Общество и его структура - Конспект Лекций, раздел Философия, Философия: Конспект лекций
Общество – Система Деятельности И Жизни Люде...
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Общество – форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
В обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно‑экономическая, социально‑бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Экономическая сферавключает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляются взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.
Социальная сфера– это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.
Речь идет о создании условий производственной деятельности, об обеспечении необходимого уровня жизни, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым членом общества своего права на труд, при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ.
Политическая сферажизни общества – сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.
Духовная сфера –это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т. д.) потребности людей.
Понятие человеческого общества
Общество – это совокупность индивидов, взаимодействующих между собой и находящихся в определенных связи и отношениях.
Человеческое общество – это единый социальный организм, главными элементами которого являются люди, формы их совместной деятельности, прежде всего, труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т. д. Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все человечество в его истории и перспективе.
Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д.
Социальная среда – это окружающий человека социальный мир, включающий в себя материальные и идеальные условия становления, существования и развития людей. К основным компонентам социального мира относят: общественные условия жизни людей, социальные действия людей, их отношения в процессе совместной деятельности; социальные общности, в которые они объединяются. Социальная среда задана человеку культурно‑исторически.
Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основными элементами социальной структуры общества являются: классы, страты, сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях), городское и сельское население, представители физического и умственного труда, социально‑демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности.
Классовая дифференциация общества
Классовый подход по отношению к социальной сфере современного человеческого общества распространен в марксистской философии.
Основная идея классового подхода: все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников), зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба.
Классы являются определяющим элементом социальной структуры общества. Платон и Аристотель, описывая различные сословия, классы, считали, что классы даны от природы либо установлены Богом, и поэтому люди отличаются от природы: одни способны начальствовать, а другие – быть земледельцами и мастеровыми. А. Смит и Д. Рикардо предложили распределительную теорию классов, суть которой сводится к следующему: различие между классами обусловлено источниками их дохода: капиталисты получают прибыль, землевладельцы – ренту, рабочие – заработную плату. Ряд мыслителей усматривают причину возникновения классов в насилии, грабеже.
Существование классов связано с развитием материального производства, в котором заключаются главные причины разделения труда, распределения продуктов труда и деления общества на классы.
Фундаментальной причиной классовой дифференциации являются базисные отношения собственности на средства производства: «От отношений собственности на средства производства зависят и роль классов в общественной организации труда, и способы получения и размеры доли общественного богатства» (В. Ленин).
В целостной структуре классового общества можно выделить следующие отношения:
• к собственности на средства производства, что определяет обмен, распределение и потребление (экономические отношения);
• к государственной власти и управлению (политические отношения);
• к правопорядку (правовые отношения);
• к реализации нравственных норм (нравственные отношения);
• к созданию и потреблению художественных ценностей (эстетические отношения).
Стратификационный подход к социальной сфере общества
Стратификационный подход характерен для западной философии.
Идея стратификационного подхода такова: общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и других, взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой.
Важное место в современной западной социологии занимает теория «среднего класса», к которому относится обладающее достаточным уровнем дохода большинство трудящихся. Поскольку многие классы и слои как бы постепенно растворяются в среднем классе, то утрачивается антагонизм, возникает почва для сотрудничества и партнерства внутри общества.
Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т. д.). Это основа нормального существования общества. Низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. Высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.
Среди социально мобильных обществ Запада выделяют:
• страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия;
• страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания;
• страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания.
В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе.
Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Общество и его структура
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Возникновение философии и становление ее предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин
Предмет философии
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе з
Основные функции философии
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что филосо
Философия как мировоззренческое знание
Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия – само‑обращенность). Но ведь
Мировоззрение как философское понятие
Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это поняти
Формы мировоззрения
Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир
Основной вопрос философии: бытие и сознание
Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Понятия «бытие»‑«природа»‑«материя» и «дух»
Онтологическая сторона основного вопроса философии
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:
1. Материализм (основатель Демокрит) – напра
Гносеологическая сторона основного вопроса философии
При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:
• эмпиризм (сенсуализм);
• рационализм;
Мифология как начальная форма мировоззрения
На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, существовала мифология.
Мифология – результат наст
Учения Древней Индии
Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах – Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философски
Философия Древнего Китая
Начало китайской философской мысли связывают с древними мифами, представляющими собой совокупность взглядов на мир: природу, общество, человека.
В «Книге истории» говорится
Мировоззрение и культура античности
Античность отличается от Востока тем, что здесь с самого начала знали, что люди неравны. К дорогому рабу относятся хорошо, берегут. Дешевого раба можно истязать или убить. Раб – тел
Милетская школа
Фалес
Фалес из Милета (ок. 625–547 гг. до н. э.) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политик.
По свидетельствам Геродота и Диогена
Философская школа Пифагора
Пифагор (580–500 гг. до н. э.) отвергал материализм милетцев. Организовал школу, которую могли посещать женщины. Исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – н
Гераклит Эфесский
Гераклит из Эфеса (ок. 530–470 гг. до н. э.) великий диалектик античного мира. Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знам
Ксенофан и элеаты
Ксенофан из Колофона (ок. 570–478 гг. до н. э.) – путешественник, поэт, философ. Ксенофана принято считать основателем школы элеатов, однако правильнее было бы называть его независи
Элейская школа
Парменид
Парменид (кон. VI‑cep. V в. до н. э.) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы.
Парменид вкладывает свое учение в уста не
Учения Эмпедокла
Эмпедокл (ок. 490‑ок. 430 гг. до н. э.) родом из Агригенте, поэт, философ, демократ. Оказал воздействие на всю направленность научного и философского мышления. Внес большой вк
Учения Анаксагора
Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 гг. до н. э.) первым ученым‑профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дот
Античная атомистика: Левкипп, Демокрит
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей – их множеству, движению и изменению. «Атом» – по‑гречески то, что не делится.
Софистика
В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями,
Субъективистско‑антропологическая тенденция Сократа
Произошел переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех ее многообразиях. В философии возникает субъективистско‑антропологическая тенденция. Основатель
Учения Платона
Учение Платона о бытии, душе и познании
Платон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение – академию. Платон считается основателем о
Философия Аристотеля
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – мыслитель‑энциклопедист – оставил сочинения по всем важным областям знания. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина антично
Эпикуреизм, кинизм, стоицизм
Важнейшие философские течения эпохи эллинизма – эпикуреизм, кинизм, стоицизм.
Эпикуреизм. Эпикур (341–270 гг. до н. э.) разделял свое учение на три части:
Великие стоики
Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философск
Учения Блаженного Августина
Учение о бытии. Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие,
Философия Аристотеля и Авиценны
Расцвету схоластики в Западной Европе в XIII веке предшествовало прогрессивное развитие арабской, среднеазиатской и еврейской философии. Поворотным пунктом в развитии философии этих
Аверроэс, Маймонид
Аверроэс – арабский философ Ибн Рушд (1126–1198), представитель восточного аристотелизма, автор философских и медицинских трудов. Он разграничивал рациональную рели
Идеи Фомы Аквинского
Фома Аквинский (1225/26‑1274) – центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики. Он коммен
Номиналисты и реалисты в философии Средневековья
Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Ск
Позднее Средневековье
Роджер Бэкон
Роджер Бэкон (1214–1292) внес существенный вклад в развитие естествознания и философии позднего Средневековья. Исходные принципы его философии состоят в том, ч
Номинализм в позднем Средневековье
Расцвет номинализма приходится на XIII–XIV века. Главные представители – Уильям Оккам (ок. 1285–1349), Жан Буридан (ок. 1300‑ок. 1358), Николай из Отрекура (ок. 1300‑пос
Теоцентризм и основные направления средневековой философии
Специфической чертой Средневековья был теоцентризм – идея, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является Бог, а не природа. В основе лежат два тесно переплетающихся
Антропоцентризм эпохи Возрождения
В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительн
Становление науки Нового времени
В XVII веке происходило крушение средневековой картины мира, которое началось с изменения отношения к природе. Ее стали рассматривать как объект пользы. Возникают различные новации
Эмпиризм
Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для процесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума. Данная философская концепция основу познания и критерий
Философия от Декарта до Гольбаха
Рене Декарт
Рене Декарт (1596–1650) – французский математик и философ. Сводил роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Источником познания и критерием
Просвещение и романтизм
Просвещение – философское направление, возникшее в Англии и Франции (Д. Локк, В. Руссо, Д. Дидро, Ж.‑Ж. Руссо).
В эпоху Просвещения главная роль отво
Философия А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разум
Философия С. Кьеркегора
Серен Кьеркегор (1813–1855) – датский философ, предшественник экзистенциализма.
Основная позиция философии Кьеркегора – абсолютная свобода личности. Он освобождал личность
Философия Ф. Ницше
Фридрих Ницше (1844–1900) рассматривается как предтеча философии жизни. Центральной для него является проблема воли. Ницше видел средство спасения жизни в «воли к власти». «Воля к в
Позитивизм О. Конта
Огюст Конт (1798–1857) – основатель позитивизма – философского течения, утверждающего, что позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) позн
Философия прагматизма Чарлза Пирса
Прагматизм (от греч. pragma – «дело», «действие») – направление в философской мысли, которое считает, что философия должна иметь практическую направленность.
Чарлз Сандерс
Философская антропология Макса Шелера
Макс Шелер (1874–1928) – немецкий философ. Он полагал, что определение личности через разум обезличивает человека. Разум и деятельность у людей слишком идентичны. Личность полнее оп
Философия западного экзистенциализма
Экзистенциализм – философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.
Экзистенциализм (от нем. existieren и франц. exister – «сущ
Становление русской философии
В русской философии воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Философские идеи русских мыслителей (Н. Бердяев,
Идеи западноевропейской философии в России
Освобождение России от религиозного контроля, начатое Петром I, привело к тому, что русская философская мысль стала развиваться в тесной связи с философией западноевропейских народо
Философско‑социальные теории
Стремление к преодолению отсталости, борьба за уничтожение крепостничества, а затем и самодержавия, растянувшаяся на многие годы, обусловили тесную связь философско‑социальных
Русские просветители второй половины XVIII века
Для понимания философского процесса в России в содержательном плане большое значение имеет прослеживание концепции и проблем, последовательно проходящих через несколько исторических
Западники и славянофилы
XIX век – новый, значительный этап развития русской философии. Высшей точкой развития русской общественной мысли в первой четверти XIX века были политические программы, философия и
Русская философия XX века
Русская философия XX века, испытав несомненный взлет в начале века, после революции 1917 года постепенно утратила национальное своеобразие, превратившись в интернациональную марксис
Философия неопозитивизма и постмодерна XX века
Неопозитивизм (20‑е годы XX века) фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таки
Понятие бытия
Понятие «бытие» объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Философия объединяет их в раз
Пространство и время
Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временными свойствами. Пространство характеризует протяженность, струк
Сознание
Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентац
Гносеология
Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.
Существуют
Государство как форма общественной власти
Общественная власть – это особое воплощение воли, отчуждение от сообщества людей их самостоятельности в выборе целей и средств их достижения и присвоение ее общественным учреждением
Национальное государство современного типа
Современное национальное государство – это политическая система, получившая наибольшее распространение, независимо от идеологий и цивилизаций, на нашей планете. В качестве политичес
Философия морали
Философия морали – это область размышлений, предметом которой являются мораль, этика (как теория морали) и нравственность (как нормативная и описательная этика). Ее
Информационные процессы в современном обществе
В современном мире все более актуальным становится лозунг: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Положение человека в системе информационных потоков становится все
Понятие прогресса в обществе
Долгое время западное общество находилось на индустриальной стадии развития, где господствовала линейно‑поступательная концепция общественного прогресса. Ее смысл заключался в
Исторические формы отношений человека и природы
В античной философии природа воспринималась как полнота бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной, упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). Считалось, что по св
Проблема «человек‑природа» в условиях НТР
Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Главное содержание трудовой деятельности образуют умственные процессы. Физическое н
Общество и природа: на пороге катастрофы
Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, передает ее в наследство будущим поколениям. Воздействие общества на природу об
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов