Многое не существует. Сюрпризы элеатов

В то время как все вроде бы самые мудрые фило­софы считали, что со многим дело ясное, оно сущест­вует, и все свое внимание обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрейшие — Парменид и Зенон (оба из города Элеи), которые очевидное сделали нео­чевидным и, как говорится, перевернули все «с ног на голову». Они не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Мнение о реальнос­ти многого, говорили они своим оппонентам, являет­ся облаком чувств. Нельзя слепо доверять чувствам: пря­мая палка на границе вода/воздух кажется изломанной, но она на является таковой. Мнения надо обосновывать, учили элеаты.

Неужели действительно можно доказать, что мно­гое не существует? Элеаты рассуждали таким обра­зом.

1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыс­лить множественность. Если вещи могут быть бесконеч­но малыми, то их сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь. Если же вещи конечны, то меж­ду двумя вещами всегда есть третья вещь; снова мы пе­реходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невоз­можно. Выходит, что, возможно, непротиворечивым ут­верждением будет такое: в мире нет множественности, нет отдельных вещей, он один и един, целокупен. Мы пришли к неожиданному высказыванию. Греки назы­вали такое высказывание парадоксом, буквально: па­ра (отклонение) от доксы (мнения).

2. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо движение выступает как изменение положения вещей. Опять же, говорят элеаты, в данном случае Зе­нок, давайте логично непротиворечиво рассуждать. Разве действительно стрела может лететь? Может быть, чувства обманывают нас в очередной раз?

Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сначала пройти его половину, а чтобы ее проле­теть, надо пролететь четверть расстояния, и далее — одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получа­ется, что невозможно из данной точки попасть в сосед­нюю, ибо ее, по логике рассуждений, нет. Получаем сно­ва парадокс: стрела не летит.

Рассуждения элеатов произвели на греческих фи­лософов неизгладимое впечатление. Они сознавали, что попали в безвыходное положение. Рассуждения элеатов они расценивали как апории (а, т.е. нет, и по-

ра — щели). Если верить чувствам и практическим дан­ным, то выходит, что стрела летит. Если же верить уму, то она вроде бы покоится на месте, весь мир покоит­ся. Для ищущих впечатлительных греков такое поло­жение дел было невыносимым. И выход из ситуации нашелся.