Реферат Курсовая Конспект
ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций - раздел Философия, Федеральное Агентство По Науке И Образованию...
|
Федеральное агентство по науке и образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
ФИЛОСОФИЯ
Конспект лекций
Красноярск 2007
УДК 1 (075.8)
ББК 87я73
Авторы-составители:
Кузнецова Марина Федоровна – кандидат философских наук, доцент
Пфаненштиль Иван Алексеевич – доктор философских наук, профессор
Кузнецова, М.Ф., Пфаненштиль И.А. Философия: конспект лекций. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2007. – 203с.
Пособие написано в соответствии с учебной программой дисциплины «Философия» для всех направлений технического и естественнонаучного бакалавриата в рамках разработки УМКД Института фундаментальной подготовки на кафедре философии и методологии науки СФУ.
Пособие состоит из двух разделов: 1 – история философии (основные направления, школы и этапы исторического развития), 2 – философские проблемы и категории. Освещены основные моменты истории философии, охарактеризованы философские и научные картины мира, вопросы взаимосвязи природы, общества и человека, проблемы познания и сознания, показана специфика и взаимодействие науки и техники, прогнозы будущего развития цивилизации. В ходе изложения материала учтены межпредметные связи и возможности формирования основополагающих компетенций, прописанных в современных стандартах высшего образования.
Конспект лекций может быть использован преподавателями философии для чтения лекций по дисциплине для всех направлений технического и естественнонаучного бакалавриата, а также студентами этих же направлений для самостоятельной теоретической подготовки к семинарским занятиям и в целом для освоения дисциплиной.
УДК 1 (075.8)
ББК 87я73
© Сибирский федеральный университет, 2007
Содержание
Предисловие 3
РАЗДЕЛ I. История философии 6
Лекция № 1. Философия и ее роль в жизни общества 6
Лекция № 2. (продолжение темы) 12
Лекция № 3. Античная философия 24
Лекция № 4. Средневековая философия 33
Лекция № 5. Философия эпохи Возрождения,
Нового времени и Просвещения 43
Лекция № 6. Немецкая классическая философия 55
Лекция № 7. Современная западная философия 67
Лекция № 8. Русская философия 78
РАЗДЕЛ II. Философские проблемы и категории 91
Лекция № 9. Учение о бытии (онтология) 91
Лекция № 10. Учение о развитии (диалектика) 101
Лекция № 11. Природа человека и смысл его существования 113
Лекция № 12. Учение об обществе (социальная философия) 124
Лекция № 13. Ценность как способ освоения мира человеком
(аксиология) 136
Лекция № 14. Проблемы сознания 146
Лекция № 15. Познание (гносеология) 160
Лекция № 16. Научное познание 175
Лекция № 17. Философские проблемы науки и техники 181
Лекция № 18. Будущее человечества (философский аспект) 193
Библиография 201
Предисловие
Настоящий курс лекций был построен исходя из того, что высшее техническое и естественнонаучное образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также и фундаментальную, социально-гуманитарную и прежде всего философскую подготовку будущих бакалавров и инженеров.
Одной из важнейших тенденций развития современного общества является гуманитаризация основных сфер деятельности человека, в том числе и его образования. Сегодня мы все больше осознаем, что наша жизнь определяется «качеством» нашего сознания. А «качество» сознания – это не только научные знания, информация о мире, это еще и отношение к миру, к другим, самому себе. Все это – проблемы мировоззрения, которые не решаются в рамках какой-нибудь одной науки, а решаются совместными силами науки и философии.
Важным моментом является и то, что философия как нельзя более точно соотносится с формированием тех основополагающих компетенций, которые прописаны в современных стандартах высшего образования: общенаучные (способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике общенаучные и философские методы в различных видах профессиональной и социальной деятельности; владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи логически оформить его результаты), инструментальные (готовность работать с информацией из различных источников; владение навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики), социально-личностные и общекультурные (способность и готовность к социальному взаимодействию с обществом; к сотрудничеству и социальной мобильности; способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии; способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, к анализу своих возможностей; способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и лично значимых философских проблем; способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества; способность к критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу).
Ориентированность лекционного курса на различные направления технического и естественнонаучного бакалавриата отражена в подборе лекционного материала. Особенностями курса являются: во-первых, широкий диапазон охвата истории мировой философской мысли, а, во-вторых, интеграция философско-гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического знания, отражение межпредметных дисциплинарных связей.
Пособие написано в соответствии с учебной программой дисциплины «Философия» для всех направлений технического и естественнонаучного бакалавриата в рамках разработки УМКД Института фундаментальной подготовки на кафедре философии и методологии науки СФУ.
Пособие может быть использовано преподавателями философии для чтения лекций по дисциплине для указанных направлений, а также студентами этих же направлений для самостоятельной теоретической подготовки к семинарским занятиям и в целом для освоения дисциплиной.
Организационно-методические указания, представленные в обозначенном УМКД, окажут помощь преподавателям и студентам в выборе приоритетов и расстановке акцентов при освоении теоретическим материалом данного курса.
РАЗДЕЛ I. История философии
Лекция № 2. (продолжение темы)
Проблема классификации философских направлений. Исторические типы философии.
Историческая классификация философских направлений имеет основанием смену объекта философского исследования. В этом случае могут быть выделены следующие типы философских учений.
1.Космоцентризм господствовал в эпоху античности. Исчерпывающим объектом философского исследования полагается совокупность идей о космосе как непрерывно изменяющемся целом, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах. Главным средством нравственного совершенствования индивида является его включенность в общественное целое. Философия выступает средством формирования добродетельного человека и, соответственно, справедливого государства. Главной функцией философского знания провозглашается мировоззренческая, главной дисциплиной - онтология. Бытие - это вечное, неизменное, недоступное чувственному восприятию, а лишь умопостигаемое.
2.Теоцентризм был характерен для философии эпохи средневековья. Реальностью, определяющей все сущее, является Бог, а не природа. Постижение Божества мыслится как условие раскрытия тайны бытия. Происходит преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал, на место которого приходит монистический принцип: есть одно абсолютное начало - Бог, все остальное - его творение.
3.Антропоцентризм – характерное философское учение эпохи Возрождения. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Человек - творец самого себя. Ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека. Человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения.
Ориентация на проблемы человека является одной из ведущих тенденций (наряду с космизмом) в русской философии начала XX века и у западных философов (Г. Марсель, П. Тейяр де Шарден, М. Бубер), создавших религиознные варианты экзистенциализма.
4.Наукоцентризм – ведущее философское учение Нового времени, которому присущи доверие к науке и разуму, познавательный оптимизм, новый подход к человеку как к деятельному, активному субъекту. Философия стремится стать наукой, ищет и обосновывает новые методы познания. На передний план выдвигаются гносеологические проблемы.
5. Современная философия антропосоциоцентрична. Отсюда следует, что ее основным вопросом должен стать вопрос о природе человека. По-видимому, можно согласиться с положением о том, что разумным можно считать такое общество, в котором человек будет жить в согласии с самим собой, обществом и природой. Каким должно быть это общество - ответ должна найти коллективная мысль человечества.
Литература:
1. Вольф, Р.П. О философии. М., 1996.
2. Вундт, В. Введение в философию. М., 1998.
3. Ильенков, Э.В. Философия и культура. М., 1991.
4. Ильин, И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
5. Мамардашвили, А. Как я понимаю философию. М., 1992.
6. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Пять классических доказательств существования Бога.
В заключение рассмотрим еще один вопрос, очень выразительно передающий особенность средневековой мысли. Речь идет о знаменитых пяти доказательствах бытия Божьего. Для современного слуха этот вопрос, пожалуй, прозвучит как насмешка над здравым смыслом.
Во-первых, как можно доказать принципиально недоказуемое? Во-вторых, если есть вера – зачем ее доказывать? Вспомним первые страницы известного романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение начинается со сцены, в которой Воланд, или Сатана, вступивший в беседу с издателем Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, говорит как раз на тему существования Бога. Едва Воланд узнает, что его собеседники, как впрочем, и страна, в которую он попал, сознательные атеисты, то с изумлением вопрошает: «Но, позвольте вас спросить, как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?» На что получает самоуверенный ответ Берлиоза, что «человечество давно уже сдало их в архив» и с точки зрения разума такие доказательства невозможны. И кстати, Воланд, как будто бы с ним согласившийся, упоминает о «старике Канте», который давным-давно опроверг пять пресловутых доказательств, но при этом, как будто в насмешку, создал шестое.
Удивляющая героев М. Булгакова, да и нас тоже, наивность Воланда напрямую соединять веру в Бога с рациональными построениями мысли вполне созвучна духу средневековой философии, которая так же серьезно воспринимала полное соответствие слова о мире и самого мира. Человек, с точки зрения средневековой философии, находится в некоей изначальной гармонии между Творцом, творением и своими собственными мыслями. Последние, если они продуманы и серьезны, вписываются в общий план бытия и несут в себе тайну мира. В доказательствах бытия Божьего средневековый человек видел нечто способное если не обратить в веру, то, по крайней мере, утвердить в ней. Практически ни один серьезный мыслитель Запада не обошел своим вниманием этот вопрос; соглашаясь или опровергая, все мы по-прежнему втянуты в этот старый, как мир, человеческий спор.
Да, действительно, со времен И. Канта (XVIII в.) для добросовестного научного мышления считается установленным, что данные доказательства невозможны, если хотят рассудок заставить понять их так, как я могу заставить его понять, что Земля вращается вокруг Солнца. Однако как идеальные образования доказательства бытия Бога не теряют своего значения оттого, что они утратили доказательность. Это сама природа нашего разума говорит о себе самой. Дело в том, что мысль как таковая не только в эпоху средневековья, но и сейчас, всегда совершает в человеке некое преобразование. И не важно, будет ли это мысль, пришедшая в голову только тебе, или ты ее за кем-то повторишь. Мысль делает нас как бы видящим мир заново.
Итак, принцип всех пяти доказательств одинаков. Сначала исходят из того, что может быть обнаружено, узнано в мире, а затем приходят к выводу: если существует это, то должен существовать Бог. Загадка мира указывает на существование Бога. Находясь на границе бытия, мы выбираем: ничто или Бог.
1. Доказательство онтологическое (онтология – учение о бытие, о сущем): поскольку есть различные степени совершенства, которые мы обнаруживаем в вещах, постольку есть высшая степень совершенства – предельная, являющаяся для всех остальных причиной их относительного совершенства, а это и есть Бог. Другими словами можно сказать и так: Бог как существо совершенное предполагает наличие в нем такого признака, как существование.
2. Доказательство космологическое (космология – учение о Вселенной): раз существует следствие – мир, космос (в своей взаимоограниченности) – должна быть и его движущая причина, а также конечное начало всех вещей, следовательно, Бог существует.
3. Доказательство телеологическое (телеология – учение о целесообразности): целесообразность в природе (очевидный факт) есть свидетельство бытия ее разумного устроителя; это явствует и из того, что природа, лишенная разума, в большинстве случаев направляется к наилучшему исходу, следовательно, ею управляют.
4. Доказательство гносеологическое (гносеология – теория познания): принцип любого знания – отыскание причины существующего; ряд причин не может уходить в бесконечность; устраняя причину, мы устраняем весь ряд следствий, следовательно, если не будет первой производящей причины, то не будет ничего.
5. Доказательство аксиологическое (аксиология – теория ценностей): поскольку нельзя представить мир абсолютно случайным (можно было бы сказать не ценным), постольку существует некая необходимая сущность, необходимая сама по себе, не имеющая внешней причины своей необходимости, но сама составляющая причину всех иных необходимостей.
Литература:
1. История философии: Запад – Россия – Восток: Философия древности и средневековья. М.: Греко-латинский кабинет, 1995.
2. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: Т. 2. / Дж. Реале, Д. Антисери. М.: Петрополис, 1994.
3. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов / А. Н. Чанышев. М.: Высш. шк., 1991.
4. Ортега-и-Гассет, Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья / Х. Ортега-и-Гассет // Человек. 1992. № 2. С. 81–89.
5. Эко, У. Средние века уже начались / У. Эко // Иностранная литература. 1994. № 4. С. 259–268.
6. Эко, У. Имя розы: Роман / У. Эко; Пер. с итал. Е. А. Костюкович. Минск: Сказ, 1993.
Лекция № 5. Философия эпохи Возрождения,
Лекция № 6. Немецкая классическая философия
План:
1. Отличительные черты Немецкой классической философии.
2. Философия И. Канта.
3. Философия Г.В.Ф. Гегеля.
4. Философия Л. Фейербаха.
1. Отличительные черты Немецкой классической философии.
По хронологии эпоху Немецкой классической философии можно обозначить следующим образом: с 1781 г. (год выхода в свет первой критической работы И. Канта «Критика чистого разума») по 1831 г. (год смерти Г. Гегеля). Основные представители: И.Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. Основные особенности:
1) особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; философия как «критическая совесть культуры»;
2) исследовалась не только человеческая история, но и человеческая сущность;
3) строгая системность, последовательное аргументирование в исследованиях;
4) отчетливая направленность на выявление и освещение особенностей человеческого мышления (Кант, Фихте);
5) создание всеобъемлющей, целостной логической картины мира, в деталях поясняющей тайны мироздания и смысл мировой истории (Гегель, Шеллинг).
Лекция № 7. Современная западная философия
План:
1. Общая характеристика эпохи.
2. Философия марксизма.
3. Философия Ф. Ницше.
4. Фрейд – основоположник психоанализа.
5. Теория «коллективного бессознательного» К. Юнга
6. Философия экзистенциализма (на примере творчества А. Камю).
7. Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена.
Философия экзистенциализма (на примере творчества А. Камю).
Камю Альбер (1913 -1961), – из рабочей семьи, был коммунистом. Позднее вышел из компартии. Отображал свою философию в литературных произведениях.
А. Камю – представитель французского экзистенциализма, вошедший в массовое сознание как носитель трагической идеи об абсурдности человеческого существования. Он исследует самоубийство как возможный выход из ситуации абсурда, считая его наиболее серьезной философско-психологической проблемой, и бунт.
Основной его вопрос: добровольная смерть в ситуации абсурда или надеяться несмотря ни на что? Что должен делать человек? И он настаивает на том, что это должен быть метод упорства. «Самоубийство – ошибка», – пишет он.
Итак, надо жить, но возникает следующий вопрос: как, каким образом жить, по каким канонам строить свою жизнь? В связи с этим Камю рассматривает проблему свободы выбора человека. И бунт, по его мнению, не решает проблему. Цель бунта – преображение действительности по законам справедливости, но преобразовать – значит действовать, а действие уже завтра может означать убийство, то есть высшую несправедливость. В конце концов, через анализ творчества Достоевского Камю делает оптимистический вывод: « Итак, я чувствую, что невозможно раз и навсегда исключить надежду!» Бунтарь должен стремиться положить свободе предел везде, где она сталкивается с человеком, подчеркивает он. «Разум – это способность не доводить до конца то, что мы думаем, чтобы у нас оставалась вера в реальность», – цитирует он Л. Бикеля. «Иррациональное таинство жизни не должно приносить в жертву: любой морали должен быть присущ реализм, чувство меры, ибо и добродетель в чистом виде пагубна и цинизм тоже губителен». Вот его главный вывод, – остается вера и надежда на существующий смысл существования человека.
РАЗДЕЛ II. Философские проблемы и категории
Лекция № 9. Учение о бытии (онтология)
План:
1. Понятие бытия. Различные концепции.
2. Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.
3. Проблема единства и многообразия мира.
Лекция № 10. Учение о развитии (диалектика)
План:
1. Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.
2. Основные законы диалектики.
3. Основные категории диалектики.
Лекция № 11. Природа человека и смысл его существования
План:
1. Основные этапы в истории исследования человека.
2. Марксистское понимание сущности человека.
3. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
Лекция № 12. Учение об обществе (социальная философия)
План:
1. Философские представления об обществе.
2. Предмет и функции социальной философии.
3. Понятие общества: его признаки, особенности.
4. Специфика философского исследования общества.
Лекция № 13. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
План:
1. Понятие ценности. Ценность и целеполагание.
2. Теории ценностей.
3. Нравственные ценности и мораль.
4. Религиозные ценности.
5. Эстетические ценности и искусство.
Лекция № 14. Проблемы сознания
План:
1. Постановка проблемы сознания в истории философии.
2. Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.
3. Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Психическое и физиологическое. Сознательное и бессознательное.
4. Структура сознания. Сознание и самосознание.
5. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
Лекция № 16. Научное познание
План:
1. Научное познание как один из видов познавательной деятельности.
2. Уровни научного познания и их методы.
3. Общенаучные методы познания.
Научное познание как один из видов познавательной деятельности.
Научное познание – это один из видов познавательной деятельности. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Хотя, конечно, элемент знания единичного обязательно в нем присутствует. В науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание.
Лекция № 18. Будущее человечества
(философский аспект)
План:
1. Римский клуб и исследование глобальных проблем.
2. Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их решения.
3. Современная техническая цивилизация и ее будущее.
Библиография
1. Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991.
2. Аврелий Августин. О граде Божьем. – М., 1995.
3. Авенариус Р. Человеческое познание о мире. – СПб., 1991.
4. Аверроэс. Опровержение опровержения. – М., 1999.
5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1996.
6. Антология мировой философии: В 4-х тт. – М., 1969-1971.
7. Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. – М., 1975-1984.
8. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
9. Бергсон А. Творческая эволюция. – М.-СПб., 1914.
10.Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
11. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. – М., 1996.
12. Бэкон Ф. Сочинения: В2-х тт. – М., 1971-1972.
13. Вандерхил Э. Мистики ХХв.: Энциклопедия. – М., 2001.
14. Виндельбанд В. История древней философии. – М., 1911.
15. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / под ред. А.А. Грицанова. – Минск, 2002.
16. Гадамер Г.Х. Актуальность прекрасного. – М., 1991.
17. Гадамер Г.Х. Истина и метод. – М., 1988.
18. Гегель Г. Наука логики. – М., 1970-1972.
19. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. – М., 1977.
20. Глядков В.А. Философский практикум. Вып. 1-3. – М., 1994.
21. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
22. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. – Кн. 1. – М.,1990.
23. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
24. Ильин В.В. Теория познания. – М., 1993.
25. История восточной философии. – М., 1998.
26. История китайской философии. – М., 1998.
27. История философии: Запад – Россия – Восток. – М.. 1991.
28. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.
29. Кант И. Соч. в 6-ти тт. – М., 1963-1966.
30. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1994.
31. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1990.
32. Конфуций. Уроки мудрости. – М., 1998.
33. Кравченко В.В. Тесты по философии. – М., 2004.
34. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.
35. Моисеева, Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 352с.
36. Лукреций Кар. О природе вещей. – М.,1953.
37. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
38. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. – М., 1990.
39. Платон Диалоги. – М., 2005.
40. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М., 1997.
41. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 1996.
42. Ригведа: Мандалы I-IV. – М., 1989.
43. Семенов, А. Философия: Словарь неофита – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. – 526 с. (Серия «Александрийская библиотека»). 43. Современная западная философия: Словарь. – М., 1998.
44. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
45. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
46. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х тт. – М., 1957.
47. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.
48. Фейербах Л. Избранные философские произведения. – М., 1955.
49. Философия: Учебное пособие / отв. ред. И.А. Пфаненштиль, Г.Н. Романюк. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. 297 с.
50. Фихте И. Назначение человека. – СПб,, 2003.
51. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 2005.
52. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 2002.
53. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1,2. – М., 1994.
54. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 1999.
55. Шеллинг Ф. Философия искусства. – М., 2001.
56. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Собр. соч. в 5-ти тт. Т. 1. – М., 1992.
57. Юм Д. Сочинения: В 2-х тт. – М., 1995.
58. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.
59. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.
– Конец работы –
Используемые теги: Философия, Конспект, лекций0.058
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов