рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия: Конспект лекций

Философия: Конспект лекций - Конспект Лекций, раздел Философия, Наталья Ольшевская ...

Наталья Ольшевская

Философия: Конспект лекций

 

Конспект лекций –

 

 

Наталья Ольшевская

Философия

 

 

Введение

 

Философия как специфическая форма рассуждения и знания появилась на заре человечества и сыграла решающую роль в становлении и формировании общества. Несмотря на свой древний возраст философия как область знания до сих пор не имеет единства в истолковании своих проблем и общих методов исследования различных направлений: от неотомизма до марксизма и современного постмодернизма. Тем не менее, научная литература и учебники по философии фактически едины для всех стран и народов. Все археологические и исторические источники – мифологические, письменные и художественные – трактуются мировым научным сообществом однозначно. Оно солидарно в том, что все известные памятники далекого прошлого демонстрируют попытки человечества отобразить себя и воспринимаемую природу в определенном единстве, что у человечества исторически изначально появилась форма рассуждения и мышления, названная лишь в VI веке до н. э., словом – «философия». Все согласны с тем, что в философии есть особые принципы осмысливания любых проблем.

Потребность в философском знании по своей природе – общественная, а не личностная, и потому философия как общественный феномен объективна так же, как любое общечеловеческое теоретическое знание.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю.

В нашем пособии дана характеристика предмета философии; рассматриваются соотношения философии и мировоззрения; описаны основы общей и социальной философии; представлена история философской мысли и принципы современного философского знания, на котором во многом строятся образование, наука, культура, экономика и общественная жизнь.

Благодаря систематическому изложению материала студенты смогут составить целостное представление о философии, в краткие сроки обновить изученное при подготовке к зачетам и экзаменам, избежать предэкзаменационных стрессов.

 

Возникновение философии, ее понятие и основные функции

 

 

Возникновение философии и становление ее предмета

Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает… Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта,… Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной…

Предмет философии

Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле… Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два… Определяя предмет философии как «мир – человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она…

Основные функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. 1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует… 2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей…

Философия как мировоззренческое знание

Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия –… Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании… Основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть…

Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к… В мировоззрении выделяют два уровня – чувственно‑эмоциональный и… Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф – священное предание, сложенное о деянии…

Формы мировоззрения

Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения. Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения .

Основной вопрос философии: бытие и сознание

Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Понятия… В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные,… Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 году в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой…

Онтологическая сторона основного вопроса философии

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления: 1. Материализм (основатель Демокрит) – направление в философии, сторонники… Особое направление материализма – вульгарный материализм (Фохт и др.), представители которого абсолютизируют роль…

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления: • эмпиризм (сенсуализм); • рационализм;

Мифология как начальная форма мировоззрения

На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, существовала мифология. Мифология – результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и… Мифология была ориентирована на осмысление фундаментальных антиномий человеческого бытия, на гармонизацию человека,…

Философия Древнего Востока

 

 

Учения Древней Индии

Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах – Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания,… Для древней философии характерно развитие в рамках определенных систем и школ.… Представители данного учения ограничивали первоначало всего сущего лишь вещественными, материальными сущностями,…

Философия Древнего Китая

Начало китайской философской мысли связывают с древними мифами, представляющими собой совокупность взглядов на мир: природу, общество, человека. В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: вода, огонь, дерево, металл,… Вместе с тем появляется идея о противоположных началах в виде представления о двух непримиримых и в то же время…

Античная философия

 

 

Мировоззрение и культура античности

Античность отличается от Востока тем, что здесь с самого начала знали, что люди неравны. К дорогому рабу относятся хорошо, берегут. Дешевого раба… Загадка античности заключается в том, что на основе примитивного производства… Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». О философских воззрениях…

Милетская школа

Фалес Фалес из Милета (ок. 625–547 гг. до н. э.) – родоначальник европейской науки и… По свидетельствам Геродота и Диогена, Фалес приобрел славу своей практической рассудительностью и государственной…

Философская школа Пифагора

Пифагор (580–500 гг. до н. э.) отвергал материализм милетцев. Организовал школу, которую могли посещать женщины. Исходная позиция учения Пифагора –… Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого… Пифагорейцы одними из первых осмыслили значимость числа не только в конкретно‑научном, но и в философском…

Гераклит Эфесский

Гераклит из Эфеса (ок. 530–470 гг. до н. э.) великий диалектик античного мира. Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного… Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое… Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум обладает властной силой управления всем…

Ксенофан и элеаты

Ксенофан из Колофона (ок. 570–478 гг. до н. э.) – путешественник, поэт, философ. Ксенофана принято считать основателем школы элеатов, однако… Центральной темой его лирической поэзии была критика представлений… Ксенофан демифологизирует и различные объяснения природных феноменов. Так, богиня Ирида (радуга) – «на самом деле…

Элейская школа

Парменид Парменид (кон. VI‑cep. V в. до н. э.) – философ и политический деятель,… Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, символизирующей Истину. Она говорит Пармениду: «Необходимо, чтобы…

Учения Эмпедокла

Эмпедокл (ок. 490‑ок. 430 гг. до н. э.) родом из Агригенте, поэт, философ, демократ. Оказал воздействие на всю направленность научного и… В своей трактовке бытия Эмпедокл берет исходным пунктом тезис Парменида,… В воззрениях на познание Эмпедокл во многом примыкает к элеатам: говорит о несовершенстве чувств и в вопросах истины…

Учения Анаксагора

Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 гг. до н. э.) первым ученым‑профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V… Анаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. Он… Разум, как понимал его Анаксагор, есть всеведущая и движущая сила, приводящая стихии в определенное устройство.

Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей – их множеству, движению и изменению. «Атом» –… Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими… Все вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В…

Софистика

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В… В V веке до н. э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену… Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности или искусного в какой‑либо…

Субъективистско‑антропологическая тенденция Сократа

Произошел переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех ее многообразиях. В философии возникает… Сократ (470–399 гг. до н. э.) стремится понять мир, двигаясь не от событий к… Сократ верил, что если человек знает, что хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет…

Учения Платона

Учение Платона о бытии, душе и познании Платон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал… Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа…

Философия Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – мыслитель‑энциклопедист – оставил сочинения по всем важным областям знания. Научная деятельность… Совместно с учениками он систематизировал науки, выделил для каждой из них… Теоретические науки:

Эпикуреизм, кинизм, стоицизм

Важнейшие философские течения эпохи эллинизма – эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Эпикуреизм. Эпикур (341–270 гг. до н. э.) разделял свое учение на три части:… Кинизм. Киники пытались не только разработать собственный взгляд на мир, но и испытать на себе те же взгляды, которые…

Великие стоики

Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена… Главной частью учения стоиков была их этика, центральным понятием которой… Добродетель – это воля. Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом, а…

Средневековая философия

 

 

Учения Блаженного Августина

Учение о бытии. Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее… Августин (354–430) – выдающийся мыслитель, заложивший своими многочисленными… По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло – не…

Философия Аристотеля и Авиценны

Расцвету схоластики в Западной Европе в XIII веке предшествовало прогрессивное развитие арабской, среднеазиатской и еврейской философии. Поворотным… Авиценна. Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина (ок. 980‑1037)… Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной…

Аверроэс, Маймонид

Аверроэс – арабский философ Ибн Рушд (1126–1198), представитель восточного аристотелизма, автор философских и медицинских трудов. Он разграничивал… Абстрактный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рассматривается… Маймонид (Моисей бен‑Маймун, 1135–1204) – один из крупнейших еврейских мыслителей Средневековья – стремился…

Идеи Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225/26‑1274) – центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор… Исходным принципом в учении Фомы Аквинского является божественное откровение:… Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего.…

Номиналисты и реалисты в философии Средневековья

Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе… Номиналисты считали, что общие понятия – только имена; они не обладают никаким… Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на…

Позднее Средневековье

Роджер Бэкон Роджер Бэкон (1214–1292) внес существенный вклад в развитие естествознания и… Отвергнув догмы, основанные на преклонении перед авторитетами и схоластическими умозрениями, он призывал к опытному…

Номинализм в позднем Средневековье

Расцвет номинализма приходится на XIII–XIV века. Главные представители – Уильям Оккам (ок. 1285–1349), Жан Буридан (ок. 1300‑ок. 1358),… В номинализме определяющее значение получает идея божественного всемогущества,… Номиналисты дают свою интерпретацию учения Аристотеля о первичной сущности как единичном. Согласно

Теоцентризм и основные направления средневековой философии

Специфической чертой Средневековья был теоцентризм – идея, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является Бог, а не природа. В… Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (бытия), а идея… В средневековой философии выделяют два основных направления – патристику и схоластику.

Философия нового времени

 

 

Антропоцентризм эпохи Возрождения

В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе… Николай Кузанский (1401–1464) – кардинал. Развил теорию предельного перехода,… Марсилино Фичино (1433–1499) возглавлял во Флоренции академию Платона, которого почитали наравне с Христом. В академии…

Становление науки Нового времени

В XVII веке происходило крушение средневековой картины мира, которое началось с изменения отношения к природе. Ее стали рассматривать как объект… В XVII веке появилась другая форма мыслительной познавательной деятельности. С… В период Нового времени возникает выдающееся учение Рене Декарта, согласно которому животные не обладают душой, а все…

Эмпиризм

Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для процесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума. Данная философская… В своих исследованиях он обратил внимание на необходимость наблюдений и опытов… Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину «естественной» философии, которая базируется на опытном сознании.…

Философия от Декарта до Гольбаха

Рене Декарт Рене Декарт (1596–1650) – французский математик и философ. Сводил роль опыта к… Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из наличия в человеческом уме…

Философия XVIII–XIX веков

 

 

Просвещение и романтизм

Просвещение – философское направление, возникшее в Англии и Франции (Д. Локк, В. Руссо, Д. Дидро, Ж.‑Ж. Руссо). В эпоху Просвещения главная роль отводилась науке. Человек изучался как… Суть просвещения в объединении идей, касающихся общественного устройства, морали, науки, культуры. Возникли идеи…

Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков

 

Немецкая классическая философия – этап развития философии, представленный следующими течениями.

1. Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего субъекта – главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (индивидуально‑психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения человека как такового).

2. Субъективно‑идеалистическое течение (Фихте) предполагает наличие некоего абсолютного субъекта, который наделяется бесконечной активной деятельностью и который творит мир. Исходная «Я» – нравственная деятельность сознания. Из него вытекает отдельное «Я» – ограниченный человеческий субъект, которому противостоит природа. Разумное познание, по Фихте, происходит через непосредственное созерцание истины умом, или «интеллектуальную интуицию». В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в которой видит не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости.

3. Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Шеллинг стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель доказывал, что происхождение многого из единого является предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой – понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие.

4. Материализм (Фейербах) возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре внимания Фейербаха – человек как единство души и тела. Критикуя абстрактное мышление, Фейербах полагает, что только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Фейербах отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума.

Философия Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии. Достоверность научного знания Кант обосновывает как объективное знание. Объективность отождествляется с всеобщностью и необходимостью, то есть для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания, согласно Канту, обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надиндивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные, доопытные формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка.

Пространство и время, согласно Канту, – это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а, напротив, – субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство – это врожденная, доопытная, форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время – это врожденная форма внутреннего чувства (или внутреннего созерцания). Рассудок – это познавательная способность, мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка понятия и категории конструктируют предмет, поэтому и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать только то, что сами создали, считает И. Кант.

Итак, рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы, таким образом, обусловливает объективность знания. Что же тогда создает возможность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это сведено с особенностями субъекта.

Теорию познания Кантаможно представить следующим образом: существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоянием сознания субъекта, и он может делать о них определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл «явлениями». Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может.

Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром «явлений». Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, умопостигаемый мир, может быть доступно только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями, а идеи – это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Доказательством того, что идее разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антимониях разума. Антимонии – это противоречивые, взаимоисключающие положения. Антимонии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мере опыта, а о мире «вещей самих по себе». Мир «вещей самих по себе» закрыт для теоретического разума, науки. Однако это не значит, что этот мир недоступен человеку. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, так как его главное назначение – руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является воля, которая определяется не внешними причинами, природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой.

Философия Иоганна Готлиба Фихте

И. Г. Фихте (1762–1814) ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, «вещей в себе» и «явлений». Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам устанавливает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума свободы он стремится вывести и теоретический разум познания природы. Познание в системе Фихте представляет собой лишь подчиненный момент единого, практически нравственного действия, и философская система Фихте строится на признании активной практически деятельной сущности человека. Фихте стремится найти общее основание для духовного мира «Я» и окружающего человека внешнего мира, пытается обосновать существование и дать определения всем «не Я».

Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно‑деятельного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего‑то другого, а именно – для того, чтобы создать возможность самореализации «Я». С одной стороны, «Я» – это конкретный индивид, с присущими ему волей и мышлением, а с другой стороны, «Я» – это человечество в целом, то есть абсолютное «Я». Взаимоотношения индивидуального «Я» и абсолютного «Я» характеризует, по Фихте, процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное «Я», по Фихте, то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Идеал всего движения, развития состоит в достижении совпадения индивидуального и абсолютного «Я», но достижение этого идеала полностью невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, которая, по Фихте, абсолютна. А потому и вся человеческая история – лишь приближение к идеалу.

Фихте обосновывал существование всех «не Я» правовым принципом признания «Я»: гражданин государства признает существование других «Я». Наличие множества свободных индивидов служило, по Фихте, условием возможности существования самого «Я» как разумного, свободного существа.

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) развил идеи Фихте. В его учении преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъективного, деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, то есть тождестве субъекта и объекта. Абсолютный объект, связанный у Фихте с индивидуальным «Я», в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» их обоих.

Шеллинг рассматривал возникновение таких определений как «творческий акт», который является предметом особого рода иррационального познания интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна всем смертным, а дана только особо одаренным людям, гениям. Интеллектуальная интуиция, по Шеллингу, – высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно само развертывание тождества.

Шеллинг стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. Он пытался изучить природу с точки зрения развития от простого к сложному. У него природа развивается от неорганического мира к органическому. Шеллинг полагал, что природа представляет собой не просто объект, а носитель бессознательной жизни разума. Он опирается на диалектический метод познания и разрабатывает диалектическую картину мира. Шеллинг подчеркивает целесообразность в основе жизни.

Мировая душа обеспечивает единство природы и ее целесообразность в развитии. В природе происходит борьба противоположных сил. В натурфилософии Шеллинга была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизывающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений.

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

Г. Гегель (1770–1831) пытается разрешить проблему тождества субъекта и объекта, мышления и бытия на основе обоснования тождества индивидуального и абсолютного «Я». Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории. В процессе воспитания и образования каждый человек, по мнению Гегеля, становится способен посмотреть на мир и на себя сточки зрения завершившийся мировой истории, «мирового духа». Поэтому противоположность субъекта и объекта снимается и достигается абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Движение сознания, по Гегелю, – это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себя все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком, уровне.

Первая ступень – сознание: на этой ступени предмет противостоит человеку «Я» как внешняя данность; сознание является созерцающим (чувственные восприятия, формы рассудка). Вторая ступень – самосознание: сознание практически действующее, желающее и стремящееся. Высшая ступень – «дух»: сознание постигает духовную реальность мира и себя как выражение этой реальности.

С каждой из этих ступеней развития индивидуального сознания соотносятся определенные ступени и формы развития человеческой культуры, духовной жизни: мораль, наука, право, религия и др.

Гегель стремился охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким понятием является для Гегеля «Абсолютная идея» – это разум, мышление, разумное мышление.

В процессе саморазвития «Абсолютная идея» проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Основой самораскрытия «Абсолютной идеи» является логика – научно‑теоретическое осознание «Абсолютной идеи». Необходимым средством развития «Абсолютной идеи» выступает природа, которую Бог создал с той целью, чтобы из нее возникли человек и человеческий дух.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.

1. Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом и определяется через его свойство. Количество – внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например: дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше. Мера – единство качественной и количественной определенности предмета.

Качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.

2. Закон о взаимопроникновении противоположностей . Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество выражает равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность – взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состояние непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга.

3. Закон отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития .

Отрицание – единство трех основных моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития, которую Гегель связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Философия Людвига Андреаса Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872) был первым немецким философом, подвергшим развернутой критике идеализм. Он говорил, что в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Первейшая задача философии – критика и разоблачение религии. Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение Бога, а часть вечной природы. Материализм Фейербаха неслучайно трактуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма XVIII века, так как не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а, скорее, как организм.

В центре внимания Фейербаха – не отвлеченное понятие души и тела, а человек как психофизическое единство. Дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа трактуется преимущественно биологически. В теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Антропологический материализм Фейербаха возникает как реакция на идеализм и, прежде всего, на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единым было утрировано. Фейербах встал на защиту природно‑биологического начала в человеке.

Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841 году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Он пишет, что его первой мыслью был Бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек. Теизм неприемлем, ибо не Бог творит человека, а человек создает Бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религией божественное существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса

Карл Маркс (1818–1883) и ФридрихЭнгельс (1820–1895) считали человека частью природы и ее продуктом. Специфичность бытия человека, отличие человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе проявляются в труде. Человек имеет дело не только с предметами природы, он обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности.

Одно из важнейших открытий, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом, – материалистическое понимание истории. Идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности, они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены только тогда, когда в этой реальности создаются благоприятные возможности.

На основе материалистической концепции истории Маркс и Энгельс сформировали учение об идеологии. Идеология отражает действительные противоречия исторического процесса, но в тех их проявлениях, когда господствует отчуждение, когда действительные отношения переворачиваются с ног на голову.

Главный фундаментальный принцип философской системы Маркса и Энгельса – принцип практики. Практика – это процесс труда в единстве социально‑исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.

Цель познавательных усилий – достижение истины. Истина – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности. Маркс и Энгельс

учили, что любая истина объективна. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.

Практическая проверка истинности знаний может носить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знаний, которые требуют проверки. Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент. Эксперимент – форма материального взаимодействия вещей, при котором они искусственно становятся человеком в определенные взаимоотношения, и на основе этих взаимоотношений выявляются их те или иные свойства.

 

Постклассическая западноевропейская философия XIX–XX веков

 

Постклассическая философия XIX века – этап развития философской мысли, непосредственно предшествующий современной философии.

Одной из основных характеристик этого периода философии стал иррационализм – представление о том, что решающий фактор в познании, поведении людей, мировоззрении и истории не разум, не рациональное начало, а иррациональное (бессознательное).

Центральными аспектами духовной жизни становятся воля, чувство, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт и т. п. Представители иррационализма – А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др.

Другое влиятельное философское направление данного периода – позитивизм: источником подлинного (положительного), «позитивного» знания служат отдельные конкретные (эмпирические) науки.

Философия не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основатель позитивизма – Огюст Конт. Позитивизм выразил стремление усилить эмпирико‑научный аспект философии вплоть до растворения ее в «позитивных» науках. Собственно философский предмет и метод исследования позитивисты подменили конкретно‑научным. Они отрицали весь предшествующий период развития философии и сводили ее к конкретным наукам. Вообще позитивизм возник как негативная реакция на гегелевскую философию, с ее спекулятивностью, отрывом от фактической реальности.

К иррационализму по идейному содержанию близка философия жизни – философское направление конца XIX‑начала XX века. Основное понятие и предмет философии это направление видело в понятии «жизнь».

Жизнь – это органическая целостность и творческая динамика бытия. Представителями данного философского направления являются Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, 0. Шпенглер. Жизнь находится в процессе непрерывного становления. Ее нельзя познать рациональными, односторонними методами науки. Жизнь для человека – предмет переживания. Неуправляемость жизни не становится фактором пассивности человека. Он стремится выйти за границы своего бытия, прежде всего социального, возвыситься над собственной судьбой.

 

Философия А. Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет… Особенность его учения – волюнтаризм. Воля – это начало любого бытия, она… Интересы воли – это практические интересы, в удовлетворении этих интересов и состоит цель науки. Совершенным познанием…

Философия С. Кьеркегора

Серен Кьеркегор (1813–1855) – датский философ, предшественник экзистенциализма. Основная позиция философии Кьеркегора – абсолютная свобода личности. Он… Свобода – это свобода решения выбора «или – или». Сделав выбор, «душа остается наедине с собой, уединяется от всего…

Философия Ф. Ницше

Фридрих Ницше (1844–1900) рассматривается как предтеча философии жизни. Центральной для него является проблема воли. Ницше видел средство спасения… В этических вопросах Ницше занимает позицию нигилизма. Мораль выступает как… Субъектом морали выступает сверхчеловек как определенный тип людей, а также как высший биологический тип, который…

Позитивизм О. Конта

Огюст Конт (1798–1857) – основатель позитивизма – философского течения, утверждающего, что позитивное знание может быть получено как результат… Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и… Он придерживался взгляда на общество как такой организм, развитие которого определяется формами мышления. Общество…

Философия прагматизма Чарлза Пирса

Прагматизм (от греч. pragma – «дело», «действие») – направление в философской мысли, которое считает, что философия должна иметь практическую… Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914) – основоположник прагматизма, крупнейший… Предпосылка теории прагматизма – понятие веры. Пирс считал, что вера – это осознанная, выработанная у человека…

Философская антропология Макса Шелера

Макс Шелер (1874–1928) – немецкий философ. Он полагал, что определение личности через разум обезличивает человека. Разум и деятельность у людей… Религиозное знание (знание о спасении души и Высшем существе) важнее всех…  

Философия западного экзистенциализма

Экзистенциализм – философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование. Экзистенциализм (от нем. existieren и франц. exister – «существовать») –… Развитие экзистенциализма связано с именами М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии,Ж.‑П. Сартра и А. Камю во…

Становление русской философии

В русской философии воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Философские… С принятием христианства на Руси в мировоззренческом отношении монопольное… Процессы освобождения от религиозного контроля общественной жизни, начатые Петром I, привели к тому, что русская…

Идеи западноевропейской философии в России

Освобождение России от религиозного контроля, начатое Петром I, привело к тому, что русская философская мысль стала развиваться в тесной связи с… Русские философы использовали мыслительный материал, возникший на более… • теории естественного права и договорного происхождения государства, принятые в России задолго до постановки задач…

Философско‑социальные теории

Стремление к преодолению отсталости, борьба за уничтожение крепостничества, а затем и самодержавия, растянувшаяся на многие годы, обусловили тесную… Русская философская литература была насыщена полемикой, острой критикой… Философия, отрешенная от жизни и замкнутая в умозрительных конструкциях, в России не могла рассчитывать на успех.…

Русские просветители второй половины XVIII века

Для понимания философского процесса в России в содержательном плане большое значение имеет прослеживание концепции и проблем, последовательно… Наивысшего своего развития, становления своих течений и школ, выхода на… Русские просветители второй половины XVIII века (А. Н. Радищев, Я. П. Козельский, Д. С. Аничков, И. А. Третьяков, С.…

Западники и славянофилы

XIX век – новый, значительный этап развития русской философии. Высшей точкой развития русской общественной мысли в первой четверти XIX века были… Развитие философии в последекабристский период прошло под воздействием диалога… Среди западников наиболее выдающимся и уникальным мыслителем был декабрист П. Я. Чаадаев (1794–1856). Его первое…

Русская философия XX века

Русская философия XX века, испытав несомненный взлет в начале века, после революции 1917 года постепенно утратила национальное своеобразие,… Идеалистическими направлениями русской философии XX века культивировались не… Как материалистические, так и идеалистические течения русской философии были философией жизни. Для них характерно…

Философия неопозитивизма и постмодерна XX века

Неопозитивизм (20‑е годы XX века) фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между… Все высказывания неопозитивисты делят на логико‑математические… Дальнейшее развитие этой концепции связано с «философией лингвистического анализа». Ее автор, австрийский философ…

Общая и социальная философия

 

 

Понятие бытия

Понятие «бытие» объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и… Бытие вещей. «Первая» природа существует до, вне и совершенно независимо от… Человек, не удовлетворенный тем, что ему дает «первая» природа, соединяя свой труд с веществом природы, создает…

Пространство и время

Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временными свойствами. Пространство… В истории философии существуют различные концепции пространства и времени. Их… Реляционная концепция (Лейбниц) заключается в том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и…

Сознание

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь… Сознание – сложное системное образование, совокупность весьма разнородных… Многообразие отдельных состояний сознания образует еще одну группу его значений.

Гносеология

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и… Существуют два основных подхода к проблеме познания. 1. Гносеологический оптимизм, сторонники которого признают, что мир познаваем независимо от того, можем ли мы на…

Общество и его структура

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество – форма существования бытия, обладающая внутренней структурой,… В обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности:…

Государство как форма общественной власти

Общественная власть – это особое воплощение воли, отчуждение от сообщества людей их самостоятельности в выборе целей и средств их достижения и… Государство – это правовая общественная власть, опирающаяся на материальную… Основная функция государства – поддержание нормальных условий для хозяйственной жизни. Для этого общество в лице…

Национальное государство современного типа

Современное национальное государство – это политическая система, получившая наибольшее распространение, независимо от идеологий и цивилизаций, на… Формирование новой политической системы прошло через два основных этапа: 1) этап абсолютных монархий, наиболее характерным образцом которых была монархия во Франции. Ее дух выразился в…

Философия морали

Философия морали – это область размышлений, предметом которой являются мораль, этика (как теория морали) и нравственность (как нормативная и… Мораль (нравственность, от лат. Moralis – нравственный, mores – нравы) –… В человеческом обществе мораль выступает в качестве «неписанного закона», реализуя свою регулятивную функцию…

Информационные процессы в современном обществе

В современном мире все более актуальным становится лозунг: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Положение человека в системе информационных потоков становится все более… Современный человек большую часть знаний получает из ежедневно обрушивающегося на него обильного и беспорядочного…

Понятие прогресса в обществе

Долгое время западное общество находилось на индустриальной стадии развития, где господствовала линейно‑поступательная концепция общественного… С переходом на постиндустриальную стадию западное общество классического… Сегодня мировая общественная мысль приходит к убеждению, что понимание общественного прогресса должно включать в себя…

Исторические формы отношений человека и природы

В античной философии природа воспринималась как полнота бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной, упорядочивающей деятельности… В средневековой христианизированной философии получает развитие концепция,… Возрождение выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы. Возрожденческие философы их…

Проблема «человек‑природа» в условиях НТР

Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Главное содержание трудовой деятельности образуют… В ней главное место занимают орудия труда как мера развития рабочей силы,… В своем историческом развитии ручные орудия труда, инструменты воздействия человека на природный материал постепенно…

Общество и природа: на пороге катастрофы

Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, передает ее в наследство будущим поколениям.… Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития… По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (сегодняшнее население Земли – около 6…

Список использованной литературы

 

Адо П. Что такое античная философия. – М., 1999.

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник – М., 1998.

Введение в философию / Под ред. акад. Ф. С. Файзуллина. – Уфа, 1996.

Григорьева Т. П. Дао и логос (Встреча культур). – М., 1992.

Двадцать лекций по философии / Под ред. Н. Я. Лойфмана. – Екатеринбург, 2001.

Емельянов Б. В., Лазарева Н. М. Проблема человека в философии: история и основные понятия. – Екатеринбург, 1994.

Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков. – М., 2002.

Канке В. А. Философия. – М., 2003.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

Радугин А. А. Философия. – М., 1999.

Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1994.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Пертополис, 1994.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов н/Д, 1995.

Соколов В. В. Европейская философия XV–XVII веков: Учеб. пособ. – М., 1984.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М., 2007.

Философия: Учебное пособие / Под ред. Н. П. Маховой. – Омск, 2008.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев. – М., 1983.

Хапчаев И. А. Основы философии. – Пятигорск, 1997.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

 

– Конец работы –

Используемые теги: Философия, Конспект, лекций0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия: Конспект лекций

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу Архитектурное материаловедение Конспект лекций по курсу Архитектурное материаловедение
ФГОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ Архитектуры и искусств... КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО строительных ДИСЦИПЛИН...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Психиатрия. Конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 1. Общая психопатология Психиатрия: конспект лекций
Психиатрия конспект лекций... Текст предоставлен литагентом http litres ru...

Конспект лекций по дисциплине Экономика недвижимости: конспект лекций
Государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уральский государственный экономический университет...

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Психодиагностика. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Истоки психодиагностики Психодиагностика: конспект лекций
Психодиагностика конспект лекций... А С Лучинин...

Философия. Конспект лекций
Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия". Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности. Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов....

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Философия - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ для студентов
Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов всех специальностей и форм обучения...

Конспекты лекций ФИЛОСОФИЯ
На сайте allrefs.net читайте: Конспекты лекций.

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам