об историческом развитии земной поверхности.

Палеонтология доказала факт смены множества видов животных и растений, вовсе не похожих друг на друга.

Эмбриология, исследовавшая развитие зародыша в утробе матери, установила, какие виды и в какой последовательности были предками современных видов.

Дарвин в своей теории эволюции выдвинул идею о том, что все ныне существующие виды растений и животных – результат длительного процесса эволюции.

На том уровне, какого наука достигла в конце ХIХ века, ученых не могла удовлетворять ни древнегреческая концепция развития, ни концепция развития, царившая в естествознании до конца 19 века. Для них обоих характерно объяснение образования все новых и новых видов комбинаций из материала, никогда не возникающего, никогда не исчезающего, то есть неизменного.

В свете же современных знаний нет ничего вечного, кроме самого изменения и его законов.

Развитие – это непрестанное изменение не только органов, клеток, содержащихся в клетках хромосом, но и молекул, из которых состоят хромосомы, атомов, из которых состоят молекулы, элементарных частиц и физических полей, а также всего того, из чего состоят элементарные частицы и поля.

Другая особенность старого понимания развития – уверенность в том, что появление нового, прежде не существовавшего, характерно лишь для отдельных частей Вселенной, а во Вселенной в целом происходит периодическое повторение совершенного одинаковых циклов, то есть круговоротов.

Еще в 1893 году палеонтолог Долло (1857-1931) открыл закон: в ходе эволюции видов организмы никогда не возвращаются точно к прежнему состоянию, даже попав в условия, тождественные прежним. В биологии доказано, что появление ранее не существовавших видов, приходящих на смену видам вымирающим, - процесс, происходящий также систематически, закономерно и необратимо, как рождение или смерть отдельных особей.

Растительные и животные организмы – это самоуправляющиеся системы. Такие системы являются многоуровневыми, причем каждый нижестоящий уровень управляется уровнем, расположенным над ним. Накопленные в ХХ веке знания об эволюции видов приводят ученых к заключению, что в ходе этой эволюции усложнение организации организмов рано или поздно достигнет такого предела, когда для их дальнейшего стабильного функционирования необходимо возникновение нового уровня управления.

Известный физик Фейнман (родился в 1918 году) пишет, что физики, имеющие дело с повторяющимися, обратимыми изменениями, тем не менее уверены, что должен существовать принцип вроде: «Из елки можно сделать палку, а из палки елки не сделаешь», в связи с чем наш мир постоянно меняет свой характер с елочного на палочный, - и эта необратимость взаимодействий должна быть причиной необратимости всех явлений нашей жизни. Но такой взгляд стал получать широкое научное признание лишь недавно. До первой трети ХХ века среди ученых господствовало мнение, что развиваются лишь фрагменты Вселенной, а строение всей Вселенной, ее основные характеристики остаются неизменными.

Когда А.Эйнштейн, создав (1916) общую теорию относительности, применил ее уравнения ко всей Вселенной, он обнаружил, что у этих уравнений нет решений, обеспечивающих Вселенной неизменность. Ученый усмотрел в этом неудовлетворительность своих уравнений, ибо был убежден, что Вселенная стационарна. И поначалу он не исправил своего философского убеждения так, как этого требовала его научная теорема, а изменил свою теорию Тае, как требовало данное убеждение: он модифицировал уравнения таким образом, чтобы их решение свидетельствовало о неизменности Вселенной.

Между тем, в 1922-23 годах, советский математик Фридман (1888-1925) доказал: из ОТО с необходимостью следует, что Вселенная не может быть стационарной – она всегда должна либо сжиматься, либо расширяться, плотность материи во Вселенной должна всегда либо возрастать, либо уменьшаться. Это открытие опровергло взгляд, прочно укоренившийся в умах ученых. Эйнштейн, ознакомившись с выводом Фридмана, назвал его «подозрительным». Но затем, получив от Фридмана необходимые разъяснения, он признал правоту советского ученого и ошибочность своего первоначального мнения о статичности Вселенной.

Кроме того в 1929 году астроном Хаббл открыл, что все галактики и их скопления удаляются от нас и что чем дальше они от нас находятся, тем с большей скоростью разлетаются. Расширение Вселенной тормозится силами тяготения тем в большей степени, чем выше средняя плотность вещества во Вселенной, а эта плотность с течением времени падает. По прошествии времени расширение Вселенной сменяется ее сжатием.

 

В мире существуют разные типы и виды изменчивости. Самая общая их градация – это разделение на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения – это механические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их энергии.

Качественные изменения – связаны с изменением структуры самих предметов, их превращением в другие предметы.

Внутри качественных изменений выделяют обратимые и необратимыеизменения. Пример первых – изменение агрегатных состояний (вода в лед). Исследуются частными науками.

Философию интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием. Развитие как одну из характеристик бытия изучает диалектика (ее часто определяют, поэтому, как учение о развитии).

Диалектика рассматривает 3 проблемы:

1) особенности, отличающие развитие от всяких других изменений, и его направления,

2) источник развития,

3) формы, в которых совершается любое развитие.

Фундаментальные черты развития как атрибута бытия:

- неотрывность от движения = всеобщность

- качественные изменения,

- необратимость (возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее),

- направленность изменений (развитие базируется на взаимосвязи элементов системы, а поэтому любые, даже кажущиеся случайными изменения носят взаимосвязанный характер и вызывают другие изменения (дискуссии о прогрессе или регрессе).

Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы.

Развитие – процесс, совершающийся с необходимостью. Что это значит? Обязательно должно произойти.

Модели развития

Градуалистская модель развития

Выдвинута Г.Спенсером (1820-1903). Обосновывал положение о всеобщей постепенной эволюции природы, в основе которой «лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности. Отрицал скачки «взрывообразного типа».

Эмерджентизм (А.Бергсон)

Абсолютизировал момент скачков в развитии, в результате чего новое качество объявлялось несводимым к предшествующему и выступало результатом внутренней «творческой силы». Человек не может предсказать как будет развиваться система.

Равновесно-интеграционная модель

Система стремится к равновесию. Противоречия рассматривались лишь как негативный фактор, нарушающий равновесие.

Диалектико-материалистическая модель

Общие философские законы, с помощью которых можно объяснить изменения, происходящие в обществе, природе и мышлении.

Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)

В процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Каждой области действительности присущ свойственный только ей способ исчезновения (отрицания) старой ступени развития и возникновения следующей.

Т в 1000 градусов вызывает гибель амебы, но при этом не возникает следующая ступень развития этого существа. Способ отрицания амебы иной. Это деление, в результате которого исчезает старый микроорганизм и возникают два новых. Если использовать желудь на корм, то это будет отрицанием желудя. Но с развитием, присущим желудю, будет покончено. Способ смены ступеней, присущий желудю – это его превращение в росток дуба. Дуб строит свое тело из веществ, извлекаемых из земли корнями и из воздуха. Но ни корней, ни зеленых органов еще нет. Первые маленькие корешки и зеленые ростки образуются из материала, имеющегося внутри желудя, оболочка которого сгнивает и в состав нового растения не входит. Так что одна часть желудя при его отрицании отпадает, а другая существенно преобразовавшись, сохраняется. Едва возникнув, корешок и зеленый росток начинают извлекать из почвы и воздуха вещества для построения дуба. Растение, пришедшее на смену желудю, содержит много такого, чего в самом желуде не было. Таким образом, при отрицании желудя, во-первых, часть его вовсе не входит в растение, приходящее ему на смену, во-вторых, другая его часть входит в это растение коренным образом преобразившись и, в-третьих, в растении есть нечто совершенно новое, чего в желуде не существовало (это сочетание качественной новизны и преемственности).

Когда в науке место устаревшей теории занимает более совершенная, последняя, во-первых, отбрасывает заблуждение первой; во-вторых, сохраняет то верное, что содержалось в прежней теории, существенно переосмыслив, и, в-третьих, присоединяет к сохранившемуся, хотя и измененному знанию новые, впервые добытые знания.

Эти ступени необязательно следуют друг за другом. Поэтому ценность закона не в принципе троичности, а в характеристике особенностей перехода от одной ступени развития к другой.

Источники развития. Закон единства и борьбы противоположностей

Закон отрицания отрицания формулирует самые общие признаки, отличающие развитие от других форм движения и изменения. А что становится причиной изменений?

Так же обстоит дело и с противоположностями: наблюдаемый нами процесс – либо гибель чего-то, либо рождение; сторона, на которую мы указывали – либо юг, либо север = противоположные характеристики не могут принадлежать одному объекту.

Этот взгляд довлеет в обыденной жизни. Но существует и иной взгляд, согласно которому противоположности не только могут содержаться в одном и том де объекте, но в каждом предмете, в каждом процессе обязательно заключены противоположности. Эту мысль выдвинул Гераклит, обративший внимание на существование в обществе противоположностей: свободные граждане и рабы, богатство и нищета. Он считал, что все явления природы также заключают в себе противоположности.

Оба взгляда существуют издавна. Но только в 19 веке наука дала новый фактический материал, заставивший пересмотреть вопрос о противоположностях. Исследуя магнетизм, физики обнаружили, что распилив магнит посередине, мы не получим один кусок северного полюса и другой – южного. Оба куска окажутся магнитами с двумя противоположными полюсами. Полюса у магнита исчезают сразу оба, если мы размагнитим кусочки. Только наличие этих двух противоположностей и обуславливает существование магнита.

Химия нашла, что в природе непрестанно происходят связанные друг с другом и превращающиеся друг в друга противоположные реакции – диссоциация (то есть разложение молекул на более простые составляющие) и ассоциация (образование молекул).

Геология выяснила, что исчезновение континентов, морей, озер, гор и возникновение других континентов, морей, озер и прочее всегда означают неотделимые друг от друга и переходящие друг в друга противоположные изменение.

Историки обнаружили, что причиной классовой борьбы, послужившей источником развития общества, были постоянные столкновения между рабами и рабовладельцами.

Две концепции источника развития

По Гераклиту именно эти противоположности и борьба между ними и являются источником развития.

Аристотель же отстаивал точку зрения, что причина изменений определяется источником извне.

До 17 века этот спор не был решен.

Диалектика утверждает, что борьба противоположно направленных действий – главный источник его движения, изменения. Чтобы ученый смог узнать, чем вызвано изменение какого-либо объекта, он должен, во-первых, постараться отличить роль противоположностей, внутренне присущих объекту, от внешних, оказываемых на него влияний, и, во-вторых, выяснить, какие именно внутренние противоположности являются основными для того или иного объекта. (рост и отмирание клеток, возникновение одних функций и исчезновение других, борьба противоречивых представлений детства и юности).

Источником развития в диалектике считается не само наличие противоположностей, а их взаимодействие, ведущее к преодолению противоречий между ними.

Формы развития. Закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений

До сих пор рассматривая диалектику как теорию развития, мы характеризовали развитие со стороны его направления (закон отрицания отрицания) и внутреннихисточников (закон единства и борьбы противоположностей). Осталось ответить еще на один вопрос: какова форма процесса развития, развития вообще: происходит ли оно плавно, или в нем имеются скачки?

На каждом шагу мы сталкиваемся с тем, что исчезновение какого-либо объекта или появление нового объекта происходит так постепенно и непрерывно, что невозможно определить, момент его исчезновения или появления нового объекта.

Вводя вещества, поглощаемые организмом, так называемые меченые (радиоактивные) атомы, ученые установили, что за 80 дней половина белков, содержащаяся в теле человека, выводится из его организма и заменяется новыми. Несмотря на это, невозможно указать момент исчезновения старого состава нашего тела и возникновение его нового состава. При этом человек остается самим собой.

1. Изменение. Заключающееся в том, что объект, существовавший до этого изменения, исчезает, а на его месте возникает объект, которого до данного изменения не было, называется качественным.

2. Если же в ходе изменений различные стороны или части объекта растут, уменьшаются, перегруппировываются в известных пределах, либо вовсе исчезают и появляются вновь, но претерпевший изменения объект все-таки сохраняется, то такие изменения называются количественными.

Характеристики, утрата которых обязательно означает прекращение существования объекта, называется его качеством. Характеристики, утрата которых в определенных пределах не затрагивает существование объекта, называют егоколичеством.

Качественные изменения: «не было, а теперь есть», «было, а теперь нет».

Количественные: «больше-меньше», «ниже-выше», «теплее-холоднее» и прочее.

Закон перехода количественных изменений в качественные:

1. Всем явлениям в природе, обществе и мышлении присущи количественные и качественные характеристики.

2. Непрерывные количественные изменения могут происходить лишь в границах особой для каждого объекта или процесса меры, при нарушении которой эти изменения вызывают коренной скачкообразный переход к новому качеству.

3. Новое качество обладает новыми количественными характеристиками и, следовательно, качественные изменения влекут за собой и новые количественные изменения.

Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Законы не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Мы не можем говорить о переходе количества в качество без рассмотрения вопроса об отрицании старого качества и возникновении нового, что, в свою очередь, нельзя объяснить, не выявив те противоречивые тенденции, которые заложены в любом предмете и явлении. В то же время каждый из этих законов характеризует вполне конкретную сторону развития, которую можно рассматривать относительно обособленно.

Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его стороны, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве.

 

 

37. Динамический аспект организации материального мира вскрывает важное атрибутивное свойство материи - ее изменяемость. Эта характеристика материальных образований может быть описана посредством следующих категорий: «взаимодействие», «движение», «развитие», «прогресс», «регресс». При этом необходимо выделить семантическую общность категорий «взаимодействие», «движение» и «развитие». Все они находятся в отношении субординации к понятию «изменение».

Так, взаимодействие следует понимать как изменение воздействующих друг на друга объектов. Движение в свою очередь вводится как любое изменение материальных систем вне зависимости от контекста их существования. Под развитием же следует понимать изменение, в процессе которого система переходит в новое качественное состояние. Сущностными признаками развития являются его закономерность, направленность и необратимость. В силу различного характера этого перехода (по пути усложнения, совершенствования или деградации) в процессе развития могут быть выделены различные его тенденции: прогрессивная и регрессивная. В то же время ряд моделей развития фиксируют как прогрессивные, так и регрессивные изменения, благодаря которым происходит как наращивание, так и утрата качества.

Современная философия наделяет представление о развитии многомерным и разнообразным содержанием. Так, философия постструктурализма в лице Ж. Делеза и Ф. Гваттари образно сравнивает процессы изменения с особым (ризомным) способом роста, не имеющем какого- либо превалирующего направления, а идущим во все стороны без какой-либо регулярности, позволяющей предсказать следующее движение. Сущностными признаками развития являются его направленность и необратимость.

В классической философии в решении вопроса об изменении как свойстве материального мира главное внимание уделялось движению. Уже на начальных стадиях развития философии движение понималось как возникновение одного и уничтожение другого («ранние физики»).

Эволюция материалистической философии вносит существенную поправку в интерпретацию движения как свойства материальных образований. Диалектический материализм отказывается от сведения движения к одной из возможных его форм и определяет движение как любое изменение. Такое понимание обсуждаемой философской категории в свое время оказало сильное влияние на развитие как философских, так и научных представлений о материальном мире. При этом движению определяется роль атрибута материи, способа ее существования, утверждается неразрывность материи и движения. Идеалистическая критика материалистических оснований классической науки привела к отказу от такого рода установки, отождествлению движения и энергии и к отказу материи в реальном существовании.

 

38. 1. Сложность проблемы сознания для философии.

Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

сознание существует;

оно имеет особую, идеальную природу 9сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

2. Основные подходы к проблеме сознания в философии – физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический материализм).

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

физикализм;

солипсизм;

объективный идеализм;

умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:

образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвления являются:

«теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся):

объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии.

3. Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще только человеку.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

сознание присуще всем живым организмам;

сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание су4ществует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство матери.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;

многие действия, совершаемые животными (особенно высшим – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с разделением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

 

39.

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная, преисполненная глубокого содержания. Сознание —это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Но ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Известно, что загипнотизированный человек какое-то время удерживает под порогом своего сознания весьма сложЯЬю инструкции и реализует их, если наступают те объективные условия, при которых 55 они должны быть, по указанию гипнотизера, выполнены. Во время нормального сна, при отсутствии контроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму — ранее осознававшиеся. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически.

По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии разного рода психических расстройств — навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др.

Сознание, как идеальная реальность проявляется через материальные формы. Такой материальной формой сознания является язык. Язык является посредником между мыслью и предметом, о котором мы говорим. Сам по себе язык представляет собой систему знаков, котоыми обозначаются предметы, представленные в словах. Язык не только выполняет роль знака, но также и играет роль в понимании человеком мира.

Язык в реализации своих функций составляет органическое единство с сознанием, проявляет себя следующим образом:

  • развитость сознания предполагает одновременно и развитость языка и наоборот;
  • наличие у человека определенных знаний по какому-либо вопросу означает возможность и способность выразить эти знания в словесной форме;
  • начало формирования сознания означает одновременно и формирование языка и наоборот.

40. Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.

Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.

Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема.

В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма – юмизм (Д. Юм 1711 – 1776) и кантианство (И. Кант 1724 – 1804).

Д. Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными; согласно принятому тогда пониманию, в причинно-следственных связях качество следствия должно быть равно качеству причины. Он указывал на то, что в следствии есть немало такого, чего нет в причине. Юм сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений.

И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение “субъективного” и “объективного” в познании. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они самим объектом не упорядочиваются, а хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т. е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания – “пространства” и “времени”.

Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей. Достаточно вспомнить Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.-П. Сартра и др. Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма.

 

41. 1. Сущность познания

Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем.
Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире.
Функцию ориентации человека вополняет знание.
Знание - это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помошью сознания. Без знаний невозможно формирование картины мира. Бэкон: "Знание - есть сила".
Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.
Знание и вера не противоречат друг другу. Вера - это познание вещей без доказательств. Вера - это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи еще не видимые и таинственные для человека.
Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к инстине может не каждый, а лишь мудрец.
Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них - диалектика, как искусство ведения спора.
Аристотель создал наиболее совершенную по тем временая теорию познания. Истину он рассматривал как знание, соответствующее вещая, а заблуждение - искажение истины. Он выделял субъект и объект познания.
В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум - ниже веры. Отсюда лозунг - "Знать, чтобы верить в существование Бога".
В эпоху Возрождения познание рассматривалось, как бесконечный процесс.
В философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии возрос. Это было обусловлено промышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он считал, что человеком может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностей непознаваем.
Марксизм убежден в познавательности мира. Познание тесно увязано с практикой, причем, мир можно не только познать, но и преобразовать.
В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира - агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.
Что же такое познание?
1. Познание - это особый вид отражательной деятельности человека.
2. Познание - есть духовная сторонапрактической деятельности человека.
3. Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание - это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества (в средние века на познание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке - это потребность изучения космоса)

Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое.
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло).
На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.
Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.
О состоянии познания и практики:
В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд.
Роль практики в процессе познания:
1. Практика - источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызавали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.
2. Практика - цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.
3. Практика - критерий истинности человеческих заний. Но этот способ проверки истинности заний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Объект и предмет философии, структура и функции

Разрушение сложившихся форм связи меж ду людьми потребовало от индивида выработ ки новой жизненной позиции Философия была одним из ответов на это... Философия таким образом возникает в момент кризиса традиционного уклада... Философия от греч phileo люблю и sophia мудрость буквально означает лю бовь к мудрости По некоторым...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет философии, структура и функции.
Вопрос о предмете философии вызывает большие трудности. Он горячо обсуждается вот уже 2,5 тысячи лет самими философами – на протяжении всей истории философской мысли. 1. Предмет философии

Философия и мировоззрение
Философия имеет органическую связь с мировоззрением. Что же такое мировоззрение? Следует подчеркнуть, что в определении этого понятия нет четкости. Оно не является общепризнанным. Эти опре

Досократический период
Первые материалистические учения на грани 7 — 6 вв. до н. э. возникли в Милете — крупнейшем в 6 в. до н. э. из всех малоазиатских греческих городов. С конца 7 до конца 6 в. до н. э. здесь последова

Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Пре

Гераклит Эфесский.
Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

Пифагорейцы.
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика: первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую

Элеаты.
Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы явл

Схоластика
Второй период в истории средневековой философии, начинающийся с IX в., обычно называют схоластикой. “Схоластами” (от лат. schola – школа) называют тех ученых, которые занимаются философией и наукой

Основные направления философии эпохи Возрождения.
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: гуманистическое(XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в цент

Эмпиризм
Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) Основателем европейского эмпиризма является Френсис Бэкон. Его основные произведения: " О достоинстве и приумножении наук

Движение познавательного процесса
Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
проблемное поле, отражающее совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлений развития общества и его будущего. К числу Г.П.С. относятся

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги