рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия марксизма.

Философия марксизма. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций К Середине Хiх В. Значительных Успехов Достигли Физиология, Эмбриология, Геол...

К середине ХIХ в. значительных успехов достигли физиология, эмбриология, геология, математика, физика, химия. Энгельс особо отмечает колоссальное значение для дальнейшего развития естествознания открытие в 1869 г. русским ученым Д.И. Менделеевым периодического закона химических элементов.

Большую популярность получила гипотеза Канта – Лапласа о происхождении вселенной из вращающейся массы газовой туманности. Эта гипотеза не только приводила к выводу о гибели старых миров и рождении новых, о вечности существования природы, но и требовала изучения истории Земли, истории жизни на Земле, истории человеческого общества, то есть побуждала к поискам, к анализу имеющегося научного материала.

Более тщательно стал изучаться сформулированный еще в середине XVIII в. М. Ломоносовым всеобщий закон сохранения вещества и движения, отвергавший метафизическое представление о материи как о механической массе, лишенной внутренней активности.

Но особенно большое значение для крушения метафизического взгляда на природу имели три великих открытия: клеточная теория строения живых организмов, открытие превращения энергии и теория происхождения и развития животных и растительных видов. Создание клеточной теории строения живых организмов (исследования русского ученого П. Ф. Горянинова в 1827-1834 гг., чешского ученого Пуркинье в 1837 г., немецких ученых Шлейдена и Шванна в 1838-1839 гг.) дало возможность установить единство всего органического мира, найти общие законы развития всех организмов. Открытие закона сохранения и превращения энергии (исследования в начале 40-х годов немецкого ученого Р. Майера, а также Джоуля, Ленца, Гельмгольца и др.) дало возможность понять не только вечность, несотворимость и неуничтожимость движения как неотъемлемого свойства материи, но и взаимосвязь всех форм движения материи, что опять-таки наносило удар по метафизическому способу мышления. Открытие Дарвиным (1859) законов развития органической природы дало людям взгляд на мир растений и животных (и на самого человека) как мир изменяющийся и совершенствующийся, была установлена общность по родству всех видов растений и животных, что дало возможность понять развитие природы как естественный и закономерный процесс.

Все эти и многие другие открытия настоятельно требовали от ученых пересмотра своих позиций, отказа от метафизических методов объяснений явлений природы и общественной жизни и перехода к диалектике, к материализму, т. е. к рассмотрению природы в ее диалектическом развитии, в диалектическом взаимодействии. Успехи естествознания в середине ХIХ в. помогли вскрыть диалектическую взаимосвязь, изменение, развитие, качественное превращение в различных областях природы. Однако философы (и материалисты, и идеалисты) и сами естествоиспытатели не могли в полной мере понять и использовать эти достижения науки. Младогегельянцы не шли дальше суждений Гегеля о природе как инобытии идеи и не касались последних достижений науки. При этом, несомненно, немецкая классическая философия в лице своих выдающихся мыслителей Гегеля и Л. Фейербаха обогатила философию как науку диалектикой – учением о развитии, учением об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи, – и материалистическим пониманием природы. К сожалению, материализм Фейербаха, как и французских материалистов, был ограниченным, страдал рядом недостатков, был основан на метафизическом методе, а диалектика Гегеля, в свою очередь, была идеалистической.

Экономическое учение буржуазных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо представляло большую ценность тем, что помогло разработать теорию о классах. Разрабатывая теорию трудовой стоимости, они заметили, что в обществе распределение материальных благ идет неравномерно, и причину этого видели в разных источниках дохода. Отсюда они попытались искать причину существования классов и увидели ее в экономике, в сфере материального обмена. Маркс и Энгельс, изучая эти теории, сумели найти истинную причину разделения общества на классы. Больше того, они показали, что само существование классов не является вечным. Различные социалистические учения являлись отражением капиталистического гнета и своеобразным протестом против него. Капитализм не уничтожил эксплуатации, он только сменил ее форму. Поэтому первоначальный социализм, мы его называем утопическим, «критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал о его уничтожении, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации» (В. И. Ленин «Три источника и три составные части марксизма»). Но утопический социализм не видел выхода из создавшегося положения. Он не сумел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества: в пролетариате социалисты-утописты видели только страдальца, но не борца. Но мы не должны их недооценивать. Ценным в их теориях была идея о необходимости преобразования общества (другое дело, как они думали это сделать, т. е. пути преобразования общественного устройства были нереальными, утопическими). Неразвитость общественных отношений капитализма, неразвитость пролетариата как революционного класса в какой-то мере объясняют утопичность, неразвитость общественных теорий того времени. Идеологи пролетариата Маркс и Энгельс смогли правильно оценить и обобщить не только явления общественной жизни, но и достижения науки о природе и создать философское учение о природе, обществе и мышлении. Предметом марксистской философии стали наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

Итак, появление марксистской философии было подготовлено социально-экономическими причинами, предшествующим развитием общественной мысли, достижениями естествознания.

Преодолевая идеализм гегелевской философии и созерцательно-метафизический характер философии Л. Фейербаха, Маркс и Энгельс взяли рациональное содержание их учений, то есть диалектику Гегеля (очистив ее от идеализма) и материализм Фейербаха (освободив его от метафизичности, односторонности и непоследовательности). Такое соединение диалектики и материализма породило новую философию – диалектический и исторический материализм.

Материалистически истолкованная гегелевская диалектика была как бы перевернута, «поставлена на ноги», ибо прежде, по остроумному замечанию Энгельса, «она стояла на голове». В рамках материалистической диалектики понятия есть отражение реальных вещей, их многообразных связей и отношений, категории и законы мыслительной деятельности выступают как отражение объективной действительности. Это значит, что в «диалектике понятий» воспроизводится «диалектическое движение действительного мира». Другими словами, в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей». В марксистской философии диалектика органично выступает как теория развития всего сущего и как метод философского мышления.

Рассмотрим основные черты философии марксизма и ее отличие от предшествующих философских учений.

1. Марксистская философия ориентирована на практическое изменение мира. К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Никто из предшественников Маркса и Энгельса не понимал решающей роли практики в развитии общества, науки и философии.

Французские материалисты главным орудием преобразования общества считали просвещение, воспитание людей. В центре внимания марксистской философии находится не только объяснение, но и разработка путей и средств преобразования мира.

2. В этой философии не только показана роль практики в жизни общества, но и научно обоснована роль передовой теории в преобразующей деятельности людей. «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».

3. Марксистская философия соединяет в себе строгую научность с революционностью. Она ставит своей задачей вскрыть все формы антагонизма и эксплуатации, помочь пролетариату быстрее и легче покончить со всякой эксплуатацией. Например, марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленной в свое время Ж.-Ж. Руссо, опирается на представление, что капиталистическое общество являет собой бесчеловечную и чуждую среду, которая порождает социальное неравенство и несправедливость, эксплуатацию людей.

В марксистской философии весь исторический процесс был разделен на две крупные эпохи. Первая – это «предыстория», или «не подлинная» история человечества. В этих обществах (первобытное, рабовладельческое, феодальное и буржуазное) человек несвободен, поскольку подавлен властью общины или государства, стихией рынка, другими социальными обстоятельствами. На смену предыстории должна прийти «подлинная» история человечества, которая будет твориться людьми сознательно. Основоположники марксистской философии поэтому выдвигают идею социалистической революции как путь радикального способа перехода общества из состояния несвободы в царство «подлинной свободы». Революция в этой философии рассматривается как изменение прежде всего экономических оснований общества, преодоление частной собственности как источника эксплуатации человека человеком. Этот переворот призван осуществить пролетариат как неимущий класс, а сама революция явится «локомотивом истории», то есть мощным двигателем исторического процесса.

Идея коммунизма подразумевает такое состояние общества, где наконец-то произойдет преодоление всех форм и проявлений отчуждения и восстановление человечности и разумности в обществе. В марксистской философии считается, что коммунизм явится принципиально новой эпохой в истории человечества, где человек обретет свободу и возможность полного контроля над социальным и природным миром. При этом подчеркивается, что построение коммунизма – это длительный период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей и их психологии. В итоге утверждается ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.

4. В отличие от всех предшествующих философских учений основное в этой сложной теоретической системе – это идея активного преобразования общества, как мира человека, стремление устроить этот мир по-человечески, т. е. на принципах разумности и справедливости. Сделать мир человечным – таков основной пафос классического марксизма, и это делает его гуманистическим социально-философским учением.

5. Создав диалектико-материалистическое понимание общественной жизни, марксистская философия создала научную социологию. Вместо хаоса и произвола, царивших во взглядах на историю и политику, Маркс и Энгельс предложили научную теорию, показывающую, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий.

Основные, исходные принципы своей философии Маркс и Энгельс сформулировали в 40-х годах ХIХ в. В борьбе с идеализмом и метафизикой они развивали основные идеи своей философии. В «Капитале», «Нищете философии», «Святом семействе», «Немецкой идеологии», «Диалектике природы», «Анти-Дюринге» и др. они всесторонне разработали проблемы диалектического материализма и социальной философии, истории философии, философии естествознания, этики, эстетики, научного атеизма.

Но жизнь не стоит на месте. За прошедшие сто лет многие положения и принципы классической марксистской философии были развиты многими мыслителями, прежде всего В. И. Лениным (1870-1924 гг.), который постоянно подчеркивал необходимость дальнейшего развития учения Маркса. «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; марксизм не догма, а руководство к действию», – считал он. Важнейшие философские труды В. И. Ленина: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма», «Государство и революция» и др. По оценке Н. А. Бердяева, Ленин «соединил марксизм со Стенькой Разиным», придав этой теории явно воинствующий и даже непримиримый характер. В настоящее время можно отметить три главных направления ее развития:

1) диалектика природы, т. е. философские проблемы естествознания;

2) диалектика социальных процессов, или социальная диалектика;

3) развитие диалектики как науки.

Сегодня отношение к марксистской философии крайне противоречивое. Одни ругают Маркса, Энгельса, Ленина, обвиняя их в утопичности, в проведении социального эксперимента над народами России и т. д., другие борются за «чистоту марксизма». В оценке исторической роли философии марксизма следует избегать крайних позиций. Конечно же, это не есть «единственно верное учение», пригодное на все времена и обстоятельства. Не следует воспринимать его и как некую «псевдонаучную религию», которая якобы воспринимала от науки лишь ее внешнюю форму и язык. Видимо, правильный подход состоит в том, чтобы видеть и позитивные, и негативные стороны этого учения. К философии марксизма надо относиться объективно. Об исторических личностях принято судить в культурном мире не потому, что они не сделали, а потому, что они сделали нового по сравнению со своими предшественниками. Это относится и ко всем основоположникам марксистской философии. Как отмечал австрийский ученый, профессор, доктор экономики А. Корен, «сегодня бранят Маркса, а его «Капитал» по-прежнему остается вершиной экономической мысли…, недавно прочитал «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина, нахожу идеи книги освежающими, глубокими, а то, что с некоторыми из них хочется дискутировать, придает этому труду еще больший интерес» (Правда. 1992. 10 сентября).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия марксизма.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция № 1. Философия и ее роль в жизни общества
  План: 1. Что такое философия и в чем ее ценность? 2. Границы философского знания. 3. Структура философского знания. 4. Функции философии.

Структура философского знания.
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. К

Функции философии.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой человека, а следовательно ориентирована на решение определенных социальных задач и выполн

Философия в структуре мировоззрения
Всякая философия является мировоззрением, однако не всякое мировоззрение является философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение – это совокупность наиболее об

Проблема метода в философии.
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все же все м

Лекция № 3. Античная философия
  План: 1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли. 2. Основные этапы и проблемы античной философии. 3.Натуралистический этап (VII–IV вв. до н

Основные этапы и проблемы античной философии.
Традиция приписывает Пифагору введение термина «философия», в переводе означающего «любовь к мудрости». Философ от мудреца тем и отличается, что последний уже знает истину, философ же стремится к п

Лекция № 4. Средневековая философия
  План: 1. Средневековая культура и современность: преемственность и различие. 2. Исходные принципы средневековой философии. 3. Периодизация средневековой м

Исходные принципы средневековой философии
Принцип монотеизма и творения ex nihilo. Человек никогда не есть «первочеловек». Он всегда наследник, дитя человеческого прошлого. На его долю выпадает определенный момент исторического процесса, о

Периодизация средневековой мысли. Апологетика и патристика (III - V).
Апологетика(от греч. apologia - защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обоснова

Нового времени и Просвещения
План: 1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.): Н. Кузанский, Дж. Бруно, Галилео Галилей, Ф. Петрарка. 2. Философия Нового времени (XVIII вв.): Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноз

Философия Нового времени.
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ор

Философия Просвещения.
Философия французских материалистов. XVIII – век Просвещения. Впервые этот термин введен Вольтером и Гердером. Кант рассматривал Просвещение, как историческую эпоху, сущность котор

Философия Иммануила Канта (1724 - 1804).
Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода: докритический и критический. Докритический период в его творчестве связан с его интересом к вопросам философии пр

Общая характеристика эпохи
В этот период нарастают процессы дифференциации философского знания, – развиваются старые и появляется множество новых направлений. Это, прежде всего, позитивизм и прагматизм

Философия Ф. Ницше.
Ницше Фридрих (1844 -1900). Мать немка из высших кругов общества, отец польский дворянин. В 25 лет ему пред­ложена профессура в Базельском университете. Потом Лейпцигский университет. Был офицером

Фрейд - основоположник психоанализа.
Фрейд Зигмунд (1856 - 1939). Родился в Австрии. Разработал технику психоанализа, как перевод психических явлений из бессознательных в сознательные. И хотя он шел от гипноза, но в дальнейшем выступа

Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена.
Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Священник, философ и ученый, специалист по палеоантропологии. На позиции материалистических изысканий принимает тео­рию эволюции. Он протестует против р

Лекция № 8. Русская философия
План: 1. Предфилософия допетровской Руси (X - нач. XVIIIвв.). 2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.): П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розан

Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.).
Один из первых славянских философов на Руси был «русский украинец» (так он сам себя называл) Григорий Сковорода. Он вел жизнь странствующего философа. Через духовное устроение отде

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).
П.Я. Чаадаев по праву считается первым русским мыслителем, с которого традиционно начинают отсчет истории русской философии. Весьма интересен духовный портрет Чаадаева, который можно соста

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891).
Леонтьев интересен прежде всего своей необычной концепцией мировой и русской истории. Согласно ей, всякая национальная культура может быть уподоблена строению живого организма. При этом жизнь любой

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
Владимир Соловьев является одним из самых выдающихся мыслителей России. Родился он 16 января (по старому стилю) 1853 г. в Москве, в семье известного историка, профессора Московского университета С.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919).
Один из самых оригинальных русских мыслителей, писатель и публицист. Родился в 1836 г. в бедной семье в маленьком городишке Ветлуга Костромской губернии. Детство Розанова было тяжелым – нищета, сло

Русская философия ХХ века.
Неолейбницианство развивалось с XIX века (Козлов А.А., Бугаев Н.В.). Лосский Н.О. (1870 - 1960) – профессор Петербургского университета. Он один из самых плодовитых философов. Важная работа «Обосно

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
Один из наиболее известных и плодовитых русских философов, Николаи Александрович Бердяев родился в Киевской губернии. Обучение проходил сначала в кадетском корпусе, а затем в Киевском университете

Понятие бытия. Различные концепции.
Окружающий мир предстает перед человеком в его огромном величии и бесконечном многообразии. Поэтому он видится и осознается различными людьми по-разному. Отсюда формируются многочисленные концепции

Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.
Бытие в любом его понимании обладает некоторыми неотъемлемыми свойствами - атрибутами. Рассмотрим два атрибута - движение и пространство-время. Движение. Как и все в мире

Проблема единства и многообразия мира.
Пытаясь осмыслить любое явление, процесс или мир в целом, человек, в связи со сложностью и многообразием изучаемого, стремится выделить самое главное, основное, что послужило бы отправной точкой, к

Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.
Диалектика – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития и функционирования природы, общества и мышления. Термин «диалектика» в истории филосо

Основные законы диалектики.
Прежде чем говорить о законах диалектики, выясним, что такое закон. Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и раз

Основные категории диалектики.
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате

Основные этапы в истории исследования человека.
Проблема человека – старая и вечно новая проблема. С древних времен человек, его сущность, прошлое и будущее, интересы и цели были предметом исследования не только философии, но и мифологии, религи

Марксистское понимание сущности человека.
Рассмотрим подробно, как решается проблема человека в марксистской философии. Если домарксистские социологи трактовали общество как совокупность отдельных индивидов с различными целями и борьбой за

Философские представления об обществе.
Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали учения об общественном устройстве, социальном строении, мес

Предмет и функции социальной философии.
Итак, история философии показывает, что тема общества неизменно присутствует в ней. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление, называется социальной философией

Специфика философского исследования общества.
В истории социальной философии сформировались две мировоззренческие позиции, два подхода к исследованию общественной жизни: философский идеализм и философский материализм. Эти направления сложились

Понятие ценности. Ценность и целеполагание.
Ценность – есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы

Теории ценностей.
Теорий ценностей достаточно много, и они очень разнообразны и даже отчасти противоположны друг другу. Большое распространение имеют теории, субъективирующие ценность и отвергающие существование абс

Нравственные ценности и мораль.
Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жиз

Религиозные ценности.
Философия интересуется религией как одной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить место религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии. Религия– систе

Эстетические ценности и искусство.
Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как лю

Постановка проблемы сознания в истории философии.
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Решить эту проблему пытались уже во времена античности, но и сегодня, в конце XX века, в этой проблеме остается немало «белых пятен».

Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.
Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-преж

Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Психическое и физиологическое. Сознательное и бессознательное.
В современном естествознании и философии спорным и нерешенным остается вопрос об источниках сознания, разделивший философов на различные направления: 1) реалистическое; 2) объекти

Структура сознания. Сознание и самосознание.
Ядро сознания составляют знания, о чем свидетельствует и корень этого слова. Способ, каким существует сознание, и способ, каким нечто существует для сознания, - это знание. В основе всех «

Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
Реальность, действительность сознания обнаруживается с помощью речи, языка. Речь, по Гегелю, удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. У животных нет сознания,

Лекция № 15. Познание (гносеология)
План: 1. Познание как отражение человеком внешнего мира. 2. Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека. 3. Совпадение ди

Познание как отражение человеком внешнего мира.
Теория познания, иначе именуемая гносеологией, представляет собой учение о возможности познания человеком и человечеством объективного мира, об источниках, путях и методах познавательной деятельнос

Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека.
Объективная диалектика развития природы и общества составляет органическое единство с диалектикой познания, мышления. В рамках этого единства обнаруживается активное отражение объекта субъектом. В

Совпадение диалектики, логики и теории познания.
Идея тождества, совпадения диалектики, логики и теории познания носит не частный, а всеобщий характер, она существенно важна в решении любой теоретико-познавательной проблемы. Эта идея – закономерн

Проблема научной истины. Абсолютное и относительное, теоретическое и практическое.
Теория познания как логика имеет своим предметом изучение движения мышления к истине. Поэтому важнейшей для нее проблемой является определение, какое мышление истинно и как установить его истинност

Чувственное познание и его формы.
Познание в конечном счете всегда начинается с непосредственного живого созерцания. Живое, созерцание – это активное чувственное познание. Начальной формой и источником знаний являются ощущения и во

Логическое познание и его формы.
Посредством мышления образуются основные формы логического, или абстрактного отражения мира - понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и сущес

Уровни научного познания и их методы.
Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: 1) учение о при

Общенаучные методы познания.
Современная наука, представляющая собой гносеологию в широком смысле, имеет разветвленную систему знаний. В соответствии с этим она имеет и огромный арсенал методов исследования; многообразие их об

Лекция № 17. Философские проблемы науки и техники
План: 1. Философия техники и информационная философия техники. 2. Из истории изобретения техники. 3. Сущность техники как предмет познания. 4. Ноосфера и ноотехн

Из истории изобретения техники.
Одним из первых в России философским осмыслением проблем техники стал заниматься русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер. Он впервые сформулировал программу информационной философии техники в

Сущность техники как предмет познания.
Техника как исходная дефиниция требует достаточно четкого определения ее содержательного значения. Можно ли однозначно определить смысловые границы термина «техника»? Он может иметь следующие содер

Ноосфера и ноотехносфера.
В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты- биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, то есть область, преобразованну

Римский клуб и исследование глобальных проблем.
Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действи

Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их разрешения.
1. Глобальный кризис – возрождение духовной культуры в ее светском и религиозном видах, развитие науки и образования, этическое воспитание, формирование нового одухотворенного мировоззрения.

Современная техническая цивилизация и ее будущее.
Мысли о кризисе новоевропейской культуры и цивилизации не раз высказывались как философами, так и историками. В концепциях Данилевского, Шпенглера, Ницше, Тойнби, Вебера звучала тревога о кризисе ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги