Реферат Курсовая Конспект
ФИЛОСОФИЯ - раздел Философия, ...
|
Севастьянов М.А.
ФИЛОСОФИЯ
Конспект лекций
Учебное пособие
Москва - 2009г.
ББК С | Рекомендовано к изданию кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского экономико-лингвистического Института |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..….4 - 7
Тема 1. Мировоззрение: понятие, структура, исто-
рические типы.……………………………….8 -12
Тема 2. Место и роль философии в жизни человека
и общества …………………………………..13 - 19
Тема 3. Исторические типы философии ……….…20 - 95
Тема 4. Философия бытия …………………………96 - 118
Тема 5. Теория познания ………………………….119 - 126
Тема 6. Философия общества …………………….127 - 134
Тема 7. Философия истории ..……………………..135 - 141
Тема 8. Философские проблемы будущего ………142 -146
Философия в современном мире …………………147 - 148
(вместо заключения)
Литература и источники …………………………..149
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ по всему курсу………….150 - 153
ВВЕДЕНИЕ
Философия открывает перед человеком удивительный мир так называемых вечных проблем (природа человека и мира, пределы и цели познания, источники и способы бытования человеческих ценностей и т. д.), их интеллектуального штурма, интуитивного прозрения, художественного видения. С приобщения к этим проблемам начинается формирование мировоззренческой культуры, без которой нет и не может быть у человека полноценного бытия.
Приступающие к изучению философии, однако, испытывают нередко шок от неопределенности, пестроты и полемической центробежности философского знания. По этой причине, надо заметить, философия многим и не нравится. Человек ищет ответ, а ему предлагают ответы, из которых к тому же еще предстоит выбрать “правильный”. Это разочаровывает и огорчает. Но тут уж ничего не поделаешь — такова природа философии. Ее истины нельзя положить в карман, расписать по формуле "дважды два - четыре". Они рождаются в споре и живут лишь до тех пор, пока этот спор продолжается. Дискуссия, спор, полемика - для них это вполне естественная и даже комфортная среда. Философские истины открыты постоянному развитию, уточнению и опровержению.
Ну а почему так получается? Наверно, не потому, что философский ум страдает какой-то изначальной слабостью, неполноценностью или порочностью. Разумеется, нет. Причина — в самом предмете философии. Он настолько сложен и многозначен, что до однозначного и научно-доказательного его представления пока очень и очень далеко. Попытайтесь, к примеру, определиться со смыслом человеческого бытия, и вы непременно почувствуете упругость и неподатливость самой этой проблемы, а через нее - и философской тематики в целом. Его, этот смысл, давно и упорно ищут. И находят, но только - смыслы, разные, даже противоположные, но не смысл. Смысл всегда впереди, он ждет все новых и новых поколений исследователей. Философские проблемы постоянно решаются. Этот процесс, процесс решения или поиска и есть их единственно возможное решение
Правильной, т. е. определенной, устоявшейся, бесспорной, точки зрения в философии просто нет. Философия как раз показывает, что правильная точка зрения тоже лишь одна из многих, что все истины относительны, а доказательство убеждает нас лишь потому, что мы верим в науку, ее ценности, нормы и идеалы.
Было бы неверно, однако, сводить специфику философии к одним только ограниченностям и недостаткам. Есть тут и свои преимущества -— на фоне и по сравнению, уточним, с естественнонаучным и техническим знанием. Вспомните на минутку свои школьные годы. Допустим, вы изучаете физику и у вас очередная тема: “Закон сохранения и превращения энергии”. Ну и что вы можете? Что в этой ситуации в вашей власти? Если отбросить перспективу "не учиться вообще", которая грозит провалом на экзамене, то ситуация сужается до безвыходности — смириться с неизбежным, с тем, что уже давно и подробно описано. Смириться, приобщиться и усвоить, что энергия не создается и не исчезает, а лишь передается от одного тела к другому или превращается из одной формы в другую в равных количествах. Никто в школе не предлагал вам и сочинения на тему: “Закон всемирного тяготения”. А вот тяготение, называемое любовью, дружбой, симпатией, было и остается дежурной темой школьных сочинений. В сочинении на такую тему можно не только что-то сообщить, но и самовыразиться, заявить о своем “Я”. С оценкой, правда, хуже — она не гарантирована. Но, может быть, в этом отражается какая-то негарантированность самого нашего бытия.
При изучении курса философии складывается совершенно иная ситуация. Возьмем в качестве примера закон зависимости общественного сознания от общественного бытия ("в хижинах мыслят не так, как во дворцах"). С самого начала вы подключаетесь к неординарному поиску, поскольку содержательно этот закон так и не завершен, не доведен, что называется, до конца. Вы можете указать на то, что данный закон многими авторами отрицается или оспаривается, что мы знаем немало случаев, когда человек (Ганди, Толстой) буквально выстраивает свое бытие в соответствии со своими идеями, сознательно отказывается от "дворца" в пользу (и защиту) "хижины", что, наконец, среди ученых нет согласия относительно того, что считать собственно общественным бытием, впрочем как и общественным сознанием. Приглашение к творчеству, самоутверждению, личной инициативе входит в философию естественно и органично. И это прекрасно. На вашей стороне здесь свобода дерзать, начинать все сначала, сомневаться в очевидном, быть потрясающе оригинальным, никем не заменимым. Тут простор для творчества: каждый может присоединиться и попробовать свои силы — а вдруг он окажется удачливее других? Разве не уравновешивает, а, возможно, и перевешивает все это хорошо известные нам грехи философии? Ее неопределенность, многообразие, пестрота, оказывается, тоже могут идти не только со знаком минус.
Стоит остановиться на еще одной неоднозначности. При осмыслении философских проблем нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни другими столь же точными и надежными средствами. Все или почти все заменяет здесь сила абстракции. Да, но многие почему-то предпочитают говорить в данной связи не о силе, а как раз наоборот — о слабости. Сила приписывается скорее конкретности и конкретному. На абстракции, абстрактность у некоторых прямо-таки аллергия. Что ж, давайте, разберемся, стоит ли пугаться абстрактности, нужно ли и как преодолевать аллергию на абстракции.
Абстрактность, если популярно и кратко, — это отвлеченность, односторонность, оторванность. Абстрактно — это не только когда рассуждают о целом, не видя или не признавая его частей, но и когда застревают на части, не интересуясь ее связью с целым, или, что еще точнее, когда о целом мыслят исключительно по аналогии с его частью. Не видеть за лесом деревьев так же абстрактно, как и наоборот, за деревьями — леса.
Вовсе не обязательно заниматься высокими философскими материями, чтобы быть абстрактным. Односторонностью и в этом смысле абстрактностью страдают чаще не теоретики, а практики. Гегель прекрасно показал это на примере рыночной торговки. Зарисовка его настолько яркая, сочная и убедительная, что нельзя не привести ее полностью.
"Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! - говорит покупательница торговке. - Что? - кричит та. - Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь, целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким - самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала! - Короче говоря, она и крупицы доброго в обидчице не замечает. Она мыслит абстрактно и все - от шляпки до чулок, с головы до пят, вкупе с папашей и остальной родней - подводит исключительно под то преступление, что та нашла ее яйца тухлыми. Все окрашивается в ее голове в цвет этих яиц, тогда как те офицеры, которых она упомянула, - если они, конечно, и впрямь имеют сюда какое-нибудь отношение, что весьма сомнительно, - наверняка заметили в этой женщине совсем иные детали".
В принципе, мысля абстракциями (а по-другому, не абстракциями мыслить просто нельзя), можно мыслить и конкретно. Конкретное есть единство в многообразном. На него выходят тогда, когда пытаются охватить как можно больше сторон изучаемого предмета и дать затем его целостное (синтетическое) определение. Стоит подумать и над такими словами: "Когда люди думают серьезно, они думают абстрактно; они оперируют с упрощенными картинками действительности, которые зовутся концепциями, теориями, моделями, парадигмами. По словам Уильяма Джеймса, если нет такого интеллектуального материала, то остается лишь "цветущая жизненная неразбериха".
Абстракций, теперь уже философских, не следует бояться потому, что ничего странного, а тем более, чуждого в них нет. Они не монстры, не пришельцы какие-то из другого мира — их корни уходят в нашу повседневную жизнь, ее естественные заботы и ориентации. Все мы ведь пользуемся такими словами, как мир, человек, истина, добро, зло и т. д. Философский анализ превращает эти слова в абстракции тем, что вылущивает их из “мира вещей”, отделяет от привычных, но размывающих и затемняющих их жизненных связей, берет их в теоретической чистоте. В результате они как бы вырастают в размерах, делаются содержательно более емкими, открытыми, легко обозримыми. А в мысленных экспериментах-комбинациях с другими такими же абстракциями обнаруживают часто неожиданные свойства, что, безусловно, облегчает их понимание, а значит и использование.
Тема 1. Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы
Вопросы:
1. Понятие и структура мировоззрения
2. Исторические типы мировоззрения.
Основные понятия: мировоззрение, мироощущение, миропонимание, взгляды, убеждения, знания, идеалы, ценности, принципы, обыденное знание, теоретическое знание, миф, мифология, религия, чувственное, рациональное, философия, материализм, идеализм, бытие, методология, наука, структура, понятие, типология.
Мировоззрение – это совокупность взглядов (мнений, суждений) человека или социальной общности на мир в целом и его место в этом мире, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленных этими взглядами основные жизненные позиции людей, их верования, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познавательной и практической деятельности.
Эти взгляды человека и социальной общности основываются на переосмысленной совокупности знаний, которые определяют их отношение к природе, другим людям (обществу) и к самому себе.
1.1 Виды мировоззрения:
· Индивидуальное (личности);
· Общественное, которое находит преломление в формах общественного сознания, идеологии, в общественном идеале, общественной позиции.
· 1.2 Структура мировоззрения
1. Знания:
О природных явлениях, процессах (естественнонаучных, физических, биологических, химических и т.д., математических).
Знания о социальной реальности (социологические, экономические, политико-правовые, экологические, нравственные и эстетические).
Субъективный идеализм - исходит из первичности человеческого сознания (Д. Беркли, И. Фихте, Э. Мах и др.)
Объективный идеализм – исходит из первичности сверхиндивидуального духовного начала, существующего вне человеческого сознания (идеи Платона, Абсолютный Дух Гегеля, Всеединое сущее у Вл. Соловьева).
Дуалисты – философы, которые признавали равноценность, равноправие обоих начал, материального и духовного (Р. Декарт).
Объект и предмет философии как науки
Объект науки – это область окружающей действительности, изучаемая несколькими, в том числе и данной, наукой.
Предмет науки – часть объекта, изучаемая исключительно данной наукой.
Объектом философии является весь окружающий мир в целом.
Структура философии.
Традиционные названия основных частей (дисциплины) философии
1. История философии.
2. Онтология – учение о бытии.
3. Гносеология (включающая логику) – учение о познании человеком бытия и самого себя.
4. Социальная философия и философия истории – учение об обществе.
5. Философская антропология – учение о человеке.
6. Аксиология – учение о ценностях.
7. Этика – учение о морали и нравственности.
8. Эстетика – учение о законах красоты.
Основные составные части (дисциплины) современной философии
1. Философия бытия.
2. Философия познания.
3. Философия человека.
4. Социальная философия.
5. Философия истории
6. Философия морали.
7. Философия культуры.
8. Философия политики.
9. Философия права.
10. Философия науки и техники.
11. Философия религии.
12. Философия языка.
13.История философии.
Классификация философских систем
По ориентации на конкретное мировоззрение
· Обыденная философия.
· Религиозная философия.
· Мистическая философия.
· Научная философия.
По ориентации на конкретные идеологические концепции, теории, идеи и религии.
· Буддийская философия.
· Христианская философия.
· Исламская философия.
· Рационалистическая философия.
· Теологическая философия.
· Атеистическая философия.
· Позитивистская философия
· И т.д.
По решению вопроса о первичности духовного или материального начала
· Идеалистическая философия.
· Материалистическая философия.
По историческому признаку
· Философия древнего мира.
· Философия средневековья.
· Философия эпохи Возрождения.
· Философия Нового времени.
· Философия ХIХ – ХХ века.
· Современная (новейшего времени) философия.
По географическому признаку
· Восточная философия.
· Западная философия.
· Европейская философия.
· Индийская философия.
· Китайская философия.
· Арабская философия.
· Американская философия.
· Русская философия.
· И т.д.
Зарождение философии
· Разложение родовых отношений, переход к классовому рабовладельческому обществу;
· Отделение умственного труда от физического;
· Развитие языка и письменности.
Письменные источники, оказавшие влияние на становление и развитие философии
Древняя Индийская философия
· Веды
· Пураны
· Брахманы
· Итихасы
· Араньяки
· Эпические поэмы
· Упанишады
Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.
Заповеди-ориентиры буддизма.
1. Не убий.
2. Не укради.
3. Будь целомудренным.
4. Не лги.
5. Не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Нет огня, подобного страсти, нет спазмы, подобной гневу, нет сети, подобной обману, нет реки, подобной желанию.
Будда Шакья-Муни (556 - 476 г. до н.э.)
Древняя Китайская философия
· «Книга Песен»;
· «Книга Истории»;
· «Книга Перемен»;
· «Книга обрядов»;
· Летописи;
· Комментарий к «Книге Перемен»;
· Исторические рукописи.
Философские школы Древнего Китая
Основные школы
· Натурфилософская (Цзоу Янь Чжоу Янь?)
· Конфуцианство (Конфуций).
· Даосизм (Лао-цзы).
· Моизи (Мо-цзы).
· Школа логиков (Гунсунь Лун).
· Легизм, или школа законов (Шан Ян, Ли Сы)
Менее значительные
· «Школа эклектиков».
· «Школа дипломатов».
· «Школа аграрников».
· «Школа литераторов».
Основные идеи конфуцианства
Конфуцианство – древнейшая философская школа. Основоположником школы является Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его учение сыграло большую роль в объединении китайского общества.
Основные вопросы, решаемые конфуцианством
· Как необходимо управлять людьми, обществом?
· Как вести себя в обществе?
· В качестве примера управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.
· Конфуцианское «золотое правило» поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Основополагающие принципы учения
· Жить в обществе и для общества.
· Уступать друг другу.
· Слушаться старших по возрасту и по званию.
· Подчиняться императору.
· Сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей.
· Быть человечным.
Важное место в конфуцианстве занимает проблема отношения «верхов» и «низов», руководителей и подчиненных
В свою очередь подчиненный должен
· Быть лояльным по отношению к руководителю.
· Проявлять старание в работе.
· Постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Социальные факторы зарождения Античной философии
· Утверждение зрелых рабовладельческих отношений и установление демократического строя, предоставившего индивиду возможность для его роста и самоутверждения.
· Античное мифологическое мышление в своем развитии достигло высокого уровня рацианализации.
· Деловые и научно-философские контакты Древне Греции и Древнего Востока.
· Опора на зарождающееся научное знание.
· Развитие языка и письменности.
Парменид (5 в до н.э.)
· Мир – это единое, вечно существующее бытие;
· Мир неизменен, постоянен, всегда один и тот же;
· Все есть бытие, небытия в мире нет;
· Бытие всегда находится в покое, вне времени;
· Бытие подобно шару, равномерно везде распределено;
· Чувственное познание является ложным; истинное знание о природе дает нам только разум.
Афоризмы Парменида
На свете всё полно и дневного света и тёмной ночи.
Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
Теофраст из Эфеса (372 - 287 г. до н.э.)
Какая наука самая необходимая? Антисфен ответил: "Наука забывать ненужное".
Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.
Удел царей: делать хорошее и слышать дурное.
Антисфен из Афин (444 - 366 г. до н.э.)
Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.
Эзоп, древнегреческий мудрец.
Цицерон Марк Туллий (106 - 43 г. до н.э.)
Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение.
Не спеши соглашаться с болтунами.
Марк Аврелий Антонин (121 - 180 г.)
Отличительные черты схоластики
· Оторванность от реальной действительности;
· Замкнутость;
· Консерватизм;
· Крайний догматизм;
· Полное подчинение религиозным идеям; восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины;
· Схематичность;
· Назидательность;
· Учительство.
Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг)
· Христианский теолог, епископ заложил основы католицизма.
· Один из основателей ранней схоластики.
· Основные произведения: «О граде Божьем», «О порядке», «О прекрасном и пригодном», «Против академиком», «Исповедь».
Основные положения философии Аврелия Августина (Блаженного):
· Логически обосновал тринитарность Бога и его сущность, соотношение веры и разума, добра и зла.
· В своем труде «О граде Божьем» писал, что в мире существуют два государства: «Божий град» - церковь и «град земной» - собственно государство, земная жизнь.
· Ход истории, жизнь общества – это борьба двух противоположных царств: земного (грешного) и Божественного.
· Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах.
· Божественное царство представлено священнослужителями, которые объединены в христианскую церковь.
· Церковь – единственная сила, способная объединить мир.
· Любовь к Богу порождает град Небесный.
· Зло как любовь к себе составляет основу града земного.
· Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет побеждено Божественным царством.
· В связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти.
· Бедность, зависимость от других, подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеясь на лучшее.
· Высшее благо – счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины.
· После смерти праведники в награду от бога получают загробную жизнь.
Размышления Августина Блаженного о Боге:
· Бог существует;
· Главным доказательством существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
· Все – материя, душа, пространство и время – являются творениями Бога;
· Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
· Знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостоверны, однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога;
· Онтологическое доказательство существования Бога выводится из существования его творения – окружающего мира.
Значение философии Августина Блаженного в том, что:
· Уделено большое внимание проблеме истории;
· Церковь объявлена безусловной властью наряду с государственной властью;
· Обоснована идея господства Церкви над государством;
· Выдвинута идея социального конформизма (смирения с бедностью и чужой властью);
· Воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность:
· Человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Афоризмы Петрарки
Можно и прекрасное любить постыдно
Личное присутствие вредит славе
Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем
Жизнь человека на земле не просто воинская служба, а бой
Мне зеркало сказало напрямик:
«Твой взор потух, твои скуднеют силы,
Твой дух поник, усталый и остылый,
Не обольщайся, ты уже старик.
Так примирись! Кто понял и постиг
Закон вещей, тот дальше от могилы»
Афоризмы Себастьяна Бранта
Три вещи мир бросают в дрожь
(Четвертой не переживешь):
Вдруг ставший барином холоп,
Обжора, пьяный остолоп,
И тот, кто плоть и дух свой слабый
Связал со злобной, грубой бабой.
Ловушек нет страшней на свете ,
Чем тайные силки и сети,
Что женщины с покон веков
Плетут для ловли дураков
Призраки рода;
Призраки пещеры;
Призраки рынка;
Идейное содержание французского Прсвещения
Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, которое было обусловлено следующими идеологемами:
- установление царства разума
- атеизм
- политические свободы
- гражданское равенство
Длилась 100 лет – между двух Великих революций
Главная особенность – рациональность, т.е. способность человека взглянуть на бытие, Бога, самого себя так, чтобы становились очевидны какие – то закономерности. Это выработка методов, при помощи которых представление о мире станут системой государственных законов, культурных традиций и т.д
Методы - разнообразны. Например низвержение Бога, насильственный перелом сознания, культуры и т.д
Главное – создать такой социальный строй, который бы соответствовал представлению о счастье. Бог – соперник в господстве ученого над мировоззрением человека.
Представители: Вольтер (1694-1778); Ш. Монтескье (1689 -1775); П. Гольбах (1723-1789); Ж.Ж. Руссо (1712—1778); Д.Дидро (1713-1784)
Вольтер. Для него Бог, это Нечто, что отстоит от людей и спокойно наблюдает за их делами, он безучастен, равнодушен и рационален. Для Него нет человека, есть только народ. Вольтер бросает в лицо церкви дерзкий призыв: «Раздавите гадину!»- и активно включился в борьбу против религиозных форм восприятия действительности. Бог в глазах просветителей дискредитировал себя, потому что его именем пользовались олигархи для обмана народа и укрепления власти. Но Бог нужен для поддержания нравственных начал в народе. Вольтер выступает за гуманное отношение к народу, но идеалом правления считает просвещенную монархию
МонтескьеЕго взгляды во многом совпадают с Вольтером. Идея приоритета закона и классическое распределение властей на 3 ветви; история делается людьми, а не является божественным промыслом.
Гольбах:религиозные идеи ослепляют в равной степени и правителей и народы Долг связывает не человека и Бога, а человека и общество
Руссо видел в боге мировой разум и мировую волю, считал материю вечной и объективно существующей всегда
- человек состоит из смертного тела и бессмертной души
- считал, что мир познаваем не до конца
- главная причина противоречий в обществе – частная собственность
- власть должна осуществляться не через парламент, а через народное собрание
- дети должны воспитываться изолированно от общества представителями нового свободного типа людей
В своих произведениях Руссо приходит к выводу, что обществу нужна революция для искоренения зла, причину которого он видит в цивилизации
Революция нужна не обществу, а против общества
Дидросоздал одну из самых стойких утопий идеального общества:
- отмена частной собственности
- право на существование и на труд
- всеобщая обязанность трудиться
Каждый гражданин должен приносить пользу, а все продукты распределяются через общественные склады по принципу « потребности»
3.7 Немецкая классическая философия (сер. 18 – сер. 19 вв.)
Представители немецкой классической философии – И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.
· В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
ü Объективный идеализм (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);
ü Субъективный идеализм (И. Фихте);
ü Материализм (Л. Фейербах).
· В этот период были разработаны:
ü Учение о познании;
ü Диалектический метод;
ü Диалектическая логика;
ü Учение о закономерностях процесса развития;
ü Философская антропология;
ü Взгляд на историю как целостный процесс, что позволило говорить о ней как о целостном явлении.
В немецкой классической философии были продолжены прогрессивные традиции философии раннего Нового времени:
· Вера в могущество разума, в способности человека с его помощью познавать и изменять мир;
· Признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия, общества, человеческих действий и поведения;
· Вера в гуманность человека и его способность нацти решение социальных проблем с позиции гуманизма;
· Признание основной задачей философии раскрытие закономерности функционирования самого человеческого разума, процесса познания и получения достоверного знания, приведенного к стройной логической системе.
Каждый из немецких философов классического периода создал свою систему философии, хотя вместе взятые, они представляют собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
· Полнота и глубина разработки философских проблем;
· Высокая степень доказательности;
· Признание за философией роли критической совести культуры;
· Отношение к философии как специальной системе философских дисциплин, категорий, идей, отграничение философии от других наук и религии;
· Разработка целостной концепции диалектики, изучение связей бытия в их взаимодействии и изменении.
Людвиг Фейербах (1804-1872)
МАРКС Карл Генрих (1818-1883). Немецкий мыслитель.
Бывают в жизни моменты, которые являются как бы пограничной чертой для истекшего периода времени, но которые, вместе с тем, с определённостью указывают на новое направление жизни.
Бытие определяет сознание.
История есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы.
Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние.
Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями.
Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, который улавливает лишь обманчивую видимость вещей.
Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие.
Наше учение не догма, а руководство к действию.
Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила. нужная ему для подавления другого народа, в конце концов обращается против него самого.
Ни один человек не борется против свободы. Борется человек, самое большее, против свободы других.
Никто не принуждаются к заключению брака, но всякий должен подчиниться законам брака, раз он вступил в брак.
Новичок в политике подобен живописцу, знающему только две краски: белую и чёрную.
Ларошфуко Франсуа де (1613 - 1680 г.)
Рост демократии в мире имеет роковой смысл. Демократическое равенство есть потеря способности различать качества духовной жизни. Демократическая идеология количеств не может не вести к царству худших.
Демократия не может быть выражением духа народа, ибо дух народа выразим лишь в организме, демократия же есть механизм. Демократия берёт человека как арифметическую единицу, математически равную всякой другой. Для неё народ, как органическое целое распадается на атомы и потом собирается как механический коллектив.
Всеобщее голосование - негодный способ выражения качеств в жизни народной. Народ есть иерархический организм, и его воля невыразима в мнении большинства. Меньшинство может лучше и совершеннее выражать волю народа, как органического целого, обладающего соборным духом.
Один человек может лучше выразить волю и дух народа, как органического целого, чем все, чем всё человеческое количество. На этом основано значение великих людей в исторической жизни народов.
Священные права человека не заключены в демократии и не вытекают из неё. Суверенный народ может отнять у человека всё, что захочет, что найдёт нужным для своего блага. Самодержавие народа самое страшное самодержавие, ибо в нём зависит человек от непросветлённого количества, то тёмных инстинктов масс.
Демократия неблагоприятна появлению сильных, ярких творческих личностей, она создаёт нивелирующую общественную среду, которая стремится целиком поглотить личность и подчинить её себе.
Свобода аристократична, а не демократична. Она обращена к личности, а не к массе. Общественная свобода может быть самой страшной тиранией, она может превратиться в порабощение всех.
Только в буржуазных классах социализм может быть благородным и бескорыстным движением человеческого духа, может быть идеей. В классах “пролетарских” социализм делается интересом, а не идеей, и роковым образом приобретает материалистический характер.
Буржуазия" и "пролетариат" представляют абстракции, несоответствующие живой действительности. Вызвав к жизни эти абстрактные духи и дав им имена, их наделили такой магической силой, что стало необходимым считаться с этими фикциями.
Во все времена психология восставших масс была одинаково неприглядна и безобразна. И пролетарским социализмом движет злоба, зависть и месть, которые управляют массовыми социалистическими движениями с древних времён до наших дней.
Братство людей не может быть естественным, природным состоянием людей и людских обществ. В природном порядке человек человеку не брат, а волк, и люди ведут ожесточённую борьбу друг против друга.
Неравенство есть условие развития культуры, и всякое бытие связано с неравенством.
Зло нужно искать не в войне, а до войны, в самых мирных по внешнему обличью временах. В эти мирные времена совершаются духовные убийства, накопляется злоба и ненависть. В войне же жертвенно искупается содеянное зло, человек берёт на себя последствия своего пути.
Война всегда имеет иррациональные основы и предполагает покорность человека целям, стоящим выше его постижимых интересов.
Трагедия человеческой жизни коренится в столкновении ценностей разного порядка, в неизбежности свободного выбора между двумя одинаково дорогими ценностями и правдами.
Не неравенство создаёт нужду, а нужда создаёт неравенство как спасительное приспособление, как выход, предотвращающий хозяйственное и культурное понижение и гибель.
Культура всегда идёт сверху вниз, путь её аристократический. Цивилизация идёт снизу вверх, она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие.
Культура создана творческими порывами, но в своём самодовольстве и окаменелости она может стать врагом всякого творческого порыва. Тогда восстание варварства является естественным путём, какой и может вывести на новые пути.
Кризис культуры и искание нового бытия, превышающего культуру, совершается в том избранном меньшинстве, которое познало культуру до конца и изжило пути культуры, в высшем культурном слое. Для огромного большинства никакого кризиса культуры не существует, и его вражда к культуре означает лишь некультурность, лишь зависть к культуре и культурным, а не внутреннюю в ней трагедию.
В культуре понятное лишь на высших ступенях имеет существенное значение для самых низших ступеней. И кризис культуры, совершающийся на самых высших ступенях творческой жизни, имеет мировое значение.
Одна из миссий государства - спасти человека от коллективизма, поглощающего личность, не знающего границ своим притязаниям, и готового забрать человека целиком.
Аристократия, как управление и господство лучших, как требование качественного подбора, остаётся на веки веков высшим принципом общественной жизни, единственной достойной человека утопией.
Свобода расковывает безудержную волю к равенству и таит в себе семя самоотрицания и самоистребления.
Пролетарская" настроенность и "пролетарское" сознание по существу враждебны культуре. Воинствующе сознавать себя "пролетарием" - значит отрицать всякое предание и всякую святыню, всякую связь с прошлым и всякую преемственность.
В мире вечно пребывает трагический конфликт и трагическое непонимание между меньшинством, живущим творчеством, духовными исканиями, поэзией жизни, и большинством, живущим интересами, аппетитами, прозой жизни.
Главная заслуга Церкви Христовой в том, что она признаёт бесконечную глубину человеческого духа и защищает его от неограниченных посягательств государства и общества.
Наука основана на отчуждения человека от бытия и отчуждения бытия от человека. Познающий человек вне бытия и познаваемое бытие вне человека.
Не может быть философии о чужих идеях, о мире идей, как о предмете, как объекте, философия может быть только о своих идеях, о духе, о человеке в себе и из себя.
Вся значительность, смысл и ценность жизни определяется скрытой за ней тайной, бесконечностью, не подлежащей рационализации, о которой возможен лишь символ и миф.
Сознание основано на установке границ и противоположений, причиняющих боль, и не может не быть болью и страданием.
Творческое познание всегда предполагает не только сотворённый уже мир, но и тьму небытия. Поэтому творческий акт есть продолжение миротворения, соучастие в деле Божьем, ответ человека на призыв Божий. А это предполагает свободу, которая до бытия и прежде бытия.
Слово "счастье" - самое бессодержательное и ничего не значащее из человеческих слов. Никакого критерия и мерила счастья не существует и никакого сравнения не может быть счастья одного человека со счастьем другого.
Человек есть существо эгоцентрическое и эгоистическое, но это не значит, что он любит себя. Люди нередко испытывают к себе отвращение и вымещают на других горькое чувство от себя.
Человеческое сознание находится между двумя безднами, верхней и нижней, между сверхсознанием и подсознанием. Отсюда нравственная раздвоенность человека.
Трагедия и горечь творчества заключается в том, что сознание насилует бессознательное творчество и искажает его результаты.
Чтобы сохранить свободу и бороться за свободу, нужно уже в каком-то смысле быть свободным, иметь свободу в себе. Тот, кто раб до глубины существа своего, не знает имени свободы и не может за неё бороться.
Человек есть существо, призванное к борьбе и к обнаружению своей творческой силы, к завоеванию царственного места в мироздании, в природе, призванное к мистическому созерцанию Бога и духовных миров.
Трагизм нравственной жизни совсем не в столкновении добра и зла, божественного и дьявольского, трагизм прежде всего в столкновении одного добра с другим добром, одной ценностью с другой ценностью.
Терпимость не есть равнодушие и безразличие к добру и злу, терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам и к их жизненному пути.
Фанатизм всегда вытесняет одной идеей все другие идеи, чем грешит против полноты жизни.
Неправда, несвященность государственной власти в том, что власть всегда деморализует, расковывает страсти и даёт волю накопившемся бессознательным инстинктам.
В иерархии духовных ценностей первое место принадлежит личности, второе место обществу и лишь третье место государству. Но в мире социальной обыденности, в мире греховном ценность низшая приобретает наибольшую силу, ценность же высшая - наименьшую.
Вечный трагизм семьи заключается в том, что мужчина и женщина представляют разные миры, и цели их никогда не совпадают.
Самые страшные люди - это люди, одержимые страхом.
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1937). Российский философ.
Традиционные, деревенские культуры стремятся к стагнации, возрожденческие - к развитию.
Идеализм - в широком смысле слова - стихия философии, и, лишенная этого кислорода, философия задыхается, а затем увядает и гибнет.
Лев Николаевич Толстой
Больше всех говорит тот, кому нечего сказать
В деле хитрости глупый человек проводит более умных
Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего
Совесть – это память общества усвоенная одним лицом
ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976). Немецкий философ.
Человек умирает, никогда не будучи "завершённым", и в то же время он всегда достаточно стар, чтобы умереть.
Беспредпосылочного, объективного способа видения исторических событий не бывает. Историк отталкивается от собственных экономических, социальных, политических, религиозных теорий и пристрастий.
Действительность - высунувшееся наружу бытие.
Уши до той поры не услышат, пока не начнут мыслить.
Конец может длиться дольше, чем вся предыдущая история.
РАССЕЛ Бертран (1872-1973). Английский философ, математик и публицист.
Люди рождаются невежественными, а не глупыми. Глупыми их делает образование.
Немногие люди могут быть счастливы без того, чтобы ненавидеть какого-нибудь человека, народ или идею.
Основная проблема мира в том, что дураки и фанатики всегда самоуверенны, а мудрецы полны сомнений..
Бога подменили верой в Бога.
В аристократических государствах культурные люди вынуждены защищать свои привилегии от простонародья и в ходе этой борьбы сами перестают быть культурными и благородными.
В глубине человеческих инстинктов прячется жестокость, фанатизм же - камуфляж для неё.
В действительности человек хочет не знаний, а определенности.
В передовых странах практика вдохновляет теорию, в других - теория практику.
Вера в пессимизм или оптимизм - это вопрос темперамента, а не ума.
Всё мышление до некоторой степени является нечётким, и точность - это практически недостижимый теоретический идеал.
Всё точное знание принадлежит науке. Все догмы, превышающие точное знание, принадлежат к теологии. Ничейная земля между наукой и теологией - философия.
Вселенная идёт к закату, и ничего особенно интересного нигде не произойдёт.
Грех - понятие географическое.
Джентльмен - это человек, общаясь с которым, чувствуешь себя джентльменом.
Диалектический метод, или, в более общем смысле, привычка к свободному обсуждению, ведёт к логической последовательности и является в этом смысле полезным. Но он совершенно не пригоден, когда целью его является обнаружение новых фактов.
Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось.
Мучиться страхом смерти - это вид рабства.
Мы следствие естественных законов и в то же время их жертва.
Наиболее плодотворные философские системы содержали грубые противоречия, но именно по этой причине они были частично истинными. Философия, которая внутренне последовательна, очень легко может оказаться абсолютно ложной.
Наука - это то, что вы знаете, философия - то, чего не знаете.
Границы моего языка означают границы моего мира.
Жизнь серьезна, искусство весело.
И в мышлении есть время пахоты и время жатвы.
Начало подлинной оригинальности в том и состоит, чтобы не желать быть тем, чем вы не являетесь.
Нет ничего труднее, чем не обманывать самого себя.
Проблемы жизни не решаемы на поверхности, их решение - лишь в глубине.
КОНТ Огюст (1798-1857). Французский философ.
Большую часть человечества составляют не живые, а мёртвые.
Гордость разъединяет нас ещё больше, чем интерес.
Жить для других - не только веление долга, но и веление счастья.
Единственная искренняя и прочная дружба, это - существующая между мужчиной и женщиной, потому что это единственная привязанность, свободная от всякого соперничества.
· ПОСТПОЗИТИВИЗМ
· Часть философов сохранили свою приверженность неопозитивизму по настоящее время. Тем не менее начиная с середины ХХ века все большее число философских экспертов стали отдавать предпочтение постпозитивизму. Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.
· Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. При этом нео- и постпозитивисты критически относятся к феноменологическим и герменевтическим установкам. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.
· Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.
· Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт ("все ясно, дальше идти некуда"). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.
· Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.
· А теперь более детально о постпозитивизме.
· Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Поппер считал, что в мире теорий идет "борьба за существование", схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей. Отсюда главные выводы Поппера: 1) в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории. Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность (годится - не годится).
· Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро". Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу. У теорий данной программы есть "твердое ядро" и "защитный пояс". Теории сопоставляют друг с другом. Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой.
· Твердым ядром научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели свои особенности, противоречия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Понадобились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жива и по настоящее время ее изучают, ею пользуются.
· В каждой науке есть свои научно-исследовательские программы: программа дарвинизма или генетики в биологии, марксизма и неоклассики в экономике, позитивизма в философии и т.д.
· Научный образец (парадигму) создает и преобразует, особенно на стадии научных революций, научное сообщество. Так считает Томас Кун. Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества.
· Добро - это принцип. В неопозитивизме добро считалось чувством, эмоцией, оно выводилось за пределы науки. Англичанин Ричард Хэар, философ наших дней, считает по-другому. Этика начинается с предписаний ("делай так, это добро", "не делаей этого, ибо оно есть зло"). Когда предписания даны, в силу вступают законы логики: руководствуясь правилами логики, можно из одних предложений выводить другие. По последствиям действий судят о правомерности исходных положений.
· Критикуй, а то проиграешь. В этом абзаце мы отдадим должное критической силе постпозитивизма. Рост знания, считал Поппер, достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой (спокойной, обстоятельной, научнооправданной, уважительной) существующего знания. В этой связи Поппер критиковал врагов открытого, демократического общества, которых он увидел в сторонниках марксизма, прежде всего в самом Марксе. Поппер считал, что Маркс справедливо критиковал капитализм, справедливо считал, что то или иное воззрение определяется историческими условиями, но напрасно абсолютизировал пролетарские науку и мораль. Он должен был их активнее критиковать, не устанавливать перспективы на вечные времена, больше творить. Только в этом случае можно избежать тоталитаризма. Ни одно учение, считает Поппер, нельзя признать всесильным и верным, тем более на необозримое будущее.
ЛАКАТОС Имре (1922-1974). Англо-венгерский философ.
Вера - слабость, свойственная человеку по природе, и потому простительная!
ФУКО Поль-Мишель (1926-1984). Французский философ, психолог.
Безумие - это всегда смысл, разбитый вдребезги.
Основные понятия;
· Абсолют –категория в идеалистической философии, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.
· Абсолютная идея – категория, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия;
· Абсолютный Дух – жизнь свободного духа, проявляющегося в искусстве, религии и философии;
· Антиномии – противоречащие друг другу неопосредованные суждения;
· Антитезис – противоположное тезису положение;
· Апостериорный – существующий после опыта, за пределами опыта;
· Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный;
· «Вещь в себе» - основное понятие философии И. Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой;
· Законы диалектики – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления;
· Категории диалектики – основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира (возможность, действительность, сущность, явление, необходимость, случайность и т.д.);
· Императив – правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку;
· Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения;
· Максима – правило поведения, словесно выраженная формула поведения;
· Объективный Дух – категория гегелевской системы, и название части гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье и государстве;
· Опредмечивание – превращение идеи в предмет, вещь;
· Отчуждение – категория, означающая процесс отделения, противопоставления чего-либо от человека, духа, субстанции, превращение этого отделенного в чуждое изначальной целостности;
· Распредмечивание – превращение вещи в идею, принцип;
· Перцепция – чувственное восприятие действительности;
· Синтез – соединение тезиса и антитезиса в единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое;
· Субъективный Дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания;
· Тезис – первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения;
· Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта;
· Трансцендентный –выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта; потусторонний;
· Триада – метод гегелевской философии, показывающий трехзвенную структуру любого диалектического процесса.
Онтологическая структура бытия согласно христианской теологии
Небесный мир | Духовное бытие | Рай |
Земной мир | Природное бытие | Объективная физическая сфера жизни |
Мир грешников | Низшее бытие | Ад |
Уровни организации материального мира
Детерминизм
Детерминизм– философская концепция, предполагающая обусловленность одних явлений другими явлениями.
Фундаментальные принципы детерминизма:
· Принцип причинности;
· Принцип закономерности.
Разновидности детерминизма:
· Теологический;
· Механистический;
· Кармический;
· Вероятностный (статистический).
Диалектическая схема процесса развития
Я стадия 2-я стадия 3-я стадия
Тезис → Антитезис → Синтез
Начальное → Отрицание → Отрицание
Основные функции сознания
· Познавательная;
· Оценочная (аксиологическая);
· Аккумулятивная (накопления знания);
· Целеполагающая;
· Конструктивно-творческая;
· Планирования;
· Предвидения;
· Управления и др.
Теоретическое сознание (компоненты)
· Идеология: идеи, теории, взгляды;
· Естественно-научные взгляды: логические суждения, понятия, формулы, теории и др.
4.10 Формы общественного сознания:
Политическое;
· Правовое;
· Моральное;
· Эстетическое;
· Религиозное;
· Философское;
· Научное;
· Историческое;
· Экономическое;
· Экологическое.
Понятие сфер жизни общества
Сферы жизни общества – это необходимые для нормального функционирования общества области отношений и деятельности людей, где происходит создание материальных и духовных благ, а также удовлетворение потребностей субъектов общества.
Сферы жизни общества:
· Материально-производственная (экономическая).
· Социальная.
· Политико-правовая.
· Духовная.
Классификация государств
1.По функциональной характеристике:
· Полицейское (военное);
· Религиозное;
· Правовое;
· Социальное.
2.По форме правления:
· Монархия;
· Теократия;
· Республика.
3.По административно-территориальному построению:
· Унитарное;
· Федеративное;
· Конфедеративное.
4.По политическому режиму:
· Тоталитарное;
· Авторитарное;
· Демократическое.
5.По политической стабильности:
· Стабильное;
· Нестабильное.
Признаки права:
· Общеобязательность;
· Формальная определенность;
· Исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов общества и принудительно со стороны государства;
· Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.
Право выполняет функцию:
· Закрепления основ существующего строя;
· Способствует развитию позитивных общественных отношений;
· Создание предпосылок для целенаправленного и целесообразного функционирования деятельности государства;
· Критерия правомерного и неправомерного поведения людей;
· Воспитания у людей правового сознания.
Основные критерии политико-правовой сферы жизни общества:
· Согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права;
· Наличие и соблюдение политических и правовых свобод;
· Демократизм;
· Верховенство закона и др.
Теория цикличности развития истории А. Тойнби (1889-1975)
Основной труд «Исследование истории». А. Тойнби считает:
· Всемирная история есть сумма цивилизаций;
· История представляет собой цепочку стадий развития цивилизаций.
· Фазы развития: (1) возникновение, (2) рост, (3) надлом, (4) разложение, (5) гибель;
· Развитие цивилизации определяется законом «Вызова-и-Ответа»;
· Главной движущей силой развития цивилизации является творческое меньшинство.
Литература и источники
А.В. Апполонов, Н.В. Васильев и др. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2009 – 672 с.
Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2008- 592 с.
Спиркин А.Г., Философия. Учебник.- М.: Гардарика, 2009 – 736 с.
Гришунин С.И. Философские науки. Основные концепции и проблемы. Учебное пособие.- М.: Книжный дом «Либроком» 2009 -224 с.
– Конец работы –
Используемые теги: Философия0.045
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов