Общая характеристика и особенности средневековой философии

Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.

Философия Средневековья — своеобразный исторический тип философии. Она представлена множеством имен, различных школ и направлений. Вместе с тем она отличается рядом присущих ей в целом особенностей, как то:

· Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Философская культура средневековья базировалась на двух основных источниках. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее неоплатоновской традиции. Второй источник – Священное Писание;

· Священное Писание христиан – Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов. Большинство книг Ветхого Завета составлено с VII по III век до н.э. К началу II в.н.э. к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета (четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; книги Деяний святых Апостолов и Посланий Апостолов; завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова. Эту книгу часто называют Апокалипсисом (от греч. «откровение»). Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции;

· В основе философии и культуры Средних веков лежит библейский текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации.

· Христианство привнесло в философский дискурс новые идеи: 1) представление о Боге как Личности и Творце; 2) линейности истории; 3) человека как центре всего мироздания; 4) двух центров власти – мирской и церковной;

· Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма.

Теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания помещается теология — «наука» о Боге; ниже ее — находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные науки. Идея творения лежала в основе онтологии христианской философии

Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

В развитии средневековой философии выделяют патристику и схоластику