рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.

Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций Бытие В Любом Его Понимании Обладает Некоторыми Неотъемлемыми Свойствами - Ат...

Бытие в любом его понимании обладает некоторыми неотъемлемыми свойствами - атрибутами. Рассмотрим два атрибута - движение и пространство-время.

Движение. Как и все в мире понимание движения исторически изменяется и развивается. Древние (имеется в виду античная философия) понимали движение как всякое изменение или изменение вообще. Изменение положения облаков, звезд и планет; рождение грозы, животного или человека; изменение химического состава веществ, измерение границ государств, извержение вулканов и разливы рек; изменение климата, смена настроения человека, гнев и благодеяния богов - все это движение. Важно, что было так, а стало по-другому.

Возмутителем относительного спокойствия в таком единодушии в понимании движения оказались философы города Элея. Ксенофан, Парменид, Зенон выступили с парадоксальным утверждением - движения в мире нет. «Но ведь это глупость, это нонсенс», скажет любой человек, от наивного ребенка до умудренного мыслителя. Нет, утверждают элейцы, то, что мы видим, ощущаем, переживаем и размышляем о движении, есть лишь видимость, кажимость, оптический и умственный обман, по существу же, по сущности, движения нет.

Создание и использование телескопов, наблюдение звезд и планет Солнечной системы продемонстрировало один из величайших триумфов классической механики, это знаменитое открытие «на кончике пера». Астрономы заметив, что одна из планет Солнечной системы «не подчиняется» законам классической механики, высказали предположение, что это может быть лишь по одной причине – существует другая планета, пока не известная людям, которая и отклоняет орбиту от расчетной. Если это так, то неизвестная планета должна находиться, согласно расчетам, в определенном положении. Так была открыта планета Уран.

Впечатляющие успехи классической механики, ее строгая математическая обоснованность очаровали философов и подтолкнули к экстраполяции ее на все другие сферы действительности. Стали высказываться предположения, что «механически» устроены не только неживые предметы, но и растения, и животные, и человек. Философский материализм того времени был механическим.

Однако уже в XIX в. развитие физики, химии, биологии, социологии «вырвалось» из механических представлений. Законы классической механики «не справлялись», оказывались бессильными для объяснения и. описания процессов, происходящих в этих сферах действительности. Философам пришлось вновь изменить свое представление о движении. Пришлось вернуться к пониманию древних - движение есть всякое изменение или изменение вообще. Однако этот возврат был диалектическим. Старое-новое понимание обогатилось всеми научными и философскими достижениями прошлых веков. В понимании движения как изменения вообще теперь выделяются пять основных форм движения бытия: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Как и все в мире, основные формы движения бытия тесно связаны между собой. Связь между ними прежде всего структурно-генетическая, т.е. по строению и происхождению. В определенных условиях низшие формы «перерастают» в высшие. Каждая форма качественно своеобразна. Каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним, не отождествляется с ними. Отождествление одной формы с другой называется «механицизмом» в связи с тем, что в XVII-XVIII вв. всякое движение считалось механическим. Так, например, иногда человека – «носителя» социальной формы движения бытия – отождествляют с высокоразвитым животным (социал-дарвинизм). Говорят, что жизнь людей, как и животных, подчиняется законам изменчивости, наследственности, естественного отбора; жизнь есть борьба за выживание, в которой сильный побеждает, а слабый погибает. В какой-то мере это так, но определяющими законами в жизни людей являются все же законы социальные: экономические, политические, правовые, социально-классовые, моральные, религиозные и эстетические. Жизнь и деятельность величайших диктаторов, которые в биологическом измерении зачастую не были образцом, является, хотя и печальным, подтверждением этого.

Как уже было сказано, всякая высшая форма включает в себя все низшие, но не сводится к ним. Так, человек, являясь, прежде всего субъектом и объектом социальных закономерностей, подчиняется и биологическим законам (о чем было сказано выше), и химическим (при попадании на тело соляной или серной кислот), и физическим (закон всемирного тяготения), и механическим (многочисленные травмы при падениях).

Можно поставить вопрос, почему мы сегодня говорим о пяти основных формах движения бытия, а не о трех, шести или семи, любом другом количестве? История науки и философии показывает, что количество признаваемых форм движения бытия определяется не устройством самого мира, так как он бесконечно многообразен, а уровнем развития науки и философии. В XVII-XVIII вв. признавалась одна форма – механическая, сегодня – пять основных форм движения бытия, в будущем может быть изучено и любое другое количество.

Движение, как и все в мире, противоречиво. Оно абсолютно в смысле всеобщности, и относительно в смысле конкретного проявления его форм. Оно несотворимо и неуничтожимо, было, есть и будет всегда и, в то же время, сотворимо и уничтожимо, так как переходит из одной формы в другую (закон сохранения и превращения энергии). Оно включает в себя относительный покой (Элейская школа философов). Материалисты считают движение способом существования материи, идеалисты – способом существования идеи (саморазвитие, самодвижение мирового духа). Субъективные идеалисты считают движение априорно (доопытно) присущим человеческим ощущениям и мыслям, логическими конструкциями ума.

Иногда в философии, в критические периоды ломки старых представлений и формирования новых, происходит метафизический отрыв движения от бытия. Так, на границе XIX и XX вв., в период зарождения квантовой механики, говорили, что «материя исчезла», осталось «чистое движение» (энергетизм). Однако последующий, более углубленный анализ показал, что «исчезла» не материя, а лишь тот предел, до которого она была познана людьми. Фундаментальное положение науки и философии о неразрывном единстве бытия и движения оказался незыблемым.

Пространство-время. В истории философии и естествознания сложились две ярко выраженные концепции: метафизическая, или субстанциальная, и диалектическая, или реляционная.

Метафизическая концепция пространства-времени связана с именами Демокрита и Ньютона. Согласно этой концепции пространство, время и бытие в виде различных материальных объектов от атомов до звезд и планет существуют независимо друг от друга. Пространство есть пустота или однородный, изотропный эфир, не претерпевающий никаких изменений во всем бесконечном и безграничном космосе. Время есть бесконечная, равномерная длительность из прошлого, через настоящее в будущее. Как бы ни изменялось расположение материальных объектов относительно друг друга, свойства пространства и времени не меняются. Такая философия пространства-времени сложилась в результате осмысления и обобщения многовековой практики в отсутствие развитого научного знания о различных системах геометрии, гравитации, теории полей. Время представлялось равномерным в связи с тем, что периоды существования всех предметов проецировались на циклы вращения Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца, которые практически неизменны на протяжении всего существования человечества.

Диалектическая, или реляционная, концепция пространства-времени связана с именами Аристотеля, Г. Лейбница и А. Эйнштейна. Согласно этой концепции пространство, время и бытие тесно связаны друг с другом, всякие изменения в любом из этих феноменов вызывают изменения во всех остальных. Пустоты, ничто в мире нет. Все есть быте, все есть пространство, все есть время, только разнокачественное, «разноплотное», изменяющееся, неоднородное, асимметричное. Аристотель и Г. Лейбниц так понимали пространство-время в силу гигантской интеллектуальной интуиции и обобщений, до которых менее сильные умы не доходили, так как научного, эмпирического материала в то время не было. Существенно изменилась картина мира со времен А. Эйнштейна. В начале XX в. открывается радиоактивность, закладываются основы квантовой механики, А. Эйнштейн создает сначала, частную, а потом и общую теорию относительности. А это означает, что взаимозависимость пространства, времени и материальных объектов бытия доказаны строго математически, а через некоторое время успехи ядерной физики и астрофизики подтверждены практически. Так в философии утвердилась диалектическая (реляционная) концепция пространства-времени.

Материалистическая традиция в философии признает пространство и время объективными и всеобщими формами существования материи, коренным условием всякого бытия (Фейербах). Это означает, что пространство и время как атрибуты материи существуют сами по себе, вне и независимо от сознания человека, а также, что нет в мире ни одного предмета, процесса, явления, которые существовали бы вне пространства и времени, которые не характеризовались бы пространственно-временными свойствами. Любой предмет, явление, процесс обязательно существует где-то и когда-то.

Субъективные идеалисты считают, что пространство-время есть априорное свойство человеческих ощущений и человеческих рассудка и разума (логические конструкции ума). Существо, приходя в мир и становясь человеком, обретает пространственно-временную ориентацию пространственно-временное понимание и размышление в соответствие со своей генетикой и благоприобретенными свойствами.

Объективные идеалисты считали, что пространство-время лишь атрибут материальных объектов, идеи же существуют вне пространства-времени, единственным атрибутом идеи является вечность. Идея добра, красоты, гармонии, любви, истины, бога существуют вечно и везде, пространственно-временные отношения скатываются с них как вода с камня.

Современные представления о пространстве-времени включают в себя следующие моменты. Пространство-время объективно, так как существует само по себе, вне и независимо от сознания людей, и субъективно, так как само о себе ничего «не говорит», и ощущает и размышляет о нем человек в соответствии с особенностями своей субъективности. Пространство-время всеобще, так как нет ни одного предмета, существующего вне мировых связей, и не всеобще, так как в мире существуют феномены, пространственно-временная зависимость которых по сравнению с их другими характеристиками столь незначительна, что ею можно пренебречь. Пространство-время абсолютно в смысле всеобщности и относительно в силу конкретного проявления форм (воздушное, космическое, водное и т.д.). Пространство-время непрерывно (каждое образование - другое) и непрерывно, так как нет «разрывов», нет пустот в мире. Оно относительно обратимо (повторяются зима и лето, много раз можно приходить в храм или в картинную галерею) и абсолютно необратимо (в одну и ту же реку нельзя войти дважды). Пространство-время многомерно в силу бесконечности и неисчерпаемости мира, земное пространство-время - четырехмерное образование прежде всего в силу специфики именно Земного существования человека. Оно относительно однородно и изотропно (предметы и человек могут существовать и в разных городах, двигаться с различными скоростями и вверх, и вниз, и вбок) и абсолютно неоднородно и анизотропно. Пространство-время обладает «кривизной», так как метрика их описывается различными системами геометрии (Эвклид, Лобачевский, Риман и т.д.). Оно бесконечно и безгранично, так как всегда за любым образованием есть что-то другое, и, конечно и ограничено, так как любое конкретное образование отличается от всех других, в том числе и пространственно-временными координатами. «Дурная бесконечность» (Г. Гегель) отличается от «умной» тем, что предполагалась на всем своем протяжении одной и той же, без изменений.

В завершение, можно попытаться дать определение этому атрибуту бытия, сознавая, конечно, относительную его ценность. Пространство-время есть совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение и относительную величину, а также координацию сменяющих друг друга состояний, их последовательность и длительность.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ Конспект лекций

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция № 1. Философия и ее роль в жизни общества
  План: 1. Что такое философия и в чем ее ценность? 2. Границы философского знания. 3. Структура философского знания. 4. Функции философии.

Структура философского знания.
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. К

Функции философии.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой человека, а следовательно ориентирована на решение определенных социальных задач и выполн

Философия в структуре мировоззрения
Всякая философия является мировоззрением, однако не всякое мировоззрение является философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение – это совокупность наиболее об

Проблема метода в философии.
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов познания действительности, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Но все же все м

Лекция № 3. Античная философия
  План: 1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли. 2. Основные этапы и проблемы античной философии. 3.Натуралистический этап (VII–IV вв. до н

Основные этапы и проблемы античной философии.
Традиция приписывает Пифагору введение термина «философия», в переводе означающего «любовь к мудрости». Философ от мудреца тем и отличается, что последний уже знает истину, философ же стремится к п

Лекция № 4. Средневековая философия
  План: 1. Средневековая культура и современность: преемственность и различие. 2. Исходные принципы средневековой философии. 3. Периодизация средневековой м

Исходные принципы средневековой философии
Принцип монотеизма и творения ex nihilo. Человек никогда не есть «первочеловек». Он всегда наследник, дитя человеческого прошлого. На его долю выпадает определенный момент исторического процесса, о

Периодизация средневековой мысли. Апологетика и патристика (III - V).
Апологетика(от греч. apologia - защита) – это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обоснова

Нового времени и Просвещения
План: 1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.): Н. Кузанский, Дж. Бруно, Галилео Галилей, Ф. Петрарка. 2. Философия Нового времени (XVIII вв.): Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноз

Философия Нового времени.
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах XVI – XVII вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской ор

Философия Просвещения.
Философия французских материалистов. XVIII – век Просвещения. Впервые этот термин введен Вольтером и Гердером. Кант рассматривал Просвещение, как историческую эпоху, сущность котор

Философия Иммануила Канта (1724 - 1804).
Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода: докритический и критический. Докритический период в его творчестве связан с его интересом к вопросам философии пр

Общая характеристика эпохи
В этот период нарастают процессы дифференциации философского знания, – развиваются старые и появляется множество новых направлений. Это, прежде всего, позитивизм и прагматизм

Философия марксизма.
К середине ХIХ в. значительных успехов достигли физиология, эмбриология, геология, математика, физика, химия. Энгельс особо отмечает колоссальное значение для дальнейшего развития естествознания от

Философия Ф. Ницше.
Ницше Фридрих (1844 -1900). Мать немка из высших кругов общества, отец польский дворянин. В 25 лет ему пред­ложена профессура в Базельском университете. Потом Лейпцигский университет. Был офицером

Фрейд - основоположник психоанализа.
Фрейд Зигмунд (1856 - 1939). Родился в Австрии. Разработал технику психоанализа, как перевод психических явлений из бессознательных в сознательные. И хотя он шел от гипноза, но в дальнейшем выступа

Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена.
Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Священник, философ и ученый, специалист по палеоантропологии. На позиции материалистических изысканий принимает тео­рию эволюции. Он протестует против р

Лекция № 8. Русская философия
План: 1. Предфилософия допетровской Руси (X - нач. XVIIIвв.). 2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.): П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розан

Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.).
Один из первых славянских философов на Руси был «русский украинец» (так он сам себя называл) Григорий Сковорода. Он вел жизнь странствующего философа. Через духовное устроение отде

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).
П.Я. Чаадаев по праву считается первым русским мыслителем, с которого традиционно начинают отсчет истории русской философии. Весьма интересен духовный портрет Чаадаева, который можно соста

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891).
Леонтьев интересен прежде всего своей необычной концепцией мировой и русской истории. Согласно ей, всякая национальная культура может быть уподоблена строению живого организма. При этом жизнь любой

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
Владимир Соловьев является одним из самых выдающихся мыслителей России. Родился он 16 января (по старому стилю) 1853 г. в Москве, в семье известного историка, профессора Московского университета С.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919).
Один из самых оригинальных русских мыслителей, писатель и публицист. Родился в 1836 г. в бедной семье в маленьком городишке Ветлуга Костромской губернии. Детство Розанова было тяжелым – нищета, сло

Русская философия ХХ века.
Неолейбницианство развивалось с XIX века (Козлов А.А., Бугаев Н.В.). Лосский Н.О. (1870 - 1960) – профессор Петербургского университета. Он один из самых плодовитых философов. Важная работа «Обосно

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
Один из наиболее известных и плодовитых русских философов, Николаи Александрович Бердяев родился в Киевской губернии. Обучение проходил сначала в кадетском корпусе, а затем в Киевском университете

Понятие бытия. Различные концепции.
Окружающий мир предстает перед человеком в его огромном величии и бесконечном многообразии. Поэтому он видится и осознается различными людьми по-разному. Отсюда формируются многочисленные концепции

Проблема единства и многообразия мира.
Пытаясь осмыслить любое явление, процесс или мир в целом, человек, в связи со сложностью и многообразием изучаемого, стремится выделить самое главное, основное, что послужило бы отправной точкой, к

Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.
Диалектика – теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития и функционирования природы, общества и мышления. Термин «диалектика» в истории филосо

Основные законы диалектики.
Прежде чем говорить о законах диалектики, выясним, что такое закон. Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и раз

Основные категории диалектики.
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате

Основные этапы в истории исследования человека.
Проблема человека – старая и вечно новая проблема. С древних времен человек, его сущность, прошлое и будущее, интересы и цели были предметом исследования не только философии, но и мифологии, религи

Марксистское понимание сущности человека.
Рассмотрим подробно, как решается проблема человека в марксистской философии. Если домарксистские социологи трактовали общество как совокупность отдельных индивидов с различными целями и борьбой за

Философские представления об обществе.
Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали учения об общественном устройстве, социальном строении, мес

Предмет и функции социальной философии.
Итак, история философии показывает, что тема общества неизменно присутствует в ней. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление, называется социальной философией

Специфика философского исследования общества.
В истории социальной философии сформировались две мировоззренческие позиции, два подхода к исследованию общественной жизни: философский идеализм и философский материализм. Эти направления сложились

Понятие ценности. Ценность и целеполагание.
Ценность – есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким бы

Теории ценностей.
Теорий ценностей достаточно много, и они очень разнообразны и даже отчасти противоположны друг другу. Большое распространение имеют теории, субъективирующие ценность и отвергающие существование абс

Нравственные ценности и мораль.
Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жиз

Религиозные ценности.
Философия интересуется религией как одной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить место религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии. Религия– систе

Эстетические ценности и искусство.
Трудность философского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как лю

Постановка проблемы сознания в истории философии.
Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Решить эту проблему пытались уже во времена античности, но и сегодня, в конце XX века, в этой проблеме остается немало «белых пятен».

Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.
Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-преж

Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Психическое и физиологическое. Сознательное и бессознательное.
В современном естествознании и философии спорным и нерешенным остается вопрос об источниках сознания, разделивший философов на различные направления: 1) реалистическое; 2) объекти

Структура сознания. Сознание и самосознание.
Ядро сознания составляют знания, о чем свидетельствует и корень этого слова. Способ, каким существует сознание, и способ, каким нечто существует для сознания, - это знание. В основе всех «

Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
Реальность, действительность сознания обнаруживается с помощью речи, языка. Речь, по Гегелю, удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. У животных нет сознания,

Лекция № 15. Познание (гносеология)
План: 1. Познание как отражение человеком внешнего мира. 2. Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека. 3. Совпадение ди

Познание как отражение человеком внешнего мира.
Теория познания, иначе именуемая гносеологией, представляет собой учение о возможности познания человеком и человечеством объективного мира, об источниках, путях и методах познавательной деятельнос

Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека.
Объективная диалектика развития природы и общества составляет органическое единство с диалектикой познания, мышления. В рамках этого единства обнаруживается активное отражение объекта субъектом. В

Совпадение диалектики, логики и теории познания.
Идея тождества, совпадения диалектики, логики и теории познания носит не частный, а всеобщий характер, она существенно важна в решении любой теоретико-познавательной проблемы. Эта идея – закономерн

Проблема научной истины. Абсолютное и относительное, теоретическое и практическое.
Теория познания как логика имеет своим предметом изучение движения мышления к истине. Поэтому важнейшей для нее проблемой является определение, какое мышление истинно и как установить его истинност

Чувственное познание и его формы.
Познание в конечном счете всегда начинается с непосредственного живого созерцания. Живое, созерцание – это активное чувственное познание. Начальной формой и источником знаний являются ощущения и во

Логическое познание и его формы.
Посредством мышления образуются основные формы логического, или абстрактного отражения мира - понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и сущес

Уровни научного познания и их методы.
Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности. Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: 1) учение о при

Общенаучные методы познания.
Современная наука, представляющая собой гносеологию в широком смысле, имеет разветвленную систему знаний. В соответствии с этим она имеет и огромный арсенал методов исследования; многообразие их об

Лекция № 17. Философские проблемы науки и техники
План: 1. Философия техники и информационная философия техники. 2. Из истории изобретения техники. 3. Сущность техники как предмет познания. 4. Ноосфера и ноотехн

Из истории изобретения техники.
Одним из первых в России философским осмыслением проблем техники стал заниматься русский инженер Петр Климентьевич Энгельмейер. Он впервые сформулировал программу информационной философии техники в

Сущность техники как предмет познания.
Техника как исходная дефиниция требует достаточно четкого определения ее содержательного значения. Можно ли однозначно определить смысловые границы термина «техника»? Он может иметь следующие содер

Ноосфера и ноотехносфера.
В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты- биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, то есть область, преобразованну

Римский клуб и исследование глобальных проблем.
Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действи

Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их разрешения.
1. Глобальный кризис – возрождение духовной культуры в ее светском и религиозном видах, развитие науки и образования, этическое воспитание, формирование нового одухотворенного мировоззрения.

Современная техническая цивилизация и ее будущее.
Мысли о кризисе новоевропейской культуры и цивилизации не раз высказывались как философами, так и историками. В концепциях Данилевского, Шпенглера, Ницше, Тойнби, Вебера звучала тревога о кризисе ц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги