Философия и мировоззрение

Философия имеет органическую связь с мировоззрением. Что же такое мировоззрение? Следует подчеркнуть, что в определении этого понятия нет четкости. Оно не является общепризнанным.

Эти определения, безусловно, имеют смысл. Они свидетельствуют о том, что понятие "мировоззрение" - многогранное, отражает сложные процессы духовно-практической жизни человека. Из всех выше приведенных определений наиболее обобщенным является следующее: мировоззрение - это форма общественного сознания, способ духовно-практического освоения мира.

Они в этом контексте имеют органическое единство. Философия тоже является специфическим мировоззрением. Определенным способом духовно-практического освоения мира. Философия как мировоззрение является системой наиболее общих взглядов на мир, природу, общество, человека, познания. Она теоретически обосновывает свои положения и выводы, основные принципы социально-политической, научной, моральной, эстетической деятельности человека, то есть осваивает мир как духовно (теоретически), так и практически.

Философия и мировоззрение, безусловно, имеют общность. В чем она заключается? Их общность состоит в том, что они: 1) являются своеобразными формами общественного сознания, способами духовно-практического освоения мира, 2) имеют одинаковый предмет осмысления - отношение "человек - мир", 3) дают целостное представление о мире, человеке, ее происхождение и т.п., 4) имеют общность по некоторым своим функциям (например, воспитательной).

Вместе с тем, они - это не тождественные понятия. В чем заключается их нетождественность?

1. Понятие "мировоззрение" более широкое по объему чем понятие "философия". Оно включает в себя разнообразные взгляды человека на мир - философские, религиозные, общественно-политические, экономические, этические, эстетические и т.п.

2. Для характеристики мировоззрения используются понятия "общая картина мира", "мироощущение", "мировосприятия", "свитоуявлення", "миропонимание" и т.п.. Для философии важнейшими в этом контексте "миропонимания".

3. Разные по своей структуре. Первая включает в себя онтологию, логику, теорию познания (гносеологию), диалектику, антропологию и т.п. В структуру последнего входят: (опыт, знания, вера, ценностные ориентации, убеждения и т.д.).

4. Философия представляет собой форму общественного сознания, мировоззрение и науку. Как система взглядов на мир, как способ его духовно-практического освоения не является наукой. Обратная сторона может основываться на не научных принципах.

5. Отражает и обосновывает свое осмысление мира своими методами, принципами, законами, своим логико-понятийным аппаратом, имея такую ​​функцию, как логико-гносеологическая. Противоположная сторона не имеет такой функции.

Мировоззрение – исторически-сложившаяся система взглядов, идеалов и ценностей, определяющих отношение человека к миру и к самому себе.
В своем содержательном аспекте мировоззрение трансформируется в виде исторического процесса, на него оказывает влияние развитие науки, техники и других сфер человеческой культуры. Вместе с тем в своей формальной структуре мировоззренческие системы идентичны и состоят из следующих структурных уровней:
1. Общетеоретический уровень (что?): включает в себя наиболее общие представления о мире и человеке
2. Практический уровень (как?): включает в себя знания, умения и навыки, используемые в повседневной жизнедеятельности человека
3. Этический уровень: включает в себя идеалы и ценности, отражающие представления человека о добре и зле, справедливости и несправедливости
4. Эстетический уровень: включает в себя идеалы и ценности человеческого восприятия, таки как представления о красоте.

 

3.В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII—V веков до н. э., в контексте котороговозникла и наука (прежде всего греческая математика VI — IV веков до н. э.).

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человечес­кой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии при­ходится на тот период (VIвек до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические пред­ставления обнаруживают свою недостаточ­ность, свою неспособность удовлетворять но­вые мировоззренческие запросы.