рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ

ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Что Такое Практика? Греческое Слово «Практикос» Озн...

Что такое практика?

Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, все­гда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по достижению цели.

Практика обладает структурой, строением. Состав­ляющими структурами являются: 1) субъект практи­ки (один человек или группа людей, цели которых оп­ределяют смысл совершаемого); 2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) целенаправ­ленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект практического действия; 6) результат практики.

Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъектами практики являются они оба, цель практики — заиметь табуретку, деятельность — пиле-

ние, строгание, средства практики — пила, рубанок, мо­лоток, объект делания — древесный материал, резуль­тат действия — табуретка. Наш пример очень прост. Яс­но, что могут быть куда более сложные практические ситуации, когда, например, субъектом практики явля­ются огромные социальные общности людей, а средст­вами практики — сложные машинные комплексы. В то же время возможны весьма вырожденные случаи прак­тики.

Допустим, студент на экзамене взял билет и гото­вится к ответу, но делает это несколько странным об­разом, ничего не пишет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он стремится ее достичь. Необыч­ность рассматриваемой ситуации заключается в том, что здесь объектом практического действия является сам субъ­ект практики, нет каких-либо материальных внесубъектных средств практики, а результатом ее является под­готовленный на экзаменационный вопрос ответ.

В практике принимает участие и студент, и рабо­чий, и инженер, и деятель искусства, и ученый, коро­че, каждый человек. Непрактикой является не умст­венная или какая-либо другая интеллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее специфи­чески человеческих чертах. Если природные процессы не вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся к сфере практики.

Что касается форм практики, то их в соответствии со структурой человеческой деятельности достаточно мно­го. Есть практика экономической, политической, соци­альной, научной, культурной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем наиболее фундаментальные.

Заметим, что философский термин «практика» не сле­дует отождествлять с так называемой учебной практикой,

которая понимается как непосредственное применение до­бытых знаний. С философской точки зрения приобрете­ние знаний в учебной аудитории тоже есть практика.

Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?

Выше практика определена как целенаправленная деятельность. Кажется, что этим уже дан ответ на во­прос «Что такое практика?». Но это впечатление весь­ма обманчиво. Ведь мы еще не дали ценностной оцен­ки практике. А без этого предыдущие разъяснения следует расценивать как всего лишь введение в тему прак­тики. Но ценностное измерение достигается не иначе, как в процессе философской интерпретации. Поэтому нам предстоит отправиться в поход по дорогам фило­софских интерпретаций. Философ — это неугомонный путник со времен зарождения философии, т.е. от ан­тичности и до наших дней.

• В античном обществе тяжесть физического тру­да была уделом прежде всего рабов. К физическому тру­ду и даже иногда к искусству культивировалось пре­небрежительное отношение. Наивысшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смысла космоса. Учение о практике (праксиология) выступа­ет как этика. Этика — характерная черта как антич­ной, так и древнекитайской и древнеиндийской фило­софии. Через всю мировую философию проходит традиция этической интерпретации практики.

Древние греки считали, что все существа активны в соответствии со своим предназначением. Человек не является исключением, он также обладает активностью, которую греки называли добродетелью (делать добро,

благо). Часто говорят поэтому, что античная этика — это этика добродетелей. Современный известный аме­риканский этик А. Маккинтайр определяет доброде­тель следующим образом: «Это качество, усвоенное личностью, обладание и пользование которым дает ей возможность достичь благ, внутренне ей необходимых, заложенных в ее практической деятельности. Поэтому отсутствие данного качества лишает личность возмож­ности добиться хотя бы одного из этих благ». Возвра­тимся к античности.

Смысл добродетелей человека здесь видят не в них самих, а, как это делает Платон, в космической идее блага — благо превыше всего. Главная добродетель че­ловека — мудрость, ибо она есть проявление идеи бла­га и, будучи задействованной, приближает к ней. В списке аристотелевских добродетелей на первом ме­сте стоит опять же разумная мудрость. Человек счаст­лив, если ему удалось эффективно задействовать свои добродетели.

Итак, этика добродетелей соответствует филосо­фии идей Платона и философии форм Аристотеля. Цен­ность, смысл практики состоит в том, что она объеди­няет человека в гармоническое целое с космосом. Достигнув этого, человек счастлив.

• В средние века христианство первоначально рас­сматривало труд как проклятие, наложенное Богом на человека. Впоследствии труд в качестве благород­ной деятельности был отчасти реабилитирован. Тем не менее главной формой деятельности считается служе­ние Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней связано. С этих позиций как раз и оценивается всякая практическая деятельность, а именно, выясняется ее богоугодность. Смысл практики — ее богоугодность.

На новой основе культивируется этика добродетелей. На одной стороне Господь, на другой — причастный к его царству индивидуум с соответствующими добродете­лями, среди которых наиважнейшие — вера, надежда и Любовь. Это этика божественного откровения. Счас­тье человека определяется его близостью к Богу.

• Этика Нового времени по преимуществу рациона­листична. Она стремится избавить человека от потус­торонних сил. На стороне человека признаются изна­чально данные природой две силы: разум и чувственность. Решение вопроса о смысле практиче­ской деятельности берет на себя разум. Смысл практи­ки, деятельности человека состоит в ее разумности. Декарт, Спиноза, Гоббс недовольны хаосом страстей, который они мечтают упорядочить рациональным пу­тем. По-другому рассуждают мыслители, которые склонны отдавать должное чувственности человека. Принципом морали (нравственности человека) провоз­глашается правильно понятый интерес (Мандевиль, Гельвеции). Но что значит правильно понять интерес человека? Это значит подключить к его оценке разум. По возможности надо все посчитать.

• Гений Нового времени И. Кант считается осно­вателем этики долга. Человек должен быть моральным, потому что существует абсолютный нравственный за­кон, неподчинение которому лишено каких бы то ни было оснований. Кант также много пишет о доброде­телях, но они имеют у него по сравнению с абсолют­ным нравственным законом вторичный характер. Смысл действий человека состоит в их причастнос­ти к абсолютному нравственному закону.

Эпоха Нового времени заканчивается Марксом и Ницше. Маркс приходит к выводу, что «... всякой об-

щественной форме собственности соответствует своя мо­раль...». Смысл практики он видит в ценностях эко­номических (общественный труд измеряется деньгами).

Ницше разгадывает основную тайну всякой этики и морали: они представляют собой интерпретации. Тол­ково распорядиться этим открытием он не смог (может быть, помешала болезнь).

Подведем итоги. Ценность практики всегда выяс­няется в процессе некоторой философской интерпре­тации. Интерпретация эта состоит в том, что че­ловек объявляется добродетельным, а сами эти добродетели оцениваются с позиций определенного, выработанного соответствующей философией идеала добра. Нетрудно составить таблицу идеалов добра и ос­новных добродетелей.

Философские направления   Идеалы добра   Основные добродетели человека  
Платонизм   Благо   Мудрость, справедли­вость  
Христианская философия   Триединый Бог   Любовь к Богу  
Нововременная философия до Канта   Рассудок   Рассудочность, свобода  
Кантианство   Абсолютный нравственный закон   Следование абсолютно­му нравственному зако­ну  
Марксизм   Экономика, диктатура про­летариата   В максимальной степе­ни способствование раз­витию экономики  
Ницшеанство   Воля к власти   Быть сверх волевым  

В чем состоит ценность практики? Наши дни

Мы продолжаем анализ ценности практики, вовле­кая теперь в него новейшие философские направления.

Феноменология. Как известно, феноменологи первостепенное значение придают выработке фено­менологических смыслов. Феноменологов часто обви­няют в том, что они непрактичны, зацикливаются, мол, на созерцаниях. Эти обвинения не вполне правомер­ны. Феноменолог не говорит, что не надо действовать, он утверждает, что смысл действий заключен не в их природных качествах, а в феноменологических смыс­лах.

• Герменевтика. Герменевтики действительно на­строены более практично, чем феноменологи. Они счи­тают, что смысл практики заключен в ней самой и мо­жет быть выявлен лишь в процессе осуществления практики. Здесь-то и раскрывается сущность вещей, с ко­торыми человек контактирует, осуществляя свое бытие в мире. Ценность практики — в разрешении напряжен­ности вопрошания, в реализующемся ответе на зов са­мих вещей. Практика соединяет человека с миром, в этом и состоит ее смысл.

• Что касается аналитиков, то они все согласны в том, что смысл практики выясняется при анализе выска­зываний о практике. Но дальше появляются разногла­сия. Одни, их называют натуралистами, склонны при­писывать моральные ценности фактуальному миру, а другие, ненатуралисты, полагают, что мораль есть чувство. Для наших целей достаточно сделать вывод, что для аналитиков смысл практики выясняется в процессе интерпретации высказываний о ней. Мно­гие аналитики — сторонники этики последствий по-

ступков. Они считают, что главное — оценить послед­ствия поступков.

Постмодернисты, оценивая практику, также за­няты интерпретацией текстов. Они стремятся устояв­шиеся этические ценности окончательно предоставить истории. Но их собственные этические концепции не формируются сколько-нибудь ясным образом. Видимо, эстетика возвышенного должна одновременно служить заменой прежних как эстетических, так и этических воззрений.

• В отличие от постмодернистов представители так называемой коммуникативной этики готовы говорить о практике и этике с утра до вечера, это их главный интерес. Свою философию они (Ю. Хабермас, К.-О. Апель) часто называют практической философи­ей. Как приходят к этическим ценностям? В процес­се дискуссий и выработки общего мнения (все это на­зывается дискурсом). Кант не объяснил, откуда берутся нравственные законы, а они являются ито­гами дискурса. Маркс считал, что общество постро­ено на общественном труде, в действительности же его фундаментом является достигнутое в дискуссии согла­сие, сам общественный труд нуждается в интерпре­тации.

Итак:

Смысл практики во всех современных философ­ских направлениях видят в этических ценностях (все реже используются выражения «этика добродете­лей», «этика долга», все чаще говорят и пишут об «этике ценностей»).

Этическая (моральная) ценность понимается как интерпретация, выработанная посредством определен­ного философского метода.

Что такое добро? Как его измерить?

Предыдущий анализ позволяет ответить на вопрос о природе добра, признающийся остродискуссионным, довольно кратко. Добро — это положительная ценность поступка, действия. Как и в случае с красотой, мож­но построить шкалу моральных оценок, используя лингвистические или цифровые переменные.

Мы преднамеренно добавили к словам «доброе» и «злое» лингвистические переменные. Можно было ис­пользовать другие слова. Так, о добром говорят: отлич­ное, первоклассное, достойное восхищения, бесподоб­ное, неоценимое, лишенное недостат­ков, блестящее, ве­ликолепное, редкое, несравненное, совер­шенное, первосте­пенное и т.д. Соот­ветственно и для злого (зла) нетрудно привести слова ряда семейного сходства, оценивая их затем только положитель­ными или положи­тельными и отрица­тельными числами. Можно ли изме­рить добро? Разуме­ется, можно, но, как и в случае с эстетиче­скими ценностями,

не с помощью какого-либо прибора. Его должна заме­нить интерпретационная деятельность. Еще лучше, если это делается в процессе дискуссии. Один ум хо­рошо, а два лучше.

О том, что этические ценности можно подсчитывать, впервые высказались английские философы-утилита­ристы А. Смит, И. Бентам, Дж. С. Милль. Латинский термин «утилитас» означает пользу, выгоду. В рамках утилитаризма важнейшим критерием добра оказыва­ется достижение пользы. Бентам сформировал такое требование: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Саму полезность Бентам понимал как наслаждение при отсутствии страданий.

Утилитаристов очень много критиковали. Маркс на­звал Бентама «оракулом пошлого буржуазного рассуд­ка XIX века». Критики были недовольны тем, как утилитаристы трактовали полезность, часто сводя ее к су­губо эгоистическому интересу. Но каждый волен по-сво­ему понимать добро. Если вы не согласны с Бентамом, дайте свою собственную интерпретацию добра.

Важно понимать, что представления о добре явля­ются различными и могут быть различными. Но если вы их имеете, а каждый человек действительно их имеет, то добро можно измерить и, думается, во мно­гих случаях это как раз и надо делать.

Возьмем простой пример: у вас есть 2 часа свобод­ного времени и вы решаете, как их провести: то ли пой­ти в гости к приятелю, то ли выполнить полученное от кого-либо задание. Вы начинаете сопоставлять и при­ходите к решению: «сделаю это, ибо оно для меня важнее». Что, собственно, вы проделали? Сравнили два возможных поступка, подвели их под одну и ту же ценность, определили, как выражаются, вес этих по-

ступков, отклонили тот поступок, у которого вес мень­ше. Если бы у вас были не две, а, например, десять воз­можностей, то вы могли бы поочередно сравнивать по два возможных поступка до тех пор, пока не остался бы один претендент на действительное осуществление.

Есть теории, которые позволяют математически осмыслить ситуацию выбора решений. Такова, напри­мер, теория игр. Но ни одна математическая теория не может объяснить, какие именно ценности должны быть признаны в качестве приоритетных. Вот тут-то и за­ключена главная проблема. Какие ценности мы выби­раем? Те, которые мы способны выработать, а это за­висит от философского потенциала личности.

Всякие надежды на то, что можно раз и навсегда определить, что такое добро, неизменно посрамляют се­бя. Нравственность, как и все в этом мире, имеет ис­торию, одни представления сменяют другие. Мы все­гда знаем, что такое добро, но вместе с тем ищем его снова. Такова наша жизнь. Ниже, рассматривая эти­ку ответственности, еще раз обратим внимание на ис­торию проблемы добра.

Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность!

Вся многовековая история развития этических цен­ностей развивалась под знаком противопоставления справедливости и свободы. Платон я Аристотель мечтали о справедливо устроенном государстве. Не­справедливо, если правителями являются не самые мудрые, т.е. не философы. Маркс через всю свою жизнь, начиная с двенадцатилетнего, возраста, пронес

убеждение о несправедливости буржуазного общест­ва, где тот, кто работает, либо вообще беден, либо да­леко не самый богатый. Современный либерал амери­канец Ролз видит несправедливость в отказе богатых помогать бедным.

О свободе (независимости и самостоятельности) также мечтали с незапамятных времен. Многочислен­ные восстания в Древнем мире были направлены на приоб­ретение независимости. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою во­лю человеку: греши, грешник. Подлинный триумф этики свободы наступает в Новое время. Развитие ка­питализма вплоть до наших дней сопровождается тре­бованием обеспечения для личности разнообразных «свобод». Свобода часто интерпретируется как основ­ная этическая ценность буржуазного общества. Пока­зательна в этом смысле позиция французского фило­софа Ж.-П. Сартра: «Мы приговорены к свободе». Настоящим певцом свободы был наш соотечественник Н.А. Бердяев.

Против требования справедливости и свободы ма­ло кто отваживается выступать — оно имеет многове­ковую традицию. Вместе с тем хорошо известно, что по­пытки последовательно осуществить идеал справедливости неожиданным образом приводят к все­общей уравниловке. Но даже вне этих крайностей яс­но, что идеалы справедливости и свободы трудно согла­совать друг с другом.

Опять же, через всю историю этики тянется шлейф попыток органически согласовать требования свобо­ды и справедливости. Своеобразный прорыв в этой об-

ласти наступил после появления в 1979 г. книги немецко-американского философа Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для тех­нической цивилизации». Как-то сразу многим стало по­нятно: а ведь этика ответственности — это и есть объ­единение этики справедливости с этикой свободы.

Йонас, безусловно, учел уроки герменевтики Хайдеггера: бытийствуя в мире, человек уже в силу само­го факта своего существования вынужден вопрошать и не только находить ответы на вопросы, но и ответство­вать. То есть быть ответственным перед миром. Йонас особенно энергично требовал ответственности людей пе­ред живыми организмами.

Чтобы лучше понять проблематику ответственнос­ти, обратимся к проблемам техники. Физики, руковод­ствуясь идеалами свободного творчества, открыли, что в ядрах атомов заключена большая энергия. Она нахо­дится там в связанном состоянии, но ее можно из­влечь с помощью цепных ядерных реакций. Так воз­никла идея создания атомной бомбы. Политики, стремясь прекратить войну, приказали летчикам сбро­сить бомбу на Хиросиму и Нагасаки (заметим также, что уже простое испытание ядерного заряда в силу ра­диоактивного загрязнения среды несет смерть десяткам тысяч людей). Не правда ли, странная ситуация: все умны, все справедливы, все свободны, а в результате смерть и разрушение. В этой связи как раз и возник­ло представление о том, что на место этики справедли­вости и свободы следует поставить этику ответственно­сти, а уже в ней учесть достоинства как этики справедливости, так и этики свободы. Добро — это от­ветственность.

Обзор: этика ответственности

Философы установили, что период стремительного развития этики ответственности всецело относится к XX веку (последние 20 лет — это уже нечто вроде бу­ма в области представлений об ответственности), но ис­токи этого процесса надо искать в древности. Весьма показательно, как проходили становление и развитие этики ответственности. Для дальнейшего важно пони­мать, что ответственность есть трехчастное отноше­ние: 1) носитель ответственности; 2) адресат ответствен­ности; 3) инстанция ответственности.

Платон еще допускал ответственность животных. Если, например, корова зашла на чужое поле и там на­творила бед, то она достойна наказания (не так ли рассуждают многие воспитатели кошек и собак?). Ари­стотель считает человека ответственным только за его собственные действия, но не за стихийные силы. Древ­ние римляне создают образцовое право и начинают решать проблемы ответственности преимущественно юридическим путем.

Это направление мысли было унаследовано от рим­лян католицизмом, а также протестантизмом. Адресат ответственности — Бог, ему противостоит человек. Бог всегда прав, виновным оказывается человек, обви­няемый. Насколько человек виновен, решается судом (святым или светским). В Новое время вину понима­ют светским образом в соответствии с юридическим ми­ровоззрением.

Именно в Новое время складывается классичес­кая концепция ответственности. Субъект действия, поступка несет ответственность перед обществом за его последствия. Субъект действия должен быть в со-

стоянии предусмотреть последствия своих поступков, а это возможно лишь при его полной самостоятельно­сти. Вся картина кажется ясной и простой.

Но там, где субъект выступает участником группы, где разделение функций крайне многозвенно, а такие ситуации встречаются в технической цивилизации на каждом шагу, классическая концепция ответственно­сти теряет свою привлекательность, ибо вся требуемая ею ясность отсутствует. В этой связи получает разви­тие неклассическая концепция ответственности.

Неклассическая концепция ответственности рас­сматривает человека в мире, наполненном случайнос­тями, риском, неопределенностями, мириадами взаи­мосвязей, участием в общих делах. Складывается сверхпроблематичная ситуация. В рискоемком мире от­каз от ответственности был бы равносилен самоубий­ству, поэтому требование ответственности и осуждение безответственности звучат как никогда ранее громко. В то же время очень трудно выделить ответственность отдельного человека (кто виноват? все виноваты — никто не виноват). Налицо проблемная ситуация. Лю­ди не могут пройти мимо нее, они вынуждены посто­янно ею заниматься. Здесь опять ощущается острая по­требность в эффективной философии.

Неклассическая концепция ответственности ста­вит вопрос так: сумейте выделить ответственность вся­кого отдельного человека и подсчитайте ее. По резуль­татам подсчета станет ясно, следует ли и в какой степени вознаграждать или же наказывать человека. Методику измерения добра мы знаем. Что же касает­ся природы ответственности, то она устанавливается в про­цессе философской интерпретации, другого пути нет. При этом всегда руководствуются некоторыми стандар-

тами, но философски настроенные люди никогда не до­вольствуются ими, а подвергают их основательной критике. Так рождается смысл добра, который нико­му не дан раз и навсегда.

Сотворение добра (увы, порой и зла) — это повсед­невное занятие всех людей, всякой личности. В одних случаях природа добра достаточно очевидна (согрей за­мерзшего, помоги пострадавшему), в других — до его смысла надо добираться.

Итак, в наши дни в его самом глобальном, емком значении добро понимается как ответственность, ко­торая предполагает поиск и нахождение самых эффек­тивных ценностей. Ищите добро, дорогу к нему оси­лит идущий.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ... Учебное пособие... Москва Логос...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Канке В.А.
К19 Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2 Освещается история мировой и отечественной ф

ББК 87.3
ISBN 5-94010-011-2 © Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформле­ние, 2001   ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5 ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?. 5 СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ». 5

Научность Философии
Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия — лучшая из наук, другие, наоборот, противопоставляют ее науке. Нам придется включиться в этот спор, ибо это

Эстетичность, чувственностъ Философии
Люди, которые считают, что философия отличает­ся от науки, часто называют ее искусством. «...Фило­софия есть искусство, а не наука», — подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от наук

Практичность, или моральность Философии
Вступает ли философия в непосредственный контакт с практической деятельностью человека? Старое-пре­старое убеждение состоит в том, что нет ничего непрак­тичнее, чем философия. Но так ли это?

Философия как реализация полноты жизни человека
Мы провели сравнение философии с наукой, искус­ством, практической деятельностью человека, нако­пили материал для обобщения, Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практик

Функции (значимость) Философии
В чем состоит значимость философии, какие функ­ции она реализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре главные. Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности

Назначение Философии
Для чего нужна философия? Послушаем голоса ве­ликих. Сократ и Платон считали, что под воздейст­вием философии человек «становится подлинно совер­шенным». Англичанин Гоббс полаг

АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
Где возникла философия и почему? Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры являет­ся в первую очередь созданием гения древн

Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
На поставленный вопрос ответить совсем не просто. Ведь можно рассуждать как о крупных, так и о мел­ких этапах развития философии. В первую очередь нас интересуют именно крупные, особенно значимые э

Единое — это материальная субстанция
Первым философом часто называют Фалеса из го­рода Милета. Фалес разрешил головоломку многого и еди­ного следующим образом: он заявил, что началом все­го является вода. Мир удив

Единое - это числа. Пифагор
Первая атака на проблему многого и единого ока­залась несколько грубоватой, возможно успех достига­ется более изящными средствами. Видимо, Пифагор ду­мал именно так. Он не отказался от четыр

Многое не существует. Сюрпризы элеатов
В то время как все вроде бы самые мудрые фило­софы считали, что со многим дело ясное, оно сущест­вует, и все свое внимание обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрейшие — Парменид

Единое — это атомы и пустота
Лучшие греческие философы заметили, что элеаты в своих рассуждениях делят рассматриваемую реаль­ность до бесконечности. Например, рассуждая о мно­жественности, элеаты считают, что между двумя веща­

Подведение итогов. Натурфилософия
Мы рассмотрели четыре способа атаки на пробле­му многого и единого. Каковы результаты? Впечатля­ющие, но не во всем исчерпывающие. Содержимое таблицы показывает, что первые фило­софы намно

Философия Сократа
Духовная революция Сократа. Сократ совершил в философии коренной переворот. Натурфилософы би­лись над разрешением проблемы: что такое природа и по­следняя реальность вещей? Поняв, что натурф

Философия платона
Концепция идей. Платон — выдающийся мысли­тель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же ф

Философия аристотеля
Учение о форме и четырех причинах. Аристотель — великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное фило

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ александр македонский открывает новую эпоху
Древние греки называли себя эллинами, они защи­щали себя и свою культуру от соседних народов. Но за­воевания Александра Македонского резко изменили си­туацию: возникла империя, происходило б

Кинизм (цинизм)
Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем — Диоген Си- нопский (сам он называл себя Диогеном-собакой). Антисфен вел с

Неоплатонизм
Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней антично­сти возрождаются идеи Платона. Так возник новый пла­тонизм, или — неоплатонизм.

Судьба античной философии
Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христиан­ства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ (платонизма, аристотелизма, кинизма, эпи

Основные черты античной философии
1. Античная философия синкретична — это озна­чает, что для нее характерны большая слитность, не- расчлененность проблем, чем для последующей фило­софии. В современной фило

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, рели­гия не является философией. Религия — это богопослушание, сверхъестественная связь ч

Основные библейские идеи философского значения
Греческое слово «Библиа» означает «книги», они составляют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это до- говор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной

Сущность Бога
Приведенная ниже информация сообщается чита­телю не в качестве философских выводов, а для систе­матизации его представлений о библии, ее содержании. 1. Бог — это одна сущность, представлен

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Два центра: Бог и человек Средние века заканчиваются XIV веком и начина­ется двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье

Основные идеи Возрожденческой Философии
• Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуще­ству на человека, именно он становится адресатом фи­лософского интереса. Мыслителей интересуют у

Рене Декарт - основатель Философии нового времени
Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рас­смотрим его философию. Философское знание должно удовлетворять требо­ваниям истинности,

Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК
Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придерживался концепции разумного чело­века. По Локку, нужно четко и ясно

Галилей и Ньютон — гении механики
Новое время — это эпоха, когда превыше всего ценятся рассудок и его творение, наука. В Новое вре­мя наука начинает развиваться столь стремительно, ее успехи столь велики, что даже ставится под сомн

Выработка нового юридического мировоззрения
Новый стиль философствования, где бы его не при­меняли — в политике, педагогике, морали, везде да- вал новые плоды. Новации шли рука об руку с ясны­ми и разумными началами познания. Пок

Новации И. Канта
В центра внимания Канта — человек и вопрос: что я могу знать? Прежде чем рассуждать о других вопро­сах, считает Кант, надо разобраться с тем, как полу­чается знание, почему вообще оно

ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX в.) гегель против канта
Философия Канта во многих отношениях считает­ся образцовой, но и она не является окончательной ис­тиной. На этом особенно резко настаивал Георг Ге­гель, еще один выдающийся немецкий ф

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следу­ет ориентироваться в этой разнородности. Недостаточ­но знать только одно философское направление, и

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Какую проблему стремится решить феноменология? Феномен — в переводе с греческого то, что явля­ется. В нашем случае речь идет о том, что явилось в со­знание человека

Феноменологический метод
Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким (как, например, у Канта) проти­вопоставлением субъекта объекту. При таком противо­поставлении преувеличивают либо знач

Основные положения феноменологии
• Начиная философствование, на время анализа самого сознания абстрагируйтесь от внешнего мира, «за­ключите его в скобки». • Обогатите материал созерцания своим воображе­нием (представьт

Основные положения герменевтики
Соберем воедино главное из предыдущего, перечис­лим основные положения герменевтики и ее термины: • Бытие человека-в-мире. • Соотносительность человека и мира (вещей). •

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Почему возникла аналитическая философия? Грандиозные успехи науки, особенно логики, линг­вистики (языковедения), математики и физики, не могли не изменить соде

Основные положения аналитической философии
• Язык — граница мышления и действия. Язык да­ет полнейшую информацию о мышлении и действии. • Язык имеет логическую форму. • Значение слова есть факт, который оно обознача­ет

Программа Постмодернистов
Наш обзор современной философии был бы весьма неполным, если мы прошли мимо постмодернизма. Постмодернизм считается многими экстравагантной философией. Но число его сторонников неуклонн

Основные положения диалектического и исторического материализма
Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее развития во многом определяется двумя обсто­ятельствами. Во-первых, сохранением идущей от Марк­са, Энгельса и Ленина диалектико-м

Основные черты русской философии
В нашей книге не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это соответствует тому, что в учебниках математики рас­сматривается не немецкая или французска

О Философии Запада и Востока
Под восточной философией обычно понимают фи­лософию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый ана­лиз показывает, что хотя различия между восточной и западной философией существуют, они не являются чрезм

Индийская Философия
Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в един­ство, которое лучше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман». Атман — это всепр

ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
Два способа анализа философских проблем. меняем курс! В современной философии широко используют два основных способа интерпретации философских проблем. При первом спосо

Выбор начала систематического философствования
В тройке человек — его творения — природа глав­ным звеном является человек. Наш выбор состоит в рассмотрении философии человека раньше философии природы. Характеристика человека, анализ, напри­мер,

ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ
Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что суще­ствует? Почему люди так часто пересматривают свое мне­ние относительно того, что именно действительно

ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Чтобы судить о характеристиках видов реальности, придется обратиться к тем данным, которыми опери­руют современные философские и нефилософские кон­цепции (теории). Все наши выводы должны быть чет­к

ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ
Рассмотрим три закона так называемой объективной диалектики. С ними знакомы многие наши соотечествен­ники, изучавшие некогда или являющиеся сторонника- ми диалектического материализма

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Обзор: Философия о человеке Для удобства читателя пронумеруем основные воз­зрения на природу человека. 1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассматрива

Человек - СУЩЕСТВО бессознательное
Мы довели до сведения читателя десять интерпре­таций природы человека. Если читатель недоволен краткостью приведенных сведений, то ему просто-на­просто необходимо перечитать некоторые страницы из п

В поисках целостного учения о человеке
В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Такое стремление по­хвально в том смысле, что, конечно же, необходимо объ­единять и обобщать все данные о человеке. Однако

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
Что такое общество? Индивид и общество Наука об обществе называется социологией (от ла­тинского слова социетас — общество). Нас конкретно интересует не социология,

Социальные действия и их смысл
Общество отличается от природы, это знает каждый. Но тогда возникает вопрос: чем именно общество отли­чается от природы? Если мы укажем на их отличие, то тем самым установим природу общества. Было

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Что выло, что будет? Философия истории интересуется направленностью исторического процесса. Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией

Критика концепции линейного развития общества
В наши дни концепция линейного развития обще­ства подвергается критике. Техника совершенствуется, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды рас­тут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все

Единство и многообразие истории
Вплоть до конца XIX века довольно популярной бы­ла концепция единства истории человечества. Мно­гим казалось, что любое общество живет по тем же са­мым правилам и законам, что другое. Благодаря исс

УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ
Что такое ценность? Почему только в xx веке появилось учение о ценностях? В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология — это учение о це

Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель
В человеке все едино, невозможно абсолютно раз­вести чувства и мысли, волю и ценности. Поскольку че­ловек существо целостное, постольку все присущие его духовной жизни компоненты имеют ценностны

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
Цивилизация и культура — слова латинского про­исхождения. Цивилизованный — принадлежащий к цивилизации. Культурный — воспитанный, образо­ванный, развитой, почитаемый. Уже в происхожде

ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ два термина
«Философская теория познания» в переводе на гре­ческий называется эпистемологией или, что почти то же самое, гносеологией. Термин «эпистемология» по срав­нению с термином «гносеология

Чувственное познание и различные философии
Мы не стали рассматривать чувственное познание в свете античной и средневековой философии по очень простой причине: оно представлено в этих философи­ях очень скудно. Нововременное понимание чувстве

Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. Для дальнейшего весьма полезно провести разли­чие между собственным и общим именем:

Единство чувственного и рационального познания
Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с дру­гом, с этим согласны многие философы. Без рациональ- ного чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное

Память и Воображение
Память — это способность человека сохранять и воспроизводить освоенные им чувственные и рацио­нальные формы. Различают кратковременную и долго­временную память. Слова и звуки обычно запомина

Интуиция
Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным. Есть философские школы, которые причисляются к и

Творчество. Таланты и Гении
«Творчество,— подчеркивал Н.А. Бердяев,— есть все­гда прирост, прибавление, создание нового, не бывше­го в мире». Каждый человек является существом твор­ческим. Психика как деятельность по в

Три концепции истины
Истина — одна из центральных философем теории познания. Что такое истина? В современной философии особенно отчетливо вы­деляются три концепции истины: соответствия, коге­рентности и прагма

Шкала Истинности
Все в мире имеет свои количественные градации. Не является исключением и истина. Наши знания, информация как совокупность сведений постоянно воз­растают. По мере развития процесса познания стано-

Вчувствование. Объяснение. Понимание
Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обладания человеком уникальными способностями. Человек оперирует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Человек познает мир благодаря

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Что такое наука? Наука — это деятельность человека по выработ­ке, систематизации и проверке знаний. Научным яв­ляется не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и

Эмпирический уровень научного познания
Наука начинается с непосредственных наблюде­ний отдельных событий, фактов, которые фиксиру­ются высказываниями. Эмпирическими высказыва­ниями являются, например, следующие суждения: «Этот камень па

Теоретический вровень научного исследования
Теория — это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умо­заключениях. Обобщения имеют дело со многими фак­тами, с учетом этого говорят о законах.

Методы научного познания
Метод научного познания — это те приемы и опе­рации, которые используются в науке, а именно: на­блюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, классификации, рассуж­ден

Идеалы науки. этика ученого
Занятия наукой вырабатывают определенное цен­ностное отношение к миру. Превыше всего в науке це­нится истина и все, что к ней ведет, различного рода эмпирические и теоретические методы. Истина —

Религия и наука
В «Фаусте» Гёте происходит разговор между уче­ным Фаустом и его подругой Гретхен. Гретхен: «А те- перь скажи, как ты относишься к религии?». Фауст, не без смущения и вроде бы от

ЯЗЫК — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ
В предыдущих текстах приходилось часто обра­щаться к философии языка. Настало время обобщить полученные сведения. Энциклопедии дают самые раз­личные определения языка, их даже не сотни, а тыся­чи.

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ
Философы античности и средневековья уделяли в языке основное внимание имени как слову, обозна­чающему отдельный предмет. Сократ и Платон счи­тали, что имя установ

ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В Новое время в соответствии с философией разум­ного человека большое внимание стали уделять соот­ношению слов и понятий; слова считались обозначени­ями мыслей (а также чувств). Множились вы

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК
Язык создается и используется людьми не произ­вольно, а в соответствии с их целенаправленной дея­тельностью, практикой. При этом человека интересу­ет не просто истина (как в философии предложения),

Практическое и Коммуникативное назначение языка
Язык необходим не только для познания, но и для действия. Мы привыкли считать, что практика чело­века придает подлинный смысл нашим словам, пока­зывает, что в них истинного и ложного. Но ведь справ

О становлении философии техники
Область философских интересов человека изменя­ется от одной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области деятельности человека она становит­ся все более самостоятельной, начиная привлекат

Техника и Этика
Из сказанного можно сделать вывод: ни в коем случае нельзя допустить, чтобы техника лишила нас ста­туса человека. Как этого добиться? Что значит быть че­ловеком в технической цивилизации? Самый инт

О пользе моральных кодексов
Два десятка лет тому назад в России невозможно было найти учебное заведение или учреждение, в ко­тором бы на видном месте не красовался так называ­емый «Моральный кодекс строителя коммунизма». Коде

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
Что такое природа? Запишем слово «природа» следующим образом: «при-рода». Природа — это то, что находится приро­де человеческом, то, из чего рождается сам человек.

Синергетика - наука о сложном
В конце XX века все большее развитие получает си­нергетика — наука о сложном, о том, как в хаосе ус- танавливается определенный порядок, который, одна­ко, рано или поздно разруша

Уровни организации природы
Природа бывает неживой и живой. Уровни органи­зации неживой природы: вакуум, элементарные части­цы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, га­лактики, системы галактик, метагала

Пространство и Время
В мире природы важнейшее значение имеют про­странственные и временные характеристики объек­тов. Совокупность длин, площадей, объемов, соотноше­ний типа «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом

Античность до н.э.
Фалес (624-546) Парменид (540-470) Гераклит (535-470) Зенон (510-430) Сократ (469-399) Демокрит (460-371) Платон (427-347) Аристотель (384-322) Эпикур (341-270)

Возрождение и Новое время
Кузанский Н. (1401-1464) Фичино М. (1433-1499) Бруно Дж. (1548-1600) Бэкон Ф. (1561-1626) Гоббс Т. (1588-1679) Декарт Р. (1596-1650) Спиноза Б. (1632-1677) Локк Дж. (163

Новейшее время
Фрейд 3. (1856-1939) Гуссерль Э. (1859-1938) Бергсон А. (1859-1941) Лосский И.О. (1870-1965) Рассел Б. (1872-1970) Бердяев Н.А. (1874-1948) Флоренский П.А. (1882-1937) В

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги